Эдисон Денисов

редактировать
Эдисон Денисов в Сортавале, лето 1975 г. Фото Дмитрия Смирнова.

Эдисон Васильевич Денисов (Русский : Эдисо́н Васи́льевич Дени́сов, 6 апреля 1929 - 24 ноября 1996) был русским композитором из так называемого «андеграунда », «альтернативного» или «нонконформистского» подразделения советской музыки.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Музыка
  • 3 Почести и награды
  • 4 Избранные произведения
  • 5 Источники
  • 6 Библиография
  • 7 Внешние ссылки

Биография

дом в Томске, где родился Денисов; видна мемориальная доска.

Денисов родился в Томске, Сибирь, в семье радиофизика, который дал ему очень необычное имя Эдисон в честь Томас Эдисон. Он изучал математику, прежде чем решил посвятить свою жизнь сочинительству. Это решение с энтузиазмом поддержал Дмитрий Шостакович, дав ему уроки композиции.

В 1951–56 Денисов учился в Московской консерватории : композицию у Виссариона Шебалина, оркестровку у Николая Ракова, анализ у Виктора Цуккермана и фортепиано у Владимира. Белов. В 1956–59 сочинил оперу «Иван-Солдат» (Иван-солдат) в трех действиях по мотивам русских народных сказок.

Он начал собственное исследование партитур, которые было трудно получить в СССР в то время, включая музыку композиторов от Малера и Дебюсси до Булез и Штокхаузен. Он написал серию статей, в которых подробно проанализировал различные аспекты современных композиционных приемов, и в то же время активно экспериментировал как композитор, пытаясь найти свой собственный путь.

После окончания Московской консерватории он преподавал там оркестровку, а затем и композицию. Среди его учеников были композиторы Дмитрий Смирнов, Елена Фирсова, Владимир Тарнопольский, Сергей Павленко, Иван Соколов, Юрий Каспаров, Дмитрий Капырин и Александр Щетинский. См.: Список студентов музыки по преподавателю: от C до F # Эдисон Денисов.

В 1979 году на Шестом съезде Союза советских композиторов он был занесен в черный список как один из «Семерка Хренникова »за несанкционированное участие в ряде фестивалей советской музыки на Западе.

Денисов стал лидером Ассоциации современной музыки, воссозданной в Москве в 1990 году. Позже он переехал во Францию ​​, где после несчастного случая и продолжительной болезни скончался в Париж госпиталь в 1996 году.

Музыка

Цикл Денисова для сопрано и камерного ансамбля Le soleil des Incas (1964), постановка стихов Габриэлы Мистраль и посвященная Пьеру Булезу, принесла ему международное признание после серии успешных исполнений работ в Дармштадте и Париже (1965). Игорю Стравинскому пьеса понравилась, он обнаружил «замечательный талант» ее композитора. Однако он подвергся резкой критике со стороны Союза советских композиторов за «западное влияние», «эрудицию вместо творчества» и «тотальный композиторский произвол» (Тихон Хренников ). После этого в Советском Союзе часто запрещали исполнение его произведений.

Позже он написал концерт для флейты для Орель Николе, концерт для скрипки Гидона Кремера, сочинения для гобоиста Хайнца Холлигера, кларнетиста Эдуард Бруннер и соната для альт-саксофона и фортепиано для Жан-Мари Лондэкс, которые стали очень популярны среди саксофонистов.

Его мрачный, но поразительный Реквием, устанавливающий многоязычный текст (английский, французский, немецкий и Latin ), основанный на произведениях немецкого писателя Франсиско Танцера, впервые был исполнен в Гамбурге в 1980 году.

Среди его основных работ - оперы L'écume des jours по Борису Виану (1981), Quatre Filles по Пабло Пикассо (1986) и балету Исповедь по Альфреду де Мюссе.

Почести и награды

Избранные произведения

  • 1956–1959 Солдат Иван (рус. : Иван-солдат опера в трех действиях по мотивам русских народных сказок
  • Соната 1958 для двух скрипок
  • 1960 Соната для Флейта и фортепиано
  • 1964 Le soleil des Incas (Солнце инков - Солнце инков), текст Габриэлы Мистраль для сопрано, флейты, гобоя, рожка, труба, два фортепиано, перкуссия, скрипка и виолончель
  • Итальянские песни 1964 г., текст Александра Блока для сопрано, флейты, валторны, скрипки и клавесина
  • 1966 г. Les Pleurs (Плачи - Плач), текст русских народных песен для сопрано, фортепиано и трех перкуссионистов
  • Ода 1968 года (памяти Че Гевары ) для кларнета, фортепиано и ударных
  • Романтическая музыка - Романтическая музыка 1968 года для гобоя, арфы и струнного трио
  • 1968 Осень (Осень) по Велемиру Хлебникову для тринадцати сольных голосов
  • 1969 Струнное трио
  • 1969 Духовой квинтет
  • 1969 Силуэты для флейты, двух фортепиано и ударных
  • 1969 Chant des Oiseaux (Пение птиц) для подготовленного фортепиано (или клавесина) и ленты
  • 1969 DSCH для кларнета, тромбона, виолончели и фортепиано
  • 1969 Пение птиц для фотоэлектронного синтезатора ANS
  • 1970 Две песни на стихи Ивана Бунина для сопрано и фортепиано
  • 1970 Peinture (Живопись — Пай) nting) для оркестра
  • 1970 Соната для альт-саксофона и фортепиано
  • Фортепианное трио 1971 года
  • Концерт для виолончели 1972 года
  • 1973 La vie en rouge (Жизнь в красном цвете — Жизнь в красном), текст Бориса Виана для голоса соло, флейты, кларнета, скрипки, виолончели, фортепиано и ударных
  • Концерт для фортепиано с оркестром 1974
  • 1974 Signes en blanc (Знаки на белом - Вздохи на белом) для фортепиано
  • 1975 Хоровая вариа для тромбона и фортепиано
  • Концерт для флейты 1975 года
  • 1977 Концерт для скрипки
  • 1977 Concerto Piccolo для саксофона и шести ударников
  • 1980 Реквием по литургическим текстам и стихам Франсиско Танцера для сопрано, тенора, смешанного хора и оркестра
  • 1981 L'écume des jours (Пена дней - Пена дней), опера по мотивам Бориса Виана
  • 1982 Tod ist ein langer Schlaf (Смерть — это долгий сон - Смерть - долгий сон) - Вариации на Гайдн <Канон 51>для виолончели с оркестром
  • 1982 Камерная симфония № 1
  • 1982 Концерт для фагота и виолончели и оркестр
  • 1983 Пять этюдов для сольного фагота
  • 1984 Исповедь (Исповедь), балет в трех действиях по Альфреду де Мюссе
  • 1985 Три картины по Пауля Клее для альта, гобоя, валторны, фортепиано, вибрафона и контрабаса
  • Quatre Filles 1986 года (Четыре девушки - Четыре девушки), опера в одном действии по мотивам Пабло Пикассо
  • Альт 1986 года Концерт
  • 1986 Концерт для гобоя
  • 1987 Симфония № 1
  • 1987 Кларнет-квинтет
  • 1989 Кларнет Концерт
  • 1989 Четыре стихотворения на G. de Нерваль для голоса, флейты и фортепиано
  • 1991 Концерт для гитары
  • 1992 История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа по Св. Матфею для баса, тенора, хор и оркестр
  • 1993 Соната для кларнета и фортепиано
  • 1993 Концерт для флейты, вибрафона, клавесина и струнного оркестра
  • 1993 Завершение Дебюсси ' s Opera Rodrigue et Chimène
  • 1994 Камерная симфония № 2
  • 1994 Соната для саксофона альт и ячейки o
  • 1995 Morning Dream на семь стихотворений Rose Ausländer для сопрано, смешанного хора и оркестра
  • 1995 Припевы для Медеи для хора и ансамбля
  • 1995 Завершение оперы-оратории Шуберта Lazarus oder Die Feier der Auferstehung (Лазарь и торжество Воскрешения) D689
  • 1995 Трио для флейты, фагота и фортепиано
  • 1995 Des ténèbres à la lumière (От заката к свету) для аккордеона. Издательство: Paris, Leduc, 1996. Dur. 15 '.
  • 1996 Симфония № 2 (март)
  • 1996 Три каденции для Концерта Моцарта для флейты и арфы (апрель – май)
  • 1996 Соната для двух флейт ( Май)
  • 1996 Концерт для флейты и кларнета с оркестром (июль)
  • 1996 Femme et oiseaux (Женщина и птицы) дань уважения Жоану Миро для фортепиано, струнные квартет и квартет деревянных духовых инструментов (июль – август)
  • 1996 Avant le coucher du soleil для альтовой флейты и вибрафона (последнее произведение, закончено 16 августа).

Список литературы

Библиография

  • Арменгауд Ж.-П. Entretiens avec Denisov, un Compositeur sous le régime soviétique. П., 1993 (на французском языке)
  • Холопов Ю., Ценова В. (1995). Эдисон Денисов. Harwood Academic publ. (на английском языке) || Эдисон Денисов - Русский голос в европейской новой музыке. Берлин: Кун. 2002. (на английском языке)
  • Юрий Холопов и Валерия Ценова: Эдисон Денисов - Русский голос в европейской новой музыке; Берлин, Кун, 2002 (на английском языке)
  • Холопов Ю., Ценова Б. (1993). Эдисон Денисов. М.: Композитор.
  • Брайан Люс: Свет из-за железного занавеса: антиколлективистский стиль в "Quatre Pièces pour Flûte et Piano" Эдисона Денисова; UMI, Ann Arbor, 2000 (на английском языке)
  • Питер Шмельц: Прослушивание, память и оттепель: неофициальная музыка и общество в Советском Союзе, 1956–1974, докторская диссертация, Калифорнийский университет (Ричард Тарускин, советник), 2002 (на английском языке)
  • Питер Шмельц: Такая свобода, если бы только мюзикл. Oxford University Press, 2009 (на английском языке)
  • Екатерина Купровская: Эдисон Денисов, монография. Aedam Musicae, 2017 (на французском языке)
  • Купровская Е. Мой муж Эдисон Денисов. - М.: Музыка, 2014
  • Ценова Б. Неизвестный Денисов. М., 1997
  • Шульгин Д. И. (1998). Признание Эдисона Денисова. М.: Композитор. Признание Эдисона Денисова (2-е изд.). М.: ИД «Композитор». 2004.
  • Свет. Добро. Вечность. Памяти Э. Денисова. Статьи. Воспоминания. Материалы. М. 1999 (на русском языке)

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-18 07:06:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте