Мария Терезия фон Паради (также фон Паради) (15 мая 1759 - 1 февраля 1824) была австрийским музыкантом и композитором, потерявшим зрение в раннем возрасте, и для которой Моцарт, возможно, написал свой фортепианный концерт № 18 в Си-бемоль мажор.
Мария Терезия фон Паради была дочерью Йозефа Антона фон Паради, императорского министра торговли и придворного советника императрицы Марии Терезии, в честь которой она была названа. Однако императрица не была ее крестной матерью, как это часто считалось. В возрасте от 2 до 5 лет она потеряла зрение.
Она получила широкое музыкальное образование в:
По общему мнению, Паради обладала прекрасной памятью и исключительно точным слухом, поскольку, как широко сообщалось, она выучила наизусть более шестидесяти концертов, а также большой репертуар сольных и религиозных произведений.
В 1773 году она была введена в эксплуатацию выполнить концерт органной от Антонио Сальери, который выживает, но без его второй части.
К 1775 году Паради выступал как певец и пианист в различных венских салонах и на концертах.
С конца 1776 года до середины 1777 года Паради лечился у знаменитого Франца Антона Месмера, который смог временно избавиться от ее слепоты, пока ее не забрали из-под его опеки, на фоне опасений, с одной стороны, возможного скандала, с другой стороны. потенциальная потеря пенсии по инвалидности. В любом случае, после ее ухода от доктора Месмера слепота вернулась навсегда.
Паради не ограничивался Веной. В 1783 году она отправилась в длительное турне по Парижу и Лондону в сопровождении своей матери и либреттиста Иоганна Ридингера, который изобрел для нее композиционную доску. В августе того же года они посетили Моцартов в Зальцбурге, хотя дневник Наннерля, кажется, помещает эту встречу в сентябре. Она играла во Франкфурте и других городах Германии, затем в Швейцарии. Наконец Паради добралась до Парижа в марте 1784 года. Ее первый концерт там был дан в апреле в Concert Spirituel ; в обзоре, опубликованном в Journal de Paris, отмечалось: «… нужно было слышать ее, чтобы составить представление о прикосновении, точности, беглости и яркости ее игры». Всего она сыграла в Париже 14 раз, получив отличные отзывы и признание. Она также помогла Валентину Гаю («отцу и апостолу слепых») основать первую школу для слепых, которая открылась в 1785 году.
Паради исполнил фортепианный концерт Йозефа Гайдна (HXVIII: 4), премьера которого, возможно, также состоялась в Париже в 1784 году, но, судя по всему, он был написан в 1770-х годах, и оригинал рукописи сейчас утерян.
Кроме того, в 1784 году Паради провел концерт для фортепиано (вероятно, № 18, K.456 ) от Моцарта. Считается, что K.456 - концерт, предназначенный для Paradis, но в этом отношении все еще возникают сомнения. Рут Холливелл комментирует:
Неизвестно, какой это был концерт. Леопольд [в письме из Вены] просто описал его Наннерлю как «великолепный концерт» и сказал, что он был написан для Марии Терезии фон Паради «для Парижа». Его описание предполагает, что ни он, ни Наннерль этого уже не знали; Если это так, то он, должно быть, был более поздним, чем K.453, который, кажется, был самым новым, имевшимся в Зальцбурге на тот момент.
Паради отправился в Вестминстер в конце 1784 года и в течение следующих нескольких месяцев выступал при дворе, Карлтон-Хаус (городской дом принца Уэльского ) и в профессиональных концертах на Ганновер-сквер, Вестминстер, среди других мест. Она играла Handel фуги для Георга III, а затем сопровождал принца Уэльского, виолончелист. Однако ее концерты в Англии были менее хорошо встречены, чем в Париже. Она продолжала гастролировать по Западной Европе (включая Гамбург, где она встретила Карла Филиппа Эмануэля Баха ) и, проехав через Берлин и Прагу, вернулась в Вену в 1786 году. В дальнейшем планировалось, что она даст концерты в итальянских государствах и России., но из этого ничего не вышло. Она вернулась в Прагу в 1797 году для постановки своей оперы « Ринальдо и Альцина».
Во время турне по Европе Паради начала сочинять сольную музыку для фортепиано, а также пьесы для голоса и клавишных. Самая ранняя музыка, приписываемая ей, часто упоминается как набор из четырех сонат для фортепиано примерно 1777 года, но на самом деле это Пьетро Доменико Парадизи, которому часто ошибочно приписывается большая часть ее музыки. Ее самая ранняя крупная работа - это сборник Zwölf Lieder auf ihrer Reise в Musik gesetzt, составленный между 1784 и 1786 годами.
К 1789 году Паради тратила больше времени на композицию, чем на исполнение, о чем свидетельствует тот факт, что с 1789 по 1797 год она сочинила пять опер и три кантаты. После провала оперы « Ринальдо и Альцина» 1797 года она все больше и больше переключала свою энергию на преподавание. В 1808 году она основала собственную музыкальную школу в Вене, где преподавала пение, фортепиано и теорию молодым девушкам. В воскресной серии концертов в этой школе были представлены работы ее выдающихся учеников. Она продолжала преподавать до самой своей смерти в 1824 году.
При сочинении она использовала композиционную доску, изобретенную Ридингером, ее партнером и либреттистом, а для переписки - ручную печатную машину, изобретенную Вольфгангом фон Кемпеленом. В ее песнях преобладает оперный стиль с колоратурой и трелями. Влияние Сальери можно увидеть в драматически скомпонованных сценах. Большая часть сценических работ построена по образцу венского стиля Зингшпиль, в то время как на ее фортепианные произведения большое влияние оказал ее учитель Леопольд Козелух.
Самая известная композиция, приписываемая Паради, сицилийская ми-бемоль мажор для скрипки и фортепиано (сыгранная на свадьбе принца Гарри и Меган Меркл), имеет сомнительную атрибуцию. Гармонический язык явно не из 18 века. Sicilienne, как представляется, экспроприация второй теме первого движения Чайковского Струнный квартет № 3, по его предполагаемому первооткрывателя, Самуэль Душкин.
Сценические работы
Кантаты
Инструментальные произведения
Видеодокументация, сценарий, музыкальные зарисовки и история выступлений доступны в документах Клаудии Стивенс, в специальных коллекциях, в библиотеке Эрла Грегга Свема, в колледже Уильяма и Мэри. http://scdb.swem.wm.edu/?p=collections/controlcardamp;id=8096 Сольная пьеса Клаудии Стивенс с музыкальным сопровождением в двух действиях, текст и музыка, касается отношения Марии Терезии к Месмеру и слепоты как метафоры.
Паради упоминается в сцене, во время которой Антонио Сальери сообщает о заявлении императора Иосифа II Паради о том, что Моцарт приставал к ней во время урока. Это утверждение в контексте фильма в конечном итоге изображается Сальери как уловка, чтобы помешать назначению Моцарта на должность при дворе учителем молодой племянницы Императора.
Шлейфер, Марта Фурман и Сильвия Гликман. Женщины-композиторы: музыка сквозь века. Антология партитуры. Нью-Йорк: GK Hall, 1996–.