Navicella (буквально «маленький корабль») или Кора Святого Петра,из Старого Святого. Базилика Петра в Риме, была большая и известная мозаика работы Джотто ди Бондоне, занимавшая большую часть стены над входной аркадой, обращенной к главному фасаду базилики. через двор. На нем изображена версия из Евангелия от Матфея (Матфея 14: 24–32) о Христе, идущем по воде, единственная из трех евангельских повествований, где Святой Петр вызывается присоединиться к нему. Он был почти полностью разрушен во время строительства новой Базилики Святого Петра в 17 веке, но фрагменты боковых сторон композиции сохранились, и то, что фактически является новым произведением, включающим некоторые оригинальные фрагменты, было восстановлен в центре портика нового здания в 1675 году.
Мозаика, предназначенная для того, чтобы ее можно было рассмотреть издалека, была чрезвычайно большой. Масляная копия в натуральную величину, заказанная Ватиканом в 1628 году, после того, как большая часть работы уже была потеряна по краям, имеет размеры 7,4 на 9,9 метра (24 фута x 32 фута). Полная мозаика, вероятно, была размером примерно 9,4 на 13 метров (31 фут × 43 фута) с надписью латинскими стихами под изображением.
Мозаика была заказана в 1298 г. кардинал Якопо Стефанески, каноник Св. Петра, донорский портрет находился справа от ног Христа. Таким образом, мозаика Джотто принадлежала Петру, который готовился к священному году в 1300 году. Дата комиссии подтверждается документом, скопированным в 17 веке. Нет никаких указаний на более позднюю датировку, и нет никаких указаний на то, что мозаика Джотто заменила более старую. Согласно некрологу Стефанески от 1347 года, работа стоила 2200 флоринов. В дополнение к официальному документу от 1298 года, упоминания о работе Джотто можно найти в ватиканской некрологической записи о кардинале Стефанески, записывающей его смерть в 1343 году, а затем в латинских хрониках родного города Джотто Флоренция написана в конце 14 века Филиппо Виллани.
Она была прямоугольной и располагалась так, чтобы те, кто выходили из базилики, видели ее через двор за пределами церкви и проходили под ней, если уходили по главной маршрут. Фигура человека, ловящего рыбу на берегу слева, считалась автопортретом Джотто, согласно записям журнала Вазари. В композиции преобладала рыбацкая лодка с большим парусом, представлявшая метафору «Корабля Церкви», «капитаном» которого на земле был Святой Петр и его преемники Папа. Он был заказан в очень трудное время для папства, которое не могло контролировать даже бандитскую знать Рима и поэтому покинуло город, но изображение обещало, что и церковь, и папство с помощью Христа «непотопляемы». ". Было высказано предположение, что из одиннадцати фигур, все еще находящихся в лодке, тот, кто держит румпель, является (анахронизмом с точки зрения Евангелия) Святым Павлом. В небе две почти обнаженные фигуры «бога ветра» в классическом стиле дуют через рога или воронки, по одной с каждой стороны, под парами мужских фигур с нимбом. Джотто мог бы создать рисунки, которые специалисты по мозаике могли бы воссоздать на стене; Неизвестно, имел ли он какое-либо дальнейшее участие в процессе создания работы.
Предмет изображен в другом месте средневекового искусства того периода, а более поздние работы, такие как фрески в «Испанской капелле» Санта-Мария-Новелла во Флоренции и в капелле Бранкаччи работы Мазаччо (или, возможно, его коллеги Мазолино ), и на одной из бронзовых рельефных панелей на Гиберти северных дверей Флорентийского баптистерия. Он также использовался на папских монетах и медалях, хотя обычно с Петром в лодке, часто как единственная фигура. Это была единственная современная (постклассическая) работа, описанная в Альберти De Pictura. Такое масштабное изображение морской сцены было беспрецедентным в морском искусстве, по крайней мере, с классических времен.
На аркаду через внутренний двор и ее мозаику сначала не повлияла длительная и сложная перестройка основной базилики, но в 17 веке мозаика претерпела сложную серию из четырех перемещений и реставраций или реконструкций в 1610 году. 1618, 1629 и 1674/75, которые, наконец, привели его к нынешнему размеру, состоянию и расположению над главной дверью внутри портика новой церкви.
Только две фигуры длиной до бюста ангелов в медальонах сохранились от оригинала; одна осталась в Ватикане, а другая была передана церкви Сан-Пьетро-Испано в Бовиль Эрника в 1610 году, когда мозаика была впервые снята с ее первоначального места. Первый значительно реставрирован (в 1924, 1950 и 1975–1980 годах) и был обнаружен под более поздними работами в 1911 году (или 1924 году). Фрагмент Boville Ernica состоял из небольшого количества оригинального материала и был полностью восстановлен в период с 1888 по 1911 год. Несмотря на то, что ни одна из копий оригинала не включала эти фигуры, считается, что они были частью оригинала, вероятно, в рамке. Считается, что в мозаике собора Святого Петра сохранились фрагменты оригинальной работы, которая теперь имеет полукруглую форму с прямым нижним краем, чтобы поместиться в люнет. Области, где, кажется, сохранились оригинальные работы, - это «позолоченный край корабля, парус, развеваемый ветром, различные части некоторых апостолов».
Фрагмент в Бовилле-Эрнике, до реставрации
Фрагмент в Бовилле Эрника, после реставрации
Фрагмент в Ватикане, до реставрации
Фрагмент в Ватикане, после реставрации
О стиле работы теперь можно судить только по двум фрагменты ангелов, восстановленные как есть. В описании Вазари подчеркивается различная реакция фигур в лодке, когда они видели, как Питер тонет под волнами, и терпеливое выражение лица рыбака на берегу, который, как и пахарь Питера Брейгеля в Пейзаж с падением Икара, кажется, игнорирует драматическую сцену на воде, сосредоточившись на своей задаче. Но, как показала Светлана Альперс, именно такими терминами Вазари имел обыкновение описывать большие исторические картины, которыми он восхищался, хотя Альберти описывает в De pictura также «рассматривает... [произведение] как психологическое повествование».
Современные ученые, работая с фрагментами, подчеркивают влияние крупнейшего римского художника того времени, Пьетро Каваллини, которому также покровительствовал кардинал Стефанески, а также работы позднего античного и раннего средневековья, которые можно увидеть в Риме. Согласно Джону Уайту : «Относительно схематичность, линейность большинства работ конца тринадцатого и начала четырнадцатого веков полностью отсутствует. Импрессионистическая техника и диапазон цвета происходят из пятого века. Невозможно сказать, насколько эта техника отражает идеи самого Джотто и насколько это идеи опытных мастеров мозаики, работавших под его руководством. Эти две головы, однако, тесно связаны с работами Каваллини, искусство которого все еще доминировало на римской сцене, и к основному типу физиогномики, развитому на стенах Капеллы Арены."
. Существует ряд записей о оригинальный дизайн в рисунках и гравюрах - зарегистрировано не менее 17. Самыми ранними из них являются рисунки, приписываемые флорентийскому художнику Парри Спинелли (ок. 1387–1453), из которых наиболее подробно описаны в Метрополитен-музей в Нью-Йорке и другие находятся в Ча до сих пор, Кливленд, Огайо и Байонн. Однако различия между этими и другими рисунками Спинелли сохранившихся работ показывают, что он имел обыкновение давать довольно вольные интерпретации работ, которые он записал в рисунках. Большинство более поздних копий датируются тем, что части мозаики были уже утеряны, и ни один из них не представляет собой полную запись полного дизайна. Некоторые гравюры, такие как гравюра автора Николаса Беатризе примерно 1559 года, являются перевернутыми (зеркальными) копиями.
Только в в Матфея 14: 24–33 Петр также оставляет лодку, чтобы ходить по волнам:
Но лодка была уже посреди моря, разбитая волнами; потому что ветер был противный.
И в четвертую стражу ночи пришел к ним, идя по морю. И когда ученики увидели его идущим по морю, они встревожились и сказали: это призрак; и они закричали от страха. Но тотчас Иисус заговорил с ними, говоря: Ободритесь; Это я; не бойтесь. И Петр ответил ему и сказал: Господи! Если это Ты, повелевай мне прийти к Тебе по водам. Он сказал: пойдем. И Петр сошел с лодки и пошел по воде, чтобы прийти к Иисусу. Но когда он увидел ветер, он испугался; и, начав тонуть, он закричал, говоря, Господи, спаси меня. И тотчас Иисус простер руку, схватил его и сказал ему: маловерный! Почему ты усомнился? И когда они вошли в лодку, ветер утих.
И те, которые были в лодке, поклонились ему, говоря, Воистину, Ты Сын Божий.
Вечером 29 января, 1380 г., во время вечерни, святая Екатерина Сиенская, созерцающая мозаику в течение нескольких часов, внезапно почувствовала себя так, как будто «корабль упал и приземлился ей на плечи. «с« невыносимым весом ». Она понимала, что должна отдать свою жизнь за Церковь. Очевидно, она больше не ходила и умерла через три месяца.
Викискладе есть материалы, связанные с мозаикой Navicella. |