Нисан Бак (или Нисан Бек ; Иврит : ניסן ב " ק; 1815–1889) был лидером хасидской еврейской общины Старого ишува в Османской Палестине. основатель двух еврейских кварталов в Иерусалиме, Кирья Неемана (более известный как Батей Ниссан Бак) и йеменского еврейского района, а также строитель синагоги Тиферет Исраэль, также известный как Нисан Бак Шул.
Родился Нисан Бак в Бердичев как единственный сын раввина Исраэля Бака, Садигура хасида. Семья иммигрировала в Землю Израиля в 1831 году.
Исрае l Бак (1797–1874), также пишется Исраэль Бак или Бак, происходил из семьи печатников из Бердичева. Проработав типографом в своем родном городе между 1815 и 1821 годами, и ему пришлось закрыть свой бизнес, он, в конце концов, иммигрировал в Палестину в 1831 году. Он снова открыл свой печатный станок в Цфате, став первым, кто напечатал Книги на иврите существуют с конца 17 века. В 1834 году его печатный станок был уничтожен, и он был ранен в крестьянском восстании против египетского владычества. Затем он поселился на близлежащей горе Ярмак (Мерон) вместе с другими пятнадцатью еврейскими семьями, где община занималась сельским хозяйством, что сделало ее первой еврейской фермой в стране в наше время и первым новым поселением традиционного Еврейская община, Старый ишув. Сначала пострадавший от землетрясения в Цфате 1837 и после того, как его пресс и ферма были разрушены во время восстания друзов 1838, он покинул Галилею и переехал в Иерусалим. Там он заново установил свою типографию в 1841 году - первую и единственную еврейскую типографию в городе до 1863 года. Ниссан помогал своему отцу управлять типографией, на которой было выпущено большое количество книг, а в 1863 году Израиль Бак также начал редактировать Хавацелет, вторая газета на иврите в стране. Исраэль Бак был также одним из застройщиков Еврейского квартала в Старом городе Иерусалима. В начале 1840-х годов отец и сын основали первую хасидскую общину в Иерусалиме. Израилю и Ниссан Бак удалось построить центральную хасидскую синагогу, официально названную Тиферет Исраэль в честь еврейского прозвища главы Ружинского хасидского двора, Рав Исраэль Фридман из Ружина. Однако она была более известна как «синагога Нисан Бака».
После того, как Нисан Бак помогал своему отцу до его смерти в 1874 году, Нисан Бак взял на себя печатный станок, который ему удалось еще девять лет. После продажи он продолжил свою работу в качестве лидера еврейской общины в Иерусалиме, в частности хасидского сектора, где он также был местным главой династии Ружин-Садагура. Бак, у которого были хорошие отношения с османским правительством, сумел смягчить указы, направленные против еврейской общины, и инициировал и осуществил от его имени строительство нескольких жилых домов в городе.
Бак был также пионером еврей Просвещение, или Хаскала, в своей общине вместе со своим зятем ID Фрумкин, возобновивший издание газеты «Хаваццелет» в 1870 году. В рамках своих попыток реформирования Бак и Фрумкин выступили против традиционной системы распределения благотворительных средств, поступающих из-за границы, халукки. Они снова были активными среди тех, кто основал в 1884 году Общество Эзрата Ниддакима, еврейское объединение, созданное для противодействия деятельности христианских миссий, которые пытались обратить евреев в веру. Эзрат Ниддаким построил небольшой квартал для недавно прибывших йеменских евреев в арабской деревне Сильван рядом с Иерусалимом.
Бак умер в 1889 году и был похоронен на еврейском кладбище на Елеонской горе.
Хотя к 1747 году в Иерусалиме уже были хасиды, они молились небольшими, частные синагоги и дома. В 1839 году Бак начал разрабатывать планы хасидской синагоги. До этого, в 1843 году, Ниссан Бак ездил из Иерусалима, чтобы навестить Ружинера Ребе в Садигуре. Он сообщил ему, что царь Николай I намеревался купить участок земли возле Западной стены с намерением построить церковь и монастырь. Ружинский Ребе призвал Бака построить здесь синагогу. Он купил землю у ее арабских владельцев за непомерную сумму за несколько дней до того, как царь приказал русскому консулу в Иерусалиме сделать покупку. Таким образом, царь купил еще один участок земли для церкви, сегодня Русское подворье.
. Проект строительства синагоги, архитектор и подрядчик которого был Баком, постоянно затягивался. Более десяти лет было потрачено на сбор средств, а на строительство ушло шесть лет, с 1866 по 1871 год. Величественная трехэтажная синагога была открыта 19 августа 1872 года. В течение следующих 75 лет она служила центром хасидской общины в городе.. Она считалась одной из самых красивых синагог Иерусалима с великолепным видом на Храмовую гору, богато украшенными украшениями и красивыми серебряными предметами, подаренными хасидами. Он был разрушен Арабским легионом во время арабо-израильской войны 1948 года.
В 1875 году Нисан Бак, вместе с раввином Шмуэлем Мордехаем Варшавским и под эгидой Коллела Волхина основали еврейский квартал Кирья Неемана, первоначально называвшийся Охолей Моше ви-Йудит («Палатки Моисей и Юдифь "), но широко известный как Батей Ниссан Бак (" Дома Ниссан Бак "). Район изначально предназначался для евреев-хасидов, но из-за отсутствия финансирования было построено только 30 из 60 запланированных домов. Остальная часть земли была разделена между несколькими другими группами: сирийскими, иракскими и персидскими евреями. В 1890-х годах рядом с Кирья Неемана был построен еще один квартал, Эшель Авраам, для грузинских и кавказских евреев. Эти районы были фактически заброшены во время палестинских беспорядков 1929 года, а дома были захвачены христианами и мусульманами. Остальные еврейские жители уехали после захвата арабами Восточного Иерусалима после 1948 года.