Маркиз де Кюстин

редактировать
Астольф де Кюстин
Маркиз де Кюстин
Custine.jpg
Родившийся Астольф-Луи-Леонор, маркиз де Кюстин 18 марта 1790 г., Нидервиллер, Франция
Умер 25 сентября 1857 (67 лет) Париж, Франция
Похороненный Chapelle d'Auquainville, Окенвиль, Кальвадос, Нижняя Нормандия, Франция
Супруг (а) Леонтин де Сен-Симон де Куртомер
Проблема Энгуэрран де Кюстин
Отец Арман Рено-Луи-Филипп-Франсуа, маркиз де Кюстин
Мама Дельфин де Сабран

Астольф-Луи-Леонор, маркиз де Кюстин (18 марта 1790 - 25 сентября 1857) был французским аристократом и писателем, наиболее известным своими путевыми заметками, в частности своим рассказом о визите в Россию, La Russie en 1839. Эта работа документы не только Travels Кюстина через территорию Российской империи, но и социальная структура, экономика и образ жизни во время правления Николая I.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Биография
  • 2 Русси в 1839 г.
    • 2.1 Публикация и реакция
  • 3 Более поздняя жизнь
  • 4 Наследие
  • 5 В популярной культуре
  • 6 Примечания и ссылки
  • 7 Дальнейшее чтение
  • 8 Внешние ссылки

биография

Дельфин де Кюстин

Астольф де Кюстин родился в Нидервилле, Лотарингия. Его семья принадлежала к французскому дворянству и с начала 18 века носила титул маркиза. Отцовская ветвь семьи также владела знаменитой фаянсовой фабрикой. Его мать, Дельфина де Сабран, маркиза де Кюстин, происходила из дома Сабран и была известна своим умом и огромной красотой.

Отец и дед Кюстина, Адам Филипп, граф де Кюстин, сочувствовали Французской революции, но оба были гильотинированы. Мать Кюстин была заключена в тюрьму и едва избежала той же участи. После свержения Робеспьера и конца правления террора дружба маркизы с Жозефом Фуше (который впоследствии стал министром полиции при Наполеоне ) позволила ей вернуть часть семейного состояния. Кюстин и его мать переехали в Лотарингию в 1795 году.

Под руководством своей волевой матери Кюстин рос в хаотичной, но стимулирующей социальной среде. Это привело его к частым контактам с известными интеллектуалами, в том числе с Жермен де Сталь и Франсуа-Рене де Шатобриан, считающимся основателем романтизма во французской литературе. Маркиза приобрела замок Фервак недалеко от Лизьё в Нормандии у герцога де Лаваля в октябре 1803 года; Шатобриан отмечал свои визиты туда между 1804 и 1806 годами, в которых он беседовал с маркизой и Кюстин в Mémoires d'Outre-Tombe. Дельфина умерла в Бексе, в Во, Швейцария, 13 июля 1826 года.

Кюстин получил прекрасное образование и, казалось, стремился к жизни в обществе. Годовой доход в 60 000 франков позволял ему жить, как ему заблагорассудится. Ему принадлежало поместье за ​​пределами Парижа, в Сен-Гратьене, где его иногда навещал Фредерик Шопен. Кюстин провел время на дипломатической службе, посещал Венский конгресс и даже принял военную комиссию. В 1821 году Кюстин женился на Леонтине де Сен-Симон де Куртомер, следуя желанию своей матери. Маркиз, который позже признал свою гомосексуальность и открыто жил с любовником-мужчиной, тем не менее искренне любил свою жену. У них родился сын Ингуерран. Во время брака Кюстин познакомился и завязал романтические отношения с англичанином Эдвардом Сен-Барбом, который переехал в дом вместе с парой и остался спутником его жизни. В 1823 году, на ранней стадии второй беременности, Леонтина заболела и умерла в возрасте всего двадцати лет.

28 октября 1824 года жизнь Кюстин безвозвратно изменилась. Той ночью он был найден без сознания в грязи за пределами Парижа, раздетым до пояса, избитым и ограбленным. Нападение было совершено группой солдат; с одним из которых Кюстин якобы пыталась вступить в половую связь. Однако точная причина нападения так и не была доказана. Тем не менее, новости об этом инциденте быстро распространились по Франции: «С этого времени и до конца своей жизни Кюстин фигурировал в жестоких сплетнях дня в первую очередь как самый выдающийся и печально известный гомосексуал Франции». Несмотря на то, что литературные салоны, в отличие от светских салонов, оставались открытыми для Кюстина, многие люди, которые были с ним дружелюбны, насмехались над ним за его спиной. Этот инцидент оборвал его дипломатическую карьеру. Несколько лет спустя, в 1826 году, несколько друзей семьи умерли, а также маленький сын Кюстина Энгерран (родился в 1822 году) от его покойной жены и его матери.

Спустя годы после этих трагедий Кюстин стал очень набожным.

Игнаций Гуровски

Кюстин тяготел к романтическому движению и в течение следующих нескольких лет писал стихи и романы. Кюстин написала одну пьесу и купила театр для ее постановки, но спектакль закрылся после трех спектаклей. Ни одно из его литературных произведений не получило особого внимания. Генрих Гейне называл Кюстина «un demihome des lettres » (получеловек писателя).

В 1835 году чрезвычайно привлекательный польский граф, двадцатитрехлетний Игнатий Гуровский (1812–1887), переехал в дом Кюстина и Сен-Барба на улице де Ла Рошфуко, чтобы сформировать «ménage à trois». Кюстин писал: «У него прекрасное сердце, оригинальный ум, он милостиво игнорирует все и то, что все решает, - очаровательная осанка и лицо». Капризный Гуровски был непростым гостем, он влезал в долги и соблазнял как мужчин, так и женщин, но, похоже, позабавил пару. Подробный реестр гомосексуалистов, который в то время вел префектура полиции Парижа и который назвал склонности Кюстина «безумными», писал о Гуровски с комической ноткой возможного отчаяния: «Это наследственное явление в его семье: его отец и дед были одними и теми же людьми. религия ". В 1841 году Гуровски женился на испанской инфанте Изабелле Фердинанде де Бурбон.

La Russie en 1839

В конце концов Кюстин обнаружил, что он умеет писать о путешествиях. Он написал хорошо принятый отчет о поездке в Испанию, и Оноре де Бальзак рекомендовал ему написать отчеты о других «полуевропейских» частях Европы, таких как южная Италия и Россия. В конце 1830-х годов появилась книга Алексиса де Токвиля « Демократия в Америке», последняя глава которой содержала пророчество о том, что будущее принадлежит России и Америке. Вдохновленный работами Токвиля, Кюстин решил, что Россия будет предметом его следующего сочинения. Позже некоторые историки окрестили Кюстин «русским де Токвилем».

Кюстин посетил Россию в 1839 году, проводя большую часть времени в Санкт-Петербурге, но также посетив Москву и Ярославль. Будучи политическим реакционером в своей собственной стране, опасаясь, что демократия неизбежно приведет к правлению мафии, он отправился в Россию в поисках аргументов против представительного правительства, но он был потрясен самодержавием, которое практикуется в России, и в равной степени очевидным сотрудничеством русского народа в своей собственной стране. угнетение. Он объяснил такое положение дел тем, что он считал отсталостью Русской православной церкви в сочетании с катастрофическими последствиями монгольского нашествия на средневековую Россию и политикой Петра Великого. Его поразила «удушающая грандиозность силы и случайность повседневной жизни и смерти». Кюстин критиковал Санкт-Петербург за то, что он был творением одного человека, а не результатом стихийных исторических сил. Кюстин, однако, любил московскую архитектуру и предсказывал, что Россия станет великой державой, если ее столица когда-либо будет перенесена обратно в старый город.

Большинство издевательства Кюстина было зарезервировано для русского дворянства и Николай I. Кюстин сказал, что у российской аристократии «достаточно лоска европейской цивилизации, чтобы быть« избалованным дикарями », но недостаточно, чтобы стать образованными людьми. Они были подобны« дрессированным медведям, заставившим вас тосковать по диким ». Часто цитируемые наблюдения включали:

"В России все, что вы замечаете, и все, что происходит вокруг вас, имеет ужасающее единообразие; и первая мысль, которая приходит в голову путешественнику, когда он созерцает эту симметрию, - это такая полная последовательность и регулярность, столь противоречащая естественной склонность человечества, не могла быть достигнута и не могла выжить без насилия ».

«Природа его правительства - вмешательство, халатность и коррупция. Вы восстаете против мысли, что вы можете привыкнуть ко всему этому, но вы все же привыкли к этому. В этой стране искренний человек будет принят за идиота».

«Изобилие ненужных и мелких мер предосторожности порождает здесь целую армию клерков, каждый из которых выполняет свою задачу с определенной степенью педантизма и негибкости, и с самовлюбленным видом, предназначенным исключительно для того, чтобы добавить значимости наименее значимой работе».

«Профессия вводящих в заблуждение иностранцев известна только в России... все маскируют плохое и показывают хорошее на глазах у хозяина».

Кюстин критиковал царя Николая за постоянный шпионаж, который он заказывал, и за репрессии в Польше. Кюстин не раз беседовал с царем и пришел к выводу, что, возможно, царь вел себя так, как он, только потому, что чувствовал, что должен. «Если у Императора нет больше милосердия в своем сердце, чем он показывает в своей политике, тогда мне жаль Россию; если, с другой стороны, его истинные чувства действительно превосходят его действия, тогда мне жаль Императора» (Kennan 76).

Кеннан описывает Россию как ужасное царство подобострастной лести и шпионажа. Кюстин сказал, что воздух становится свободнее, как только человек переходит в Пруссию. В середине 20-го века многие комментаторы проводили параллели между описанием Кюстином России и современного Советского Союза, а также отмечали много общего между его чертами характера Николая I и Иосифа Сталина.

Публикация и реакция

«Русси в 1839 году», впервые опубликованная полностью в 1843 году, прошла шесть тиражей и была широко прочитана в Англии, Франции и Германии, но запрещена в России. Тем не менее, некоторые книги, напечатанные во Франции, были ввезены контрабандой и оказали влияние на российское общество. С 1890 по 1891 годы фрагменты книги публиковались в российских журналах. Плохо сокращенные варианты книги издавались в 1910 и 1930 годах в Советском Союзе. Наконец, в 1996 году была опубликована полная версия.

Несколько русских авторов опубликовали работы, критикующие «Русскую жизнь в 1839 году» Кюстина, в том числе « Un mot sur l'ouvrage de M. de Custine, intitulé: La Russie en 1839 » Ксавьера Лабенского ( Жан Полоний ) и Examen de l'ouvrage de M. le. Маркиз де Кюстин интуитивно "Русская в 1839 году" (Париж, 1844) Николаса Греча. Царские власти также спонсировали более научное исследование России, проведенное иностранцем Августом фон Хактхаузеном, автором « Исследований внутренних дел России». Эту работу можно интерпретировать как попытку предоставить объективное исследование традиционных социальных институтов России, которые, по мнению царских советников, могли эффективно противодействовать работе Кюстина. Исследования были переведены с немецкого на французский и английский в 1848 году.

Царь также поручил французскому писателю Ипполиту Оже написать развернутое опровержение. Однако, поскольку к тому времени скандал вокруг творчества Кюстин утих, царь решил, что лучше не напоминать публике о книге, и проект был заброшен.

Более поздняя жизнь

Кюстин умер от инсульта вечером 25 сентября 1857 года.

Наследие

Наблюдения Кюстина в «Руси в 1839 году» по- прежнему вызывают восхищение за их проницательность, предвидение и явную развлекательную ценность, но также не нравятся другим по причинам, которые могут включать в себя убеждение, что они неточны, претенциозны, расистские, и что идея национальных стереотипов неверна. абсурд. Высказывались предположения, что он является одним из создателей предполагаемой западноевропейской русофобии.

Однако, как написал один критик, бесспорно то, что «прежде всего маркиз ценил свободу, свободу от страха, лицемерия и оков, сдерживающих человеческий дух».

В популярной культуре

Сергей Дрейден играет роль персонажа Кюстин в фильме 2002 года « Русский ковчег». Его беседы с путешествующим во времени рассказчиком призваны отразить непрекращающуюся борьбу России за поиск собственной идентичности и определение ее отношений с Европой.

Примечания и ссылки

дальнейшее чтение

  • Кристиан Сигрист, Das Russlandbild des Marquis de Custine. Von der Zivilisationskritik zur Russlandfeindlichkeit, Франкфурт, 1990.
  • Ирена Грудзинска Гросс, Шрам революции, Кюстин, Токвиль и романтическое воображение, Беркли, 1991.
  • Анка Мульштейн, Вкус к свободе: Жизнь Астольфа де Кюстина, 1999. Переиздано как: Астольф де Кюстин: Последний французский аристократ, Лондон, 2001.
  • Астольф де Кюстин, Путешествие в наше время: Журналы маркиза де Кюстина. Эд. Филлис Пенн Колер, Вашингтон, 1987.
  • Астольф де Кюстин, Путешествие в наше время: Журналы маркиза де Кюстина. Эд. Филлис Пенн Колер, Лондон, 1951.
  • Астольф де Кюстин, Царская империя. Путешествие по неземной России, Аукленд, 1989.
  • Джордж Ф. Кеннан, Маркиз де Кюстин и его Россия в 1839 году, Лондон, 1972.
  • Альбер Мари Пьер де Луппе, Астольф де Кюстин, Монако, 1957.
  • Франсин-Доминик Лихтенхан, Astolphe de Custine voyageur et philosophe, Париж 1990.
  • Жюльен Фредерик Тарн, Le Marquis de Custine ou les Malheurs de l'exactitude, Париж, 1985.
  • Леонард Эпп, «Маркиз де Кюстин и вопрос русской истории», рецензия на Анку Мюльштейн, Астольф де Кюстин: Последний французский аристократ и Астольф де Кюстин, Письма из России в Oxonian Review

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-04-13 06:13:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте