Organum

редактировать

Organum (), как правило, plainchant мелодия с добавлением хотя бы одного голоса для усиления гармонии, разработанная в Средневековье. В зависимости от режима и формы песнопения, вспомогательная басовая линия (или бурдон ) может исполняться в одном и том же тексте, мелодия может сопровождаться параллельным движением (параллельный орган) или их комбинацией. из этих методов могут быть использованы. Поскольку настоящего независимого второго голоса не существует, это форма гетерофонии. На самых ранних стадиях Organum включал два музыкальных голоса: григорианское пение мелодию и ту же мелодию , перенесенную на согласный интервал, обычно идеальная пятая или четвертая. В этих случаях композиция часто начинается и заканчивается на унисон, добавленный голос сохраняет исходный тон до тех пор, пока первая часть не достигнет пятой или четвертой, после чего оба голоса продолжаются в параллельной гармонии, с обратным процесс в конце. Первоначально Organum был импровизирован ; в то время как один певец исполнил нотную мелодию (vox Principalis), другой певец, поющий «на слух», обеспечил вторую мелодию без нот (vox organalis). Со временем композиторы начали писать дополнительные партии, которые были не просто транспозициями, создавая настоящую полифонию.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Ранний орган
      • 1.1.1 Школа Нотр-Дам
  • 2 См. Также
  • 3 Ссылки
  • 4 Источники
  • 5 Дополнительная литература

История

Ранний орган

Первый документ, конкретно описывающий орган и дающий правила для Его исполнением была Musica enchiriadis (ок. 895), трактат, традиционно (и, вероятно, ошибочно) приписываемый Хукбальду из Сент-Аманда. Самые старые методы обучения органму можно найти в Сколиках и Бамбергских диалогах, а также в Musica enchiriadis. Общества, которые развили полифонию, обычно имеют несколько ее типов, встречающихся в их культуре. В своей первоначальной концепции Organum никогда не задумывался как полифония в современном смысле слова; добавленный голос был задуман как подкрепление или гармоническое усиление plainchant в случаях важных праздников, чтобы способствовать великолепию литургии. Очевидна аналогичная эволюция сакральной архитектуры и музыки: в предыдущие века монофоническая месса совершалась в аббатских церквях, в XII и XIII веках новосвященные соборы звучали все более сложными формами полифонии. Не всегда ясно, что именно произошло, где и когда в развитии полифонии, хотя некоторые вехи остаются видимыми в трактатах. Как и в этих случаях, трудно оценить относительную важность трактатов, описывают ли они «действительную» практику или отклонения от нее. Ключевой концепцией творческого взрыва, проявившегося в XI и XII веках, является вертикальное и гармоничное расширение измерения, поскольку сильно резонирующая гармония органума увеличивала великолепие праздника и усиливала его торжественность.

самые ранние европейские источники информации об органуме считают его широко известной практикой (Fuller 1990, стр. 487). Также известно, что органум совершался в нескольких различных обрядах, но основные источники информации о его истории взяты из григорианского пения. Учитывая, что обученные певцы впитали устную традицию, которая насчитывает несколько веков, пение небольшой части репертуара песнопений в простой гетерофонии параллельной гармонии или других способов «петь на слух» было бы естественным. В Musica enchiriadis ясно сказано, что удвоение октав было приемлемым, поскольку такое удвоение было неизбежно, когда мужчины и мальчики пели вместе. Трактат IX века Scolica enchiriadis рассматривает этот предмет более подробно. При параллельном пении исходным пением будет верхний голос, vox Principalis; vox organalis находился в параллельном идеальном интервале ниже, обычно в четвертой части. Таким образом, мелодия будет слышна как основной голос, а голосовой орган - как аккомпанемент или гармоническое усиление. Этот вид органа теперь обычно называют параллельным органом, хотя такие термины, как синфония или диафония, использовались в ранних трактатах.

История Organum не была бы полной без двух его величайших новаторов, Леонин и Перотен. Эти двое мужчин были «первыми международными композиторами полифонической музыки» (Waite 1954, 2). Нововведения Леонена и Перотена знаменуют собой развитие ритмических ладов. Эти нововведения основаны на формах григорианского песнопения и соответствуют теоретическим ритмическим системам Св. Августин. Любовь композиторов к cantus firmus привела к тому, что нотация линии тенора не изменилась, даже когда методы написания музыки менялись. Однако именно использование модального ритма сделало этих двоих великими. Модальный ритм четко определяется как последовательность неравных нот, расположенных в определенном порядке. Развитие музыкального ритма композиторами Нотр-Дама позволило музыке освободиться от ее связей с текстом. Хотя хорошо известно, что Леонен сочинял много органума, именно нововведения Перотена, потратившего большую часть своего времени на пересмотр Organum purum Леонена, заставили поколения композиторов органюма и мотета использовать принципы ритмических ладов..

Школа Нотр-Дам

Культурная и интеллектуальная жизнь Парижа процветала в XII веке, когда Университет Сорбонны стал известным учебным заведением, которое привлекало множество студентов, но не все они французы. Строительство Собора Нотр-Дам на Иль-де-ла-Сите проходило между 1163 и 1238 годами, и этот период совпадает с различными фазами развития парижского стиля органа. Собор Нотр-Дам и Парижский университет служили центром музыкальной композиции и передатчиком музыкальной теории в XII и XIII веках. Присутствие Леонена и Перотена в школе Нотр-Дам сделало Париж центром музыкального мира XII века. Магистр Канта Нотр-Дама Леонен составил «Magnus Liber Organi de Gradali et Antiphonario». Леонин написал Organa dupla на основе существующих песнопений, таких как Аллилуиа и Постепенное Мессы и Ответственное и Бенедикамское Домино из Вечерня для основные литургические церемонии в годовом цикле. Оглядываясь назад, это обернулось большим событием, поскольку это был первый масштабный проект, приписываемый одному композитору. Это не только сборник для практического использования во время мессы и службы, относящийся к церковному году, первый в своем роде; он также вводит использование ритмических режимов как творческий принцип. Таким образом, когда в обсуждении Organum Парижской школы используется слово «модальный» или «режим», оно относится к ритмическим ладам, а в особенности не к музыкальным ладам, которые управляют мелодией.

В «Organa de gradali et antiphonario» Леонина очевидны две формы органной техники: «organum purum» и «discantus». "Benedicamus Domino" - прекрасный пример используемых принципов. «Бенедикамус» обычно смешанный слоговый - невматический в том смысле, что в нем в основном одна нота и, возможно, два слога на слог текста, которые помещаются цветным органом над устойчивым тенором. «Домино» в своей григорианской форме установлено в мелизматическом стиле с тремя или более нотами на слог, и здесь как тенор, так и дуплум переходят в дискантус, установленный в шести ритмических режимах, которые завершаются витиеватой каденцией над устойчивым тенором. Таким образом, в более крупных текстах, в зависимости от того, как слова были настроены на музыку, слоговые части (без лигатур и, следовательно, не являются модальными) заканчиваются как organum purum: тенор поддерживает каждую отдельную ноту пения. Органический голос обрамляет новую витиеватую строку, написанную в основном лигатурами и составными неймами. Начиная с согласной, в основном октавы, иногда с опережением на 7–8 на 1, линия duplum исследует гармоничное взаимодействие с тенором, переходя к изменению гармонии в конце мелизмы, когда другой слог воспроизводится в разная подача. Там, где григорианское пение больше не слоговое, а использует лигатуры и мелизмы, оба голоса звучат в ритмическом режиме. Этот отрывок дисканта завершается на последнем слоге слова или фразы связкой, в которой тенор поддерживает предпоследний или последний тон, а дуплум снова переключается на витиеватую каденцию, чтобы завершить созвучие. Таким образом, в Organum duplum Леонина эти композиционные идиомы чередуются на протяжении всего полифонического сеттинга, который завершается монофоническим распевом последней фразы. Таким образом, резюмируя, три разных стиля в разделе органалита чередуются и связываются в соответствии с текстом, оставляя последнюю часть текста спетым хоралитером в монофоническом пении. Стих песнопения разработан по тем же принципам.

Соответствующие современные авторы, пишущие об органе школы Нотр-Дам, Аноним IV, Иоганнес де Гарландия, Анонимный Святой Эммерам и Франко из Кельна, и это лишь некоторые из них, не всегда так ясны, как хотелось бы. Тем не менее, из сравнительного исследования их трудов можно извлечь много информации. Organum purum - один из трех стилей organum, который используется в разделе, где песнопение является слоговым, то есть там, где тенор не может быть модальным. Как только в песнопении используются лигатуры, тенор становится модальным и дискантным, что является второй формой. Третья форма - связка (лат. Соединяющаяся вместе), которая, по словам Йоханнеса де Гарландия, «находится между органом и дискантом» (Johannes de Garlandia 1972, 1 :) и согласно Подождите, пока не появится мост между модальными и немодальными разделами. Кажется, что в большинстве случаев мы можем понимать Garlandia буквально там, где он говорит «между» органумом и дискантом. В Organa dupla связка очень похожа на короткую секцию cadential organum purum, но в organa tripla или conducti используются неправильные обозначения. Либо последние ноты лигатур прикрепляются с помощью plica, который делит ноты на меньшие значения, либо серия разъединенных пауз используется последовательно в обеих частях, создавая то, что также называется hocket. Эти особенности также часто можно найти в дисканте, состоящем из двух частей, на специальных каденциях или в подготовке каденции, где они также называются «связками». Гарландия утверждает просто: «связка - это место, где можно найти любое количество линий» (Johannes de Garlandia 1972, 1 :), имея в виду складки или знаки покоя. Таким образом, organum duplum в текстовом пении как Постепенное, Ответное или Стих Аллилуйи можно схематизировать следующим образом:

  • начало текста установлено на organum: organaliter:
  • organum purum>>copula>>
  • discantus>>copula>>
  • organum purum>>copula>>
  • discantus>>copula>>
  • закрывающие строки текста choraliter

В репертуаре Собора Парижской Богоматери сама «Аллилуиа» состоит только во вступительной части, перед продолжительной вокализацией последнего слога, который должен быть спет, и как таковая отсутствует во всех сохранившихся оригинальных рукописях. Вышеуказанные общие принципы использовались свободно, как в Alleluia V. Dies sanctificatus, где Dies начинается с небольшой мелизмы, которая разумно установлена ​​как большая немодальная цветочная секция поверх всех нот тенора на Di (-es), резервируя дискантус для 'nò (-bis)' вместо того, чтобы иметь короткий раздел в дисканте прямо в начале.

Перотен «лучший композитор Дисканта», по словам Анонимуса IV, английского студента, написавшего около 1275 года, который предоставил, по крайней мере, несколько фрагментов фактической информации о Paris Organum и его композиторах. Перотен развил дискантус в трех частях Organum (Organum Triplum), где оба органных голоса находятся на дисканте. Обратите внимание, что organum purum невозможен в трехчастной органе, все три части являются модальными и должны быть организованы в соответствии с ритмическими режимами. Перотен даже дошел до того, что сочинил две четырехголосные органы (quadrupla), "Viderunt omnes" и "Sederunt Principes", которые исполнялись в Нотр-Даме в 1198 году в Новый год и в 1199 году в праздник Святого Стефана (указ of Odon de Sully, епископ Парижа, который предусматривает исполнение 'organa tripla vel quadrupla'). Помимо органа, Перотен расширил форму Aquitanian Versus, которая отныне именовалась Concordus. Любой кондукус - это новая композиция на новых текстах, всегда составляющая ритмические лады. Перотин установил несколько текстов Филиппа ле Шанселье, в то время как некоторые тексты относятся к современным событиям. Двухчастный проводник составляет большую часть, хотя существует от одного до четырех голосов. Трех- и четырехчастное кондуктивно по необходимости составлено в стиле дискантуса. Как и в Organa tripla, обращение с тремя (или четырьмя) голосами исключает ритмическую свободу, присущую дупле. По кондуктивности различают «cum littera» и «sine litera», текстовые и мелизматические разделы. Текстовые части могут иногда выходить за рамки модального диапазона, а затем возвращаться в обычный режим в мелизматической части. Опять же, согласно Anonymous IV, Перотен написал ряд замещающих clusulae из Organa dupla Леонена. Поскольку тенор в дупла органах в дискантных секциях всегда воспроизводится в 5-м режиме (все длинные в ритмической групповой ордине), Перотен, который был поколением, удаленным от Леонена, счел нужным улучшить их, введя различные лады для тенора и новую мелодию. линии для дупла, увеличивающие ритмическую организацию и разнообразие секции. Однако в самой большой подборке репертуаров Нотр-Дама (F) существует не менее 462 клаусул, много повторений одних и тех же клаусул (Domino, et gaudebit в различных условиях, согласно Уэйту (1954) ', написанному в различных стилях и с разной компетенцией. Еще одним нововведением, которое можно найти в W2, было то, что верхняя часть дискантной части снабжена новым текстом, так что когда тенор произносит один слог пения, верхняя часть произносит несколько слогов или слов. Таким образом, она напоминает составленные просулы, заменяя длинный мелизм в песнопении новыми, дополнительными словами. Это был бы первый случай, когда два разных текста поются в гармонии. В свою очередь, motellus породил мотет, который представляет собой политекстовое произведение в дисканте, что, очевидно, вызвало большой творческий потенциал, поскольку вскоре стало плодотворной формой композиции.

Органа, созданная в Париже были распространены по всей Европе. Три основных источники: W1, St. Andrews, Wolfenbüttel 677, olim Helmstedt 628; большая и иллюстрированная копия, сделанная во Флоренции, принадлежащая Пьеро де Медичи, Pluteo 29.1 из Bibliotheca Mediceo-Laurenziana (F), которая на сегодняшний день является самой обширной копией репертуара. Наконец, W2, Wolfenbüttel 1206, olim Helmstedt 1099, который был скомпилирован самым последним (и содержит наибольшее количество мотетов).

Есть аргументы, которые поддерживают относительную свободу ритма в Organa dupla, но другие опровергают это, говоря, что интерпретация музыки всегда должна соответствовать модальным или франконским принципам. Два исследователя, Апель (1949) и Уэйт (1954), настаивали на строго модальной интерпретации. Хотя Уэйт в своей диссертации, особенно в главе 4: «Обозначение organum duplum», признал, что в organum duplum и монофоническом дирижировании относительная свобода могла быть взята, он переписал отрывок из «Magnus Liber Organi» Леонина в строгий модальный ритм. Апель утверждал, что длинные значения диссонансов (в нарушение основного принципа созвучия), производимые модальными ритмами в органах Нотр-Дам, могут быть согласованы утверждением нескольких средневековых теоретиков о том, что «тенор приостанавливается, если возникает диссонанс» ( Апель 1949, 155). По сей день, как и полагается ученым, дебаты об интерпретации продолжаются в обычном режиме. Однако Уэйт опубликовал свою работу 54 года назад, и его точка зрения была заменена продолжающимися исследованиями. «... но мнение [Уэйта] о том, что весь корпус [Magnus Liber Organi] должен быть расшифрован в соответствии с ритмическими режимами, больше не принимается» (Питер Джеффри в Курсе нотной записи Средневековая музыка 1100– 1450 (music205), Принстон).

В диапазоне форм композиций, обнаруженных в двух более поздних рукописях, содержащих репертуар Нотр-Дама (F и W2), можно выделить один класс: тот, который является (строго) модальное и то, что нет. Organum duplum в его частях organum purum силлабического урегулирования, секции cum littera в двухчастном проводимости, связках в целом и монофоническом проводимости будут той частью репертория, которая не является строго модальной. В монофонической песне, будь то пение или симплекс Перотина, нет необходимости отклоняться от классических стандартов декламации, которые были укоренившейся традицией в то время, восходящей к De Musica Святого Августина. В результате обширных исследований традиций пения (григорианской семиологии) было твердо установлено, что существует беглость и вариативность ритма декламационной речи, которые также должны определять исполнение пения. Эти принципы распространяются на не строго модальные разделы или композиции, поскольку качество контрастирует с musica mensurabilis.

Поскольку Parisian Organum уходит своими корнями в традицию григорианского песнопения, он попадает в категорию Ars antiqua, который, таким образом, называется в отличие от Ars nova, который принял новые формы, которые были во всех смыслах оригинальны и больше не основывались на григорианском пении и как таковые представляли собой нарушение музыкальной практики древних.

См. также

Ссылки

Источники

  • Апель, Вилли. 1949. «От Сен-Марсьяля до Нотр-Дама». Журнал Американского музыковедческого общества 2, вып. 3 (осень): 145–58.
  • Фуллер, Сара. 1990. «Ранняя полифония». В Новой Оксфордской Истории Музыки 2: Раннее Средневековье до 1300 года, переработанное издание, отредактированное Ричардом Крокером и Дэвидом Хили, 485–556. Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1990. ISBN 9780193163294.
  • Johannes de Garlandia. 1972. De mensurabili musica, под редакцией Эриха Реймера, 2 тома. Приложение к Archiv für Musikwissenschaft 10–11. Висбаден: Franz Steiner Verlag.
  • Lewis, Charlton, T. 1890. «Organum ». Элементарный латинский словарь. Нью-Йорк, Цинциннати и Чикаго. Американская книжная компания. Интернет-доступ в Цифровой библиотеке Персея, Университет Тафтса, главный редактор Грегори Р. Крейн (по состоянию на 26 декабря 2013 г.)
  • Льюис, Чарльтон Т. и Чарльз Шорт. 1879. "Organum " Латинский словарь Фрейнда, переработанный, дополненный и по большей части переписанный. Чарльтон Т. Льюис, доктор философии. и., доктор юридических наук Оксфорд. Кларендон Пресс. 1879. Интернет-доступ в Цифровой библиотеке Персея, Университет Тафтса, Грегори Р. Крейн, главный редактор (по состоянию на 26 декабря 2013 г.)
  • Лидделл, Генри Джордж и Роберт Скотт. 1940. "ὄργανον, τό, (ἔργον, ἔρδω) ". Греко-английский лексикон, полностью пересмотренный и дополненный сэром Генри Стюартом Джонсом с помощью Родерика Маккензи. Оксфорд: Clarendon Press. Интернет-доступ в цифровой библиотеке Персея, Университет Тафтса, главный редактор Грегори Р. Крейн (по состоянию на 26 декабря 2013 г.)
  • Уильям Г. Уэйт. Ритм полифонии XII века. New Haven: Yale University Press, 1954. Второе издание, 1976 год. Помимо выборочной транскрипции Organa dupla Леонина, эта диссертация содержит много цитат из современных теоретиков, предшествующих транскрипции. Особый интерес представляет «The Notation of Organum Duplum», стр. 106–27, из которых взяты цитаты.

Дополнительная литература

  • Различные статьи, в том числе «Organum», «Musica enchiriadis», «Hucbald», «St Martial» в The New Grove Dictionary of Music and Musicians, изд.. Стэнли Сэди. 20 т. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
  • "Ad organum faciendum" (около 1100) Джей А. Хафф, изд. и пер., Ad organum faciendum et Item de Organo, Музыкальные теоретики в переводе, т. 8 Институт средневековой музыки, Бруклин, штат Нью-Йорк [1963])
  • Музыкальная книга старого Сент-Эндрюса (W1, ранняя г-жа Полифонии Нотр-Дам) Дж. Х. Бакстер, 1931
  • Магнус Либер Organi, (F) Pluteo 29.1, Bibliotheca Mediceo-Laurenziana, Firenze, факсимиле Института средневековой музыки. Бруклин: средневековые рукописи в воспроизведении. Тт. 10 и 11, изд. Лютер Диттмер.
  • Ричард Х. Хоппин, Средневековая музыка. Нью-Йорк: WW Norton Co., 1978. ISBN 0-393-09090-6
  • Magnus Liber Organi, Парижская литургическая полифония двенадцатого и тринадцатого веков, 7 томов., главный редактор Эдвард Х. Рознер. Монако: Les Éditions de l'Oiseau-Lyre, 1988–1993 гг.
  • Роберт Хау. "Органа винчестерского тропера ". Музыкальная 3H диссертация (двойной модуль). Репетитор: доктор Фитч. N.p.: University College, n.d.. Созвучие, ритм и происхождение органа (здесь также хорошая библиография) (Архив от 27 сентября 2007 г., по состоянию на 25 декабря 2013 г.)
  • Роберт Хоу. Приложение к "Органе винчестерского тропера" : Музыкальные транскрипции. (Архив от 27 сентября 2007 г., по состоянию на 25 декабря 2013 г.)
  • Gustave Reese. Музыка в средние века. Нью-Йорк: W. W. Norton Co., ISBN 0-393-09750-1.
  • Дональд Дж. Гроут и Клод В. Палиска. История западной музыки. Нью-Йорк: W. W. Norton Co., ISBN 0-393-97527-4.
  • Оливер Странк. Источники чтения в истории музыки. Нью-Йорк: W. W. Norton Co., 1950. ISBN 0-393-09742-0.
  • Клод В. Палиска, изд. Musica enchiridas и Scolica enchiridas. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1995.
  • Дом Ансельм Хьюз, изд. Новая Оксфордская история музыки 2: Ранняя средневековая музыка до 1300 года. Лондон, Нью-Йорк и Торонто: Oxford University Press, 1954.
  • Ричард Крокер и Дэвид Хили, ред. Новая Оксфордская история музыки 2: Раннее средневековье до 1300 года. Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1990. ISBN 9780193163294.
Последняя правка сделана 2021-06-01 14:38:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте