Концерт для фортепиано № 2 фа мажор, Op. 102, автор Дмитрий Шостакович был написан в 1957 году к 19-летию со дня рождения его сына Максима. Премьера пьесы состоялась во время учебы в Московской консерватории. Этот фортепианный концерт задумывался как последнее сочинение для фортепиано. Он содержит много элементов, похожих на его другое сочинение, Концертино для двух фортепиано. Оба они были написаны, чтобы быть доступными для молодых пианистов. Это необычно веселое произведение, гораздо более веселое, чем большинство работ Шостаковича.
Произведение оценивается для соло фортепиано, трех флейт (третье удвоение пикколо ), двух гобоев, два кларнета, два фагота, четыре рожка, литавры, малый барабан и strings.
Концерт длится около 20 минут и состоит из трех частей , вторая часть проигрывается attacca, таким образом, происходит прямое перемещение. в третью (хотя вторая часть действительно достигает приемлемого разрешения до минор, так что третья часть не является полностью необходимой для завершения музыки):
Этот концерт иногда называют одним из менее важных произведений композитора., особенно по сравнению с некоторыми симфониями и струнными квартетами. В письме к Эдисону Денисову в середине февраля 1957 года, буквально через неделю после того, как он закончил работу над ним, сам композитор писал, что произведение «не имеет выдающихся художественных достоинств». Было высказано предположение, что Шостакович хотел упредить критику, осудив саму работу (неоднократно подвергаясь официальной цензуре), и что этот комментарий на самом деле был насмешливым. В апреле 1957 года он и его сын исполнили аранжировку произведения для двух фортепиано из произведения для Министерства культуры, а затем его премьера была позже представлена публике в Московской консерватории.
Несмотря на явно упрощенный характер этого произведения. Концерт, публика всегда тепло относилась к нему, и он считается одним из самых популярных произведений Шостаковича. В 2017 году концерт был признан 19-м в Зале славы Classic FM.
Несмотря на отказ от концерта, композитор несколько раз исполнял его сам и записывал вместе с ним. с первым концертом. Оба звучат в быстром темпе, который редко встречается в современных записях. На третьей записи можно услышать, что некоторые отрывки, сыгранные Шостаковичем, были не такими чистыми, и это было признаком его ухудшающейся руки. В своих записях второй части Шостакович вносит небольшие вариации в некоторые отрывки, не записанные в партитуре. Некоторые примеры включают в себя повторяющийся аккорд, который Шостакович играет в 33-м такте, который из первой доли 34-го такта записывается как ничья в партитуре.
Собственный сын Максима, Дмитрий Максимович Шостакович, также записал пьесу с его отец дирижирует I Musici de Montreal. Идентичный своему знаменитому деду, Дмитрий младший также очень близко соответствует неистовой скорости и выражению лица своего деда.
Другие записи включают записи Леонарда Бернстайна в качестве солиста и дирижера Columbia Records, Марка-Андре Амлена для Hyperion Records и Дмитрий Алексеев с Ежи Максимюком дирижируют Английским камерным оркестром. Имеется запись этого концерта Оркестром Мариинского театра с солистом Денисом Мацуевым и Валерием Гергиевым в качестве дирижера.
In Фантазия 2000, Ефим Бронфман играет первую часть концерта (Аллегро) как рассказчик сказки «Стойкий оловянный солдатик » Ганса Христиана Андерсена. Бронфман также записал оба концерта с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром под управлением Эса-Пекка Салонен.
Концерт используется в двух разных балетах. Концерт Кеннета Макмиллана был впервые показан 30 ноября 1966 года в Немецкой опере в Берлине, а затем стал репертуаром Королевского балета Алексей Ратманский создал Concerto DSCH для New York City Ballet, премьера которого состоялась в 2008 году.