Николай Данилевский

редактировать
Николай Яковлевич Данилевский

Николай Яковлевич Данилевский (Русский : Никола́й Якович Даниле́вский; 28 ноября 1822 - 7 ноября 1885 г.) был Российской империей естествоиспытателем, экономистом, этнологом, философом, историком и идеолог панславизма и славянофильского движения. Он изложил круговой взгляд на мировую историю.

Его помнят также за его оппозицию теории Чарльза Дарвина эволюции и за его теорию историко-культурных типов.

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 Работа
    • 2.1 Естественное богословие и отрицание дарвинизма
    • 2.2 Теория историко-культурных типов
  • 3 См. Также
  • 4 Источники
  • 5 Ссылки
Жизнь

Данилевский родился в селе Оберец в Орловской губернии. Он был членом дворянской семьи и получил образование в Царскосельском лицее. После окончания учебы он пошел на прием в военное министерство. Неудовлетворенный перспективой военной карьеры, он поступил в Петербургский университет, где изучал физику и математику.

. Сдав магистерские экзамены, Данилевский готовился к защите диссертации по флоре Причерноморья территории Европейской России, но в 1849 г. был арестован там за членство в Петрашевском кружке, который изучал труды французских социалистов, в том числе Федора Достоевского. Наиболее активные ее члены были приговорены к смертной казни, позже замененной пожизненным заключением. Данилевского посадили на 100 суток в Петропавловскую крепость, а затем отправили под надзор полиции в Вологда, где он работал в губернской администрации.

В 1852 году он был назначен в экспедицию под руководством Карла Эрнста фон Бэра для оценки состояния рыбной промышленности на Волге и Каспийское море. Экспедиция длилась четыре года, после чего Данилевский был переведен в Управление сельского хозяйства Министерства госимущества. Более 20 лет он отвечал за экспедиции в Белое море, Черное море, Азовское море, Каспийское море и Северный Ледовитый океан. Опыт, полученный им в ходе экспедиций, привел к публикации его книги 1872 года «Исследование условий рыболовства в России».

Помимо своей работы по рыболовству и торговле тюленями, он был главой комиссии, устанавливающей правила использования проточной воды в Крыму с 1872 по 1879 год. Он руководил Никитский ботанический сад с 1879 по 1880 год, и он входил в комиссию, назначенную для борьбы с эпидемией филлоксеры в 1880-х годах. Его работы по русской климатологии, геологии, географии и этнологии принесли ему золотую медаль Русского географического общества.

Данилевский умер в Тбилиси, Тифлисской губернии, и был похоронен в своем имении, в Мшанке.

Работа

Естественное богословие и отрицание дарвинизма

Дарвинизм Данилевского: критическое исследование, которое объединяет более 1200 страниц аргументов против теории Дарвина, в основном собранных из литературы, которая уже существовал в то время, был опубликован в 1885 году. Он задумывался как первый том более обширной работы, второй том, содержащий собственные теории Данилевского, которые он охарактеризовал как «естественное богословие », но это было незаконченный после его смерти. Когда он был опубликован посмертно, он содержал только предварительные исследования.

Данилевский находился под влиянием работ фон Бэра, который разработал свою собственную телеологическую теорию эволюции и продолжил критиковать работы Дарвина в 1870-х годах. Данилевский заимствовал из теории фон Бэра понятие. Немецкое слово означает «единство цели», но Данилевский наделил его религиозным аспектом и утверждал, что эволюция, как и изначальное сотворение мира, имеет рациональную цель и следует воле божественного творца..

Теория историко-культурных типов

Данилевский впервые опубликовал в журнале «Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира с романо-германским миром» Заря в 1869 году. Позднее переизданная в виде монографии, она принесла ему международную известность.

Он был пионером в использовании биологических и морфологических метафор при сравнении культур. Данилевский сравнивал культуры и нации с биологическими видами, отрицал их общность и утверждал, что каждая нация или цивилизация объединены своим языком и культурой, которые они не могут передать никакой другой нации. Таким образом, он охарактеризовал реформы Петра Великого в России как обреченные на провал, поскольку они пытались навязать чуждые ценности славянскому миру.

Данилевский выделял четыре категории историко-культурной деятельности:

  1. религиозная
  2. политическая
  3. социополитическая
  4. культурная

Они породили десять исторических -культурные типы:

  1. халдейский
  2. иврит
  3. арабский
  4. индийский
  5. персидский
  6. греческий
  7. римский или древнеитальянский
  8. германский
  9. хамитский или египетский
  10. китайский

Данилевский применил свою телеологическую теорию эволюции, заявив, что каждый тип прошел различные предопределенные стадии юности, зрелости, и старость, последняя - конец этого типа. Он охарактеризовал славянский тип как находящийся на стадии молодости, и разработал социально-политический план его развития, предполагающий объединение славянского мира с его будущей столицей в Константинополе (ныне Стамбул ), которым правил православный император. В то время как другие культуры выродились бы в своей слепой борьбе за существование, славянский мир следует рассматривать как Мессию среди них. Данилевский, однако, считал, что подлинного или абсолютного прогресса нет, поскольку история носит круговой характер.

Аспекты книги Данилевского послужили прообразом некоторых теорий из Освальда Шпенглера Закат Запада. Арнольд Дж. Тойнби упоминает их в A Study of History. Гипотеза Данилевского стала предметом множества споров и поляризовала читателей. С одной стороны, Федор Достоевский и Лев Толстой хвалили его, а с другой - западники, такие как, Павел Милюков ( 1859-1943) и Николай Михайловский (1842-1904) категорически против.

См. Также
Источники
Список литературы
Последняя правка сделана 2021-05-31 09:51:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте