Как и другие мезоамериканские народы, традиционные майя признают в своей основной культуре, кукурузе, жизненную силу, с которой они твердо отождествляют себя. Об этом наглядно свидетельствуют их мифологические традиции. Согласно Пополь Вуху XVI века, у Героев-Близнецов есть растения кукурузы для альтер-эго, а сам человек создан из кукурузы. Открытие и открытие Маисовой горы - места, где спрятаны семена кукурузы - до сих пор остается одной из самых популярных сказок майя. В классический период (200-900 гг. Н.э.) кукурузное божество демонстрирует аспекты культурного героя.
В устной традиции майя кукуруза обычно олицетворяется как женщина - как рис в Юго-Восточной Азии или пшеница в Древней Греции и Риме. Обретение этой женщины посредством свадебного захвата составляет один из основных мифов майя. В отличие от этого, доиспанская аристократия майя, по-видимому, в первую очередь воспринимала кукурузу как мужчина. Классический период отличал две мужские формы: лиственный (листовой) бог кукурузы и постриг. Лиственный бог присутствует на так называемом кукурузном дереве (Храм Лиственного Креста, Паленке ), его почки имеют форму головы божества. Мужское божество кукурузы, представляющее лиственный тип и обозначенное как Бог E, присутствует в трех дошедших до нас иероглифических книгах майя.
В то время как бог кукурузы с листьями - это одномерный дух растительности, функции постриженного бога кукурузы гораздо более разнообразны. При выполнении ритуала последний обычно носит сетчатую нефритовую юбку и пояс с большим панцирем спондила, покрывающим поясницу. На стелах постриженного бога кукурузы изображает скорее королева, чем король. Таким образом, королева появляется как богиня кукурузы в соответствии с вышеупомянутыми повествовательными традициями майя.
Многие классические рисунки майя, особенно на сосудах для питья какао, свидетельствуют о существовании богатой мифологии, основанной на постриженном боге кукурузы. Фрески позднего доклассического периода Сан-Бартоло демонстрируют его глубокую древность. Несколько теорий с разной степенью этнографической поддержки были сформулированы для объяснения таких эпизодов, как воскрешение кукурузного божества из черепахи, его плавание на каноэ и его превращение в дерево какао.
Постриг бога кукурузы часто сопровождают герои-близнецы. Вслед за Карлом Таубе многие ученые (такие как Майкл Д. Коу ) считают, что воскресший бог кукурузы в классическом периоде соответствует отцу близнецов-героев в Пополь Вух по имени Хун-Хун-Ахпу. Однако эта некогда общепринятая идентификация также была оспорена.
Акцент Линды Шеле на творении привел к ряду взаимосвязанных гипотез, каждая из которых включает космологическую центральность постриженного бога кукурузы (или «первого отца»), а именно: создание им так называемого «трех каменного очага» ( предполагается, что представляет собой созвездие); его выращивание мирового древа; его «танец творения»; и его позиция акробата, которая (более или менее совпадающая с изображениями крокодилового дерева), кажется, вызывает центральное мировое дерево. Присутствие бога кукурузы в расположении пяти мировых деревьев Сан-Бартоло было истолковано как создание им мира.
Другая теория, сформулированный Саймон Мартин, сосредотачивается на взаимодействиях пострижена кукуруза бога с престарелым ягуаром божеством торговли, Бог L. Это взаимодействие связано с превращением героя в дерево какао, задуманное как «трофейное дерево». Считается, что Бог L руководил засушливым сезоном, посвященным торговле на дальние расстояния, войнам и сбору какао, а Бог Тонизированной кукурузы руководил сезоном дождей и выращиванием кукурузы. Считается, что наступление двух сезонов символизирует поражение кукурузного божества и бога L.
Во многих сценах водная среда сильно выходит на первый план (см. Рис. 2), наиболее известный пример - воскрешение кукурузного божества из панциря черепахи, плавающей по воде. Браакхейс отметил, что такая среда также является характерным признаком важного мифа о кукурузе, который разделяют многие этнические группы (такие как хуастеки, тотонаки, науа и зоки ), населяющие побережье Мексиканского залива. Тот факт, что этот миф сосредотачивается на мужчине, а не на божестве кукурузы женского пола, и в то же время устанавливает тесную связь между богом кукурузы и черепахой, приводится в поддержку идеи о том, что классические майя когда-то были частью та же повествовательная традиция. В частности, до-классическое маисовое божество Сан-Бартоло, танцующее с черепашьим барабаном среди водных божеств, может иметь связь с версией Zoque ( Popoluca ) мифа о кукурузе побережья Мексиканского залива.
Несколько обозначений доиспанского бога кукурузы встречаются в Книге Чилам Балам из Чумаэля. К ним относятся ах мун (нежные зеленые побеги) и закуакнал (шесть новых белых кукурузы) или уак чуаакнал (шесть высоких новых кукурузы). Вслед за Шеле постриг бога кукурузы (гипотетически приравниваемого к Хун-Хун-Ахпу) часто прозвали «первым отцом». Классическое имя постриженного бога кукурузы, которое обычно включает цифру «Один», с уверенностью не известно. «Хун-Нал-Йе» Шеле пользовалась популярностью; в последнее время рассматриваются «Иксим» (зерна кукурузы) и «Нал» (влажный початок кукурузы).
В общем смысле кукуруза относится к дню Qʼan (спелость или спелость). Появление постриженного бога кукурузы связано с базовой датой Длинного счета, 4 Ahau 8 Cumku. Голова постриженного бога кукурузы служит для обозначения числа 1, а голова бога с листвой кукурузы - числа 8. Иногда бог кукурузы в пострижении ассоциируется с лунным полумесяцем и поэтому, возможно, играл роль в делении лунного счета. ; его голова, кажется, встречается в глифе C лунной серии (см. также богиню луны майя ).
СМИ, связанные с богом кукурузы на Викискладе?