Архитектура мечетей в Индонезии относится к архитектурным традициям мечетей, построенных на архипелаге Индонезии. Например, первоначальные формы мечети были в основном построены в народном индонезийском архитектурном стиле, смешанном с индуистскими, буддийскими или китайскими архитектурными элементами, и, в частности, не соответствовали ортодоксальным формам исламских архитектурных элементов, таких как купол и минарет. Народный архитектурный стиль варьируется в зависимости от острова и региона.
С 19 века мечети стали включать более ортодоксальные стили, которые были импортированы в голландскую колониальную эпоху. Архитектурный стиль этой эпохи характеризуется архитектурными элементами индо-исламского или мавританского возрождения с куполом в форме луковицы и арочным сводом. Минарет не был представлен в полной мере до 19 века, и его введение сопровождалось импортом архитектурных стилей персидского и османского происхождения с заметным использованием каллиграфии и геометрических узоров. За это время были отремонтированы многие старые мечети, построенные в традиционном стиле, а к их квадратным шатровым крышам были добавлены небольшие купола.
Ислам постепенно распространился в Индонезии, начиная с XII века и особенно в XIV и XV веках. Приход ислама не привел к введению новой строительной традиции, но привел к присвоению существующих архитектурных форм, которые были переосмыслены в соответствии с требованиями мусульман.
Хотя многие из самых ранних исламских построек на Яве и почти все они на Суматре не сохранились, в первую очередь из-за воздействия климата на разрушающиеся строительные материалы, постоянная конструкция не считалась приоритетной для мусульманской молитвы, как любое чистое и открытое пространство мог вместить общие молитвы.
Большинство ранних исламских мечетей все еще можно найти на Яве, а архитектурный стиль следует существующим строительным традициям на Яве. Характерной чертой яванской исламской архитектуры являются многоярусные крыши, церемониальные ворота, четыре центральных столба, поддерживающих высокую пирамидальную крышу, и множество декоративных элементов, таких как сложные глиняные украшения для пиков крыш. Многоярусные крыши происходят от многоярусной крыши меру, найденной в балийском храме. Некоторые ранние яванские исламские архитектуры напоминают канди или ворота эпохи Маджапахит.
Самые старые из сохранившихся индонезийских мечетей довольно большие и в большинстве случаев были тесно связаны с дворцами. Самая старая сохранившаяся мечеть в Индонезии - Великая мечеть Демак, которая является королевской мечетью султаната Демак, хотя это не самое старое исламское сооружение. Самая старая исламская структура в Индонезии - часть королевского дворца в Султанате Чиребон, Чиребон. Дворцовый комплекс содержит хронограмму, которую можно прочитать как сакский эквивалент 1454 года нашей эры. Ранние исламские дворцы сохраняют многие черты доисламской архитектуры, которые проявляются в воротах или барабанных башнях. Kasepuhan дворец, вероятно, началось в конце доисламского периода и продолжали расти в течение Индуизм-к-ислам переходного периода. Комплекс содержит ключи к разгадке этапов процесса постепенных изменений по мере того, как ислам становится частью индонезийской архитектуры. Двумя индуистскими чертами, принятыми во дворце в исламе, являются два типа ворот - разделенный портал ( канди бентар ), который обеспечивает доступ к павильону для публики, и ворота перемычки ( падуракса), ведущие к передней зоне.
Изначально минареты не были неотъемлемой частью индонезийской мечети. Башня мечети Менара Кудус была построена в стиле яванского индуистского кирпичного храма. Эта башня используется не как минарет, а как место для бедуга, огромного барабана, в который бьют при призыве к молитве в Индонезии. Эта башня похожа на Барабанные башни индуистских балийских храмов, называемых кул-кул. Это предполагает продолжение раннего индуистско-буддийского периода в исламскую эпоху в Индонезии.
Традиционно создание мечети в Индонезии начиналось с открытия или покупки земли для мечети. Далее следует первая постройка мечети, часто с использованием традиционных материалов, таких как бамбук и соломенная крыша. Со временем мечеть будет преобразована в постоянную мечеть, а затем постепенно расширена для размещения растущего населения.
Мечеть Туо Каю Джао на Западной Суматре (16 век).
Мечеть Менара Кудус в Центральной Яве была построена в 16 веке в индуистско-буддийском стиле эпохи Маджапахит.
Ворота мечети Панембахан Сенапати в Котагеде, Джокьякарта.
Мечеть султана Тернате в Северном Малуку (17 век).
Купола и заостренные арки, хорошо известные в центральной, южной и юго-западной Азии, не появлялись в Индонезии до 19 века, когда они были введены голландским влиянием на местных правителей. Индонезийские ученые познакомились с влиянием Ближнего Востока, когда они начали посещать исламские центры в Египте и Индии.
Купола в Индонезии повторяют форму индийских и персидских куполов в форме луковицы. Эти купола впервые появляются на Суматре. Большая мечеть султаната Риау на острове Пеньенгат - старейшая сохранившаяся мечеть с куполом в Индонезии. Есть указание на то, что мечеть Рао Рао на Западной Суматре использовала купол в своем раннем дизайне. Принятие купола в мечетях Явы происходило медленнее, чем на Суматре. Самая старая купольная мечеть на Яве - это, вероятно, мечеть Джами в Тубане (1928 г.), за ней следуют Большая мечеть Кедири и мечеть Аль-Макмур в Танах-Абанге в Джакарте.
Большая мечеть Манонджая в Тасикмалайе, около 1890 г.
Большая мечеть Бантена, около 1857-1872 гг.
Большая мечеть Байтуррахмана в Ачехе, около 1910-1930 гг.
Большая мечеть Медана, построенная в 1909 году.
После создания Республики Индонезия многие старые мечети, построенные в традиционном стиле, были отремонтированы, а к их квадратным шатровым крышам были добавлены небольшие купола. Вероятно, она построена по аналогии с модификацией главной мечети в соседней областной столице.
С 1970-х годов уместность традиционных зданий получила политическое признание, и были восстановлены некоторые многоуровневые шатровые формы. Президент Сухарто внес свой вклад в эту тенденцию в 1980-е годы, инициировав создание фонда «Муслим Панчасила Амаль Бакти», который субсидировал строительство небольших мечетей в менее благополучных общинах. Стандартный дизайн этих мечетей включает три шатровые крыши над квадратным молитвенным залом, напоминающие Великую мечеть Демака.
Сегодня архитектура мечетей в Индонезии отличается от многоярусных традиций традиционных яванских мечетей. Большинство мечетей в Индонезии сегодня следует ближневосточному влиянию, например, персидскому, арабскому или османскому стилю архитектуры.
Большая мечеть Аль-Азхар (1958 г.) в Кебайоран-Бару, Джакарта находится под влиянием Ближнего Востока сильнее, чем его народный стиль.
Великая мечеть Центральной Явы, построенная в 2006 году, представляет собой эклектичную смесь яванских, европейских и ближневосточных архитектурных традиций.
Мечеть Аль-Акбар с куполом в форме полуяйца, Сурабая, построена в 2000 году.
Большая мечеть Западной Суматры, завершена в 2014 году.
Самые ранние мечети на Яве были построены в середине 15-го века и позже, хотя есть более ранние упоминания о мечетях в столице 14-го века Маджапахите.
Большинство самых ранних мечетей на Яве обычно имеют многоярусные крыши. Серамби (крыльцо с навесом), прикрепленной к передней части мечети. Минимальное количество уровней - два, максимальное - пять. Верх крыши украшен глиняным орнаментом, который называется мустоко или мемоло. Иногда ярусы крыши представляют собой разделение на отдельные этажи, каждый из которых используется для разных функций: нижний этаж для молитвы, средний этаж для учебы и верхний этаж для призыва к молитве. Минареты не появлялись на Яве до 19 века, поэтому в одноэтажной мечети призыв к молитве совершается из прикрепленного серамби. Самый высокий ярус крыши поддерживается четырьмя основными столбами, называемыми соко гуру. В нескольких старейших мечетях одна из этих колонн сделана из деревянных осколков, скрепленных металлическими лентами (значение которых неизвестно).
Внутри мечети есть михраб в стене киблы и деревянный минбар. Ниша михраб сделана из кирпича и украшена глубокой резьбой по дереву, заимствованной из доисламского искусства этого региона. Стены корпуса довольно низкие и украшены врезными чашами и тарелками из Китая, Вьетнама и других стран. Посередине восточной стороны находятся монументальные ворота. Некоторые мечети, такие как мечеть в Джокьякарте, дополнительно окружены рвом.
Другие характеристики этих ранних мечетей - перистиль, двор и ворота.
Подобно мечетям Явы, мечети Суматры обладают атрибутами яванской мечети. Некоторые антропологи считают, что ни одна из самых ранних исламских структур на Суматре не сохранилась.
В Ачехе королевская мечеть была центром вооруженного сопротивления голландцам в 1870-х годах и поэтому была разрушена в бою. Ранние гравюры показывают это сооружение с широкими шатровыми крышами, похожее на мечети, все еще стоящей в цитадели султана Искандара Муда 17-го века.
На Западной Суматре мечети, известные как сурау, соответствуют местному стилю с такими же трех- или пятиъярусными крышами, что и яванская мечеть, но с характерным «рогатым» профилем Минангкабау. Крыша поддерживается рядами концентрических колонн, часто сосредоточенных на возвышающейся центральной опоре, которая достигает вершины здания. Некоторые мечети построены на островах в искусственных прудах. На фасаде может быть реализована традиционная резьба по дереву минангкабау.
Многие мечети в Пеканбару и Риау имеют трех- или пятиъярусную крышу, похожую на Западную Суматру, но без заметного «рогатого» профиля крыши. Это дает вид мечети в яванском стиле, но с более высоким профилем.
Королевство Банджар в Южном Калимантане было первым индуистским королевством на Борнео, принявшим ислам после получения влияния султаната Демак Яванский. Архитектурный стиль банджарской мечети имеет сходство с мечетями султанатов Демак, особенно с Великой мечетью Демак. На протяжении истории Банджар развивает свой собственный архитектурный стиль. Одной из основных характеристик мечети Банджар является трех- или пятиъярусная крыша с крутой верхней крышей по сравнению с относительно невысокой крышей яванской мечети. Другой характерной чертой является отсутствие серамби (крытой веранды) в банджарских мечетях, что является традиционной особенностью яванских мечетей. Стиль мечети Banjarese похож на мечети Западной Суматры и, возможно, связан с другими образцами из полуостровной Малайзии.
Другими характеристиками являются использование ходул в некоторых мечетях, отдельная крыша на михрабе, вершины крыши украшены украшениями, называемыми патака ( мустоко / мемоло Демакских султанатов), сделанными из железного дерева Борнео, украшения на углах крыш. называется джаманг, а заборы по периметру мечети называются канданг раси. Еще одно отличие от мечетей Явы заключается в том, что банджарские мечети не содержат серамби (крытое крыльцо), что является традиционной особенностью яванских мечетей.
Мечети в банджарском стиле можно найти в Банджармасине и Понтианаке. Мечеть Масджид Тингги в Баган-Сераи, Малайзия, представляет собой мечеть в банджарском стиле.
Мечети Сулавеси следуют архитектурному стилю яванской мечети с многоярусными (обычно трех) ярусными крышами.
Ислам пришел в Малуку в конце 15 века через Яву, причем наибольшее влияние он оказал на островах специй Тернате и Тидоре. Элементы самой старой мечети на островах, такие как мечеть султана Тернате, имитируют элементы старейших яванских мечетей. Однако мечети в Малуку не имеют перистиля, террасы, внутреннего двора и ворот, но сохраняют многоярусную крышу и централизованный план яванских мечетей. В регионе Папуа есть несколько значительных мечетей, так как этот регион в основном христианский.