Operation Transom

редактировать

Май 1944 г. Рейд британских и американских авианосцев на японские войска
Operation Transom
Часть Южно- Восточноазиатский театр Второй мировой войны
Черно-белый аэрофотоснимок гавани с поднимающимся из нескольких мест дымом . Сурабая во время атаки авианосца союзников
Дата17 мая 1944 г.
МестоСурабая, Голландская Ост-Индия 7 ° 12'40 "ю.ш. 112 ° 43'49" в.д. / 7,211035 ° ю.ш., 112,730260 ° в.д. / -7,211035; 112,730260 Координаты : 7 ° 12'40 ″ ю.ш. 112 ° 43'49 ″ в.д. / 7,211035 ° ю.ш., 112,730260 ° в.д. / -7,211035; 112.730260
РезультатПобеда союзников
Воюющие стороны
Соединенное Королевство. США. Австралия. Новая Зеландия. Нидерланды. Франция Япония
Командиры и лидеры
Соединенное Королевство Джеймс Сомервилль
Сила
76 самолетов. 2 авианосца. 3 линкора. 1 линейный крейсер. 6 крейсеров. 14 эсминцевЗенитные батареи
Жертвы и потери
Уничтожен 1 самолетСчета различаются

Операция Трансом была нападением союзных войск на удерживаемые японцами город Сурабая 17 мая 1944 г. во время Второй мировой войны. Он проводился под руководством Великобритании Восточным флотом, и в нем участвовали самолеты, запущенные с американских и британских авианосцев, нанося удары по городским докам и нефтеперерабатывающему заводу. Один американский бомбардировщик-торпедоносец был сбит.

Атака на Сурабаю была вторым и последним совместным налетом американо-британских авианосцев в Индийском океане в 1944 году. Оно было предпринято как отвлечение от высадки союзников на острове у Новой Гвинеи. в тот же день и использовать американский авианосец на его обратном рейсе в Тихий океан. Оценки масштабов ущерба, нанесенного союзниками, различаются между источниками; одни описывают результаты как скромные, другие - как значимые. Все согласны с тем, что операция предоставила британскому Королевскому флоту полезную информацию о тактике превосходных ВМС США. Атака не повлияла на развертывание японских военных.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Прелюдия
  • 3 Атака
  • 4 Последствия
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Цитаты
    • 5.2 Работы, к которым обращались за консультациями
Предпосылки

Японские войска вторглись и завоевали большую часть Голландской Ост-Индии в период с декабря 1941 по март 1942 года. Остров Ява находился под управлением Императорской армии Японии в период Японская оккупация Голландской Ост-Индии. Сурабая, которая находится на востоке Явы, во время оккупации была военно-морской базой и промышленным центром. Японские противолодочные силы, базировавшиеся в Сурабае, охотились на подводные лодки союзников, действовавшие в Яванском море. Нефтеперерабатывающий завод Вонокромо был важен для японцев и был единственным предприятием на Яве, производившим авиационное топливо. Защита города от воздушных атак во время операции «Транец» включала небольшое количество зенитных орудий, экипажи которых были недостаточно обучены.

Черно-белая фотография мужчин в военной форме на палубе авианосца Адмирал Джеймс Сомервилль обращается к экипажу USS Saratoga 3 апреля 1944 г.

На Каирской конференции, состоявшейся в ноябре 1943 г., руководство союзников согласилось с тем, что «основные усилия против Японии должны быть предприняты в Тихом океане», и что Индийский океан будет дополнительным театром. Также было решено, что любые наступательные операции, включая налеты авианосцев на театре военных действий, будут иметь целью «поддержание давления на противника, форсирование рассеивания его сил и достижение максимального истощения его воздуха и сил. военно-морские силы и судоходство ".

Британский Восточный флот, которым руководил адмирал Джеймс Сомервилль и базировался на Цейлоне, был сильно усилен в начале 1944 г. Авианосец HMS Illustrious, линкоры HMS Queen Elizabeth и Valiant и battlecruiser HMS Renown прибыл в январе, обеспечив флоту наступательные возможности. В течение года прибыло много других кораблей.

Также в начале 1944 года японские военные перебросили свою главную ударную военно-морскую силу, Объединенный флот, в Сингапур. Это изменение было внесено, чтобы эвакуировать флот с его баз в центральной части Тихого океана, которые теперь были уязвимы для американских атак, и сосредоточить его в месте с хорошей ремонтной базой и доступом к топливу. Японцы не собирались предпринимать масштабных атак в Индийском океане. Сомервиль полагал, что его силы не смогут противостоять Объединенному флоту, если он войдет в Индийский океан, и для защиты Цейлона были отправлены дополнительные авиационные подразделения. ВМС США также согласились временно перебросить авианосец USS Saratoga и три эсминца с Тихого океана для пополнения Восточного флота.

Саратога и ее эскорт присоединились к Восточный флот 27 марта 1944 года. Illustrious и Саратога в сопровождении большей части Восточного флота провели успешный воздушный налет на удерживаемый японцами остров Сабанг в голландской Ост-Индии 19 апреля в рамках Operation Cockpit.

Prelude

После операции Cockpit Саратога был направлен на возвращение в Соединенные Штаты для ремонта. Глава ВМС США адмирал Эрнест Кинг предложил адмиралу Луи Маунтбэттену, командующему Командованием Юго-Восточной Азии, чтобы авианосец в сопровождении других судов Восточного флота, поразите Сурабаю на обратном пути. Кинг надеялся, что это послужит отвлечением от запланированной высадки союзников на острове Вакде у Новой Гвинеи. Маунтбеттен согласился с этим предложением.

Сомервилль решил провести атаку, используя почти те же силы, что и в операции «Кабина». Одним из основных отличий была замена Grumman Avengers на обычное воздушное крыло Illustrious, состоящее из торпеды Fairey Barracuda и пикирующих бомбардировщиков. Это изменение было сделано, поскольку Сомервилль ожидал, что японцы будут сильнее защищать Сурабайю, чем Сабанг, и решил запустить самолет в 180 милях (290 км) от города, который находился за пределами эффективной дальности действия «Барракуды». Из-за большого расстояния до Цейлона и отсутствия у Королевского флота опыта пополнения запасов окончательные планы операции включали дозаправку Восточного флота в Exmouth Gulf в Западная Австралия перед тем, как нанести удар по Сурабае.

Восточный флот был разделен на три группы для операции Трансом. В состав Force 65 входили один французский и два британских линкора, британский линейный крейсер, два крейсера и восемь эсминцев , из которых четыре австралийских. Force 66 состоял из Illustrious, Saratoga, двух крейсеров и шести эсминцев. Группа 67 была группой пополнения и включала шесть танкеров, корабль дистилляции воды и два крейсера. Сомервиль командовал флотом королевы Елизаветы. Австралийский легкий крейсер HMAS Adelaide также должен был выйти из Фримантла в Западной Австралии для защиты танкеров, пока они оставались в заливе Эксмаут во время атаки; это позволило их двум крейсерам сопровождения увеличить Force 66.

Attack
Черно-белая фотография самолета, загружаемого бомбами Мститель загружался бомбами на борту HMS Illustrious перед рейдом на Сурабайя

Force 67 был первым элементом Восточного флота отплыть 30 апреля. Силы 65 и 66 отплыли 6 мая. Корабли союзников проследовали к заливу Эксмаут по курсу, который держал их на расстоянии не менее 600 миль (970 км) от японских аэродромов. Они прибыли в залив Эксмаут 14 и 15 мая. Пока его корабли заправлялись топливом, Сомервилль встретился с командующим Седьмым флотом США адмиралом Томасом К. Кинкайдом, контр-адмиралом Ральфом Уолдо Кристи, который командовал подводные лодки флота и командующий ВМФ Фримантл, коммодор, чтобы обсудить последние разведданные.

Восточный флот покинул залив Эксмаут во второй половине дня 15 мая и двинулся на север. Он прибыл к месту вылета в 6:30 утра по местному времени 17 мая, не будучи обнаруженным японцами. Одна британская и семь американских подводных лодок также заняли позиции у южного входа в Малаккский пролив и Бали, Ломбок и Зондский пролив для поддержки Восточного флота; лодкам было поручено атаковать японские военные корабли и спасать сбитых пилотов союзников.

Самолеты, запущенные авианосцами, были разделены на две ударные группы. Отряд A состоял из девяти Мстителей из Illustrious, двенадцати Douglas SBD Dauntless пикирующих бомбардировщиков из Саратоги и эскорта из восьми Vought F4U Corsair истребителей с британского авианосца.. Ей было поручено атаковать нефтеперерабатывающий завод и другие промышленные объекты в районе Вонокрома. Отряд B должен был атаковать судоходство и док-станции в порту Сурабая. В его состав входили двадцать один Мститель и шесть Донтлессов в сопровождении восьми британских корсаров и двенадцати американских Grumman F6F Hellcats. Все самолеты были спущены на воду и выстроились вместе с остальными силами к 7:20 утра.

Атака на Сурабаю началась в 8:30 утра. Японцы не заметили приближающихся самолетов и были застигнуты врасплох. Эти две силы совершили хорошо синхронизированную атаку: отряд A приближался к Вонокрому с юга, а отряд B атаковал порт с севера. Никаких японских истребителей не встретили, а зенитные орудия были в значительной степени неэффективными. Один из Мстителей Саратоги был сбит. Пилоты союзников считали, что нанесли тяжелые повреждения.

После того, как ударная группа завершила высадку на авианосцы в 10:50, Восточный флот отступил на юго-запад, пытаясь скрыть тот факт, что он направлялся к заливу Эксмаут. Штаб Сомервилля не требовал отчета у лидера американской забастовки по его возвращении. В результате они не знали, что многие стоящие цели, в том числе японские подводные лодки, оставались в порту Сурабая до 15:00, когда на королеву Елизавету были сброшены фотографии, сделанные одним из самолетов фоторазведки Саратоги. Позднее Сомервилль пожалел, что не приказал нанести второй удар во второй половине дня 17 мая.

Ночью 17/18 мая тяжелые бомбардировщики союзников, базировавшиеся около Дарвина на севере Австралии, нанесли удар по Сурабае.

Последствия

Саратога и три сопровождающих ее американских эсминца отделились от Восточного флота незадолго до захода солнца 18 марта и проследовали во Фримантл. Остальная часть Восточного флота достигла залива Эксмаут на следующее утро и отплыла на Цейлон до захода солнца после повторной дозаправки. Он вернулся на Цейлон 27 мая.

Черно-белое фото мужчин, стоящих в строю на палубе корабля и смотрящих на другое судно, плывущее поблизости Экипаж Саратоги прощается с Illustrious 18 мая 1944 г.

Счета об ущербе, нанесенном во время операции «Транз», разнятся. В 1960 году официальный историк роли Королевского флота во Второй мировой войне Стивен Роскилл заявил, что пилоты союзников переоценили нанесенный ущерб, поскольку японские записи «не подтверждают, что ни их судоходство, ни корабль. береговые сооружения вообще сильно пострадали »и указывают на то, что было потоплено только одно небольшое судно. Официальный военно-морской историк Австралии Г. Хермон Гилл пришел к такому же выводу в 1968 году. Он также отметил, что адмирал Гай Ройл, глава Королевского военно-морского флота Австралии, заявил 23 мая Австралийскому Консультативному военному совету, что Операция «Транец» имела сомнительную ценность с военной точки зрения, поскольку аналогичные результаты могли быть достигнуты с помощью самолетов наземного базирования без необходимости подвергать нападению военные корабли. Напротив, официальный историк британских усилий в Юго-Восточной Азии Стэнли Вудберн Кирби писал в 1962 году, что нефтеперерабатывающий завод Вонокромо и другие промышленные объекты были подожжены, военно-морской верфь и два других дока подверглись бомбардировке и двенадцать японских самолетов уничтожены на земле. Совсем недавно историк Юрген Ровер заявил в 2005 году, что двенадцать японских самолетов были уничтожены на земле, небольшое грузовое судно было потоплено, а патрульный катер поврежден и не подлежит ремонту. В 2011 году Дэвид Хоббс посчитал, что операция прошла успешно: нефтеперерабатывающий завод Вонокромо «выгорел», военно-морские доки были повреждены, а торговое судно затонуло. Маркус Фолкнер писал в 2012 году, что операция «Транец» «нанесла значительный ущерб».

И Роскилл, и Хоббс согласны с тем, что эта атака предоставила Королевскому флоту важный опыт авианосных ударных операций и возможность применения превосходной американской авианосной тактики. Роскилл заметил, что Somerville решил скопировать способ, которым экипаж Саратоги выполнял летные операции. Хоббс выделяет ряд других уроков, извлеченных Королевским флотом из операции, в том числе необходимость спланировать нанесение как минимум двух ударов по целям и желательность получения фото-разведывательных самолетов, которые можно было бы вести с авианосцев.

Как и в случае с операцией «Кокпит» и несколькими другими авианосными рейдами, которые Восточный флот провел в 1944 году, операция «Транец» не оказала никакого влияния на развертывание японских войск. Это произошло потому, что Объединенный флот не считал Восточный флот угрозой и получил приказ сохранить свои силы, чтобы противостоять крупному американскому наступлению, которое ожидалось в центральной части Тихого океана.

Ссылки
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Операцией на транце.

Цитаты

Работы консультировались

  • Уважаемый, ICB ; Foot, M.R.D., ред. (2001) [1995]. Оксфордский компаньон Второй мировой войны. Оксфорд: Oxford University Press. ISBN 9780198604464. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Маркус Фолкнер (2012). Война на море: Морской атлас, 1939–1945. Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press. ISBN 9781591145608.
  • Гилл, Г. Хермон (1968). Королевский флот Австралии, 1942–1945. Австралия в войне 1939–1945 гг.. Серия 2 - Военно-морской флот. Том II. Канберра: Австралийский военный мемориал. OCLC 65475.
  • Дэвид Хоббс (2011). Британский Тихоокеанский флот: Самая мощная ударная сила Королевского флота. Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press. ISBN 9781591140443.
  • Кирби, С. Вудберн (1962). Война против Японии. История Второй мировой войны. Том III: Решающие сражения. Лондон: HMSO. OCLC 632441219.
  • Rohwer, Jürgen (2005). Хронология войны на море: 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье пересмотренное издание). Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press. ISBN 1591141192.
  • Роскилл, SW (1960). Война на море 1939–1945 гг. Том III: Наступление. Часть I. История Второй мировой войны. Лондон: Канцелярские товары Ее Величества. OCLC 58588186.
Последняя правка сделана 2021-06-01 13:10:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте