История цивилизации майя

редактировать

История цивилизации майя разделена на три основного периода: доклассический, классический и постклассический периоды; им предшествовал архаический период, когда появились первые оседлые деревни и раннее сельское хозяйство. Современные рассматривают эти периоды как произвольные подразделения хронологии цивилизации майя, а не как свидетельства культурной эволюции или упадка. Определения даты начала и окончания периода могут отличаться на целых столетия, в зависимости от автора. Доклассический период длился примерно с 2000 г. до н.э. до примерно 250 г. н.э.; за ним последовал классический период с 250 г. до примерно 950 г. н.э., затем постклассический период с 950 г. до середины 16 века. Каждый период далее подразделяется:

Хронология майя
ПериодРазделДаты
Архаический8000–2000 гг. До н.э.
ДоклассическийРанний Доклассический2000–1000 гг. До н.э.
Средний доклассическийРанний средний доклассический1000–600 гг. До н.э.
Поздний средний доклассический600–350 гг. До н.э.
поздний доклассическийранний поздний доклассический350–1 гг. До н.э.
поздний поздний доклассический1 г. до н.э. - 159 г. до н.э.
окончание Доклассический159–250 гг.
КлассическийРанний классический250–550 гг. Нашей эры
Поздний классический550–830 <292 г.>Терминальная классика830–950 гг.
постклассикаРанний постклассический950–1200 гг.
Поздний постклассический1200–1539 гг.
Период контактов1511–1697 гг.
Содержание
  • 1 Доклассический период (ок. 2000 г. до н.э. - 250 г. н.э.)
  • 2 Классический период (ок. 250–900 н.э.)
    • 2.1 Классический крах майя
  • 3 Постклассический период (ок. 950–1539 нашей эры)
  • 4 Период контактов и испанское завоевание (1511–1697 нашей эры)
  • 5 Сохранение культуры майя
  • 6 Исследование цивилизации майя
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
Доклассический период (ок. 2000 г. до н.э. - 250 г. н.э.)
Структура 5 в Такалик Абадж была построена в Среднем Доклассике.

Майя создала свою первую цивилизацию в Доклассический период. Ученые продолжают обсуждать, когда началась эпоха цивилизации майя. Открытия оккупации майя в Куэлло, Белиз, были датированы углеродом примерно 2600 г. до н.э. Поселения были основаны около 1800 г. до н.э. в регионе Соконуско на тихоокеанском побережье, они уже выращивали основные культуры майя, включая кукурузу, бобы, тыкву и перец чили. Этот период, известный как ранний доклассический, характеризовался оседлыми общинами и появлением керамики и фигурок из обожженной глины.

В средний доклассический период небольшие деревни начали расти и образовывать города. К 500 г. до н.э. в этих городах существовали большие храмовые постройки, украшенные лепными масками, изображающими богов. Накбе в департаменте Петен в Гватемале - это самый ранний хорошо задокументированный город в низинах майя, где располагались крупные сооружения датируются примерно 750 годом до нашей эры. Накбе уже характеризовал монументальную каменную архитектуру, скульптурные памятники и дороги, которые характеризовали более поздние города в низинах майя. Северные низменности Юкатана были широко заселены средним доклассическим периодом. Примерно к 400 г. до н.э., ближе к концу среднего доклассического периода, первые правители майя воздвигали стелы, которые отмечают их достижения и подтверждают их право на власть.

Фрески, раскопанные в 2005 г., отодвинули происхождение письменности майя назад. несколько столетий, при этом развитая письменность уже использовалась в Сан-Бартоло в Петене к III до нашей эры, и теперь очевидно, что майя участвовали в более широком развитии мезоамериканской письменности в доклассическом периоде. В поздний доклассический период период город Эль-Мирадор вырос и занимал примерно 16 квадратных километров (6,2 квадратных миль). Он имел мощеные проспекты, массивные триадические пирамидальные комплексы, датируемые примерно 150 г. до н.э., а также стелы и алтари, возведенные на его площадях. Эль-Мирадор считается одной из первых столиц цивилизации майя. Болота района Мирадор, кажется, была главной достопримечательностью для местных жителей этого района. Город Тикаль, который позже стал одним из самых важных городов майя классического периода, уже был значительным городом примерно к 350 г. до н.э., хотя он не соответствовал Эль-Мирадору. Поздний доклассический расцвет в I веке нашей эры, и многие великие города майя эпохи были заброшены; причина этого обрушения пока неизвестна.

Каминальджуйу в высокогорье и Эль-Мирадор в низинах были важными городами в позднем доклассическом периоде

в высокогорье, Каминалджуйу возник как главный центр в доклассическом периоде, связав прибрежные торговые пути Тихого океана с маршрутом реки Мотагуа, а также усиление контактов с другими местами вдоль побережья Тихого океана. Каминалджуйу располагался на перекрестке дорог и контролировал торговые пути на запад к побережью Персидского залива, на север к высокогорью и вдоль тихоокеанской прибрежной равнины к перешейку Теуантепек и Сальвадору. Это дало ему контроль над распределительными сетями таких важных товаров, как нефрит, обсидиан и киноварь. На этом протяженном торговом пути Такалик Абадж и Каминалджуйу, по-видимому, были двумя фокусами. В этой сети распространился стиль скульптуры раннего майя. Такалик Абай и Чокола были двумя из самых важных городов на тихоокеанской равнине во время позднего доклассического периода, а Комчен превратился в важный город на севере Юкатана во время доклассического периода.

Классический период (ок. 250–900 нашей эры)

Классический период степени степени определяет как период, в течение которого майя на равнинах воздвигали датированные памятники с использованием календаря Длинного счета. Этот период отмечен пиком крупномасштабного строительства и урбанизма, записи монументальных надписей и стандартное интеллектуальное и художественное развитие, особенно в южных низменных регионах. Политический ландшафт майя классического периода можно сравнить с Италией эпохи Возрождения или Политической Грецией, когда несколько городов-государств были вовлечены в сложную сеть союзов и вражды.

Стела D из Киригуа, представляющий короля Кьяко Тилив Чан Йопаат

В классический период цивилизации майя достигла своего пика расцвета. Майя развили интенсивную сельское хозяйство, городскую цивилизацию, состоящую из независимых городов-государств, некоторые из которых подчинялись другим. Во времена ранней классики города по всему региону майя находились под районом великого мегаполиса Теотиуакан в далекой долине Мексики. В 378 году нашей эры Теотиуакан решительно вторгся в Тикаль и другие близлежащие города, сверг его правителя и установил новую династию, поддерживаемую Теотиуаканом. Это вмешательство возглавил Сиядж Кьяко («Рожденный огнем»), прибывший в Тикаль 8.17.1.4.12 (около 31 января 378 г.). Король Тикаля Чак Ток Ичхаак I умер в тот же день, что свидетельствует о насильственном захвате власти. Год спустя Сиядж Кьяко руководил установлением нового короля, Якс Нуун Айин I. Отцом нового короля был Филин-Копьеносец, который носил центральное мексиканское имя и, возможно, был королем Теотиуакана или Каминалджуйу. Установление новой династии привело к периоду политического господства, когда Тикаль стал самым могущественным городом в центральных низинах.

На пике своего развития в эпоху поздней классики город Тикаль государство расширилось, и его население превысило 100 000 человек. Главным соперником Тикаля был Калакмул, еще одно мощное городское государство в Низине Петен. Тикаль и Калакмул разработали обширные системы союзников и вассалов; меньшие города, входящие в одну из этих сетей, получили престижные ассоциации с высокими уровнями, входящими в одну из этих сетей. Тикаль и Калакмул заняты маневрированием своих альянсовых сетей друг против друга; в различные моменты классического периода та или иная из этих сил одерживала стратегическую победу над своимим соперником, что приводило к великому периодам расцвета и упадка.

В 629 г. Балай Чан Кавил, сын Царя Тикала, послали основать новый город в 120 км к западу, в Дос Пилас, в регионе Петексбатун, очевидно, как форпост, чтобы распространить власть Тикаля за пределы досягаемости Калакмула. Молодому принцу тогда было всего четыре года. С основанием нового королевства Дос Пилас рекламировал свое происхождение, приняв гербовый знак Тикаля как свой собственный. Следующие два десятилетия он преданно сражался за своего брата и сюзерена в Тикале. В 648 г. н.э. король Юкном Чоин II («Юкном Великий») из Калакмула напал и победил Дос Пиласа, захватив Баладжа Чана Кавиила. Примерно в то же время был убит король Тикаля. Юкном Чеен II затем восстановил Баладжа Чана Кавиила на троне Дос Пиласа в качестве своего вассала. Совершивный акт предательства для кого-то, утверждающего, он стал верным союзником Калакмула, заклятого врага Тикаля.

На юго-востоке Копан был самый важный город. Его династия классического периода была основана в 426 году Кёнич Яксом Кьюко Моэ. Новый король имел прочные связи с центральным Петеном и Теотиуаканом, и вполне вероятно, что он был родом из Тикаля. Пика своего культурного и художественного развития Копан достиг во время правления Уаксакладжууна Убхааха Клавила, который правил с 695 по 738 год. Его правление катастрофически закончилось в апреле 738 года, когда он был захвачен своим вассалом, королем Кьяко Тиливом. Чан Йопаат из Киригуа. Пленный лорд Копана был доставлен обратно в Киригуа, и в начале мая 738 года он был обезглавлен в ходе публичного ритуала. Вполне вероятно, что этот переворот был поддержан Калакмулом, чтобы ослабить могущественного союзника Тикаля. Паленке и Яшчилан были самыми могущественными городами в регионе Усумасинта. В высокогорье Каминалджуйу в долине Гватемалы уже был обширным городом к 300 г. н.э. На севере области майя Коба был самой важной частью столицей.

Калакмул был одним из наиболее важных городов классического периода

Столицы королевств майя могли значительно различаться по размеру, очевидно, в зависимости от того, сколько вассальных городов было связано со столицей. Повелители городов-государств, которые имеют власть над большим числом подчиненных лордов, могут распоряжаться большими объемами в виде товаров и рабочей силы. Наиболее распространенными формами подношения, изображаемыми на керамике майя, являются какао, ткани и перья. социальной базой классической цивилизации обширная политическая и экономическая сеть, охватила всю территорию майя и за ее пределами в большом мезоамериканском регионе. Доминирующие государства классического периода располагались в центральных низинах; в этот период южные высокогорья и северные низменности могут считаться культурно, экономически и политически периферийными по отношению к основной области. Те места, которые существовали между ядром и периферией, создали как центры торговли и коммерции.

Самыми известными памятниками храмы-пирамиды и дворцы, которые они построили в центрах своих величайших городов. Использование иероглифических писем на памятниках широко распространенным и оставило большой объем информации, включая датированные династические записи, союзы и другие взаимодействия между политиями майя. Скульптура каменных стел распространилась по территории майя в классический период, а сочетание скульптурных стел и низких круглых алтарей считается отличительной чертой классической цивилизации майя. В классическом периоде почти каждый царство майя в южных низинах ставило стило в своем церемониальном центре. эпиграф Дэвид Стюарт сначала считил, что майяали свои стелы те тун, «каменные деревья», хотя позже он изменил свое прочтение на лакамтун, что означает «знаменный камень». Согласно Стюарту, это может относиться к стелам как к каменным версиям вертикальных стандартов, которые когда-то стояли на видных местах в центрах городов майя, как изображено на древних майя граффити. Основная цель стелы заключалась в прославлении царя .

. Цивилизация майя участвовала в торговле на дальние расстояния, важные торговые пути пролегали от реки Мотагуа до Карибского моря, а затем на север вдоль побережья до Юкатана. Другой маршрут пролегал из Верапаса вдоль реки Пасион до торгового порта в Канкуэн ; оттуда торговые пути пролегали на восток в Белиз, на север в центральный и северный Петен, а затем к Мексиканскому заливу и западному побережью полуострова Юкатан. Важными предметами торговли элитного статуса были нефрит, тонкая керамика и перья кетцаля. В основное число торговых товаров, возможно, входили обсидиан, соль и какао.

Классический крах майя

Чичен-Ица ​​ был самым важным городом в северном регионе майя

В 9 веке нашей эры центральный регион майя пережил серьезный политический коллапс, отмеченный заброшенными городами, концом династий и сдвигом активности на север. Этот упадок сопровождался прекращением монументальных надписей и масштабного архитектурного строительства. Ни одна общепринятая теория не объясняет этот коллапс, но он, вероятно, явился результат сочетания, включая эндемические междоусобные войны, перенаселенность, приводящую к серьезной деградации окружающей среды и засуху. В этот период, известный как Терминальный Классик, северные города Чичен-Ица ​​и Ушмаль демонстрируют повышенную активность. Крупные города на севере полуострова Юкатан продолжали быть населенными еще долгое время после того, как в городах южных низменностей перестали возводить памятники.

Есть свидетельства того, что население майя превышало пропускную способность окружающую среду., что привело к истощению сельскохозяйственных ресурсов, вырубке лесов иному чрезмерному вылову мегафауны. Похоже, примерно в то же время произошла 200-летняя засуха. Классическая общественная организация майя была основана на ритуальной власти правителя, а не на централизованном контроле над торговлей и распределением еды. Эта модель правления была плохо структурирована, чтобы реагировать на изменения, при этом свобода действий правителя ограничивалась традиционными реакциями. Правители отреагировали своим культурным уклоном, активизировав такие виды деятельности, как строительство, ритуалы и войны. Это было продуктивным и только усугубило системной проблемы.

К IX и X векам это произошло к краху системы правления, основанной на божественной власти правящего лорда. На севере Юкатана индивидуальное правление было заменено правящим советом, сформированным из представителей элитных родов. На юге Юкатана и в центре Петена королевства в целом пришли в упадок; в западном Петене и некоторых других областях были катастрофические и быстрые депопуляции городов. В течение пары поколений большие участки центральной области были практически заброшены. Относительно сильное обрушение затронуло некоторые южной области майя, включая южную часть полуострова Юкатан, северный Чьяпас и Гватемалу, а также район вокруг Копана в Гондурасе. В лучших городах проживало от 50 000 до 120 000 человек, и они были связаны с сетями дочерних сайтов. Как столицы, так и их второстепенные центры, как правило, были заброшены в период от 50 до 100 лет.

К концу 8-го века эндемические войны охватили Petexbatún регион Петена, в результате чего оставление Дос Пиласа и Агуатека. Один за другим некогда великие города перестали лепить датированные памятники и были заброшены; последние памятники в Паленке, Пьедрас Неграс и Яшчилан были датированы между 795 и 810 годами, в течение следующих десятилетий: Калакмул, Наранхо, Копан, Каракол и Тикаль все погрузилось в безвестность. Последняя дата «Длинного счета» была записана в Тонина в 909 году. Стелы больше не возводились, и скваттеры переселялись в заброшенные королевские дворцы. Мезоамериканские торговые пути сместились и обошли Петен.

Постклассический период (ок. 950–1539 гг. Н.э.)
Закулеу был столицей постклассического королевства Мам в Гватемале Высокогорье

Великие города, которые доминировали в Петене, были разрушены к началу 10 века нашей эры с начала крушения классических майя. Несмотря на значительное сокращение, значительное присутствие майя оставалось в постклассический период после того, как основные города классического периода были оставлены; население было особенно сконцентрировано около постоянных источников воды. В отличие от предыдущих циклов сокращения в регионе майя, заброшенные земли не были быстро заселены в постклассический период. Деятельность переместилась в северные низменности и нагорье майя; это могло быть связано с миграцией из южных низменностей, поскольку у многих постклассических групп майя были мифы о миграции. Чичен-Ица ​​ приобрел известность на севере в 8-м веке нашей эры, что совпало с покинутыми людьми на юге, что подчеркивает экономические и политические факторы, вовлеченные в коллапс. Чичен-Ица ​​стал, вероятно, самым большим, самым могущественным и космополитическим городом майя. Чичен-Ица ​​и его Пуук соседи резко упали в 11 веке, и это может представлять собой последний эпизод крушения классического периода. После упадка Чичен-Ицы в регионе майя не хватало доминирующей силы до подъема города Майяпан в 12 веке. Новые города возникли недалеко от побережья Карибского моря и Персидского залива, и были сформированы новые торговые сети.

Постклассический период был отмечен рядом изменений, которые отличали его города от городов предыдущего классического периода. Некогда великий город Каминалджуйу в долине Гватемалы был заброшен после периода непрерывной оккупации, который длился почти две тысячи лет. Это было симптомом изменений, которые охватили высокогорье и соседнее тихоокеанское побережье, когда давно оккупированные города в незащищенных местах были перемещены, очевидно из-за распространения войны. Города стали занимать более легко защищаемые места на вершинах холмов, окруженные глубокими оврагами, с оборонительными сооружениями из рвов и стен, которые иногда дополняли защиту, обеспечиваемую естественным ландшафтом. Обнесенные стенами оборонительные сооружения были обнаружены в нескольких местах на севере, в том числе в Чичен-Ице, Эк-Балам, Майяпан, Тулум, Ушмале и Яксуна. Одним из важнейших городов Гватемальского нагорья в то время был Кумаркадж, также известный как Утатлан, столица агрессивного королевства майя кичей. Правительство штатов майя, от Юкатана до гватемальского нагорья, часто организовывалось как совместное правление советом. Однако на практике один член совета мог действовать как верховный правитель, а другие члены служили ему в качестве советников.

Майяпан был важным постклассическим городом на севере полуострова Юкатан

Майяпан был заброшенный около 1448 года, после периода политических, социальных и экологических потрясений, которые во многом перекликаются с крахом классического периода в южном регионе майя. За покиданием города последовал период длительной войны на полуострове Юкатан, которая закончилась незадолго до контакта с испанцами в 1511году. Даже без доминирующей региональной столицы первые испанские исследователи сообщали о богатых прибрежных городах и процветающих рынках.

Поздний постклассический полуостров Юкатан был разделен на несколько независимых провинций, которые имели культуру, но различались по своей внутренней социально-политической организации. Двумя наиболее важными провинциями были Мани и Сотута, которые были враждебны друг другу. Во время контактов с Испанией в состав государства на севере полуострова Юкатан входили Мани, Чехпеч, Чакан, Ах Кин Чел, Купул, Чикинчел, Уаймил, Четумал, Кочуах, Тасес, Сотута, Чанпутун (современное Чампотон ) и Акалан. Ряд и групп населяли южную часть полуострова, включая бассейн Петен, Белиз и прилегающие районы, в том числе Кеяче, Ица, Ковой, Ялайн, Чинамита, Манче Чол и Мопан. чоланские майя говорящие лакандон (не путать с современными жителями Чьяпаса под этим именем) контролирующие территорию вдоль притоков реки Усумасинта, охватывающую восточный Чьяпас и юго-западный Петен. 150>

Накануне испанского завоевания высокогорья Гватемалы находились под властью нескольких могущественных государств майя. За столетия, предшествовавшие приходу испанцев, Kʼicheʼ образовали небольшую империю, охватывающую большую часть западного Гватемальского нагорья и соседнюю тихоокеанскую прибрежную равнину. Однако в конце 15 века Какчикель восстали против своих бывших союзников Койчэ и основали новое королевство на юго-востоке со столицей Иксимче. За десятилетия до испанского вторжения королевство Какчикель неуклонно разрушало королевство Кичеш. Другие высокогорные группы включали Цтутуджил около озера Атитлан, Мам в западных высокогорьях и Покомам в восточном нагорье. Центральное нагорье Чьяпаса было занято территориями народа майя, в том числе цоцил, которые были разделены на несколько провинций, а также Тохолабал.

период контактов и испанское завоевание (1511–1511). 1697 г. н.э.)
Страница из Лиенцо де Тласкала, показывающая испанское завоевание в Иксимче, известное как Куахтемаллан на языке науатль

В 1511 году испанская каравелла потерпела крушение в Карибском море, и около дюжины выживших высадились на побережье Юкатана. Их схватил лорд майя, и большинству из них были принесены в жертву, хотя двоим удалось бежать. С 1517 по 1519 год три отдельные испанские экспедиции исследовали побережье Юкатана и участвовали в сражениях с жителями майя. После, как столица ацтеков Теночтитлан пала перед испанцами в 1521 году, Эрнан Кортес отправил Педро де Альварадо в Гватемалу со 180 кавалерией, 300 пехотой, 4 пушками и тысячами человек. союзных воинов из центральной Мексики; они прибыли в Соконуско в 1523 году. Столица Кичеджа, Кумаркадж, пала в руки Альварадо в 1524 году. Вскоре после этого испанцы были приглашены в качестве союзников в Иксимче, столицу Какчикель Майя. Хорошие отношения длились недолго из-за чрезмерных требований Испании к золоту в качестве дани, и через несколько месяцев город был заброшен. За этим последовало падение Закулеу, столицы Мам Майя, в 1525 году. Франсиско де Монтехо и его сын Франсиско де Монтехо Младший начали длительную серию кампаний против государства полуострова Юкатан в 1527 году и, наконец, завершили завоевание северной части полуострова в 1546 году. Это оставило независимыми только королевства майя в бассейне Петен. В 1697 году Мартин де Урсуа начал штурм Ицы столицы Нойпетен, последний оставшийся город майя пал перед испанцами.

Стойкость культуры майя

Испанское завоевание лишило большинства определяющих черт цивилизации майя. Однако многие деревни оставались удаленными от испанской колониальной власти и по большей части продолжали вести свои дела. Общины майя и нуклеарная семья сохранили свою традиционную повседневную жизнь. Основная мезоамериканская диета из кукурузы и бобов продолжалась, сельскохозяйственное производство было улучшено за счет внедрения стальных инструментов. Продолжали производиться традиционные ремесла, такие как ткачество, керамика и плетение. Общинные рынки и торговля местными продуктами продолжались еще долго после завоевания. Иногда колониальная администрация использует традиционную экономику, чтобы получить дань в виде керамики или хлопчатобумажных тканей, хотя они обычно изготавливаются по европейским спецификациям. Верования и язык майя оказались стойкими к изменениям, несмотря на энергичные усилия католических миссионеров. 260-дневный ритуальный календарь цолкёин по-прежнему используется в современных общинах майя в высокогорных регионах Гватемалы и Чьяпаса, и миллионы людей, говорящих на языке майя, населяют территорию, на которой их предки развили цивилизацию.

Исследование цивилизации майя
Рисунок Фредерика Катервуда монастырского комплекса в Ушмале

Начало XVI века испанские солдаты, духовенство и администраторы были знакомы с доколумбовой эпохой. История и верования майя. Агенты католической церкви написали подробные отчеты о поддержке их усилий по евангелизации и поглощению майя Испанской империей. В сочинениях 16 века епископа Диего де Ланда, который позорно сжег большое количество книг майя, содержит множество деталей культуры майя, включая их верования и религиозные обычаи, календарь, аспекты их иероглифического письма, и устная история. Затем последовали испанские священники и чиновники, которые представляют собой описания руин, которые они используют на Юкатане в Центральной Америке. Эти первые посетители были хорошо осведомлены о связи между руинами и жителями региона майя.

В 1839 году американский путешественник и писатель Джон Ллойд Стивенс, знакомый с более ранними испанскими исследованиями, изложил посетить Ушмаль, Копан, Паленке и другие места с английским архитектором и рисовальщиком Фредериком Катервудом. Их иллюстрированные описания руин вызвали большой интерес в этом регионе среди людей и привлекли внимание всего мира к майя. Их рассказ был подхвачен антикварами XIX века, такими как Август Ле Плонжон и Дезире Шарне, которые приписывали руины цивилизации Старого Света или затонувшим континентам. В конце XIX века были записаны и восстановлены этноисторические отчеты майя, а также сделаны первые шаги в расшифровке иероглифов майя.

Фотография Кастильо в Чичен-Ица ​​, сделанная в 1892 г. Теоберто Малер

Последние два десятилетия XIX века ознаменовались зарождением современной научной археологии в регионе майя с кропотливой работой Альфреда Модслея и Теоберто Малера. Были очищены и задокументированы такие места, как Altar de Sacrificios, Coba, Seibal и Tikal. К 20 века Музей Пибоди спонсировал раскопки в Копане и на полуострове Юкатан, и артефакты контрабандным путем вывозились из начала региона в коллекцию музея. В первые два десятилетия 20-го века были достигнуты успехи в расшифровке календаря майя и религиозных концепций. Сильванус Морли начал проект по документированию всех известных памятников майя и иероглифическая надпись, в некоторых случаях записывающая тексты памятников, которые с тех пор были разрушены. Институт Карнеги спонсировал раскопки в Копане, Чичен-Ице и Уаксактуне, и были заложены современные основы изучения майя. Начиная с 1930-х годов, темпы археологических исследований произошли, и были проведены крупномасштабные раскопки по всему региону майя.

становясь достаточно плотными, чтобы скрыть строения всего в несколько метров. Чтобы найти неопознанные руины, исследователи обратились к спутниковым снимкам, чтобы посмотреть на видимый и ближний инфракрасный спектр. Из-за своей известняковой конструкции памятники повлияли на химический состав почвы, поскольку они плохи; некоторые влаголюбивые растения полностью отсутствуют, а другие погибли или обесцвечены.

В 1960-х годах выдающийся майянист Дж. Эрик С. Томпсон продвигал идеи о том, что города майя по сути являются пустыми церемони центрами, обслуживающими рассредоточенное население в лесу, и что цивилизацией майя управляли мирные жрецы-астрономы. Эти идеи возникли из ограниченного понимания письменности майя в то время; они начали разваливаться после значительных успехов в расшифровке письменности в конце 20-го века, первыми из которых были Татьяна Проскурякова и Юрий Кнорозов. Времена проры в понимании письменности майя были сделаны с 1950-х годов, тексты раскрыли воинственные действия классических царей майя, и мнение майя как миролюбивого больше не могло поддерживаться. Подробные исследования поселений в городах майя выявили свидетельства большого населения, что положило конец модели пустующего церемониального центра.

В 2018 году археологи представили 60000 неизведанных структур с помощью лазеров с революционной технологией под названием «лидар 'в северной Гватемале. В рамках проекта лидарная технология была применена на площади 2100 квадратных километров в биосферном заповеднике майя в районе Петен в Гватемале. Согласно предположениям, новым находкам, археологи полагают, что 7-11 миллионов людей майя населяли северную Гватемалу в течение позднего классического периода с 650 по 800 год нашей эры. Лидарная технология удалила с помощью цифровой обработки кроны деревьев, постройки древние останки. и показал, что города майя, такие как Тикаль, были больше, чем предполагалось ранее. Дома, дворцы, эстакады и оборонительные укрепления были обнаружены благодаря Лидару. По словам археолога Стивена Хьюстона, это «одно из величайших достижений за более чем 150 лет археологии майя».

Столица Сак-Цзи (древнее царство майя), ныне называемое Лаканджа Целталь, было обнаружено исследователями под руководством доцента антропологии Чарльза Голдена и биоархеолога Эндрю Шерера в Чьяпасе на заднем дворе мексиканского дома. фермер в 2020 году.

Множественные бытовые постройки, используемые населением в религиозных целях. Группа также обнаружила «Плаза Мук'ул Тон», или площадь памятников, где люди собирались для церемоний.

Примечания
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-23 03:03:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте