Рудольф II | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Портрет Ганса фон Аахена | |||||||||||
Император Священной Римской империи
| |||||||||||
Царствовать | 12 октября 1576 г. - 20 января 1612 г. | ||||||||||
Предшественник | Максимилиан II | ||||||||||
Преемник | Матиас | ||||||||||
Родился | 18 июля 1552 года Вена, Австрия | ||||||||||
Умер | 20 января 1612 г. (1612-01-20)(59 лет) Прага, Богемия | ||||||||||
Захоронение | Собор Святого Вита, Прага | ||||||||||
Проблема | (нелег.) Дон Юлий Цезарь д'Австрия | ||||||||||
дом | Габсбург | ||||||||||
Отец | Максимилиан II | ||||||||||
Мать | Мария Австрийская, императрица Священной Римской империи | ||||||||||
Религия | Римский католицизм | ||||||||||
Подпись |
Рудольф II (18 июля 1552 - 20 января 1612) был императором Священной Римской империи (1576–1612), королем Венгрии и Хорватии (как Рудольф I, 1572–1608), королем Богемии (1575–1608 / 1611) и эрцгерцогом Австрии. (1576–1608). Он был членом Дома Габсбургов.
Наследие Рудольфа традиционно рассматривалось с трех сторон: неэффективный правитель, ошибки которого непосредственно привели к Тридцатилетней войне ; великий и влиятельный покровитель северного маньеризма ; и интеллектуальный приверженец оккультных искусств и знаний, которые помогли посеять то, что можно было бы назвать научной революцией.
Рудольф родился в Вене 18 июля 1552 года. Он был старшим сыном и преемником Максимилиана II, императора Священной Римской империи, короля Богемии и короля Венгрии и Хорватии ; его матерью была испанская принцесса Мария, дочь Карла V и Изабеллы Португальской. Он был старшим братом Матиаса, который сменил его на посту короля Богемии и императора Священной Римской империи.
Рудольф провел восемь лет становления, с 11 до 19 лет (1563–1571), в Испании, при дворе своего дяди по материнской линии Филиппа II, вместе со своим младшим братом Эрнестом, будущим губернатором Нидерландов.
После его возвращения в Вену его отец был обеспокоен отстраненностью и жесткостью Рудольфа, типичной для более консервативного испанского двора, чем более расслабленного и открытого австрийского двора; но его мать-испанка видела в нем учтивость и утонченность. В годы после своего возвращения в Вену Рудольф был коронован королем Венгрии (1572 г.), королем Богемии и королем римлян (1575 г.), когда его отец был еще жив.
Всю оставшуюся жизнь Рудольф оставался замкнутым, скрытным и в основном отшельником, который не любил путешествовать или даже участвовать в повседневных государственных делах.
Его больше заинтриговали оккультные знания, такие как астрология и алхимия, которые были мейнстримом в период Возрождения, и у него было множество личных увлечений, таких как лошади, часы, коллекционирование раритетов и покровительство искусства. Он страдал от периодических приступов « меланхолии » (депрессии), что было обычным явлением в линии Габсбургов. С возрастом ситуация ухудшалась и проявлялась в уходе от мира и его дел в его личные интересы.
Как и Елизавета I из Англии (которая родилась на 19 лет раньше его), Рудольф болтался в качестве награды в череде дипломатических переговоров о браке, но на самом деле так и не женился. В периоды самоизоляции Рудольф, как сообщается, имел дела со своим придворным камергером Вольфгангом фон Румпфом и рядом камердинеров. Один из них, Филип Ланг, правил им в течение многих лет и был ненавистен теми, кто искал благосклонности императора.
Кроме того, было известно, что у Рудольфа была череда романов с женщинами, некоторые из которых утверждали, что были беременны от него. У него было несколько внебрачных детей от любовницы Екатерины Страда. Их старший сын, Дон Юлий Цезарь д'Австрия, вероятно, родился между 1584 и 1586 годами и получил образование и возможности для политической и социальной известности от своего отца.
В 1607 году Рудольф отправил Юлиуса жить в Чески-Крумлов в Богемии (на территории нынешней Чешской Республики ), замок, который Рудольф купил у Петера Вока / Вока фон Розенберга, последнего представителя Дома Розенбергов, после того, как он потерпел финансовое разорение.. Юлий жил в Чески-Крумлове, когда в 1608 году он, как сообщается, оскорбил и убил дочь местного цирюльника, жившего в замке, а затем изуродовал ее тело. Рудольф осудил поступок своего сына и предложил посадить его в тюрьму на всю оставшуюся жизнь.
Однако Юлий умер в 1609 году после того, как проявил признаки шизофрении, отказался купаться и жил в нищете; его смерть, очевидно, была вызвана разрывом язвы.
Многие работы по заказу Рудольфа необычайно эротичны. Император был предметом шепотной кампании его врагов в его семье и католической церкви за годы до его свержения. Сексуальные обвинения вполне могли стать частью кампании против него.
Рудольф сменил своего отца Максимилиана II 12 октября 1576 года. В 1583 году он перенес двор в Прагу.
Историки традиционно обвиняли увлечение Рудольфа искусством, оккультными науками и другими личными интересами как причину политических бедствий его правления.
Совсем недавно историки переоценили эту точку зрения и считают его покровительство искусствам и оккультным наукам триумфом и ключевой частью Возрождения, в то время как его политические неудачи рассматриваются как законная попытка создать единую христианскую империю, которая была подорвана. реалии религиозного, политического и интеллектуального распада того времени.
Гравировка по Аиджидиусу Саделер (1603). Портрет Рудольфа II в молодости работы Мартино Рота.Несмотря на то, что Рудольф вырос в католическом дворе своего дяди в Испании, он терпимо относился к протестантизму и другим религиям, включая иудаизм.
Он в значительной степени отказался от католических обрядов, даже после смерти отказавшись от последних таинственных обрядов. У него также было мало привязанности к протестантам, разве что как противовес папской политике. В первую очередь он поддерживал соборников, иреницистов и гуманистов. Когда папство спровоцировало Контрреформацию, используя агентов, посланных к его двору, Рудольф поддержал тех, кого он считал наиболее нейтральными в дебатах, не вставая на чью-либо сторону и не пытаясь сдержать себя, что привело к политическому хаосу и угрозе спровоцировать гражданские споры. война.
Его конфликт с Османской империей стал последней причиной его гибели. Не желая идти на компромисс с турками и упорно решивший объединить весь христианский мир новым крестовым походом, он начал долгую и нерешительную войну с турками в 1593 году. Эта война длилась до 1606 года и была известна как « Долгая война »..
К 1604 году его венгерские подданные были измучены войной и восстали под предводительством Стефана Бочкаи ( Восстание Бочкаи ). В 1605 году другие члены его семьи вынудили Рудольфа передать контроль над венгерскими делами своему младшему брату эрцгерцогу Матиасу. К 1606 году Матиас заключил трудный мир с венгерскими повстанцами ( Венский мир ) и турками ( Житваторокский мир ).
Рудольф был рассержен уступками своего брата, которые он считал отдачей слишком многого, чтобы усилить власть Матиаса. Итак, Рудольф приготовился начать новую войну с турками. Но Матиас заручился поддержкой недовольных венгров и вынудил Рудольфа уступить ему короны Венгрии, Австрии и Моравии. В то же время богемские протестанты требовали большей религиозной свободы, которую Рудольф предоставил в Послании о величестве в 1609 году. Богема продолжала настаивать на дальнейших свободах, и Рудольф использовал свою армию, чтобы подавить их.
Богемские протестанты обратились за помощью к Матиасу; Армия Матиаса держала Рудольфа в плену в его замке в Праге до 1611 года, когда Рудольф также уступил корону Богемии своему брату.
Рудольф умер в 1612 году, через девять месяцев после того, как его младший брат лишил его всех эффективных полномочий, кроме пустого титула императора Священной Римской империи, которым Матиас был избран пятью месяцами позже. В мае 1618 года, когда произошло событие, известное как дефенестрация Праги, протестантские богемы в защиту прав, предоставленных им в Послании о величестве, выбросили имперских чиновников из окна, и таким образом началась Тридцатилетняя война (1618–1648)..
Рудольф перенес столицу Габсбургов из Вены в Прагу в 1583 году. Рудольф любил коллекционировать картины, и часто сообщалось, что он часами сидел и смотрел в восторге от новой работы. Он не жалел средств на приобретение великих шедевров прошлого, таких как работы Дюрера и Брейгеля. Он был также покровителем некоторые из лучших современных художников, которые в основном производятся новые работы в Северной маньеризма стиле, такие как Спрангер, Ханс фон Аахен, Джамболона, Джузеппе Арчимбольдо, Аиджидиус Саделер, Саверей и Адриан де Врис, а также как пусконаладочные работы у итальянцев вроде Веронезе.
Коллекции Рудольфа были самыми впечатляющими в Европе его времени и величайшей коллекцией северного маньеризма, когда-либо собранной. Прилагательное « Рудольфин» в «маньеризме Рудольфина» часто используется в истории искусства для описания стиля искусства, которому он покровительствовал.
Его любовь к коллекционированию выходила далеко за рамки картин и скульптур. Он заказывал декоративные предметы всех видов и, в частности, механические движущиеся устройства. Церемониальные мечи и музыкальные инструменты, часы, водные сооружения, астролябия, компасы, телескопы и другие научные инструменты были изготовлены для него одними из лучших мастеров Европы.
Он покровительствовал натурфилософам, таким как ботаник Шарль де Л'Эклюз, а при его дворе присутствовали астрономы Тихо Браге и Иоганн Кеплер. Тихо Браге разработал Таблицы Рудольфина (завершенные Кеплером после смерти Браге), первую исчерпывающую таблицу данных о движении планет. Как упоминалось ранее, Рудольф также привлекал некоторых из лучших производителей научных инструментов того времени, таких как Йост Бюрджи, Эразмус Хабермель и Ганс Кристоф Шисслер. У них был прямой контакт с придворными астрономами и, благодаря финансовой поддержке двора, они были экономически независимы в разработке научных инструментов и производственных технологий.
Рудольф изображал Вертумна, римского бога времен года, Джузеппе Арчимбольдо (1590–1591). Рудольф высоко оценил работу.Поэт Элизабет Джейн Уэстон, писательница латинской поэзии эпохи Возрождения, также была частью его двора и написала ему многочисленные оды.
Рудольф содержал зверинец экзотических животных, ботанические сады и самый обширный в Европе « кабинет диковинок » ( Kunstkammer), объединяющий «три царства природы и творения человека». Он располагался в Пражском Граде, где между 1587 и 1605 годами он построил северное крыло для своих растущих коллекций. Льву и тигру было разрешено бродить по замку, что подтверждается бухгалтерскими книгами, в которых фиксируются компенсации, выплаченные выжившим после нападений или членам семей жертв.
Один человек даже утверждал, что Рудольф владел рукописью Войнича, кодексом, автор и цель которого, а также язык, шрифт и предполагаемый шифр остаются неустановленными по сей день. Согласно слухам, переданным в письме Иоганнеса Маркуса Марси в 1665 году, Рудольф приобрел рукопись в неустановленное время за 600 золотых дукатов. Никаких доказательств в поддержку этого единственного слуха обнаружено не было. Кодекс Гигас был также в его владениях.
Как это было типично для того времени, портрет Рудольфа II был написан в мастерской известного Алонсо Санчеса Коэльо. Написанный в 1567 году портрет изображал Рудольфа II в возрасте 15 лет. Эту картину можно увидеть в Лобковицком дворце в зале Рожмберка.
Богато орнаментированный небесный глобус с часовым механизмом для Кунсткамеры Рудольфа II, 1579 г.К 1597 году собрание занимало три комнаты незавершенного северного крыла. Когда строительство было завершено в 1605 году, собрание было перемещено в специальную Кунсткамеру. Naturalia ( минералы и драгоценные камни ) были расположены в 37 шкафах-витринах с тремя сводчатыми камерами спереди, каждая примерно 5,5 метра в ширину, 3 метра в высоту и 60 метров в длину, соединенных с главной камерой длиной 33 метра. Крупные неограненные драгоценные камни хранились в надежных ящиках.
Кунсткамера Рудольфа не была типичным «кабинетом раритетов» - случайным собранием не связанных между собой экземпляров. Скорее, Кунсткамера Рудольфины систематизировалась в энциклопедическом стиле. Кроме того, Рудольф II использовал свою полиглот придворным врачом, Anselmus Боэций де Boodt, к викарию коллекции. Ансельм был страстным коллекционером минералов и много путешествовал по горнодобывающим регионам Германии, Богемии и Силезии, часто в сопровождении своего друга- богемского натуралиста Фаддея Хагеция. Между 1607 и 1611 годами Ансельм составил каталог Кунсткамеры, а в 1609 году опубликовал « Gemmarum et Lapidum», один из лучших минералогических трактатов 17 века.
Пражский Град в 1595 году Йориса Хёфнагеля.Как было принято в то время, собрание было частным, но друзьям Императора, художникам и профессиональным ученым разрешалось изучать его. Коллекция стала бесценным исследовательским инструментом во время расцвета европейской философии 17 века, « эпохи разума ».
Преемники Рудольфа не оценили коллекцию, и Кунсткамера постепенно пришла в упадок. Примерно через 50 лет после основания большая часть коллекции была упакована в деревянные ящики и перевезена в Вену. Коллекция, оставшаяся в Праге, была разграблена в последний год Тридцатилетней войны шведскими войсками, которые разграбили Пражский Град 26 июля 1648 года, а также забрали лучшие из картин, многие из которых позже перешли в коллекцию Орлеана после смерти Кристина из Швеции. В 1782 году оставшаяся часть коллекции была продана Иосифом II частным лицам. Один из уцелевших предметов из Кунсткамеры - «прекрасный стул», разграбленный шведами в 1648 году и теперь принадлежащий графу Рэднору в замке Лонгфорд в Англии; другие выживают в музеях.
Астрология и алхимия считались основными научными направлениями в Праге эпохи Возрождения, и Рудольф был твердым приверженцем обоих. Его поиски всей жизни заключались в том, чтобы найти Философский камень, и Рудольф не пожалел средств и привел в суд лучших алхимиков Европы, таких как Эдвард Келли и Джон Ди. Рудольф даже проводил свои эксперименты в частной алхимической лаборатории. Когда Рудольф был принцем, Нострадамус подготовил гороскоп, посвященный ему как «принцу и королю». В 1590-х Сендивогий работал при дворе Рудольфа.
Рудольф дал Праге мистическую репутацию, которая частично сохраняется и по сей день, а Аллея алхимиков на территории Пражского Града является популярным местом посещения и туристической достопримечательностью.
Рудольф также правитель во многих легендах Голем Праги, либо из - за, или просто добавляя к, его оккультную репутацию.