Происхождение хуту, тутси и тва

редактировать

Происхождение людей хуту и тутси - это главный спорный вопрос в истории Руанды и Бурунди, а также региона Великих озер в Африке. Таким образом, отношения между двумя современными народами во многом проистекают из предполагаемого происхождения и притязаний на «руандийство». Самыми крупными конфликтами, связанными с этим вопросом, были геноцид в Руанде, геноцид в Бурунди и Первая и Вторая Конго войны.

угандийский ученый Махмуд Мамдани выделяет по крайней мере четыре различных основы для исследований, которые подтверждают «четкое различие между школами хуту и ​​тутси»: фенотип и генотип, культурная память жителей Руанды, археология и лингвистика.

Большинство тутси и хуту несут отцовскую гаплогруппу E1b1a, которая обычна среди населения банту.

Содержание
  • 1 Генетические исследования
    • 1.1 Y-ДНК (отцовская)
    • 1.2 Аутосомная ДНК (общая родословная)
  • 2 Антропологический аргумент
  • 3 Гипотеза миграции против гипотезы Хамита
  • 4 Twa
  • 5 Ссылки
Генетические исследования

В более поздних исследованиях упор делается на внешнем виде, таком как рост и нос ширина, в пользу изучения факторов крови, наличия серповидно-клеточного признака, лактоза непереносимость у взрослых и другие проявления генотипа. Excoffier et al. (1987) обнаружили, что тутси и хима, несмотря на то, что они окружены популяциями банту, «генетически ближе к кушитам и эфиосемитам».

Другое исследование пришло к выводу, что, в то время как серповидно-клеточный признак у руандийских хуту сравним с таковым у соседних народов, у руандийских тутси он практически отсутствует. Наличие серповидно-клеточного признака свидетельствует о выживании в присутствии малярии на протяжении многих веков, что предполагает различное происхождение. Поддерживают и региональные исследования способности переваривать лактозу. Способность переваривать лактозу среди взрослых широко распространена только среди живущих в пустынях кочевых групп, которые тысячелетиями зависели от молока. Три четверти взрослых тутси в Руанде и Бурунди обладают высокой способностью переваривать лактозу, в то время как только 5% взрослых жителей соседнего народа ши восточного Конго могут. Среди хуту каждый третий взрослый имеет высокую способность к перевариванию лактозы, что является удивительно высоким показателем для аграрного народа, что, по мнению Мамдани, может быть результатом многовековых браков с тутси.

Бетвелл Огот в ЮНЕСКО 1988 года. «General History» далее отмечает, что число скотоводов в Руанде резко возросло примерно в пятнадцатом веке. Хотя Луис и др. (2004) в более общем исследовании биаллельных маркеров во многих африканских странах обнаружили статистически значимое генетическое различие между тутси и хуту, общее различие было небольшим.

Y-ДНК (отцовская)

Современные генетические исследования Y-хромосомы обычно указывают на то, что тутси, как и хуту, в основном относятся к банту (60% E1b1a, 20% B, 4% E3 ). Отцовские генетические влияния, связанные с Африканским Рогом и Северной Африкой, немногочисленны (менее 3% E1b1b ) и приписываются гораздо более ранним обитателям, которые были ассимилированы. Однако тутси имеет значительно больше отцовских линий гаплогруппы B (14,9% B), чем у хуту (4,3% B).

Trombetta et al. (2015) обнаружили 22,2% E1b1b в небольшой выборке тутси из Бурунди, но не обнаружили носителей гаплогруппы среди местного населения хуту и ​​тва. Субклад принадлежал к разновидности M293, что предполагает, что предки тутси в этой области, возможно, ассимилировали некоторых южно-кушитских скотоводов.

Аутосомная ДНК (общее происхождение)

В целом, тутси, похоже, имеют близкое генетическое родство с соседними популяциями банту, особенно с хуту. Однако неясно, связано ли это сходство в первую очередь с обширным генетическим обменом между этими сообществами посредством смешанных браков, или же оно в конечном итоге происходит от общего происхождения:

[...] поколения потока генов стерли все ясное Между этими двумя народами банту, возможно, когда-то существовали физические различия, известные своим ростом, телосложением и чертами лица. Имея широкий спектр физических различий у народов, бельгийские власти в 1920-х годах законодательно установили этническую принадлежность на основе экономических критериев. Формальные и дискретные социальные подразделения, следовательно, были наложены на неоднозначные биологические различия. В некоторой степени проницаемость этих категорий в прошедшие десятилетия помогла материализовать биологические различия, создав более высокую элиту и более короткий низший класс, но не имеющий отношения к генофондам, существовавшим несколько столетий назад. Таким образом, социальные категории реальны, но генетическая дифференциация между хуту и ​​тутси практически не обнаруживается.

Tishkoff et al. (2009) обнаружили, что их смешанные образцы хуту и ​​тутси из Руанды имеют преимущественно происхождение от банту с незначительным потоком генов из афро-азиатских сообществ (56,9% афро-азиатских генов обнаружены в смешанном популяции хуту / тутси).

Антропологический аргумент

Хотя большинство сторонников теории миграции также являются сторонниками «хамитской теории», а именно того, что тутси пришли с Африканского Рога, более поздняя теория предполагала, что тутси вместо этого мигрировали из близлежащих внутренних районов Восточной Африки, и что физические различия были результатом естественного отбора в засушливом засушливом климате на протяжении тысячелетий. Среди наиболее подробных теорий была выдвинута теория, основанная на исследованиях факторов крови и археологии. Отмечая окаменелости высоких людей с узкими чертами лица несколько тысяч лет назад в Восточной Африке, включая такие места, как пещера Гэмблс в Кенийской рифтовой долине и ущелье Олдувай на севере Танзании, Иерно утверждает, что хотя миграция имела место, она не была столь драматичной, как предполагают некоторые источники. Он открыто нападает на хамитскую теорию о том, что мигранты из Эфиопии принесли цивилизацию другим африканцам.

Однако в свете недавних генетических исследований теория Иерно о происхождении тутси в Восточной Африке кажется сомнительной. Также было продемонстрировано, что тутси практически не имеют генетического влияния северо-востока Африки на их отцовскую линию. С другой стороны, в настоящее время нет данных о мтДНК тутси, которые могли бы пролить свет на их предысторию.

Руандийский миф о различии тутси и хуту был увековечен Колониальной администрацией Бельгии при помощи режиссера Хармэнда Денниса в 1930-е годы.

Гипотеза миграции против гипотезы Хамита

Колониальные ученые, которые основали сложные общества в Африке к югу от Сахары, разработали хамитскую гипотезу. Он продолжает отражаться в сегодняшних днях как внутри, так и за пределами академических кругов. Когда ученые разработали миграционную гипотезу происхождения тутси, которая отвергла хамитский тезис, идея о том, что тутси были цивилизованными инопланетными завоевателями, также была поставлена ​​под вопрос.

Одна школа мысли отметила, что приток скотоводов в пятнадцатом веке мог иметь место в течение длительного периода времени и быть мирным, а не внезапным и насильственным. Ключевое различие заключалось в том, что миграция - это не то же самое, что завоевание. Другие ученые не связывали приход тутси с развитием скотоводства и началом периода государственного строительства. Представляется очевидным, что скотоводство практиковалось в Руанде до иммиграции пятнадцатого века, в то время как даты образования государства и притока скотоводов не полностью совпадают. Таким образом, этот аргумент пытается преуменьшить важность миграций скотоводов.

Другие исследования указывают на то, что культурная передача может происходить без реальной миграции людей. Это поднимает вопрос о том, какая часть изменений в пятнадцатом и шестнадцатом веках была результатом притока людей, в отличие от того, что существующее население подверглось воздействию новых идей. Исследования, посвященные теме расовой чистоты, являются одними из самых противоречивых. Эти исследования указывают на то, что мигранты-скотоводы и руандийцы до миграции жили бок о бок на протяжении веков и практиковали широкие смешанные браки. Таким образом, ставится под сомнение представление о том, что нынешние руандийцы могут претендовать исключительно на родословную тутси или хуту.

Twa

Дополнительная информация: см. Twa и Great Lakes Twa

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-01 14:48:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте