Пещеры майя

редактировать

Сайты Майя пещера связаны с цивилизации майя в доколумбовой Мезоамерики. Связанные с ними верования и обряды сохраняются в некоторых современных общинах майя. Эти пещеры служили религиозным целям, поэтому найденные там артефакты в сочетании с эпиграфическими, иконографическими и этнографическими исследованиями помогают информировать наше современное понимание религии и общества майя.

Пещеры майя привлекали грабителей и захватчиков во время войны, поэтому некоторые из них были замурованы, например замурованные пещеры Дос Пилас и Надж Тунич ).

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 исследование
  • 2 Связи с письмом
  • 3 Связь с поселением
  • 4 Архитектурные пейзажи и сюжеты
  • 5 входов в преисподнюю
  • 6 Связь с полом и фертильностью
  • 7 Связь с силами природы
  • 8 ассоциаций искусства и ритуала
  • 9 предложений
  • 10 захоронений
  • 11 См. Также
  • 12 Примечания
  • 13 Ссылки
Учиться

В трудах, составленных для борьбы с идолопоклонством, испанские источники 16-го века упоминают 17 пещер и сенотов майя, девять из которых были обнаружены. В Relación de las cosas de Yucatán монах Диего де Ланда описал Священный сенот. Подземная археология майя началась в 1980-х и 1990-х годах.

Национальный музей антропологии возглавляет два проекта по изучению пещер майя: « Пещеры: Регистр свидетельств доиспанских культур в регионе Пуук», 1997 г., и «Культ сенотов в центре Юкатана».

В 2008 году на полуострове Юкатан был обнаружен подземный комплекс майя из одиннадцати храмов, 100-метровых каменных дорог и затопленного лабиринта пещер.

Самые известные пещеры Баланканч, Лольтун, Actun Tunichil Muknal и Jolja».

Ассоциации с письмом
«знаковый вход» или «ударный костяной элемент» (версии раннего и позднего классического периода)

На данный момент точно неизвестно, какой символ представляет собой пещеру в письменности майя. Согласно Джеймсу Брэди, пещера представлена ​​в текстах майя как «вход с указателем» или «столкнувшийся элемент кости» (см. Рисунок). Джеймс Брэди читает этот знак как CH'EN или CH'EEN. В качестве доказательства своей гипотезы Джеймс Брэди приводит три аргумента:

1) Использование знака в предложении обозначает определенное место, в которое можно войти, сесть или совершить погребение;

2) Визуальный знак имеет общие черты с символами смерти, преисподней и летучих мышей;

3) Фонетически знак оканчивается на согласную «N». В письменности майя этот знак является частью глагола «OCH-WITZ» («Иди в гору»).

Связь с поселением

Желание быть рядом с священным повлияло на модели поселений в Мезоамерике. Горы и пещеры были важными элементами мезоамериканских мифов о сотворении мира. Мезоамериканские системы верований сравнивают воду с плодородием, а горы дают текущую воду и дожди через пещеры. Соответственно, эти природные объекты считались священными и искали мезоамериканские мигранты, ищущие новые дома. Пещера могла считаться axis mundi, если она находилась в центре деревни. Поздний постклассический памятник в Майяпане включил несколько сенотов в церемониальные группы, а сенот Чен Мул находится в центре этого места. В Дос Пиласе платформы домов часто располагались перед входами в пещеры, а туннели проходили под платформой.

Архитектурные пейзажи и сюжеты

Искусственные пейзажи часто имитируют священные пейзажи. Храмовые двери считались входами в пещеры в горы. Иногда эти дверные проемы были вырезаны так, чтобы они выглядели как пасти монстров. Ацтеки также сделали это; в Утатлане они спроектировали искусственную пещеру, которая заканчивается под центральной площадью и по образцу мифической семикамерной пещеры появления Чикомосток. Это также видно в Теотиуакане, хотя детали несколько отличаются. В Муклебал-Цуле искусственный колодец под массивной платформой был сделан в виде водоносной пещеры. На Юкатане многие позднепостклассические храмы были построены на вершинах испанских церквей после завоевания, и пещеры и сеноты все еще можно найти рядом с этими местами и сегодня.

Входы в преисподнюю

Пещеры часто описывают как вход в водный подземный мир майя. Для мезоамериканских групп, включая майя, жизнь и смерть происходят в лиминальных зонах между этим миром и потусторонним миром. Пещеры были связаны как с жизнью, так и со смертью; когда что-то выходило из преисподней, оно жило, а когда что-то спускалось в преисподнюю, оно умирало. Пещеры также считались местом рождения, где родились и жили люди и их предки. Майя Юкатана также считали, что солнце и луна родились в подземном мире.

Связи с полом и фертильностью

Кажется, существует сильная ассоциация (и, возможно, слияние) между пещерами и потовыми ваннами. Пещеры, которые часто воспринимаются как женские и сравниваются с маткой и влагалищем, являются символом плодородия. Потовые ванны также ассоциируются с фертильностью человека, и оба имеют сильный сексуальный подтекст. Например, картина в Надж Тунич изображает пару, занятую половым актом. Современные цоцил- майя считают, что гиперсексуальное существо живет в пещере, а потовые ванны были местом незаконного секса среди многих групп майя. Артефакты, найденные в парилке на окраине Пьедрас-Неграс, включали круглое зеркало и пять морских раковин, артефактов, которые были связаны с водянистым подземным миром. Морские раковины также были найдены в искусственных пещерах под пирамидой Солнца в Теотиуакане.

Speleothems в пещерах также считались священными и играли роль в религии майя. Пещеры считаются «живыми существами с личностью и душой». и, по словам 41-летнего Кекчи 'Майя, их образования «тоже живые, они растут и потеют водой; они сами являются водой». Люди могут взять эти камни из пещер и положить их на свои алтари. Xibun майя включены натечные в строительство шарового суда на месте Hershey. Площадки для игры в мяч были связаны с подземным миром, как и пещеры.

Ассоциации с природными силами

Пещеры связаны с ветром, дождем и облаками. Зинакантекос высокогорья Чьяпаса верят, что молния исходит из пещер. Юкатек и Лакандон верят, что в пещерах и сенотах обитают божества дождя, а юкатекцы шестнадцатого века приносили в жертву людей, чтобы умилостивить этих божеств.

В Дос-Пиласе Куэва-де-Мурсьелагос находится под платформой королевского дворца. После того, как идет сильный дождь, вода устремляется из этой пещеры, сигнализируя о начале сезона дождей и продвижении цикла урожая. Этот искусственный ландшафт показал, что король имел контроль над водой, дождем и плодородием, тем самым узаконив свою власть.

Пещеры использовались в искусстве для узаконивания власти и повышения статуса. Например, изображения людей у ​​входа в пещеру наделили их авторитетом, который часто ассоциируется с шаманизмом. Образцы писцов часто ассоциируются со скелетной челюстью (пасти часто сравнивают со входами в пещеры), что может указывать на то, что пещеры - это то место, где зародилось это ремесло. Возможно, эти образы «служили мистификацией и превозносили роль писца».

Ассоциации искусства и ритуала

Пещеры часто ассоциируются с преобразованием. В сеноте X-Coton каменная фигура изображает человека, делающего подношение и, возможно, одетого в шкуру ягуара с лицом, выходящим изо рта. Помимо воды и ритуалов жертвоприношения, сенот, возможно, использовался для трансформации вайобов.

Человеческие жертвоприношения богам, связанные с пещерами, были широко распространены. Эти жертвоприношения либо совершались в пещере, либо тело впоследствии помещалось в пещеру. Детей обычно приносили в жертву на Юкате, и детские жертвоприношения были зарегистрированы также в Хайленд Гватемала.

Археологи нашли пещеры, которые были запечатаны, такие как Куэва-дель-Дуэнде. Возможно, осквернение пещер могло быть использовано как символ завоевания и политической легитимности. Другое объяснение может относиться к ритуалам завершения, которые часто наблюдаются в архитектурном строительстве.

Предложения

Сельскохозяйственные продукты - обычное дело в пещерах. Современные майя верят, что кукуруза возникла под землей, и эта идея, возможно, выражена в классических изображениях бога кукурузы, появляющегося из подземного мира. Эта вера давала пещерам животворную силу, поскольку свидетельства « Попул Вух» указывают на то, что люди были сделаны из кукурузного теста. Одомашненные растения, найденные в низинных пещерах, вероятно, использовались в ритуалах, проводимых для божеств, связанных с сельскохозяйственным плодородием. Сельскохозяйственные продукты до сих пор используются в сельскохозяйственных ритуалах современных майя.

Нефрит - частое подношение пещер. Больше всего нефрита, найденного в одном месте, было в Сеноте Жертвоприношения в Чичен-Ице. Металл был обычным подношение во время постклассического периода, самые большие коллекции поступали из сенота жертвоприношений и пещер-колоколов в западном Гондурасе. Сказание о Владыке Земли, у которого в пещере было много богатств, возможно, произошло из этой традиции.

Захоронения

Похоже, что захоронения в элитных пещерах были редкостью, но простые люди могли использовать пещеры в качестве мест захоронения, например, в пещере Бранч-Рок-Укрытие в Белизе. На сегодняшний день в пещерах были обнаружены две гробницы: одна в Надж Тунич, а другая в Квен-Санто  [ св. ], Обе в Гватемале. Основатели Lineage также были похоронены в пещерах. Элиты смогли построить свои собственные тщательно продуманные погребальные «пещеры» и тем самым укрепили свою власть и статус. Похоже, элиты пытались сделать свои гробницы похожими на естественные пещеры. Сталактиты, найденные в гробнице 2 Ним Ли Пунита, являются примером этого.

Смотрите также
Мезоамериканские пещеры
Другой
Примечания
использованная литература
  • имя: Пещерные росписи майя классического периода: III-IX вв. н. э.. Год: 2002. Автор научной работы: Шесеньа Эрнандес Алехандро. Ученая степень: к.э.н. в истории. Место защиты: Воронеж. Код WAC по специальностям : 07.00.06. Род занятий: Археология. Количество страниц: 193
  • Пол Ф. Хили. АНТРОПОЛОГИЯ МЕЗОАМЕРИКАНСКИХ ПЕЩЕР
  • Джеймс Э. Брэди и Кейт М. Прюфер (2005). В пасти земного монстра: исследования мезоамериканского ритуального использования пещер. Часть 3: Регион майя.
  • Брэди, Джеймс Э. (2005). Влияние ритуала на экономику древних майя. В каменных домах и повелителях земли: религия майя в контексте пещеры. Под редакцией Кейта М. Пруфера и Джеймса Э. Брэди, стр. 115–134. Университет Колорадо, Боулдер, Колорадо.
  • Брэди, Джеймс Э. и Венди Эшмор (1999). Горы, пещеры, вода: идейные пейзажи древних майя. В археологии ландшафта: современные перспективы. Под редакцией Венди Эшмор и Артура Бернарда Кнаппа. С. 124–145. Блэквелл Паблишинг.
  • Брэди, Джеймс Э., Аллан Б. Кобб, Серхио Гарса, Сезар Эспиноза и Роберт Бернетт (2005). Анализ обломов сталактита древних майя в пещере Балам На, Гватемала. В каменных домах и повелителях земли: религия майя в контексте пещеры. Под редакцией Кейта М. Прюфера и Джеймса Э. Брэди, стр. 213–224. Университет Колорадо, Боулдер, Колорадо.
  • Брэди, Джеймс Э. и Пьер Р. Колас (2005). Никте Мо «Рассеянный огонь в пещере К'аб-Чанте»: эпиграфические и археологические свидетельства осквернения пещер в войне древних майя. В каменных домах и повелителях земли: религия майя в контексте пещеры. Под редакцией Кейта М. Прюфера и Джеймса Э. Брэди, стр. 149–166. Университет Колорадо, Боулдер, Колорадо.
  • Брэди, Джеймс Э. и Кейт М. Прюфер (2005). Археология пещеры майя: новый взгляд на религию и космологию. В каменных домах и повелителях земли: религия майя в контексте пещеры. Под редакцией Кейта М. Пруфера и Джеймса Э. Брэди, стр. 365–379. Университет Колорадо, Боулдер, Колорадо.
  • Кристенсон, Аллен Дж. (2001). Искусство и общество в сообществе горных майя: Алтарь Сантьяго Атитлан. Университет Техаса P, Остин.
  • Даннинг, Николас, Вернон Скарборо, Фред Вальдес младший, Шерил Луцзаддер-Бич, Тимоти Бич и Джон Дж. Джонс (1999). Храмовые горы, священные озера и плодородные поля: пейзажи древних майя на северо-западе Белиза. Antiquity 73: 650-660.
  • Глассман, Дэвид М. и Хуан Луис Бонор Вильярехо (2005). Погребальные практики доисторических майя из пещерного убежища Бранч, Белиз. В каменных домах и повелителях земли: религия майя в контексте пещеры. Под редакцией Кейта М. Прюфера и Джеймса Э. Брэди, стр. 285–296. Университет Колорадо, Боулдер, Колорадо.
  • Киффер, К.Л. (2009) Новые пещерные открытия в Квен-Санто, Уэуэтенанго, Гватемала. В исследовании использования ритуальных пещер горных майя: археология и этнография в Уэуэтенанго, Гватемала. Под редакцией Джеймса Э. Брэди, стр. 41–47. Ассоциация мексиканских пещерных исследований, Остин.
  • Миллер, Мэри Эллен (1999). Искусство и архитектура майя. Thames and Hudson, LTD, Лондон.
  • Морхарт, Кристофер Т. (2005). Растения и пещеры в обществе древних майя. В каменных домах и повелителях земли: религия майя в контексте пещеры. Под редакцией Кейта М. Прюфера и Джеймса Э. Брэди, стр. 167–185. Университет Колорадо, Боулдер, Колорадо.
  • Мойес, Холли (2005). Потовая ванна в пещере: модифицированный проход в пещере Чечем-Ха, Белиз. В Каменных Домах и Владыках Земли: Религия Майя в контексте пещеры. Под редакцией Кейта М. Прюфера и Джеймса Э. Брэди, стр. 187–211. Университет Колорадо, Боулдер, Колорадо.
  • Оуэн, Ванесса А. (2005). Вопрос о жертве: классические практики захоронения в пещере майя в пещере Бартон-Крик, Белиз. В каменных домах и повелителях земли: религия майя в контексте пещеры. Под редакцией Кейта М. Прюфера и Джеймса Э. Брэди, стр. 323–340. Университет Колорадо, Боулдер, Колорадо.
  • Петерсон, Полли А., Патрисия А. Макэнани и Аллан Б. Кобб (2005). Удаление клыков земного монстра: перенос спелеотем на поверхности в долине Сибун. В каменных домах и повелителях земли: религия майя в контексте пещеры. Под редакцией Кейта М. Прюфера и Джеймса Э. Брэди, стр. 225–247. Университет Колорадо, Боулдер, Колорадо.
  • Прюфер, Кейт М. и Джеймс Э. Брэди (2005). Введение: Религия и роль пещер в археологии равнинных майя. В каменных домах и повелителях земли: религия майя в контексте пещеры. Под редакцией Кейта М. Прюфера и Джеймса Э. Брэди, стр. 1–22. Университет Колорадо, Боулдер, Колорадо.
  • Прюфер, Кейт М. и Эндрю Киндон (2005). Копирование священного пейзажа: Чен в Муклебал Цул. В каменных домах и повелителях земли: религия майя в контексте пещеры. Под редакцией Кейта М. Прюфера и Джеймса Э. Брэди, стр. 25–46. Университет Колорадо, Боулдер, Колорадо.
  • Пью, Тимоти В. (2005). Пещеры и искусственные пещеры в церемониальных группах майя в поздний постклассический период. В каменных домах и повелителях земли: религия майя в контексте пещеры. Под редакцией Кейта М. Прюфера и Джеймса Э. Брэди, стр. 47–69. Университет Колорадо, Боулдер, Колорадо.
  • Скотт, Энн М. и Джеймс Э. Брэди (2005). Человеческие останки в пещерах равнинных майя: проблемы интерпретации. В каменных домах и повелителях земли: религия майя в контексте пещеры. Под редакцией Кейта М. Прюфера и Джеймса Э. Брэди, стр. 263–284. Университет Колорадо, Боулдер, Колорадо.
  • Камень, Андреа (2005). Писцы и пещеры в низменности майя. В каменных домах и повелителях земли: религия майя в контексте пещеры. Под редакцией Кейта М. Прюфера и Джеймса Э. Брэди, стр. 135–147. Университет Колорадо, Боулдер, Колорадо.
Последняя правка сделана 2024-01-02 03:11:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте