Slendro (яванский : ꦱ꧀ꦭꦺꦤ꧀ꦢꦿꦺꦴ, романизированный: Sléndro) (сунданский : ᮞᮜᮦᮔ᮪ᮓ᮪ᮛᮧ, романизированный: Салендро) - пентатоника шкала, Играть, самая старая из двух наиболее распространенных гамм (лар), используемых в индонезийском гамелане музыка, второй - pélog. Говорят, что на яванском языке этот термин происходит либо от «Sailendra », имени правящей семьи в восьмом и девятом веках, когда был построен Боробудур, либо от более раннего, данного бог Санг Хян Хендра.
От одного региона Индонезии к другому шкала слендро часто сильно варьируется. Величина вариации также варьируется от региона к региону. Например, слендро в Центральной Яве меняется от гамелана к гамелану гораздо меньше, чем в Бали, где ансамбли из одной и той же деревни могут быть настроены по-разному. Пять высот яванской версии примерно одинаково расположены в октаве.
Как и в пелоге, хотя интервалы варьируются от одного гамелана к другому, интервалы между нотами в гамме очень близки к одинаковым для разных инструментов в одном гамелане. В балийском гамелане принято, что инструменты играют парами, которые слегка настроены друг от друга, чтобы производить интерференционное биение, которое в идеале имеет одинаковую скорость для всех пар нот во всех регистрах. Считается, что это способствует очень «оживленному» и «мерцающему» звучанию ансамблей гамелана. В религиозных церемониях, содержащих гамелан, эти интерференционные ритмы предназначены для того, чтобы дать слушателю ощущение присутствия бога или ступеньку к медитативному состоянию.
Для инструментов, для которых не требуется фиксированная высота звука (например, suling и rebab ) и голоса, в гамму иногда вставляются другие высоты звука. Сунданский музыковед / учитель Раден Мачьяр Ангга Коеэмадината выделил 17 вокальных нот, используемых в слендро. Эти микротональные настройки имеют некоторое сходство с индийскими шрути.
В Java ноты шкалы слендро могут быть обозначены по-разному; одним из распространенных способов является использование чисел, часто называемых их именами на яванском языке, особенно в сокращенной форме. В более старом наборе используются имена, полученные от частей тела. Обратите внимание, что обе системы имеют одинаковые обозначения для 5 и 6. Нет 4; возможно, это связано с тем, что в пелоге он проявляется как необычный тон и не используется при переключении между системами.
Число | Яванский номер | Традиционное имя | ||
---|---|---|---|---|
Полное имя | Краткое имя | Полное имя | Буквальное значение | |
1 | сиджи | ji | панунггал | голова |
2 | лоро | ro | гулу | шея |
3 | телу | lu | дхадха | грудь |
5 | лима | ma | lima | рука (пять пальцев) |
6 | enam | nam | nem | шесть |
Имя баранг также иногда используется для 1 в слендро (это обычное название 7 в пелоге); октава тогда обозначается как баранг алит.
На Бали шкала начинается с ноты под названием динг, а затем продолжается вверх до донг, денг, навоз и данг.
Для опытных участников в музыке гамелана каждая гамелана имеет особое чувство, связанное с ритуалами и обстоятельствами, в которых используется гамелан. Например, в Бали у slendro звучит грустно, потому что он используется как настройка gamelan angklung, традиционного ансамбля для церемоний кремации.
Коннотация также зависит от используемого патета (грубо говоря, режима). В яванских гамелане, нем, санге и маньюре используются три патета слендро. Именно в таком порядке они появляются в перформансе wayang, который исторически использовал только slendro pathet. Следовательно, они имеют значение того, где они появляются вечером.
Происхождение шкалы слендро неизвестно. Однако имя слендро происходит от Саилендра, древней династии Королевства Меданг в Центральной Яве, а также Шривиджая. Считается, что шкала слендро была доставлена в Шривиджайю буддистом Махаяны из Гандхары в Индии через Наланду и Шривиджайю оттуда на Яву и Бали. Он похож на гаммы, используемые в индийской и китайской музыке, а также в других регионах Азии, и все они могут иметь общее происхождение. Шкала салендро встречается также в соседнем музыкальном ансамбле Кулинтанг. Это очень сложно, если вообще возможно, определить.
Даже в пределах Индонезии сложно определить эволюцию чешуек. Например, весы, используемые в Баньюванги на восточной оконечности Явы, очень похожи на весы, используемые в Джембрана, недалеко от Бали. Вероятно, нет способа задокументировать, какой регион повлиял на другой, и развивались ли они вместе.