Михайловский дворец

редактировать
Дворец в Санкт-Петербурге, Россия

Координаты : 59 ° 56′19 ″ N 30 ° 19 ′56 ″ в.д. / 59,93861 ° с.ш., 30,33222 ° в.д. / 59,93861; 30.33222

Михайловский дворец в его нынешнем виде

Михайловский дворец (рус. : Михайловский дворец) - великокняжеский дворец в Санкт-Петербург, Россия. Он расположен на площади Искусств и является образцом ампира неоклассицизма. В настоящее время во дворце располагается главное здание Русского музея, где представлены его коллекции произведений искусства раннего, народного, XVIII и XIX веков.

Первоначально он планировался как резиденция великого князя Михаила Павловича, младшего сына императора Павла I. Работы над Михайловским дворцом еще не начались, когда Павел был свергнут и убит в ходе дворцового переворота, который привел на престол старшего брата Михаила Александра I. Новый император возродил идею нового дворца к тому времени, когда Михаилу исполнилось 22 года, и Карло Росси разработал план строительства нового дворца в Санкт-Петербурге. Дворец, построенный в стиле неоклассицизма, стал центральным элементом ансамбля, охватывающего новые улицы и площади. Он был богато украшен, а интерьер стоил больше, чем основные строительные работы. Он был подарен великим князем Михаилом и его новой женой великой княгиней Еленой Павловной императором в 1825 году. У великокняжеской семьи были комфортабельные апартаменты, обставленные в соответствии с их индивидуальными вкусами. Великий князь Михаил выполнял здесь часть своих воинских обязанностей, а его жена организовывала салоны, в которых собирались многие видные деятели петербургского общества и культуры. Великая княгиня продолжала этот образ жизни после смерти мужа в 1849 году до самой своей смерти в 1873 году. Дворец перешел к дочери пары, Великой княгине Екатерине Михайловне.

За годы проживания семья обновила и обновили комнаты дворца в соответствии с современными вкусами. К моменту смерти великой княгини Екатерины в 1894 году парадные залы перестали использоваться регулярно - семья по большей части проживала во флигелях дворца. После смерти великой княгини дворец унаследовали ее дети, которые были членами семьи герцогов Мекленбург-Стрелицких. Обеспокоенный выходом дворца из семьи Романовых, император Александр III решил выкупить его за государство. Он умер до того, как это удалось организовать, но переговоры велись от имени его сына императора Николая II министром финансов Сергеем Витте. Николай передал ее вновь созданному Русскому музею в честь своего отца с правом собирать и демонстрировать отечественное искусство. Дворец был полностью отремонтирован, чтобы соответствовать своей новой роли, при этом некоторые интерьеры были сохранены. Одно крыло было снесено и перестроено, позже оно стало Русским этнографическим музеем, а новое крыло, крыло Бенуа, было добавлено в 1910-х годах.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Дизайн
  • 3 Жизнь во дворце
  • 4 Создание музея
    • 4.1 Крыло Бенуа
  • 5 Дворец сегодня
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Источники
История
Место будущего дворца, показанное на карте 1737 года

Дворец проектировался как резиденция Великого князя Михаила Павловича, младший сын императора Павла I. По распоряжению Павла на строительство дворца с 1798 года ежегодно выделялось несколько сотен тысяч рублей. В 1801 году Павел был свергнут и убит в результате дворцового переворота, а его наследник взошел на престол как Александр I. Новый император решил выполнить волю отца и дал согласие на строительство нового дворца, когда Михаилу исполнился 21 год. К этому времени было накоплено около 9 миллионов рублей. Эскизы были составлены Карло Росси в 1817 году. Сначала было предложено место Воронцовского дворца, а затем - резиденция Чернышева, которая позже стал местом Мариинского дворца. Оба варианта были отвергнуты Александром I как излишне дорогостоящие и сложные, и вместо этого было выбрано новое место в центре города для застройки.

В конечном итоге выбранным местом было место, которое ранее не претерпевало особого развития, между слиянием Фонтанка и реки Мойки, канал Грибоедова и Невский проспект. Он использовался как сад и охотничьи угодья, рядом Летний дворец императрицы Елизаветы , а позже Михайловский замок императора Павла. Росси задумал разработать новый архитектурный ансамбль, который будет включать не только новый дворец, но и площадь, и две новые улицы, [ru ] и [ru ]. Две существующие улицы, Садовая и [ru ], должны были быть расширены и включены в общий архитектурный ансамбль.

Великий князь Михаил Павлович, для которого дворец был построен

В начале апреля 1819 г. была создана «Комиссия по строительству дворца великого князя Михаила Павловича». Торжественная закладка фундамента состоялась летом того же года, а строительство началось 26 июля. Архитектор Адам Менелос также разбил для дворца сад с видом на Марсово поле, который стал известен как Михайловский сад. За кладку отвечали [ru ], [ru ] и [ru ]. Как и в случае с российскими строительными проектами, строительные работы велись только в теплое время года, чтобы работа была надежной и долговечной, а зимой уходили на сбор строительных материалов, работы над проектами и расчетами.

Главное ядро дворца было построено между 1819 и 1820 годами, а в следующем году были добавлены флигели; к концу 1822 г. основная часть строительства была завершена. Дизайн интерьера и украшения были завершены в течение следующих двух лет. Великий князь Михаил женился на принцессе Вюртембергской, которая приняла имя Елены Павловны, в феврале 1824 года, и к середине следующего года работы над дворцом были в основном завершены. Император Александр I посетил новый дворец и заявил, что очень доволен результатом, наградив Росси кольцом с бриллиантом и орденом Святого Владимира третьей степени. Росси также получил земельный участок под строительство собственного дома. Строительство дворца было официально завершено 11 сентября [O.S. 30 августа] 1825 года, когда Император подарил его Великому князю Михаилу и его наследникам навсегда. На его строительство ушло шесть лет и обошлось в 7 875 000 рублей. Из этой суммы около 4 миллионов рублей, более половины общей стоимости, ушло на его украшение. По этому случаю был проведен грандиозный банкет, на следующий день Александр отправился в свое путешествие на юг, где и умер. Великий князь Михаил и его новая жена переехали в свой новый дом из квартир в Зимнем дворце.

Дизайн
Ранний вид неоклассического фасада дворца

Дворец состоит из центрального блока с двумя крыльями, размещение служебных помещений. Западное крыло называлось Фрейлинским крылом, или флигелем, а восточное, манежным крылом, или крылом манежа. Отдельный флигель у Манежного флигеля использовался под конюшни, а другой флигель - Прачечная - находился на углу Инженерной и Садовой улиц. Дворец выходил на Михайловскую площадь, ныне Площадь Искусств. Его фасад состоит из рустованного нижнего этажа под фортепиано нобиле портика, лоджии с трехчетвертной восьмиколонной коринфской колоннада, поддерживающая треугольный фронтон с броневыми украшениями работы Степана Пименова и Василия Демут-Малиновского. Входная лестница обрамлена двумя львами Медичи, специально отлитыми для дворца в 1824 году. Арки и окна первого этажа украшены каменными львиными головами. Фасад, выходящий на Михайловский сад, представляет собой большую лоджию-колоннаду, а коринфские колоннады украшают флигели здания.

На нижнем этаже расположены частные апартаменты, на втором - служебные апартаменты, бальные и парадные залы. В юго-восточном углу антресольного этажа находилась часовня к архангелу Михаилу, а на первом этаже - кухни. Вход ведет в большой вестибюль с барельефами, коринфской колоннадой, плафоном и световым люком. Дизайн дворца стал всемирно известным и уважаемым. Выслушав доклады своего посла в России, Гранвиль Левезон-Гауэр, 1-й граф Гранвиль, король Соединенного Королевства Георг IV попросил у российского императора модель дворца. Один был должным образом построен Николаем Тарасовым, два метра в длину и два в ширину, который был доставлен царю братом Тарасова Иваном.

Дворец в XIX веке, с Михайловской площадью в передний план

В Голубую галерею входили через дверной проем с кариатидами Степана Пименова, ведущий в большую столовую со сводчатым потолком с гризайлями казнами. Коридор вел через отделанный мрамором танцевальный зал в гостиные, а затем в каюты. В то время как каюты великой княгини Елены были особенно роскошными, каюты великого князя Михаила были более спартанскими. Посол Левесон-Гауэр писал, что «единственное место, где великий князь позволил великолепие и роскошь, - это богатая и разнообразная коллекция оружия, доспехов, шлемов, снаряжения, артиллерии и других орудий в идеальном состоянии». Альберт Николаевич Бенуа отметил, что «В Кабинете и Библиотеке [Великого Герцога] были коллекции редких книг, гравюр, нумизматики, множество великолепных произведений искусства... Стены зала были увешаны трофеями, в основном саблями, мечами, знаменами, полотнами. военной тематики и портретов ». Среди трофеев были три пушки, сыгравшие важную роль во время вступительного кризиса 1825, когда они использовались для очистки декабристов с площади Петра. Они были подарены Великому князю его братом, Императором Николаем I.

Жизнь во дворце
Изысканные и богато украшенные парадные залы

Великий князь Михаил поддерживал тесный контакт со своей военной жизнью, часто принимал участие в комиссиях во дворце и проведение аудиенций с военными, ищущими должности. Слуги часто были ветеранами войны, а какое-то время во дворце проживал генерал-майор [ru ] Отечественной войны 1812. Великий князь Михаил умер в 1849 году, когда дворец перешел его вдове, великой княгине Елене Павловне. Она прославилась как хозяйка салона, среди ее гостей были поэты Александр Пушкин, Федор Тютчев и Василий Жуковский. Она выступала покровителем таких художников, как Александр Иванов, Карл Брюллов и Иван Айвазовский. Другим гостем был Николай Миклухо-Маклай, который с помощью Елены Павловны и Антона Рубинштейна основал Русское Музыкальное Общество и Санкт-Петербург. Консерватория. Иногда во дворце проходили занятия Общества и консерватории. Четверг стал днем ​​встреч во дворце государственных деятелей, ученых, писателей и художников. Отто фон Бисмарк был одним из участников, когда он служил послом Пруссии в России, и временами их посещал император Николай I, а также его преемник император Александр II и его жена Мария Александровна. Она также была известна тем, что устраивала балы во дворце, не уступающие по баллам императорской семьи. маркиз де Кюстин вспоминал, что

«Великая княгиня Елена на каждом празднике, который она устраивает, изобретает, как мне сказали, что-то новое, оригинальное, никому не знакомое... Группы деревьев, освещенные сверху скрытым светом, производили завораживающее впечатление... Полтора тысячи кадок и горшков с редчайшими цветами образовали ароматный букет... Роскошные пальмы, банановые деревья и всевозможные другие тропические растения, корни которых скрывались под ковром зелени, словно росли на родной земле, и казалось, что процессия танцующих пар перенеслась с дикого севера в далекий тропический лес... Трудно представить себе великолепие этой картины Идея о том, где вы находитесь, полностью потеряна. Все границы исчезли, все было наполнено светом, золотом, цветами, отражениями и чарующей волшебной иллюзией... Этот дворец, казалось, был создан для праздника... Я никогда не видел что-нибудь более красивое где угодно. "

Белый зал, один из уцелевших интерьеров Росси

Свита Великого князя оставалась неизменной при его жизни, хотя в 1830-х годах великая княгиня Елена заказала реконструкцию своей сюиты Андреем Штакеншнейдером, в соответствии с современными стилями. Небольшие каюты также были обновлены за период ее пребывания. Для выполнения этой работы в разные периоды привлекались несколько известных архитекторов - Харальд Юлиус фон Боссе реконструировал две гостиные и два кабинета в люксе Великой княгини в 1840-50-х годах, [ru ] перепланировал комнаты дочери супругов, великой княгини Екатерины Михайловны в 1850 г.; Александр Юркевич реконструировал Верхнюю церковь дворца в 1857 году и [ru ] музыкальную комнату в 1863 году. Георг Прейсс был назначен архитектором дворца в 1859 году, а И. Йоганссон и [ru ] выполнил несколько заказов в 1870-х годах. Великая княгиня Елена умерла в 1873 году, и дворец перешел к ее третьей дочери, великой княгине Екатерине Михайловне, вышедшей замуж за герцога Георга Августа Мекленбург-Стрелицкого. Новый люкс из восьми комнат для Великой Княгини Екатерины Михайловны и ее дочери Елены был построен в 1865 году в Манежном флигеле, который до ее смерти в апреле 1894 года был главной резиденцией Великой Княгини Екатерины. Кабинеты Екатерины Михайловны а «Фрейлинский» отремонтировали после смерти великой княгини Елены. Прейсс вышел на пенсию в 1888 году, передав свои обязанности своему сыну Константину. К началу 1890-х годов княжеская семья проживала в основном во флигелях дворца, а основные парадные залы в основном пустовали.

После смерти великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года дворец перешел к ее детям, Георг, Михаил и Елена, герцоги и герцогини Мекленбург-Стрелицкие. Это создало политическое затруднение, так как в то время как дети были технически подданными герцогства Мекленбург-Стрелицкий, Михайловский дворец должен был стать собственностью семьи Романовых. Император Александр III решил купить дворец публично. расходов и создать там Ксениинский институт по его дочери, Великой княжне Ксении Александровне. Александр внезапно скончался в 1894 году, прежде чем это удалось осуществить, и именно его сын и преемник император Николай II поручил министру финансов Сергею Витте организовать эту операцию. покупка Михайловского дворца. Была согласована сумма в четыре миллиона рублей, и 20 января 1895 года дворец вернулся в руки Романовых. Уезжающей семье было разрешено забрать некоторые украшения, относящиеся к семейной истории, в результате чего были сняты многие люстры, двери и камины.

Создание музея
Входной вестибюль и парадная лестница дворца с бюстом и мемориальной доской императору Александру III

Витте предположил, что Николай II может занять Михайловский дворец, хотя Николай предпочел остаться в Зимнем дворце. Между тем предполагаемый институт Ксениинского уже завладел Николаевским дворцом. Тогда Витте предположил, что Михайловский дворец станет подходящим домом для музея русского искусства в честь императора Александра III, на что Николай согласился. К этому времени в Эрмитаже хранились работы преимущественно зарубежных художников, а для отечественного искусства отведена только одна комната. Было решено создать новое учреждение, посвященное русскому искусству, и личным указом 13 апреля [OS 25 апреля] 1895 г. Николай II учредил «Русский музей императора Александра III» и разместил комплекс Михайловского дворца. в его владении. Музей находился в ведении великого князя Георгия Михайловича, а при профессоре Михаиле Боткине была создана комиссия для наблюдения за перестройкой дворца в музей архитектором [ru ] Императорской Академии художеств.

Реконструкция внесла значительные изменения в интерьер дворца. Дверные проемы были увеличены, некоторые были заблокированы, и были созданы новые проходы. Камины, каминные полы и зеркала были удалены, как и настенные росписи и лепнина, а меньшие комнаты были объединены, чтобы создать большие выставочные пространства. Танцевальный зал и большой театр были полностью переделаны, окна были залиты и заменены световыми люками. Немногое из интерьеров Росси было сохранено, хотя реконструкция проводилась в неоклассическом стиле, чтобы соответствовать оригинальному дизайну. Также были установлены бетонные перекрытия для защиты от пожаров на чердаках, проведен капитальный ремонт системы центрального отопления, а также приняты меры по улучшению вентиляции и водоснабжения. Основные строительные работы были завершены к весне 1896 г., после чего начались работы над интерьерами, в которых участвовали художники Н. Блинов, Н. Будаков, А. Боравский; скульпторы Амандус Адамсон и краснодеревщик С. Волковский. 28 февраля 1898 года комитет произвел окончательную проверку работы и признал себя полностью удовлетворенным. Официальное открытие музея состоялось 7 марта 1898 года.

Флигель Бенуа

Отдельное здание было построено между Фрейлинским флигелем и каналом Грибоедова между 1910 и 1912 годами по проекту архитекторов Леон Бенуа и [ru ] для временных художественных выставок. Он был основан 27 июня 1914 года, но работы были приостановлены на время Первой мировой войны и были завершены только в 1919 году. Он был передан Русскому музею в начале 1930-х годов, а в ноябре 1941 года., во время блокады Ленинграда в здание попали две фугасные бомбы. Статуя Александра III, стоявшая во дворе дворца, также была сбита бомбой во время войны, но была засыпана песком и бревнами и уцелела. Реставрационные работы проводились с 1947 по 1963 год. В 1958 году был построен коридор, соединяющий его с Фрейлинским флигелем, ныне крылом Росси.

Дворец сегодня
Дворец как музей. Картины Ивана Айвазовского слева и Последний день Помпеи Карла Брюллова справа

В Михайловском дворце находится главное здание Русский музей и здесь экспонируются коллекции произведений раннего искусства, а также произведений XVIII и XIX веков. Вход и выход через нижний этаж, где расположены кассы, гардеробные, магазины, кафе и другие объекты для посетителей. Крыло Росси, бывшее крыло Фрейлинского, демонстрирует искусство XIX века и образцы русского народного искусства. Искусство ХХ века и временные выставки представлены в крыле Бенуа. Бывший Манежный флигель был снесен Василием Свининым, а в новом здании, построенном между 1900 и 1911 годами, сейчас находится Русский этнографический музей, первоначально являвшийся отделом этнографии Русского музея, но созданный как отдельный музей в 1934. В период с 2000 по 2002 год было воссоздано первоначальное убранство дворцовой церкви.

См. Также
Примечания
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-30 11:35:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте