Истребитель танков М10

редактировать

3-дюймовый лафет с мотором для пистолета M10
Абердинский полигон 036.JPG
Тип Истребитель танков
Место происхождения Соединенные Штаты
История обслуживания
Войны Вторая мировая война 1948 г. Арабо-израильская война
История производства
Дизайнер Департамент артиллерийского вооружения армии США
Разработано 1942 г.
Производитель Подразделение Fisher Body компании General Motors Ford Motor Company
Себестоимость единицы продукции 47 900 долларов США (эквивалент 758 693 долларов США в 2020 году)
Произведено Сентябрь 1942 г. - декабрь 1943 г.
Нет  построено 6 406
Варианты см. варианты
Технические характеристики (3-дюймовая каретка двигателя пистолета M10 / M10A1)
Масса
Длина
Ширина 10 футов 0 дюймов (3,05 м)
Высота 9 футов 6 дюймов (2,90 м) над зенитным пулеметом
Экипаж 5 (Командир, наводчик, заряжающий, водитель, помощник водителя)

Броня От 0,375 до 2,25 дюйма (от 9,5 до 57,2 мм)
Основное вооружение 3-дюймовая пушка M7 (76,2 мм) в Mount M5 54 снаряда
Вторичное вооружение Пулемет Browning M2HB калибра.50 (12,7 мм) 300 патронов
Двигатель
Мощность / вес
Передача инфекции Синхронизатор, 5 скоростей вперед, 1 назад
Приостановка Вертикальная спиральная пружинная подвеска (VVSS)
Вместимость топливных баков
Рабочий диапазон
Максимальная скорость

Истребитель танков M10 был американский истребитель танков из Второй мировой войны. После вступления США во Вторую мировую войну и формирования отряда истребителей танков для оснащения новых батальонов потребовалась подходящая машина. К ноябрю 1941 года армия запросила машину с пушкой в ​​полностью вращающейся башне после того, как другие промежуточные модели подверглись критике за слишком плохую конструкцию. Прототип M10 был задуман в начале 1942 года и доставлен в апреле того же года. После внесения соответствующих изменений в корпус и башню, модифицированная версия была выбрана для производства в июне 1942 года как 3-дюймовый Gun Motor Carriage M10. Он устанавливал 3-дюймовую (76,2-мм) пушку M7 во вращающейся башне на модифицированном шасси танка M4A2. Также была произведена альтернативная модель M10A1, на которой использовалось шасси танка M4A3. Производство двух моделей длилось с сентября 1942 года по декабрь 1943 года и с октября 1942 года по ноябрь 1943 года соответственно.

M10 численно был самым значительным истребителем танков США во время Второй мировой войны. Он сочетал в себе тонкую, но наклонную броню с надежной трансмиссией M4 и достаточно мощным противотанковым оружием, установленным в башне с открытым верхом. Несмотря на свое устаревание перед лицом более новых немецких танков, таких как Panther, и использование более мощных и усовершенствованных типов в качестве замены, M10 оставался на вооружении до конца войны. Во время Второй мировой войны основным пользователем истребителя танков M10 были Соединенные Штаты, но многие из них были переданы по ленд-лизу Соединенному Королевству, Канаде и силам Свободной Франции. Несколько десятков также были отправлены в Советский Союз. Послевоенный M10 был передан в качестве военных излишков нескольким странам, таким как Бельгия, Дания и Нидерланды, в соответствии с Законом о взаимной оборонной помощи или приобретен другими способами такими странами, как Израиль и Китайская Республика.

M10 часто называют «Росомахой», но происхождение этого прозвища неизвестно. Возможно, это послевоенное изобретение. В отличие от других транспортных средств, таких как M4 Sherman, легкий танк M5 Stuart или самоходная артиллерийская установка M7 Priest (которые получили названия британских вооруженных сил, но которые редко использовались американскими войсками во время войны), M10 никогда не именовался и не упоминался. с одним, когда его используют американские солдаты. Они просто назвали его "ПТ" (прозвище любого истребителя танков в целом) помимо формального обозначения.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Доктрина
  • 2 Развитие
  • 3 Дизайн
  • 4 Производство
  • 5 Вооружение
    • 5.1 Первичный
    • 5.2 Вторичный
  • 6 Боевое применение
    • 6.1 Армия Соединенных Штатов
    • 6.2 Британская армия
    • 6.3 Свободная французская армия
    • 6.4 Красная Армия
    • 6.5 Израиль
    • 6,6 Египет
  • 7 Боевые характеристики
  • 8 вариантов
  • 9 пользователей
  • 10 См. Также
    • 10.1 Танки сопоставимой роли, производительности и эпохи
  • 11 Источники
    • 11.1 Примечания
    • 11.2 Цитаты
  • 12 Источники
  • 13 Внешние ссылки
Доктрина

В доктрине США накануне Второй мировой войны говорилось о том, что танки должны быть спроектированы так, чтобы выполнять роль форсирования прорыва в тылы врага. Отдельные танковые батальоны штаб-квартиры будут поддерживать пехоту в разрушении фиксированной обороны противника, а бронетанковые дивизии затем используют прорыв, чтобы прорваться в уязвимые тылы противника. Ожидается, что американские танки будут сражаться с любыми вражескими танками, с которыми они столкнутся в своей атаке, но задача по уничтожению массированных бронированных ударов противника была возложена на новую ветвь, Сила истребителей танков, разработанная в 1941 году. Подразделения истребителей танков были предназначены для противодействия немецкой тактике блицкрига. Вместо того, чтобы полагаться на «тонкий кордон» противотанковых орудий, который можно было бы разбить концентрированной атакой, подразделения истребителей танков должны были удерживаться в качестве резерва за линией боя (на уровне корпуса или армии) и должны были двигаться. быстро к месту массового прорыва вражеских танков. Они будут агрессивно маневрировать и, используя тактику засад - атака или преследование вражеских танков категорически запрещена, - для уничтожения вражеских танков. Это привело к потребности в очень быстрых, хорошо вооруженных машинах. Несмотря на оснащение турелями (в отличие от большинства самоходных противотанковых орудий того времени), типичная американская конструкция была более тяжелой, но более легкобронированной и, следовательно, более маневренной, чем современный танк. Идея заключалась в том, чтобы использовать в качестве защиты скорость и маневренность, а не толстую броню, чтобы задействовать мощную самоходку против вражеских танков. Или, точнее, использовать скорость, чтобы развернуться впереди атакующего противника, занять замаскированные и защищенные огневые позиции на его флангах, если это возможно, а затем открыть огонь. Если невозможно уничтожить силы противника или заставить их отступить, то можно использовать мобильность, чтобы избежать вражеского огня до тех пор, пока ПТ не смогут отойти, предпочтительно, чтобы продвинуться и развернуться для новой засады. По возможности следовало избегать прямого открытого боя с танками.

Разработка

После создания в ноябре 1941 г. в Кэмп-Худе, штат Техас, Центра тактики и стрельбы истребителей танков, армия приступила к испытаниям для стандартизации конфигурации для новых дивизионов истребителей танков. Совет по истребителю танков приступил к изучению нескольких сотен предложений по прототипу истребителя танков с 3-дюймовым орудием Департамента артиллерийского вооружения, первоначально сосредоточив наибольший интерес на двух:

  • T1, разработанный в 1940 году и стандартизированный как "3-дюймовый Gun Motor Carriage" M5 в январе 1941 года. Это был модифицированный аэродромный тягач Cleveland Tractor Company, на котором устанавливалась 3-дюймовая пушка T9 с ограниченным поперечным смещением.
  • Т24, разрабатывался с октября 1941 года. Это было шасси M3 Lee с 3-дюймовым орудием M1918 с ограниченным поворотом. Первоначально T24 был отвергнут как слишком высокий, а T40 был его улучшенной производной. T40 был стандартизирован как «3-дюймовый моторизованный лафет M9» для ограниченного производства в мае 1942 года, но так и не был построен.

Между тем, поскольку окончательные разработки этих двух истребителей танков находились в стадии разработки, Департамент вооружений остался недоволен и к ноябрю 1941 года выпустил дополнительную спецификацию на истребитель танков с 3-дюймовым орудием во вращающейся башне. Сразу начались проектные работы. 3-дюймовый пистолет двигатель каретка T35 сочетали раннее производство М4А2 среднего танка корпус с 3-дюймовой пушкой M7 от M6 тяжелого танка в гипсе, круглая, с открытым верхом башни. Используя уроки, извлеченные из боевых отчетов из Филиппин, броня по бокам и в корме верхней части корпуса была изменена с плоских на наклонные. Эта новая испытательная машина получила обозначение 3-inch Gun Motor Carriage T35E1. Прототипы этих двух машин были доставлены на Абердинский испытательный полигон в апреле 1942 года, и 2 мая 1942 года армия выбрала T35E1 для дальнейшей разработки. Боковая и задняя броня верхней части корпуса T35E1 была уменьшена с 1 дюйма (25,4 мм) до 0,75 мм. дюймов (19 мм), чтобы уменьшить вес автомобиля. Персонал Абердинского испытательного полигона был обеспокоен тем, что броня T35E1 была слишком тонкой, поэтому на бортах корпуса, гласисе и бортах башни были добавлены выступы для аппликационных панелей брони. Поскольку изготовление литой башни оказалось затруднительным, конструкция башни была изменена на наклонную пятиугольную форму, выполненную из сварного броневого листа. В июне 1942 года модифицированный T35E1 был стандартизирован как 3-дюймовый Gun Motor Carriage M10. К осени 1943 года, когда его конкуренты M5 и M9 были исключены из конкурса на проектирование, а их производственные контракты были расторгнуты, M10 должен был стать основным истребителем танков США в период ранней войны.

Поскольку существовали опасения, что производство шасси M4A2 будет недостаточно для производства M10, альтернативная конструкция, 3-дюймовый Gun Motor Carriage M10A1 на базе шасси среднего танка M4A3, также была разрешена к производству.

Дизайн
Бразильская пехота отдыхает рядом с американским M10 в Италии, апрель 1945 года.

В американской доктрине истребителей танков особое внимание уделялось скорости и мощи орудия, а не броне. В результате броня M10 была тонкой, что делало его уязвимым для большинства немецких противотанковых средств. Толщина брони М10 варьировались от 3 / 8 до 2+1 ⁄ 4 дюйма (от 9,5 до 57,2 мм). Нижний корпус, модифицируются от стандартного М4А2 или M4A3 Sherman бака, имел 1 дюйм толщины (25 мм) брони по бокам и сзади, и 1 / 2 - дюймовый толщине (13 мм)пола. Закругленная литая крышка трансмиссии имела толщину 2 дюйма (51 мм). В отступлении от его M4 Sherman родителя, М10 не хватал дополнительные 1 / 2 - дюймовые плит перекрытия под й водителем и станции помощника водителякоторые обеспечивали им дополнительной защиту от мин.

Пластина гласиса была 1+Толщина 1 ⁄ 2 дюйма (38 мм) под углом 55 градусов к вертикали. Борта и корма верхней части корпуса имелитолщину 3 ⁄ 4 дюйма (19 мм) и наклонены под углом 38 градусов от вертикали. Верхняя задняя пластина корпуса использовалась для хранения первопроходцев и инструментов для обслуживания машины: 5-фунтового (2,3 кг) топора, 5-футового (1,5 м) лома, рукоятки и головы мотыги, двустороннего 10-фунтового топора. (4,5 кг) кувалда и гаечный ключ для натяжения гусеницы. Борта и корма верхнего корпуса имели угловые надставки или накладки на верхнюю гусеницу. Эти удлинители часто мешали установке удлиненных концевых соединителей типа «утконос», используемых для уменьшения давления на грунт на мягком грунте, и часто удалялись вместе с передними крыльями специалистами по техническому обслуживанию. Толщина листа крыши корпуса варьировалась от 3 ⁄ 4 дюйма (19 мм) над местами водителя и помощника водителя и башенным кольцом до 3 ⁄ 8 дюйма (9,5 мм) над моторным отсеком.

Поворачиваемая вручную башня M10 имела пятиугольную форму. Боковые стороны имели наклон 15 градусов внутрь от вертикали и имели толщину 1 дюйм (25 мм). Кормовая часть башни также имела толщину в 1 дюйм. Частичная крыша на передней трети открытия башни было 3 / 4 дюйма (19 мм) толщиной. Треугольная литой бронещит носил толстую броню на транспортном средстве, 2+1 ⁄ 4 дюйма (57 мм). Он был наклонен под 45 градусов по вертикали и горизонтали.

M10 и M10A1 были механически идентичны, за исключением силовых установок. M10 использовал General Motors 6046, состоящий из двух рядных двигателей Detroit Diesel 6-71, соединенных с общим коленчатым валом. Тандемный двигатель производил 375 лошадиных сил (280 кВт) при 2100 об / мин. Одним из преимуществ GM 6046 было то, что двигатели можно было по желанию отсоединять от коленчатого вала и запускать независимо. Если один из двигателей был поврежден или разрушен, его можно было отключить, а другой двигатель использовать для движения транспортного средства. Двигатель M10A1 был Ford GAA, 8-цилиндровый производный от злополучного проекта авиационного двигателя V-12. Он производил 450 лошадиных сил (340 кВт) при 2600 оборотах в минуту. При испытаниях бок о бок в сентябре 1943 года M10A1 показал лучшие автомобильные характеристики по сравнению с M10. Несмотря на то, что он давал лишь немного меньший крутящий момент, двигатель M10A1 был намного легче и использовал обычное топливо, как и остальные армейские машины (бензин). К тому времени, когда в феврале 1944 года были опубликованы результаты испытаний, армия решила использовать M10 за рубежом. В результате M10A1 был оставлен в США для обучения.

M10 и M10A1 имели экипаж из пяти человек; командир, наводчик, заряжающий, водитель и помощник водителя. Водитель и помощник водителя (который также управлял радио машины) сидели в передней части корпуса и снабжались перископами. Уникальная конструкция люков корпуса для очистки маски орудия означала, что обзор механика-водителя непосредственно слева был затруднен. Для этой цели он был снабжен вторым перископом на краю корпуса. Командир, наводчик и заряжающий находились в башне. Командир сидел на откидном сиденье сзади справа. Наводчик с левой стороны орудия обычно стоял, чтобы управлять им, но у него также было откидное сиденье. Заряжающий обычно стоял за пушкой. В башне было предусмотрено третье откидное сиденье для помощника водителя на случай, если ему по какой-либо причине понадобится помощь заряжающему.

В отличие от танков M4, на которых он был основан, у M10 отсутствовал вспомогательный генератор, который заставлял экипаж запускать главные двигатели для подзарядки аккумуляторных батарей машины. Шум двигателя и дым могли привлечь огонь противника, особенно в ближнем бою, где M10 был уязвим из-за своей тонкой брони и башни с открытым верхом. Отсутствие вспомогательного генератора было исправлено с использованием истребителя танков M36.

Производство

Вскоре после выпуска в производство стало понятно, что ствол 3-дюймовой пушки M7 слишком тяжелый до такой степени, что препятствует повороту башни на уклоне более четырех градусов. В попытке улучшить показатель до пятнадцати градусов армия распорядилась хранить грунтозацепы и зенитный пулемет в задней части башни. Это не решило проблему с балансировкой, и 21 декабря 1942 года были разрешены треугольные противовесы турелей «быстрой фиксации» из свинца, низкоуглеродистой стали или чугуна. Детали из мягкой стали весили 2400 фунтов. Тем временем Фишером был разработан набор противовесов клиновидной формы общим весом 3700 фунтов. Клиновидные грузы начали добавляться к новым машинам в Фишере 25 января 1943 года. К концу декабря 1942 года к башне был добавлен второй фиксатор, а на задней палубе была добавлена ​​люлька в форме стремена для фиксации орудия. путешествовать.

Поскольку грунтозацепы больше нельзя было хранить в задней части башни, с начала апреля 1943 года на машины были добавлены стойки для грунтозацепов, которые можно было прикрепить к накладкам брони на корпусе. На M10 изначально не было средств для ведения огня с закрытых позиций. В мае 1943 года к M10 добавили указатель азимута и квадрант наводчика. Стойки грунтозацепов и оборудование для непрямой наводки часто устанавливались на более ранние автомобили. К концу июня 1943 года стало ясно, что первоначальные противовесы Фишера были слишком тяжелыми. Два новых противовеса уменьшили общий вес до 2500 фунтов и лучше распределили вес оружия. При взгляде сбоку они напоминали перевернутый «утиный клюв». Чтобы приспособиться к новым весам, конструкция верхней кормовой части башни была изменена с наклонной внутрь на почти вертикальную. В июле 1943 года накладки на бортах корпуса и башни были сняты с производства. Боссы на гласисе остались. В конце сентября 1943 года был испытан единственный M10 с гидравлическим двигателем перемещения Oilgear, который мог перемещать башню даже без противовесов, но эта модификация не применялась, поскольку производственные контракты подходили к концу.

С сентября 1942 по декабрь 1943 года подразделением Fisher Body General Motors на заводе Fisher Tank Arsenal в Гранд-Блан, штат Мичиган, производилось 4993 M10. С октября 1942 по сентябрь 1943 года Ford Motor Company построила 1038 M10A1. С сентября по ноябрь 1943 года Fisher построили оставшиеся 375 М10А1. В январе 1944 года компания Fisher завершила изготовление еще 300 корпусов M10A1 без башен для прямой переоборудования в истребители танков M36. С января по июнь 1944 года 209 машин M10A1 были впоследствии переоборудованы в M35 Prime Movers путем снятия башни и добавления необходимого оборудования для буксировки 8-дюймовой пушки M1 и 240-мм гаубицы M1.

M10 показан в серийном производстве на танковом арсенале General Motors. M10 показан в серийном производстве на танковом арсенале General Motors.

1413 M10A1, включая 300 корпусов, изготовленных в январе 1944 года, и 724 M10 были в конечном итоге переоборудованы в истребители танков M36.

Производство М10 и М10А1
Модель Количество Договор Серийные номера Регистрационные номера
M10 1,800 374-ORD-1880 3 по 1802 г. С 4040705 по 4042504
M10A1 1,038 374-ORD-1213 С 1803 по 2840 год С 4046509 по 4047546
M10 1,200 374-ORD-1880 С 2841 по 4040 С 4081054 по 4082253
M10 1,117 374-ORD-1880 С 5991 по 7107 С 40110110 по 40111226
M10 876 Т-7581 С 7108 по 7983 Неизвестный
M10A1 375 374-ORD-1213 С 7984 по 8358 С 40112380 по 40112754
Производство М10 и М10А1
Месяц M10 M10A1
Сентябрь 1942 г. 105
Октябрь 1942 г. 170 3
Ноябрь 1942 г. 137 18
Декабрь 1942 г. 199 7
Январь 1943 г. 276 56
Февраль 1943 г. 340 116
Март 1943 г. 330 150
Апрель 1943 г. 428 133
Май 1943 г. 416 123
Июнь 1943 г. 400 133
Июль 1943 г. 402 124
Август 1943 г. 465 131
Сентябрь 1943 г. 498 49
Октябрь 1943 г. 350 150
Ноябрь 1943 г. 237 220
Декабрь 1943 г. 240
Январь 1944 г. 300 корпусов
Всего 4 993 1413 комплектных автомобилей 300 корпусов
Вооружение

Начальный

На истребителе танков M10 использовалось шасси среднего танка M4A2 (на M10A1 использовалось шасси M4A3) с открытой башней с ручным перемещением, на которой устанавливалась 3-дюймовая пушка M7 в установке M5. Пушка M7 весила 1990 фунтов. Наводчик стоял или сидел с левой стороны от орудия и наводил его с помощью телескопа M51 или M70G. На правой стороне башни также был предусмотрен панорамный телескоп M12A4 для ведения огня с закрытых позиций. M10 нес 54 снаряда 3-дюймовых боеприпасов, 48 из которых размещались в четырех стойках в спонсонах, а 6 снарядов - в верхней задней части башни. Для боевого применения 3-дюймовая пушка M7 могла стрелять пятью типами боеприпасов:

Выстрел M79 AP мог пробить 92 мм однородной брони под углом 30 градусов от вертикали на расстоянии 1000 ярдов. Снаряд M62 APCBC / HE-T был способен пробить 88 мм гомогенной брони под углом 30 градусов от вертикали на расстоянии 1000 ярдов. Редкий выстрел T4 (M93) HVAP, который начал действовать в небольших количествах с сентября 1944 года, был способен пробить 135 мм однородной брони под углом 30 градусов от вертикали на расстоянии 1000 ярдов. В этом выстреле использовался субкалиберный пенетратор из карбида вольфрама, заключенный в стальную оболочку, алюминиевый корпус и баллистическое «лобовое стекло». В феврале 1945 года он был стандартизирован как M93. К марту 1945 года на Европейский театр военных действий было доставлено около 18 000 снарядов этого специального боеприпаса, 58 процентов из которых составляли 3-дюймовые снаряды. Осколочно-фугасный снаряд M42A1 использовался для артиллерийского огня с закрытых позиций или против укреплений и слабых целей, таких как пехота в окопах или противотанковые орудия. Гексахлорэтановый дымовой снаряд M88 использовался для создания дымовых завес или для вытеснения вражеской пехоты из зданий или укрепленных позиций.

Вторичный

0,50 калибра (12,7 мм) Browning M2HB пулемет может быть установлен на верхней задней части башни для использования против пехоты противника, а также для зенитного использования, наряду с 300 патронов, уложенным в 50-круглых коробок под черным полом автомобиля. У экипажа также было личное оружие для самообороны. A Пистолет - пулемет Томпсона с 460 патронов был уложен на кронштейнах в правой задней части башни для использования командира корабля. Остальные четыре члена экипажа были вооружены карабинами M1, каждый имел при себе столько боеприпасов, сколько считал нужным. M1903 Springfield Винтовка с 60 патронов была уложена рядом с водителем помощника, и адаптер для винтовки и десять противотанковых винтовочных гранат были уложены под левым передним черным полом автомобиля. Ящики для хранения в башне содержали пять осколочных гранат, пять дымовых гранат и две термитные гранаты.

Боевое применение
M10 в действии близ Сен-Ло, июнь 1944 года. M10 701 -го батальона истребителей танков продвигается по горной дороге в Италии, 3 марта 1945 года.

Армия США

Два американских истребителя танков M10 в Бельгии во время Второй мировой войны.

Тяжелое шасси M10 не соответствовало быстро развивающейся доктрине истребителей танков об использовании очень легких высокоскоростных машин, и с лета 1944 года его начали дополнять быстрыми истребителями танков M18. Американская доктрина истребителей танков предусматривала, что истребители танков должны оставаться в резерве и устремляться вперед для отражения массированных бронированных атак противника. На самом деле это было не так, и батальоны M10 были прикреплены, часто полупостоянно, к пехотным и бронетанковым дивизиям для обеспечения дополнительной прямой и косвенной огневой поддержки. Типичные задачи включали обеспечение непрямого артиллерийского огня путем усиления дивизионных артиллерийских подразделений, сопровождение и поддержку ведущих элементов пехотного штурма, атаку препятствий, таких как укрепления и вражеские машины (включая танки), которые препятствовали продвижению дружественных подразделений, и создание противотанковой обороны. как только цель была достигнута.

Боевой дебют M10 состоялся 23 марта 1943 года во время битвы при Эль-Геттаре в рамках Североафриканской кампании. Поначалу M10 пользовался успехом, так как его 3-дюймовая пушка M7 могла уничтожить большинство немецких танков, которые тогда находились на вооружении. Во время битвы, M10s из 899 САУ батальона и M3 Gun Motor Вагонов в шестьсот первого танк разрушитель батальон уничтожил 30 немецких танков, хотя 20 M3s и 7 M10s были потеряны. M10 не участвовал в противотанковых действиях на протяжении всей кампании в Северной Африке, и вместо этого использовался в качестве мобильной огневой поддержки.

Во время танковых боев в Нормандской кампании 3-дюймовая пушка M10 оказалась неэффективной против толстой лобовой брони немецкого танка Panther. 6 июля 1944 года штаб Эйзенхауэра потребовал, чтобы все батальоны M10 как можно скорее были преобразованы в новые M36. 10 июля 1944 года 899-й батальон истребителей танков отразил контратаку немецкой танковой дивизии возле Ле-Дезер и уничтожил 12 Panther, один Panzer IV и один Sturmgeschütz III в ожесточенном двухдневном сражении, большая часть которого проходила на дальних дистанциях. менее 200 м. Из-за первоначального шока, вызванного столкновением с тяжелыми немецкими танками, в конце сентября 1944 года в состав истребителей танков были внесены дальнейшие изменения. Американские официальные лица потребовали, чтобы из 52 батальонов, которые в то время были направлены на европейский театр военных действий, 20 были переоборудованы в M36, а 20 сохранили свои позиции. M10 или M18 по усмотрению их командиров, а 12 буксируемых батальонов должны быть перевооружены (тогда еще прототипом) буксируемой пушкой Т5 90 мм. К октябрю 1944 года улучшенный 90-мм Gun Motor Carriage M36 начал поступать в Европу и к концу войны в основном заменил M10. Планы по сохранению каких-либо буксируемых батальонов были отменены из-за их в целом плохой работы и больших потерь в 1944 году, особенно во время битвы при Арденнах.

В итальянской кампании, как и в Северной Европе, M10 обычно прикреплялись к пехоте или бронетехнике в качестве поддержки пехоты или мобильной артиллерии, в большей степени из-за общего отсутствия немецкой бронетехники на этом театре военных действий. Многие командиры американских дивизий просили заменить свои M10 полностью бронированными танками. В войне на Тихом океане из-за отсутствия серьезного противодействия японских танков, M10 армии США использовались не в качестве истребителей танков, а в качестве мобильной артиллерии и поддержки пехоты. M10 оказался непопулярным в Тихом океане из-за своей открытой башни, которая делала его уязвимым для японской противотанковой тактики ближнего боя.

Британская армия

3-дюймовый SPM M10, преобразование в 17pdr
Месяц Конверсии
Май 1944 г. 98
Июнь 1944 г. 81 год
Июль 1944 г. 69
Август 1944 г. 70
Сентябрь 1944 г. 112
Октябрь 1944 г. 126
Ноябрь 1944 г. 152
Декабрь 1944 г. 82
Январь 1945 г. 86
Февраль 1945 г. 95
Март 1945 г. 30
Апрель 1945 г. 18
Всего 1,017

В общей сложности 1648 M10 были поставлены Соединенными Штатами британской армии по программе ленд-лиза. Британские M10 обозначались как 3in SPM M10. M10 с противовесом «клин» был известен как 3-дюймовый SPM M10 Mk I, а M10 с противовесом «утиный клюв» был обозначен как 3in SPM M10 Mk II. С мая 1944 года по апрель 1945 года 1017 машин были оснащены мощным 17-фунтовым орудием. Департамент проектирования танков использовал обозначение "Ахиллес" как для 3-дюймовой, так и для 17-фунтовой версии. 17-фунтовые пушки обозначались различными способами, с добавлением суффикса «C» к обозначению «M10», или назывались «17pdr M10». Большинство переоборудованных машин составляли 3-дюймовые SPM M10 Mk II, поскольку противовес «утиный клюв» лучше уравновешивал тяжелое орудие. Маска орудия нуждалась в доработке для установки ствола. 17-фунтовая пушка имела такой же канал ствола, что и 3-дюймовая пушка M7, но была длиннее и использовала больший метательный заряд; у него была намного превосходящая бронепробиваемость. 17pdr SP использовался британской, канадской и польской армиями в Италии и северо-западной Европе. Как и служба в британских войсках в Северо-Западной Европе, они были сохранены после войны. С тех, кто не был вооружен, сняли башни и использовали в качестве артиллерийских тягачей.

На британской службе в качестве самоходных противотанковых орудий M10 эксплуатировались полками Королевской артиллерии. Обычно две батареи имели M10, а две другие батареи имели буксируемую 17-фунтовую пушку. Одна тактическая теория заключалась в том, что две буксируемые батареи будут формировать артиллерийский рубеж, в то время как батарея M10 оставалась подвижной на каждом фланге, чтобы вести или вести танки противника к неподвижной артиллерийской линии. На практике британские батареи часто разделялись в Нормандии, M10 были прикомандированы к британским танковым бригадам, оснащенным танками Churchill, вооруженными 75-мм пушкой общего назначения, так же как и британские 17-фунтовые переоборудованные.

Свободная французская армия

«Свободная Франция» получила не менее 227 M10, 155 из них по ленд-лизу. Они служили сначала в Италии, затем во Франции и Германии. Во время освобождения Парижа в августе 1944 года одиночный M10 2- й бронетанковой дивизии генерала Леклерка под названием «Сироко» вывел из строя « Пантеру» на площади Согласия из-под Триумфальной арки на площади Л'Этуаль на высоте 1800 метров. Французские M10 также участвовали в боевых действиях на французско-немецкой границе вокруг Страсбурга и на юге Германии; Первая армия Свободной Франции под командованием генерала Де Латтра получила некоторые из них, когда они были частью Шестой группы армий США. Французские M10 эксплуатировались по тому же принципу, что и американские истребители танков, хотя изначально с пятью машинами на взвод вместо четырех.

Красная армия

Примерно 52 M10 были поставлены в Советский Союз по ленд-лизу. Они были использованы для формирования двух самоходных артиллерийских полков (SPA) Первый был 1223 самоходный артиллерийский полк 29 - го танкового корпуса, часть 5 - й гвардейской танковой армии. В 1944 году это подразделение служило на 3-м Белорусском фронте, участвовало в летних кампаниях в Белоруссии, Прибалтике и Восточной Пруссии. 1239-й самоходно-артиллерийский полк входил в состав 16-го танкового корпуса 2-й танковой армии. Воевал в Белоруссии и Польше в 1944 году.

Израиль

Израиль закупил М10 на свалках и свалках в Европе после 1948 года. Первая партия прибыла в 1951 году и была в очень плохом состоянии. Несколько лет спустя, когда орудия M10 были изношены, Израиль решил установить 17-фунтовые орудия, а также французские высокоскоростные 75-мм орудия CN 75-50, которые только что были куплены. M10 были отремонтированы и поступили на вооружение в 1955 году. После войны 1956 года они получили дизельные двигатели трофейных египетских танков Sherman. Считается, что Израиль также купил M10 у Франции и, возможно, захватил несколько из Египта.

Нет сообщений о том, что модифицированные M10 использовались израильтянами в боевых действиях. К 1966 году они были сняты с вооружения.

Египет

У египетской армии было небольшое количество бывших британских M10 в 3-дюймовых и 17-фунтовых версиях, которые использовались в 1948 году против Израиля. Некоторые из них были захвачены Израилем.

Боевая производительность
Прочность и потери M10 в ВЭТО
Месяц M10 прочность Потери M10
Июнь 1944 г. 691 1
Июль 1944 г. 743 17
Август 1944 г. 758 28 год
Сентябрь 1944 г. 763 40
Октябрь 1944 г. 486 71
Ноябрь 1944 г. 573 45
Декабрь 1944 г. 790 62
Январь 1945 г. 760 69
Февраль 1945 г. 686 106
Март 1945 г. 684 27
Апрель 1945 г. 427 37
Май 1945 г. 427 37

Башня M10 с открытым верхом делала экипаж уязвимым для артиллерийского и минометного огня и осколков. 893-й батальон истребителей танков понес много потерь в результате артиллерийского огня и взрывов деревьев и потерял 16 из 24 M10 во время битвы за лес Хюртген. Экипаж также подвергался снайперскому огню и атакам пехоты с близкого расстояния, таким как гранаты, брошенные через открытую башню, или атаки из окон верхнего этажа, особенно в городских условиях и в лесных районах. На вооружении Великобритании один M10 86-го противотанкового полка (XII корпус) в Нормандии трижды выходил из строя с мертвым экипажем башни. Два экипажа башни были убиты 88-мм воздушными очередями или минометами, взорвавшимися в верхушках деревьев, и один экипаж погиб в результате прямого попадания через башню. Каждый раз выживал один и тот же водитель. Когда этого водителя поместили в новый экипаж, его четвертый экипаж, его объявили «Ионой» (невезение), и они отказались ехать с ним. Его перевели в другую часть и велели хранить молчание о своей истории.

Однако башня с открытым верхом обеспечивала отличный обзор, что было ценным для машины, которой было поручено обнаруживать бронетехнику противника и другие цели. Открытый верх также облегчил побег при поражении машины и улучшил связь с сопровождающей пехотой.

У M10 была очень низкая скорость вращения башни, так как поворотная часть башни была отключена, и экипажу приходилось использовать ручную рукоятку для поворота башни. Для полного поворота на 360 градусов потребовалось около 80 секунд.

Общие потери M10 на Европейском театре военных действий по всем причинам составили 539.

Несмотря на то, что M10 не строго придерживался доктрины истребителей танков, он все же показал впечатляющие результаты против вражеских танков. Исследование армии США 39 батальонов истребителей танков показало, что каждый из них уничтожил в среднем 34 танка, 17 буксируемых орудий и 16 дотов. Батальоны истребителей танков 3-й армии заявили об уничтожении 686 танков и 238 САУ. Батальон истребителей танков, набравший наибольшее количество очков в Европейском театре военных действий, 823-й батальон истребителей танков, заявил, что с помощью буксируемых орудий и M10 уничтожил 113 танков, в том числе 27 «Пантер» и 18 «Тигров». 773-й батальон истребителей танков также утверждал, что уничтожил 113 танков, а 702-й батальон истребителей танков - 103. 601-й батальон истребителей танков, воевавший в Северной Африке, Италии и Европе, утверждал, что подбил 155 танков и самоходные установки. пистолеты. Истребители танков на Европейском театре военных действий произвели примерно 11 осколочно-фугасных (ОФ) выстрелов на каждый раунд бронебойных (ББ) боеприпасов, что свидетельствует об их использовании в общей поддержке в дополнение к предполагаемой задаче противотанковой обороны.

Варианты
M10C. Дульный тормоз и маленький балансир болтами к ружейного ствола видны.
  • 3-дюймовый Gun Motor Carriage T35 (прототип): шасси среднего танка M4A2
  • 3-дюймовый пушечный моторный лафет T35E1 (прототип): модификация T35 с более тонкой наклонной броней. Изменена конструкция башни, и машина стандартизирована как M10.
  • 3-дюймовый лафет с мотором для пистолета M10
  • 3-дюймовый Gun Motor Carriage M10A1: шасси среднего танка M4A3
  • 3in SPM M10: M10 на вооружении британской армии, оснащенный 3-дюймовым орудием M7.
    • M10 с противовесом типа «клин» получил обозначение 3in SPM M10 Mk I.
    • M10 с противовесом «утиный клюв» получил обозначение 3in SPM M10 Mk II.
  • M10C или 17pdr M10 : M10 на вооружении британской армии, который был оснащен 76-мм пушкой Ordnance QF 17 pounder Mark V, которая использовалась на некоторых британских танках. Их можно определить по дульному тормозу на конце ствола и противовесу за дульным тормозом. Послевоенное имя Achilles стало ассоциироваться с 17pdr; современные источники называют его «Firefly», не путать с послевоенным использованием названия для танка 17pdr Sherman.
  • M35 Prime Mover: безбашенный M10A1, используемый в качестве артиллерийского тягача.
  • 3in SP Ram Mk I: предложенная канадская версия с шасси танка Ram - единственный прототип был построен в 1942 году.
  • Самоходная гаубица M10: демилитаризованные M10 переданы Китайской Республике в 1949 году и перевооружены модифицированными 105-мм пехотными гаубицами бывшей Императорской армии Японии. Другие модификации включали постоянную крышу башни с люками для экипажа, более легкую и ударопрочную броню и носовой пулемет. Изготовлен один прототип и 16 последующих машин.
  • Израильские M10: переоборудованные танки израильского артиллерийского корпуса с использованием 75-мм орудий, полученных из Франции. Это орудие устанавливалось на ряде истребителей танков M10.
Пользователи
Смотрите также

Танки сопоставимой роли, производительности и эпохи

использованная литература

Примечания

Цитаты

Источники
  • Дойл, Дэвид : истребитель танков M10 в действии. 2015. Squadron / Signal Publications. ISBN   9780897478007
  • Ханникатт, Р.П. Шерман: История американского среднего танка. 1978. "Эхо Пойнт Букс энд Медиа", ООО. ISBN   9781626548619.
  • Миллер, Эдвард Г.: Темная и кровавая земля: лес Хюртген и плотины реки Роер, 1944–1945 гг. 2003. Издательство Техасского университета Aamp;M. 978-1585442584
  • Йиде, Гарри: Убийцы танков: История американских истребителей танков Второй мировой войны. 2010. Издательство «Каземат». ISBN   9781932033809
  • Залога, Стивен Дж.: Истребители танков M10 и M36 1942–53 (New Vanguard 57). 2002. Osprey Publishing. ISBN   9781841764696
  • Залога, Стивен Дж.: ПТ-САУ M10 против штурмового орудия StuG III: Германия 1944 (Дуэль 53). 2013. Osprey Publishing. ISBN   9781780960999
  • Залога, Стивен Дж.: Истребитель танков M18 Hellcat 1943-97 (New Vanguard 97). 2004. Osprey Publishing. ISBN   9781841766874
  • Залога, Стивен Дж.: Батальоны танков и истребителей танков США в ETO 1944-45 (Боевые приказы 10). 2005. Osprey Publishing. ISBN   9781841767987
  • Полевые уставы армии США
    • FM 18-5 Tactical Employment, истребитель танков
    • FM 18-5B Организация и тактика подразделений ПТ-САУ
    • Учебная отработка истребителей танков FM 18-15 и тренировка экипажа: 3-дюймовая артиллерийская моторная тележка M10, 76-миллиметровая артиллерийская моторная тележка T70, 3-дюймовая буксируемая пушка (пушка M5 и лафет M1)
    • FM 18-20 Тактическое применение взвода самоходных истребителей танков
  • Технические руководства армии США
    • Стандартные военные автомобили TM 9-2800
    • ТМ 9-323 - Пистолет М7.
    • TM 9-731G - Каретка, двигатель, 3 дюйма, M10A1
    • TM 9-752A - Каретка, двигатель, 3 дюйма, M10
    • TM 9-1750 - Блок силовой (3-х частный корпус дифференциала)
    • ТМ 9-1750Б - Блок силовой (корпус дифференциала цельный)
    • ТМ 9-1750Г - сдвоенный дизель General Motors
  • Каталог снабжения армии США " Стандартный номенклатурный список "
    • SNL G130 - для каретки, двигателя, 3 дюйма, M10
    • СНЛ С-43 - пушка М7.
    • DW Sincair, Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне: 20-й батальон и бронетанковый полк, http://nzetc.victoria.ac.nz/tm/scholarly/tei-WH2-20Ba.html
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-12-31 10:21:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте