Патет (яванский : ꦥꦛꦼꦠ꧀, романизированный: Патет, также патет ) - организующая концепция в центральном яванский гамелан музыка в Индонезии. Это система тональных иерархий, в которой одни ноты подчеркнуты больше, чем другие. Слово означает «увлажнять или удерживать от» на яванском языке. Патет - это "ограничение выбора вариации игроком, так что, хотя в одном патете определенная нота может быть заметной, в другом ее следует избегать или использовать только для особого эффекта. Осведомленность о таких ограничениях и изучение вариаций внутри них отражает основную философскую цель музыки гамелана, да и вообще всего искусства центральной Явы, а именно сдержанность и изысканность собственного поведения ». Яванцы часто дают поэтические объяснения патету, например: «Патет - это диван или кровать мелодии ». По сути, патет указывает, какие ноты подчеркнуты в мелодии, особенно в конце фраз (seleh ), а также определяет, какие уточнения (cengkok и sekaran ) уместны. Однако во многих случаях произведения рассматриваются как смесь патетов, и реальность часто более сложна, чем указанные здесь обобщения, и зависит от конкретной композиции и стиля.
В яванской музыке есть традиционно шесть патетов, по три на каждую систему настройки, pelog и slendro. Системы соответствуют друг другу по выделенным тонам, как в таблице, приведенной ниже (дано в обозначении кепатихана ), хотя, конечно, числа не указывают одинаковые частоты.
Пелог Патет. | Соответствующий. Слендро Патет | Подчеркнутый. «тонизирующий» | Сильный. «доминантный» | Избегаемый. in slendro | Rare. in pélog |
---|---|---|---|---|---|
Pélog lima | Slendro nem | 2 | 5 | 1 | 7 |
Pélog nem | Slendro sanga | 5 | 1 | 3 | 7 |
Pélog barang | Slendro Manyura | 6 | 2 | 5 | 1 |
(Примечание: Pelog lima и slendro nem музыкально не параллельны.) Музыкальные отношения между pathet позволяют переносить некоторые пьесы из одного патета в другой, а также разделять ченгкок в разных транспозициях. Некоторые из прямых транспозиций балунгана: от маньюры к санге, отбрасывая ноты на одну ступень шкалы; с маньюры на пелог баранг, изменив высоту звука с одной на седьмую и изменив 2126 на 2756; от слендро-санги до пелог-нем, играя на слендро-балунгане в пелоге.
Написание Mantle Hood о pathet, больше не считающемся авторитетным, предполагает, что в pélog, 4 является «диссонирующей» высотой; такие инструменты, как gendér и gambang, часто вместо этого играют на смежных высотах 3 или 5. «Избегаемые» примечания редки, как seleh. Термины «тонизирующий» и «доминантный» используются в некоторых источниках. Яванцы используют терминологию падханг и улихан, или вопрос и ответ, для описания семантики балунгана или лагу (мелодии). Другой системой обозначений, предложенной Mantle Hood, был тон I для ударной ноты, Dasar для сильной ноты и Gong Tone II для другой сильной ноты, участвующей в каденциальной системе.
Два других термина иногда встречаются для pélog: патет бем и патет маньюра. Pathet bem, что означает «патет пелога», использующий высоту один в качестве первой ступени шкалы 1 2 3 5 6, используется как общий термин для обозначения pélog pathet nem и lima (особенно в Йогья, где это различие традиционно не проводится [ ?]). Мантийный капюшон обнаружил посредством анализа gendhing в этих патетах, что они по-прежнему отличаются по своим типичным образцам. Другой патет, pélog pathet Manyura, также называемый pélog nyamat, является прямым переводом из slendro manyura в pélog без замены 7 на 1, как в pathet barang. Это происходит в небольшом собрании гендингов.
Ученый и этномузыколог Мантл Худ предложил определенные идеи, основанные на смещении этих характерных частот на одну октаву. В своем раннем западном сочинении о патете он предположил, что одно из самых четких различий между патетами - это типичные каденции, которые появляются в балунган, особенно в концах фраз, отмеченных кенонгом. или гонг. Эти идеи были в значительной степени опровергнуты по мере лучшего понимания яванской практики исполнения, а более поздние исследования показали, что вопросы патет и лагу более четко представлены многооктавными инструментами, такими как ребаб и голос.
Вечером ваянга патет аккомпанемента в прогрессе на протяжении всего выступления. В слендро последовательность от нема до санги и маньюры; в пелоге, от лимы до нема и до баранга. Очень рано ваянг был только в слендро, но теперь стало обычным сочетать слендро и пелог в выступлениях ваянга, танцев и клененгана (чистая музыка). Разделы ваянга также связаны с этапами жизни и диапазоном эмоций; это влияет на ощущение, игру и интерпретацию пьес в каждом патете.
Многие части можно переносить с одного патета на другой. Иногда это связано с некоторыми заменами нот. Многие сенгкок и секаран имеют соответствующие версии в разных патетах.
В каждом патете есть несколько pathetan, мелодий в свободном размере, которые, как часто говорят, выражают суть патета. В ваянге они основаны на мелодической структуре сольных песен, исполняемых дхалангом, таких как сулук или ада-ада. Когда гамелан играет независимо от ваянга, патетан инструментально воспроизводится мягкими инструментами обработки - ребабом, полом, гамбангом и сулингом - в начале или конце пьес, следуя контуру связанной вокальной мелодии.