Мунир Башир

редактировать

Мунир Башир منير بشير ܡܘܢܝܪ ܒܫܝܪ
MBashir.jpg
Исходная информация
Родившийся 1930 г.
Источник Мосул, Ирак
Умер Сентябрь 1997 г. (66–67 лет) Будапешт, Венгрия
Жанры Ближневосточная музыка
Род занятий Музыкант
Инструменты лютня, уд
Активные годы 1953–97

Мунир Башир, король Ауда ( арабский : منير بشير, сирийский : ܡܘܢܝܪ ܒܫܝܪ ) (1930 - 28 сентября 1997), иракский ассирийский музыкант и один из самых известных музыкантов на Ближнем Востоке в 20 веке и был считается верховным мастером арабской системы шкал макаматов.

Он создал разные стили арабского уда. Он был одним из первых инструменталистов Ближнего Востока, известных Европе и США. Музыка Башира отличается новым стилем импровизации, который отражает его изучение индийского и европейского тонального искусства в дополнение к восточным формам. Он родился в Ираке и столкнулся с многочисленными срывами попыток насильственного переворота и множеством войн, через которые прошла страна. В конечном итоге он был изгнан в Европу и сначала стал известным в Венгрии.

Содержание
  • 1 жизнь
    • 1.1 Ранняя жизнь
    • 1.2 Переезд в Багдад
    • 1.3 Изучение за пределами Ирака
    • 1.4 Будапешт
    • 1.5 Посланник иракской музыки
  • 2 Инструментальный стиль
    • 2.1 Общие характеристики
    • 2.2 Настройки
    • 2.3 Техника сбора
    • 2.4 Орнамент
    • 2.5 Расширение амбитуса
    • 2.6 Иностранные влияния
  • 3 Влияния и прием
    • 3.1 Актуальность для арабской музыки
    • 3.2 Критика
  • 4 награды
  • 5 Дискография
  • 6 Литература
  • 7 См. Также
  • 8 ссылки
  • 9 Внешние ссылки
    • 9.1 Теория музыки, биография
    • 9.2 Аудио образцы
Жизнь

Ранние годы

Мосул с мостом через Тигр

Мунир Башир родился в Мосуле, расположенном на севере Ирака, в ассирийской христианской семье. По разным сведениям, он родился в период с 1928 по 1930 год. Его отец Абд аль-Азиз и его брат Джамиль имели хорошую репутацию как солисты на ударе и вокалисты; Джамиль написал важный учебник по уду. Семья начала музыкальное воспитание молодого Башира, когда ему было пять лет, отец Башира начал обучать его и его старшего брата Джамиля основам уда. Его отец, который также был поэтом, считал, что чистая традиция арабской музыки перешла в Багдад. Он впервые научился играть на виолончели, европейском инструменте, который стал популярным бас-инструментом в арабской музыке в конце 19 века. Одновременно его учили игре на уде. Лютня играет в арабской музыке ту же роль, что и фортепиано в европейской музыке: это инструмент, используемый для передачи наиболее важных теоретических аспектов музыки.

Из-за смешения множества различных стилей и традиций северный Ирак имеет богатую музыкальную историю. В этой среде Башир соприкоснулся с византийской, курдской, ассирийской, турецкой, персидской и традиционной аббасидской музыкой.

Переезд в Багдад

Багдад в 1970-е годы

В возрасте шести лет талантливый Башир был отправлен в Багдадскую консерваторию, основанную в 1934 году выдающимся турецким музыковедом Шарифом Мухи ад-Дином Хайдаром Тарганом (1892–1967). Уже во время учебы, но особенно после получения ученой степени, Башир уделял внимание документированию и сохранению традиционных музыкальных стилей своей страны. Из-за бурной истории Ирака и по другим причинам эти стили были вытеснены «западными», особенно коммерческими.

В 1951 году Башир работал преподавателем в недавно созданной Академии изящных искусств в Багдаде, помимо своей редакционной работы для иракского радиовещания.

Изучение за пределами Ирака

Бейрут, Place de l'Etoile

У Башира всегда были двойственные отношения со своей страной: с одной стороны, он чувствовал себя глубоко укоренившимся в богатом культурном наследии Месопотамии, с другой - в Ираке не было фаз внутренней стабильности на протяжении всей жизни музыкантов. Особенно 1950-е и 1960-е годы - последние годы Хашимитской монархии и время военных переворотов после падения Фейсала II. в 1958 г. - вынудил Башира работать за границей.

Его репутация уже достигла Бейрута, поэтому он был нанят как аккомпаниатор, а также как «звездный солист» легендарной ливанской певицы Файруз сразу же, когда он прибыл в ливанскую столицу в 1953 году. Он познакомился с популярными в США и латиноамериканских странах. музыки, но активизировал его попытки исследования музыкальных традиций Ближнего Востока. Благодаря своим глубоким музыковедческим познаниям он получил место преподавателя в музыкальных колледжах Багдада и Бейрута.

1953 и 1954 годы ознаменовали начало карьеры Башира как виртуоза инструмента. Его первый концерт в качестве солиста состоялся в 1953 году в Стамбуле, в следующем году 24-летний музыкант был показан на иракском телевидении. В 1957 году он начал несколько гастролей, по которым он побывал в большинстве европейских стран. Сложный политический статус его страны и связанные с этим проблемные параметры работы музыкантов вынудили его навсегда покинуть страну.

Будапешт

Вид на Будапешт с холма Геллерт

После временного пребывания в Бейруте Башир поселился в Будапеште в начале 1960-х годов, где поселился до самой смерти. Он женился на венграх, его сын Омар родился в 1970 году в венгерской столице. Его сын тоже стал музыкантом. Этот город был привлекателен для иракцев не только своим статусом европейского музыкального мегаполиса, но и предоставлением ему возможности учиться в Консерватории Ференца Листа под руководством Золтана Кодая, где он защитил докторскую диссертацию по музыковедению в 1965 году. выдающиеся заслуги в сохранении традиционных венгерских песен в сотрудничестве с Белой Барток. Это хорошо соответствовало целям и методам Башира в отношении его занятий традиционной народной музыкой своей родной страны.

После смерти Кодая в 1967 году Башир снова провел некоторое время в Бейруте. Но его оттолкнуло развитие арабской музыки, которое было отмечено прогрессирующим вырождением и коммерциализацией из-за некомпетентного и некритического отношения к западным влияниям. Считая, что за эти тенденции ответственны популярные певцы, он отказался от них брать на себя обязательства.

Вестник иракской музыки

В 1973 году иракское министерство информации назначило Башира членом своего комитета по культуре; В то время режим партии Баас еще не установился и сделал Башира культурной фигурой интеграции христианского меньшинства. Кроме того, из-за своей международной популярности Башир, который представлял себя аполитичным, казался подходящей личностью для представления различных этнических, религиозных и политических групп своей родной страны. В 1981 году - Саддам Хусейн уже был у власти, и фактические силы переходили к суннитам - режим также поддерживает создание группы иракской традиционной музыки Башира, которая посвящает себя разнообразию иракской культуры.

В 1987 году - во время ирано-иракской войны - Баширу удалось реализовать долгожданный проект: впервые прошел Вавилонский международный фестиваль танца, музыки и театра, который Башир руководил на протяжении нескольких лет.

Но сам Башир редко проводил время в Багдаде и, наконец, покинул страну после Первой войны в Персидском заливе в 1991 году. Гастроли в основном в Европе предложили ему большую открытую публику и, следовательно, отличную платформу для презентации его очень оригинальных и зрелый стиль импровизации и композиции. Большинство его пластинок также было записано в Европе. В последние годы своей жизни он стремился сделать своего сына Омара своим музыкальным преемником. Дуэтная запись Башира и Омара, сделанная в феврале 1994 года, считается классикой Жувра Башира из-за образцового сочетания традиционного - в основном народного - материала, смешанного с импровизацией.

Мунир Башир умер от сердечной недостаточности в 1997 году в Будапеште в возрасте 68 лет, незадолго до своего запланированного отъезда в мексиканский тур.

Инструментальный стиль

Общие характеристики

В долгой истории уда Мунир Башир - один из самых важных игроков. Его стиль заметно отличается от стиля других уд-исполнителей, например, от городского «зрелищности» в «типично египетском» стиле Фарида Аль Аттракса или от сильно ориентированной на джаз музыки Ливана Рабиха Абу-Халила, который очень популярен в Европа.

Его коллеги считали его непревзойденным мастером, особенно в области сольной импровизации ( таксим ) над обычными гаммами ( макам ) в арабской музыке. Это, безусловно, связано с новаторской работой Башира, что сегодня уудисты могут давать сольные концерты по всему миру.

Но во время своего музыкального развития он боролся с клише, что уд - восточный эквивалент снисходительно улыбающейся западной "гитары у костра".

Тюнинг

Во многих музыкальных идиомах это связано с традицией струнных инструментов работать с различными настройками, адаптированными к требованиям музыкального произведения. Поэтому неудивительно, что Башир много экспериментировал с настройками. Распространенный строй арабского уда - «арабский» в отличие от почти идентичного турецкого инструмента, имеющего немного иную историю, - это:

Loudspeaker.svg аудио образец Standard Oud Tuning.png

Основываясь на более старых традициях иракской школы удистов (например, на традиции его старшего брата) Мунир Башир разработал типичный строй, который назван его именем:

Башир Тюнинг.png

Заметно удвоение фактического «самого высокого» хода в F на другой, более высокий, но настроенный на октаву ниже. Этот трюк позволяет добиться особого полного звучания высокого мелодического хода и соответствует интересу Башира к мелодическим формам.

Другой строй такого рода был разработан членами семьи Баширов: исполнитель использует курс F на басовых струнах, настроенный на октаву ниже, как в вышеупомянутом примере; по желанию можно поставить две фа-струны, настроенные с октавным интервалом. При использовании этой специальной настройки курс мелодии в центре грифа обрамляется курсами басов. Настроенный таким образом уд имеет действительно полный звук и позволяет воспроизводить необычные мелодии, но такая сложная система настройки предъявляет высокие требования к технике взятия и остановки инструмента.

Техника сбора

reesha

Как и в случае с другими инструментами семейства лютневых (среди таких различных инструментов, как мандолина и ситар ), музыкант издает звук, выбирая струны с помощью плектра (медиатора). Арабское название кирки - риша, которая первоначально была сделана из перья орла. Одним из впечатляющих аспектов Башира была точность его риши. Его стиль подчеркивает чистую ришу, в то время как у большинства других исполнителей на удае риша тяжелая. Reesha удерживается в ладони своей руки, в результате чего трудно изучаемым методом подхвата; кроме того, удвоенные струны имеют менее контролируемую атаку, чем одинарные.

Таким образом, неизменная ритмическая надежность в самых быстрых, асимметричных мелодиях с акцентом - особая отличительная черта виртуозов. Обобщение: арабскую музыку гораздо больше интересуют более сложные ритмические паттерны, чем европейские. Виртуозность игры Башира можно легко понять, если он демонстрирует свою способность применять вышеупомянутую скордатуру с ее парами струн, настроенными в октавах, в импровизации на быстрых 10/8 метрах, при этом огромные проблемы с остановкой этого метода не становятся слышимыми.

Обращение Башира с иностранными музыкальными формами проявляется также в его экспериментах с альтернативными техниками игры. Он сделал игру на гитаре, особенно во фламенко, неотъемлемым атрибутом своего зрелого стиля. Но после нескольких экспериментов он отказался от использования плектра большого пальца ( мизраба ), с которым он познакомился во время изучения индийского ситара.

Украшения

Импровизация таксим, излюбленная Баширом, черпает свою привлекательность из умного и строго регламентированного орнамента мелодий или знакомых мелодических фрагментов. Таким образом, таксим возникает из других, но не менее искусных критериев, чем в современном джазе, где импровизация происходит внутри относительно строгого метрического, гармонического и формального растра. Но, как и в джазовой импровизации, их создателю можно приписать несколько различных паттернов. На этой ноте ценитель арабской музыки способен распознать множество «баширизмов», аналогично джазовому фанату, который, несомненно, определяет влияние Луи Армстронга или Чарли Паркера в особых мелодичных фразах.

Расширение амбиций

Как упоминалось выше, уд принадлежит к семейству лютней с короткой чешуей. Самый широкий интервал, который можно остановить между открытой струной и концом грифа, - квинта (квинт); хотя можно играть более широкие интервалы на одной и той же струне, останавливая тоны в верхней части корпуса. Хотя Башир не изобрел эту несколько неортодоксальную технику, он образцово интегрировал ее в свой стиль.

Также до Башира использование флажолетов не относилось к традиционным техникам игры на уд, хотя эта техника действительно характерна для струнных инструментов.

Иностранные влияния

Периодическая полемика Башира по поводу аутентичных средств выражения арабской музыки была не только результатом строгого внутреннего взгляда. Он был всесторонне образованным и заинтересованным музыкантом, который при жизни проявил заметную открытость к неарабским стилям; тогда как он уделял особое внимание европейской и северной Индии ( индуистская музыка ).

Это глубокое знание позволило ему включить иностранные влияния в свою музыку не в виде бессвязных цитат, а включить их убедительным образом.

Режим работы Башира отмечен особенно ярким примером: его композиция Al-Amira al-Andaluciyya («Принцесса Андалусии»), которую можно услышать на дуэте Башира и его сына Омара, имеет вступительный мотив, который очень необычно для своего арабского контекста.

Loudspeaker.svg аудио образец Аль-Амира аль-Андалусия.png

Арпеджио до мажор (мотив а), открывающее пьесу, было бы очень банальной фразой в европейской музыке, но игра на уде представляет собой совершенно необычный музыкальный жест, потому что в арабской музыке нет таких крупных трезвучий этой формы.. Затем игра вокруг ноты C (мотив b) указывает на музыкальный подтекст ( Андалусия, на протяжении веков провинция халифата и родина фламенко ), задуманный композитором. С помощью всего двух нот (D ♭ и B ♭ ) мажорное трезвучие переходит во фригийский лад, что очень характерно для фламенко, тогда как тремолообразный орнамент ведущего D ♭ поддерживает этот эффект. Затем линия, спускающаяся к G (мотив c), устанавливает тональность для дальнейших импровизаций. Этот ключ называется макам Хиджаз Кар Курд и имеет следующую (упрощенную) структуру:

Loudspeaker.svg аудио образец Макам Хиджаз Кар Курд.png

Асимметричная установка этой гаммы требует различного ведения восходящей и нисходящей мелодических линий и хорошо подходит для импровизаций в стиле фламенко, поскольку стиль фламенко характеризуется типичной амбивалентной и нестабильной ссылкой на мажорную / минорную тональность. Последнее, естественно, неизвестно арабской музыке, в которой нет гармонии.

В ходе прогрессирующих импровизаций Башир использует еще один эффект виртуозности, играя множество аккордов. Эти так называемые расгеадо - незаменимый элемент стиля гитары фламенко. А вот на безладовом уде их правильно интонировать очень сложно.

Влияния и прием

Актуальность для арабской музыки

Мунир Башир вышел на сцену в то время, которое было далеко не удачным для арабской музыки. Благодаря своему профессиональному опыту он больше осознавал эти трудности, чем многие его коллеги, которые часто стремились уйти в свои ниши или более или менее смиренно соглашаться с этими условиями. Бернард Льюис, британский историк, называет музыканта примером ближневосточного человека, который понял, что ему нужно противостоять влиянию западной культуры на основе равноправного сотрудничества. Башир искал и находил новые возможности музыкального самовыражения, отстаивая традиции «своей» музыки и имея дело со старыми формами.

На более техническом уровне Башир поместил свои импровизации в контекст макаматов, которые никогда не использовались за пределами Ирака или которые вошли в безвестность в 20 веке.

Критика

Интеграция Баширом иностранных элементов стиля привела к непониманию и критике традиционалистов. Как сообщил музыкальный журналист Сами Асмар, Башира обвинили в том, что он сблизился с западной аудиторией, предпочитая сочинять музыку в очень простых макаматах. Было прямо заявлено, что Башир таким образом злоупотребляет макаматом Раст и Шадд Арабан.

Образец аудио Maqam Rast Loudspeaker.svg Образец аудио Макам Шадд Арабан Loudspeaker.svg

Действительно, макам Раст - это базовая гамма арабской музыки, сопоставимая с до мажор в западной музыке. Для западных слушателей эта тональность - примерно гамма Дориана с четвертными интервалами - совсем не цепляет. В Shadd Araban это использование двух интервалов по 1½, что делает звукоряд абстрактно звучащим для западного уха.

Помимо малоубедительных предположений, на которых основана эта критика, они не подтверждаются записями Башира. В этих записях нет никаких признаков предпочтения вышеупомянутых гамм, и нет никаких свидетельств другого поведения на живых выступлениях Башира. Напротив, легче проверить, что Башир предпочитал даже такие гаммы, которые обеспечивали огромную мелодическую свободу и которые подразумевают сильную тональную амбивалентность для европейского уха, привыкшего к гармонии - как показано выше для курда Хиджаз Кар.

Почести

Башир, особенно в последние годы жизни, получил международные награды за свои музыкальные произведения и участие в диалоге культур. Среди других он был вице-президентом Международного музыкального совета ЮНЕСКО, кавалером Французского Почетного легиона и генеральным секретарем Арабской музыкальной академии в Багдаде.

Дискография
  • Récital a Genève - Solo de Luth "Oud"
  • Мунир Башир и группа иракской традиционной музыки
  • Макамат
  • En Concert a Paris (Концерт в Париже)
  • Медитации
  • Корни фламенко
  • Концерт в Будапеште
  • Корни раги
  • Уд в арабском мире
  • Стокгольмские записи
  • Duo de 'Ud (с Омаром Баширом)
  • L'Art du 'Ud (Искусство Уд)
Литература
  • Сами Асмар: Музыкальное наследие Сайида Маккави, Мунира Башира и Валида Акеля. в: Аль-Джадид. Обзор и запись арабской культуры и искусства. Лос-Анджелес 4.1998, H 23.
  • Хабиб Хасан Тома (1996). Музыка арабов, пер. Лори Шварц. Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN   0-931340-88-8.
Смотрите также
Рекомендации
внешняя ссылка

Теория музыки, биография

Аудио образцы

Последняя правка сделана 2023-03-19 01:52:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте