Musica enchiriadis - анонимный музыкальный трактат IX века. Это первая сохранившаяся попытка установить систему правил полифонии в западной художественной музыке. Когда-то трактат приписывали Хакбальду, но теперь это не принято. Некоторые историки когда-то приписывали его Одо из Клюни (879–942). Его также приписывают аббату Хогеру (ум. 906).
Этот трактат по теории музыки, вместе с сопутствующим ему текстом, Scolica enchiriadis, широко использовался в средневековых рукописях, часто в связи с « De Institutione musica» Боэция. Он состоит из девятнадцати глав; первые девять посвящены нотации, режимам и монофоническому простому языку.
Главы 10-18 посвящены полифонической музыке. Здесь автор показывает, как согласные интервалы следует использовать для составления или импровизации типа раннесредневековой полифонической музыки, называемой органум, раннего стиля полифонии между нотами, несколько примеров которой включены в трактат. ( Scolica enchiriadis также отмечает, что одни мелодии следует петь «быстрее» ( celerius ), а другие «медленнее» ( morosius ).) Последняя, девятнадцатая глава Musica enchiriadis повествует легенду об Орфее.
Обозначения, используемые в Musica enchiriadis. Шкала состоит из четырех тетрахордов. Символы, обозначающие ноты, поворачиваются и отражаются в зависимости от тетрахордов. Ниже представлена современная транскрипция заметок.Масштаб, используемый в работе, которая основана на системе тетрахордов, по- видимому, был создан исключительно для использования в самой работе, а не взяты из реальной музыкальной практике. В трактате также используется очень редкая система обозначений, известная как датейская запись. В этой нотации есть несколько цифр, повернутых на девяносто градусов для обозначения различных шагов.
Критическое издание трактатов было опубликовано в 1981 году, а английский перевод Раймонда Эриксона - в 1995 году.