Тип мелодии или тип-мелодия - это набор мелодических формул, фигур и паттернов.
«Тип мелодии» - это фундаментальное понятие для понимания природы западных и незападных музыкальных ладов, согласно основополагающей статье Гарольда Пауэрса «Режим» в первом издании Словаря музыки и музыкантов New Grove ( Powers 1980, 12: 376–77, 379 и др.).
Типы мелодий используются в составлении огромного разнообразия музыки, особенно незападной и ранней западной музыки. Такая музыка обычно создается в процессе центонизации, либо свободно (т.е. импровизированно), либо по фиксированному образцу.
«Тип мелодии», используемый этномузыковедом Марком Слобиным (1982, 186), определяется как «группа мелодий, которые связаны между собой, поскольку все они содержат аналогичные модальные процедуры и характерные ритмические и мелодические контуры или паттерны».
Большинство культур, которые сочиняют музыку таким образом, организуют паттерны в отдельные типы мелодий. Их часто сравнивают с современными западными гаммами, но на самом деле они представляют гораздо больше информации, чем последовательность допустимых высот, поскольку они включают в себя то, как эти высоты должны функционировать в музыке, и указывают основные формулы, которые служат основой для импровизации. В неимпровизированной музыке, такой как кодифицированная литургическая музыка, обычно все еще ясно, как мелодия развивалась по установленным образцам.
На одном конце континуума, справа, тип мелодии - это вполне определенная схема - конкретная мелодия или мелодия. Когда музыкант импровизирует по этой схеме, он [или она] играет мелодию с небольшими вариациями. Базовый план сохраняется и отчетливо распознается слушателем. Лучший пример... на этом конце континуума - народная песня. Настоящее исполнение народной песни - это своего рода импровизация. Никто не поет ее именно так, как она пришла ему [или ей]. Одна из задач исследования народных песен, конечно же, состоит в том, чтобы найти все варианты мелодии и попытаться проследить семейные отношения. В левой части континуума находится тип мелодии как мода. Здесь тип мелодии аналогичен церковному режиму : скалярная конфигурация с преимущественным порядком тонов.. .. Чем ближе мы подходим к полюсу, где тип мелодии - это мелодия, тем определеннее и буквальнее становится схема.
- Май (1983)Мелодическая формула, длина которой варьируется от короткого мотива из нескольких нот до целой мелодии, которая используется в качестве основы для музыкальных композиций. Он отличается от режима, который просто устанавливает последовательность интервалов (в западной музыке, полутонов и целых тонов), и от гаммы (ноты режима в порядке увеличения высоты тона) тем, что он более конкретен: тип мелодии описывает фактические последовательности тонов, как они должны появиться в пьесе, а также конкретные начала и окончания, орнаменты и другие детали. Типы мелодий встречаются в основном в музыке древних народов - греков, евреев и других - и восточных народов - арабов, персов (иранцев), индийцев и других. Например... рага.
- Аммер (2004)В большинстве случаев эти типы мелодий связаны с внемузыкальным подтекстом, особенно с эмоциями (см., Например, индийскую расу ). Они также часто связаны с определенным временем. Например, большинство раг связаны с определенным временем дня, или исполнение ваянга в Java подразумевает определенную последовательность патетов.
Многие из этих традиций имеют соответствующую ритмическую основу. К ним относятся: