Бог кукурузы майя

редактировать
Рис. 1: Изображение Бога консервированной кукурузы как покровителя искусства писцов, классический период.

Как и другие мезоамериканские народы, традиционные майя признают в своей основной культуре, кукурузе, жизненную силу, с которой они твердо отождествляют себя. Об этом наглядно свидетельствуют их мифологические традиции. Согласно Пополь Вуху XVI века, у Героев-Близнецов есть растения кукурузы для альтер-эго, а сам человек создан из кукурузы. Открытие и открытие Маисовой горы - места, где спрятаны семена кукурузы - до сих пор остается одной из самых популярных сказок майя. В классический период (200-900 гг. Н.э.) кукурузное божество демонстрирует аспекты культурного героя.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Женские и мужские божества
  • 2 Поздняя доклассическая и классическая мифология майя
    • 2.1 Расширение мифа о близнецах Пополь Вух
    • 2.2 Космологический миф о сотворении мира
    • 2.3 Сезонный миф
    • 2.4 Миф о кукурузе на побережье Мексиканского залива
  • 3 Имена и функции календаря
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Женские и мужские божества

В устной традиции майя кукуруза обычно олицетворяется как женщина - как рис в Юго-Восточной Азии или пшеница в Древней Греции и Риме. Обретение этой женщины посредством свадебного захвата составляет один из основных мифов майя. В отличие от этого, доиспанская аристократия майя, по-видимому, в первую очередь воспринимала кукурузу как мужчина. Классический период отличал две мужские формы: лиственный (листовой) бог кукурузы и постриг. Лиственный бог присутствует на так называемом кукурузном дереве (Храм Лиственного Креста, Паленке ), его почки имеют форму головы божества. Мужское божество кукурузы, представляющее лиственный тип и обозначенное как Бог E, присутствует в трех дошедших до нас иероглифических книгах майя.

В то время как бог кукурузы с листьями - это одномерный дух растительности, функции постриженного бога кукурузы гораздо более разнообразны. При выполнении ритуала последний обычно носит сетчатую нефритовую юбку и пояс с большим панцирем спондила, покрывающим поясницу. На стелах постриженного бога кукурузы изображает скорее королева, чем король. Таким образом, королева появляется как богиня кукурузы в соответствии с вышеупомянутыми повествовательными традициями майя.

Поздняя доклассическая и классическая мифология майя
Рис. 3: Замковый камень Сан-Франциско, изображающий бога замороженной кукурузы, живущего в колодце. Рис. 2: Двойное изображение бога тонизированной кукурузы, свободного и плененного, внутри открытого строения.

Многие классические рисунки майя, особенно на сосудах для питья какао, свидетельствуют о существовании богатой мифологии, основанной на постриженном боге кукурузы. Фрески позднего доклассического периода Сан-Бартоло демонстрируют его глубокую древность. Несколько теорий с разной степенью этнографической поддержки были сформулированы для объяснения таких эпизодов, как воскрешение кукурузного божества из черепахи, его плавание на каноэ и его превращение в дерево какао.

Расширение мифа о близнецах Пополь Вух

Постриг бога кукурузы часто сопровождают герои-близнецы. Вслед за Карлом Таубе многие ученые (такие как Майкл Д. Коу ) считают, что воскресший бог кукурузы в классическом периоде соответствует отцу близнецов-героев в Пополь Вух по имени Хун-Хун-Ахпу. Однако эта некогда общепринятая идентификация также была оспорена.

Космологический миф о сотворении мира

Акцент Линды Шеле на творении привел к ряду взаимосвязанных гипотез, каждая из которых включает космологическую центральность постриженного бога кукурузы (или «первого отца»), а именно: создание им так называемого «трех каменного очага» ( предполагается, что представляет собой созвездие); его выращивание мирового древа; его «танец творения»; и его позиция акробата, которая (более или менее совпадающая с изображениями крокодилового дерева), кажется, вызывает центральное мировое дерево. Присутствие бога кукурузы в расположении пяти мировых деревьев Сан-Бартоло было истолковано как создание им мира.

Сезонный миф

Другая теория, сформулированный Саймон Мартин, сосредотачивается на взаимодействиях пострижена кукуруза бога с престарелым ягуаром божеством торговли, Бог L. Это взаимодействие связано с превращением героя в дерево какао, задуманное как «трофейное дерево». Считается, что Бог L руководил засушливым сезоном, посвященным торговле на дальние расстояния, войнам и сбору какао, а Бог Тонизированной кукурузы руководил сезоном дождей и выращиванием кукурузы. Считается, что наступление двух сезонов символизирует поражение кукурузного божества и бога L.

Миф о кукурузе на побережье Мексиканского залива

Во многих сценах водная среда сильно выходит на первый план (см. Рис. 2), наиболее известный пример - воскрешение кукурузного божества из панциря черепахи, плавающей по воде. Браакхейс отметил, что такая среда также является характерным признаком важного мифа о кукурузе, который разделяют многие этнические группы (такие как хуастеки, тотонаки, науа и зоки ), населяющие побережье Мексиканского залива. Тот факт, что этот миф сосредотачивается на мужчине, а не на божестве кукурузы женского пола, и в то же время устанавливает тесную связь между богом кукурузы и черепахой, приводится в поддержку идеи о том, что классические майя когда-то были частью та же повествовательная традиция. В частности, до-классическое маисовое божество Сан-Бартоло, танцующее с черепашьим барабаном среди водных божеств, может иметь связь с версией Zoque ( Popoluca ) мифа о кукурузе побережья Мексиканского залива.

Имена и функции календаря

Несколько обозначений доиспанского бога кукурузы встречаются в Книге Чилам Балам из Чумаэля. К ним относятся ах мун (нежные зеленые побеги) и закуакнал (шесть новых белых кукурузы) или уак чуаакнал (шесть высоких новых кукурузы). Вслед за Шеле постриг бога кукурузы (гипотетически приравниваемого к Хун-Хун-Ахпу) часто прозвали «первым отцом». Классическое имя постриженного бога кукурузы, которое обычно включает цифру «Один», с уверенностью не известно. «Хун-Нал-Йе» Шеле пользовалась популярностью; в последнее время рассматриваются «Иксим» (зерна кукурузы) и «Нал» (влажный початок кукурузы).

В общем смысле кукуруза относится к дню Qʼan (спелость или спелость). Появление постриженного бога кукурузы связано с базовой датой Длинного счета, 4 Ahau 8 Cumku. Голова постриженного бога кукурузы служит для обозначения числа 1, а голова бога с листвой кукурузы - числа 8. Иногда бог кукурузы в пострижении ассоциируется с лунным полумесяцем и поэтому, возможно, играл роль в делении лунного счета. ; его голова, кажется, встречается в глифе C лунной серии (см. также богиню луны майя ).

Смотрите также
использованная литература
  1. ^ Bassie, Карен (2002). «Кукурузные божества и дополнительное мужское / женское начало». В Лоуэлле С. Густафсоне; Амелия Н. Тревельян (ред.). Гендерная идентичность и отношения древних майя. Вестпорт, Коннектикут и Лондон: Бергин и Гарви. С. 169–190.
  2. ^ a b Томпсон, Дж. Эрик С. (1970). История и религия майя. Норман: Университет Оклахомы Press.
  3. ^ a b Таубе, Карл А. (1985). «Классический бог кукурузы майя: переоценка» ( PDF ). В Вирджинии М. Филдс (том) (ред.). Пятый Паленке Круглый стол, 1983. Материалы пятой конференции круглого стола в Паленке, 12–18 июня 1983 г., Паленке, Чьяпас, Мексика. Мерл Грин Робертсон (общий редактор) (онлайн-издание PARI (ноябрь 2003 г.), изд.). Сан-Франциско, Калифорния: Институт исследований доколумбового искусства. OCLC   12111843. Проверено 6 декабря 2007.
  4. ^ Сатурно, Уильям; Дэвид Стюарт; Карл Таубе (2005). Фрески Сан-Бартоло, Эль-Петен, Гватемала, часть I: Северная стена. Древняя Америка 7.
  5. ^ Таубе, Карл; Уильям А. Сатурно; Дэвид Стюарт; Хизер Херст (2010). Фрески Сан-Бартоло, Эль-Петен, Гватемала, часть 2: Западная стена. Древняя Америка 10.
  6. ^ a b c Braakhuis, HEM (2009). «Бог консервированной кукурузы и Чикоме-Сочитль как носители кукурузы и герои культуры: взгляд на побережье Мексиканского залива» ( PDF ). Примечания Уайеба № 32.
  7. ^ Шиншилла Мазариегос, Искусство и миф древних майя, Йельский университет 2017: 227
  8. ^ a b c Фрейдель, Дэвид, Линда Шеле, Джой Паркер (1993). Майя Космос. Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания.CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  9. ^ Таубе, Карл (1998). «Нефритовый очаг: центральность, правление и классический храм майя». В Стивене Хьюстоне (ред.). Функция и значение в классической архитектуре майя. Вашингтон: Исследовательская библиотека Думбартон-Оукс. стр.  427 -478.
  10. ^ a b Таубе, Карл (2009). «Бог кукурузы майя и мифические истоки танца». В Женевьев-ле-Фор; и другие. (ред.). Майя и их священные рассказы: текст и контекст в мифологии майя (Acta Mesoamericana 20). С. 41–52.
  11. ^ Looper, Мэтью Г. (2009). Быть как боги: танец в древней цивилизации майя. Остин: Техасский университет Press. ISBN   978-0-292-70988-1.
  12. ^ Таубе, Карл (2005). «Символизм нефрита в классической религии майя». Древняя Мезоамерика. 16: 23–50. DOI : 10.1017 / s0956536105050017.
  13. ^ Сатурно, Уильям; Дэвид Стюарт; Карл Таубе (2004). «Идентификация фигур Западной стены в Пинтурасе Суб-1, Сан-Бартоло, Петен». У Хуана Педро де ла Порт, Барбара Арройо и Эктора Э. Мехиа (ред.). XVIII Simposio de Investigaciones Arqueológicas в Гватемале (PDF). Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии.
  14. ^ Мартин, Саймон (2006). «Какао в древней религии майя: первый плод кукурузного дерева и другие сказки из подземного мира». В Кэмерон Л. Макнил (ред.). Шоколад в Мезоамерике. Гейнсвилл: Издательство Университета Флориды. С. 154–183.
  15. ^ Braakhuis, HEM (2014). "Вызов молнии: западная фреска Сан-Бартоло и миф о герое кукурузы" ( PDF ). Примечания Уайеба № 46.
  16. ^ Ройс, Ральф Л. (пер.) (1967). Книга Чилам Балам из Чумаэля. Норман: Университет Оклахомы Press.
  17. ^ a b Зендер, Марк (2014). «О чтении трех классических портретных символов майя». Журнал PARI. 15: 1–14.
внешние ссылки

СМИ, связанные с богом кукурузы на Викискладе?

Последняя правка сделана 2024-01-02 03:12:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте