Вольфганг Амадей Моцарт и Прага

редактировать
Сословный театр в Праге, где были показаны премьеры двух опер Моцарта

Нет никаких сомнений в том, что Praguers конца восемнадцатого века проявил особую признательность к музыке Вольфганга Амадея Моцарта, хотя, как недавно указал Дэниел Э. Фриман, подтверждения этого факта приписывают Самому Моцарту в таких высказываниях, как «Meine Prager verstehen mich» («Мои пражане понимают меня»), дошли только до потомков из вторых или третьих рук. Возможно, наиболее ценным прямым свидетельством проницательности музыкальной публики в Праге в отношении музыки Моцарта является Лоренцо да Понте, либреттист оперы Моцарта Дон Жуан, которая была впервые выступил в Праге:

Непросто передать адекватное представление об энтузиазме богемы музыкой [Моцарта]. Те произведения, которыми меньше всего восхищались в других странах, считались этими людьми божественными вещами; и, что еще более замечательно, великие красоты, которые другие народы открыли в музыке этого редкого гения только после многих, многих выступлений, были прекрасно оценены богемцами в первый же вечер.

Самое важное наследие связи Моцарта с город Прага был составлен из опер Дон Жуан и Клеменза ди Тито и первое исполнение Симфонии «Прага», которое может или может не были написаны Моцартом специально для исполнения в Праге во время его первого визита в город в начале 1787 года.

Содержание
  • 1 Предыстория визитов Моцарта в Прагу
  • 2 Пражская премьера Фигаро
  • 3 Первый визит Моцарта в Прагу и премьера «Пражской» симфонии
  • 4 Второй визит Моцарта в Прагу и премьера «Дон Жуана»
  • 5 Третий и четвертый визиты Моцарта в Прагу
  • 6 Пятый визит и премьера Моцарта of La clemenza di Tito
  • 7 В память о смерти Моцарта в Праге
  • 8 W Почему Моцарт не остался?
  • 9 Почему Прага ценила Моцарта?
  • 10 День памяти Моцарта в Праге сегодня
  • 11 Примечания
  • 12 Источники
Предпосылки для визитов Моцарта в Прагу

Даниэль Э. Фриман предоставил наиболее полную оценку условий, которые сделали Прагу столь привлекательной для Моцарта в 1780-х годах. Одна из наиболее важных причин - восстановление населения города, в результате которого музыкальная публика стала намного больше, чем была в городе всего за несколько десятилетий до этого времени. Только незадолго до визитов Моцарта население Праги наконец оправилось от серьезной депопуляции, вызванной отъездом императорского Габсбургского двора из Праги в 1612 году после смерти императора Священной Римской империи Рудольф II и последствия Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.), Военные конфликты которой начались и закончились в городе. Прага всегда сохраняла определенный престиж как столица Чешского королевства, хотя ее король (который одновременно был императором Священной Римской империи и главой дома Габсбургов) жил в Вене. Тем не менее, потребовалось более века после смерти Рудольфа II, чтобы город снова построил культурные учреждения, достойные крупного европейского города, как правило, благодаря спонсорской поддержке ведущих чешских дворян. Восстановление гражданской жизни привело к строительству великолепного нового оперного театра, открытого в 1783 году, известного в то время как Национальный театр (Королевства Богемия) и построенного на единственные средства дальновидного дворянина графа Франц Антон фон Ностиц-Ренек. Позже он был приобретен Поместьями Богемии и в настоящее время известен как Сословный театр. Учитывая важность оперных постановок в музыкальном творчестве Моцарта, строительство этого театра было фактически предпосылкой для плодотворных связей, которые он начал развивать с Прагой в 1786 году. Появление выдающегося дирижера Иоганна Йозефа Стробаха, который построил Оперный оркестр Праги в один из величайших оркестровых ансамблей Центральной Европы также сыграл решающую роль в привлечении Моцарта в город, как и выдающееся положение пары Душек (Франц Ксавер и Йозефа, имевшие беспрецедентную международную репутацию. Связи для музыкантов из Праги, которые предпочли не покидать чешские земли.Жозефа имела особенно сильную связь с Моцартом в результате частых визитов в его родной город Зальцбург, где у нее были родственники (один из ее дедов когда-то был мэром Зальцбурга.

Непосредственным стимулом для визитов Моцарта был результат интереса к его композициям, созданным очень успешным исполнением в 1783 г. s opera Die Entführung aus dem Serail, одна из первых опер, когда-либо исполненных в Сословном театре. Этот спектакль вызвал интерес к инструментальной музыке Моцарта и, несомненно, побудил руководство Сословного театра к постановке постановки «Свадьба Фигаро» в конце 1786 года, хотя на премьере в Вене в мае 1786 года она имела лишь смешанный успех.

Пражская премьера оперы Фигаро

Опера Моцарта Свадьба Фигаро, премьера которой состоялась в Вене, с огромным успехом была поставлена ​​в конце 1786 года в Праге. Рецензент пражской газеты Oberpostamtzeitung написал: «Ни одно произведение (как все здесь утверждают) никогда не вызывало такой сенсации, как итальянская опера Die Hochzeit des Figaro, которая уже несколько раз звучала здесь безудержными аплодисментами». Оркестр и некоторые аффилированные с ним меломаны профинансировали личный визит Моцарта, чтобы он мог послушать постановку.

Первый визит Моцарта в Прагу и премьера «Пражской» симфонии

Моцарт впервые приехал в Прагу 11 января 1787 года и пробыл там до второй недели февраля. Его везде чествовали. 19 января для его финансовой выгоды был организован концерт, на котором впервые прозвучала симфония «Прага». Моцарт также импровизировал соло на фортепиано, включая вариации на популярную арию «Non più andrai» из «Свадьбы Фигаро». Позже Моцарт сказал, что «считает этот день одним из самых счастливых в своей жизни». Дэниел Э. Фриман отмечает, что уровень преклонения перед Моцартом в этом случае со стороны музыкальной публики Праги был беспрецедентным для любого музыканта восемнадцатого века, признанного одновременно и композитором, и исполнителем.

Большой успех этого визита вызвал заказ импресарио Паскуале Бондини для другой оперы, которая, как и «Женитьба Фигаро», должна была иметь либретто Лоренцо да Понте, великого соратника Моцарта.

Второй визит Моцарта в Прагу и премьера «Дон Жуана»

Моцарт во второй раз приехал в Прагу, чтобы помочь руководить первым исполнением своей оперы Дон Жуан. Он прибыл 4 октября 1787 года и оставался там до 12 или 13 ноября. Премьера оперы должна была состояться 15 октября, но не могла быть назначена до 29 октября 1787 г. Работа была принята восторженно; Prager Oberpostamtzeitung сообщал: «Знатоки и музыканты говорят, что Прага никогда не слышала ничего подобного», и «оперу... чрезвычайно сложно исполнять».

Третий и четвертый визиты Моцарта в Прагу

По пути в Берлин в компании князя Карла Лихновского Моцарт прошел через Прагу 10 апреля 1789 г. и вернулся на обратный путь в Вену 31 мая 1789 г. и пробыл там, возможно, на день или два дольше. Подробнее см. Путешествие Моцарта по Берлину.

Пятый визит Моцарта и премьера «Милосердия Тито»

Моцарт написал «Клеменза ди Тито для праздничных мероприятий, сопровождавших Пражская коронация Леопольда II королем Богемии в сентябре 1791 года. Моцарт получил эту комиссию после того, как Антонио Сальери якобы отклонил ее. Моцарт прибыл 28 августа 1791 года и уехал на третьей неделе сентября. Первое исполнение оперы состоялось 6 сентября 1791 года. В отличие от первых двух визитов, Моцарт не был в центре внимания во время своего последнего визита. Напротив, его деятельность была омрачена церемониями императорского двора.

Воспоминания о смерти Моцарта в Праге

Скорбь, проявленная Моцартом в Праге после его смерти 5 декабря 1791 года, намного превзошла то, что видели в любом другом европейском городе. Дэниел Э. Фриман отмечал, что в то время как Моцарт (один из величайших музыкантов в истории) был похоронен в Вене без какого-либо особого исполнения музыки и патетического показа скорбящих, первая поминальная служба в его честь в Праге (14 декабря 1791 г.)) посетили тысячи человек и включили в себя щедрую мессу Реквиема, которую исполнили более сотни музыкантов, которые не принимали никакой оплаты за свои усилия. В последующие годы было организовано еще больше поминовений, и жители Праги взяли на себя ответственность обеспечить пропитание вдове Моцарта и осиротевшим детям. Его жена Констанце начала свою карьеру с организации музыкальных концертов в память о своем муже в Праге, прибыльного предприятия, которое чрезвычайно помогало ее семье до ее второго брака с Георгом Николаусом фон Ниссеном.

Почему не Моцарт остаться?

После Дон Жуана Моцарт, возможно, получил предварительное предложение остаться и написать еще одну оперу для Праги, но он решил вернуться в Вену. Мейнард Соломон предположил, что причины были в первую очередь тем, что Праге не хватало музыкального таланта, доступного в Вене. Кроме того, карьера Моцарта зависела от поддержки аристократии, а Прага была лишь столицей провинции. В конце восемнадцатого века в Праге не было мецената или музыкального учреждения, способного предложить удовлетворительную работу композитору с талантами Моцарта. Кроме того, Дэниел Э. Фриман указал на то, насколько шатким было оперное производство в городе в восемнадцатом веке. Действительно, постановки итальянской оперы в Праге снова прекратились уже в 1789 году и не появлялись снова до 1791 года из-за ухода импресарио Доменико Гуардасони и смерти импресарио Паскуале Бондини.

Другая возможная причина, по которой Моцарт не остался, дан Фолькмаром Браунберенсом со ссылкой на Шенка: смерть в Вене в ноябре 1787 года Глюка, чей пост в Имперском музыкальном истеблишменте Моцарт искал (и в конце концов получил, хотя и за гораздо меньшую зарплату); Моцарту нужно было вернуться домой, чтобы продвигать свою позицию. Дэниел Э. Фриман указал, что назначение императором означало, что Моцарт никогда не будет жить ни в каком другом городе, кроме Вены. Престиж такого положения в сочетании с возможностью дальнейшего трудоустройства и почестями от императорского двора сделали бы любые возможности, доступные в Праге, непривлекательными по сравнению с ними.

Почему Прага ценила Моцарта?

Дэниел Э. Фриман произвел наиболее подробную оценку причин успеха музыки Моцарта в Праге конца XVIII века. Самым важным соображением является то, что жители Праги, вероятно, были наиболее музыкально грамотными из всех в Европе благодаря уникальной системе музыкального образования, которая выросла в чешских землях после поражения протестантской знати в восстании против режима Габсбургов в 1620 году. Страна была насильственно рекатолизована императорами Габсбургов, и часть Попытки навязать католическую религию населению заключались в поощрении католической церковной музыки. Музыкальное образование как для мальчиков, так и для девочек предлагалось как обычная часть начального образования во всем королевстве Богемия, в результате чего необычно большая часть населения обучалась пению или игре на инструментах. Обучение никогда не было предназначено для развития профессиональной карьеры, а скорее для содействия участию в религиозных службах, однако оно привело к множеству профессиональных карьер и знаменитой эмиграции богемских музыкантов во многие части Европы из-за избытка музыкальных талантов внутри страны. Современные наблюдатели считали богемцев такими же музыкально одаренными от природы, как итальянцы, но лучше обученными нотной грамоте и другим техническим аспектам создания музыки. Музыкальная общественность Праги, хорошо разбирающаяся в практическом создании музыки, явно больше ценила возможности, которые Моцарт исследовал в стиле, который многие меломаны в других европейских городах (включая Вену) сочли слишком сложным и слишком экстравагантным (чтобы использовать знаменитый фраза императора Иосифа II, со «слишком много нот»). Успех очень сложной и в высшей степени сложной музыки для Симфонии «Прага» и оперы «Дон Жуан» свидетельствует об этой оценке лучше, чем что-либо другое.

Моцарт также обладал необычной способностью творчески сочинять для духовых инструментов. Богемские исполнители на духовых инструментах были известны на всю Европу своим мастерством, поэтому его мастерство духовой композиции было высоко оценено в Праге. Пражская пресса приписывала успех опер Die Entführung aus dem Serail и Le nozze di Figaro частично благодаря их щедрой и творческой обработке духовых инструментов. Примечательно также экстравагантное сочинение для духовых в «Пражской» симфонии, которое, возможно, было введено специально, чтобы понравиться музыкальной публике Праги. Обработка ветров в «Пражской» симфонии представляет собой веху в симфоническом письме и была скопирована не только в последних симфониях Моцарта, но и в симфониях Бетховена и Шуберта.

, посвященных памяти Моцарта в Праге. сегодня

Многие туристы следуют по его следам в Праге и посещают музей Моцарта на реконструированной вилле Бертрамка, где композитор останавливался со своими друзьями Душеками во время визитов в Прагу. Мало кто знает, что визиты Моцарта в Бертрамку на самом деле очень скудно задокументированы. Ни один современный наблюдатель никогда не сообщал, что видел его там, а сам Моцарт никогда не сообщал о своем пребывании там в сохранившейся корреспонденции из Праги. Лучшее свидетельство того, что он останавливался там (и только во время его второго визита в Прагу), исходит от его сына Карла Томаса Моцарта из воспоминаний 1856 года. Карл Томас не присутствовал при сообщении об инциденте, а только слышал о нем. это от друзей Моцарта, с которыми он познакомился в Праге еще мальчиком в 1790-х.

Примечания
  1. ^Freeman 2013, 258-59.
  2. ^Цитируется по Freeman 2013, 2, из Мемуаров Лоренцо да Понте (Нью-Йорк, 1988), 231-32. Эти наблюдения были первоначально опубликованы в 1823 году.
  3. ^Freeman 2013, 7-79.
  4. ^Соломон 1995, 417.
  5. ^См. Freeman 2013, 83-103.
  6. ^Соломон 1995, 419.
  7. ^Соломон 1995, 419.
  8. ^Фриман 2013, 104-30.
  9. ^Deutsch 1965, 303
  10. ^Freeman 2013, 131–147.
  11. ^Давенпорт (1932), 360–361: «Император Леопольд II должен был стать королем Богемии в начале сентября, и Национальное собрание штатов в Праге направило Вольфгангу поручение написать фестивальную оперу. И снова Прага проявила лояльность. что Вена ни разу не указала. Вольфганг не отказывался. Он пожалел, однако, когда узнал, что должен написать новую партитуру к «La clemenza di Tito» Метастазио (К. 621), жестокая, утомительная трагедия итальянского урожая, когда Вольфганг был детством в Неаполе. Но от этого не было лекарства ».
  12. ^Эйзен и Сэди, раздел 6.
  13. ^Freeman 2013, 148-77.
  14. ^Freeman 2013, 1.
  15. ^Freeman 2013, 178–192.
  16. ^Фриман 2013, 131–140.
  17. ^Браунберенс 1990, 303
  18. ^Фриман 2013, 44-60.
  19. ^Freeman 2013, 138-39.
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-21 13:22:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте