В поэзии термин « монодия » стал специализироваться для обозначения стихотворения, в котором один человек оплакивает смерть другого. (В контексте древнегреческой литературы, монодия, μονῳδία, могла просто относиться к лирической поэзии, исполняемой одним исполнителем, а не хором. )
В музыке монодия относится к стилю сольного вокала, отличающемуся наличием единой мелодической линии и инструментального сопровождения. Хотя такая музыка встречается в различных культурах на протяжении всей истории, этот термин специально применяется к итальянской песне начала 17 века, особенно в период с 1600 по 1640 год. Термин используется как для стиля, так и для отдельных песен (так что можно говорят как о монодии в целом, так и о конкретной монодии). Сам термин - недавнее изобретение ученых. Ни один композитор XVII века никогда не называл произведение монодией. Композиции в монодической форме можно было бы назвать мадригалами, мотетами или даже концертами (в более раннем смысле « концертато », что означает «с инструментами»).
В монодии, которая возникла в результате попытки флорентийской камеры в 1580-х годах восстановить древнегреческие идеи мелодии и декламации (вероятно, с небольшой исторической точностью), один сольный голос поет мелодическую партию, обычно со значительным орнаментом, вместо ритмически независимой. басовая линия. Сопроводительные документы могут быть лютня, chitarrone, теорба, клавесин, орган, и даже при случае гитары. В то время как некоторые монодии были аранжировками для небольших музыкальных коллективов для больших ансамблей, что было распространено в конце 16 века, особенно в венецианской школе, большинство монодий были написаны независимо. Развитие монодии было одной из определяющих характеристик практики раннего барокко, в отличие от стиля позднего Возрождения, в котором группы голосов пели независимо и с большим балансом между частями.
Другими музыкальными направлениями, которые объединились в монодию, были мадригал и мотет, оба из которых развились в сольные формы после 1600 года и заимствовали идеи из монодии.
Контрастные отрывки в монодиях могли быть более мелодичными или более декламационными: эти два стиля представления в конечном итоге превратились в арию и речитатив, а общая форма слилась с кантатой примерно к 1635 году.
Параллельное развитие сольной песни с сопровождением во Франции получило название air de cour : термин монодия обычно не применяется к этим более консервативным песням, которые сохранили многие музыкальные характеристики шансона эпохи Возрождения.
Важный ранний трактат о монодии содержится в песенном сборнике Джулио Каччини « Le nuove musiche» (Флоренция, 1601).