Истребитель танков М36

редактировать
90-мм артиллерийский моторный лафет M36
Американские истребители танков.jpg Истребитель танков M36 движется в сильном тумане, чтобы затормозить немецкий острие в Бельгии.
Тип Истребитель танков
Место происхождения Соединенные Штаты
История обслуживания
Войны Вторая мировая война Первая Индокитайская война Корейская война Индо-пакистанская война 1965 года Индо-пакистанская война 1971 года Иранско-иракская война Югославские войны
История производства
Дизайнер Департамент артиллерийского вооружения армии США
Разработано 1943 г.
Производитель General Motors Massey-Harris American Locomotive Company Montreal Locomotive Works
Себестоимость единицы продукции 51 290 долларов США (эквивалент 754 031 доллара США в 2020 году) (M36)
Произведено
Нет  построено 2324 (все модели)
Варианты Посмотреть варианты
Технические характеристики (90-мм артиллерийский лафет M36)
Масса 63000 фунтов (32 коротких тонны; 29 т)
Длина
Ширина 10 футов 0 дюймов (3,05 м)
Рост 10 футов 9 дюймов (3,28 м) над зенитным пулеметом
Экипаж 5 (Командир, наводчик, заряжающий, водитель, помощник водителя)

Броня От 0,375 до 5 дюймов (от 9,5 до 127,0 мм)
Основное вооружение 90-мм пушка М3 47 выстрелов
Вторичное вооружение Пулемет Browning M2HB калибра.50 (12,7 мм) 1000 патронов
Двигатель
Мощность / вес 15,2 л.с. (11,3 кВт) / метрическую тонну
Передача инфекции
Приостановка Вертикальная спиральная пружинная подвеска (VVSS)
Вместимость топливных баков 192 галлона США (727 литров)
Рабочий диапазон 150 миль (240 км)
Максимальная скорость 26 миль / ч (42 км / ч) на дороге

Истребитель танков M36, официально 90 мм пушка двигателя каретки, M36, был американский истребитель танков используется во время Второй мировой войны. M36 сочетал в себе корпус истребителя танков M10, в котором использовались надежное шасси и трансмиссия M4 Sherman в сочетании с наклонной броней, и новая массивная башня с 90-мм пушкой M3. Созданный в 1943 году, M36 впервые принял участие в боевых действиях в Европе в октябре 1944 года, где частично заменил истребитель танков M10. Он также нашел применение в Корейской войне, где смог победить любой из советских танков, использованных в этом конфликте. Некоторые из них были поставлены в Южную Корею в рамках Программы военной помощи и служили годами, как и образцы с переоборудованными двигателями, найденные в Югославии, которые действовали в 1990-е годы. Двое оставались на вооружении армии Китайской Республики как минимум до 2001 года.

Автомобиль также известен под неофициальным прозвищем Джексон, но это название, похоже, является послевоенным неправильным названием, которое никогда не использовалось армией США.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Доктрина
  • 2 Дизайн
  • 3 Производство
  • 4 Боевое применение
  • 5 Броня
    • 5.1 Корпус
    • 5.2 Башня
  • 6 Вооружение
    • 6.1 Первичный
    • 6.2 Вторичный
  • 7 вариантов
  • 8 операторов
    • 8.1 Бывшие операторы
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Источники
  • 12 Внешние ссылки
Доктрина

В доктрине США накануне Второй мировой войны говорилось о том, что танки должны быть спроектированы так, чтобы выполнять роль форсирования прорыва в тылы врага. Отдельные танковые батальоны штаба будут поддерживать пехоту в разрушении фиксированной обороны противника, а бронетанковые дивизии затем используют прорыв, чтобы прорваться в уязвимые тылы противника. Ожидается, что американские танки будут сражаться с любыми вражескими танками, с которыми они столкнутся в своей атаке, но задача по уничтожению массированных вражеских бронетранспортеров была возложена на новое подразделение, Сила истребителей танков. Части истребителей танков предназначались для противодействия тактике немецкого блицкрига. Подразделения истребителей танков должны были удерживаться в качестве резерва на уровне корпуса или армии и должны были быстро перемещаться к месту любого массированного прорыва танков противника, агрессивно маневрируя и используя тактику засад (атака или преследование танков противника были явно запрещены) для уничтожения. танки противника. Это привело к потребности в очень быстрых, хорошо вооруженных машинах. Несмотря на оснащение турелями (в отличие от большинства самоходных противотанковых орудий того времени), типичная американская конструкция была более тяжелой, но более легкобронированной и, следовательно, более маневренной, чем современный танк. Идея заключалась в том, чтобы использовать в качестве защиты скорость и маневренность, а не толстую броню, чтобы задействовать мощную самоходку против вражеских танков.

Дизайн

С появлением тяжелой немецкой бронетехники, такой как Пантера и Тигр, стандартный истребитель танков США, истребитель танков M10, быстро устарел, потому что его основное вооружение, 3-дюймовая пушка M7, с трудом преодолевала толстую лобовую броню танка. эти новые танки прошли несколько сотен ярдов. Однако это было предусмотрено, и в конце лета 1942 года американские инженеры начали анализировать возможности создания нового истребителя танков, вооруженного 90-мм пушкой. Это исследование привело к созданию прототипа машины, 90-мм Gun Motor Carriage T53, в которой 90-мм орудие было размещено в открытой опоре в задней части шасси M4 Sherman. В августе 1942 года было решено произвести сразу 500 машин, а позже еще 3500 машин. Отряд истребителей танков возражал, утверждая, что разработка T53 была слишком поспешной. 90 мм пушка двигатель каретка T53E1 оказались еще хуже, а весь контракт был отменен.

В октябре 1942 года Управление артиллерийского вооружения опробовало установку экспериментальной 90-мм пушки Т7 в башню истребителя танков М10. Генерал Эндрю Брюс, командующий силами истребителей танков, возражал против проекта, отдавая предпочтение M18 Hellcat, но его проигнорировали. Установка 90-мм орудия была простой, но орудие оказалось слишком тяжелым для башни M10. Была спроектирована новая башня, которая включала в себя усилитель поворота и массивный противовес для уравновешивания орудия. Первые два прототипа M36, получившие обозначение 90 mm Gun Motor Carriage T71, были завершены в сентябре 1943 года. Первоначально запрос на полное производство был отклонен, поскольку 90-мм пушки уже изучались для использования на танках, но сухопутные войска армии одобрили проект в октябре. 1943 год, и начались испытания. Кольцевая установка на левой стороне башни для зенитного пулемета Browning M2HB калибра.50 была заменена на шкворневую в корме. Было решено, что серийные машины будут использовать шасси истребителя танков M10A1, поскольку было доступно значительное количество M10A1, и было определено, что M10A1 имеет превосходные автомобильные характеристики. После испытаний был оформлен первоначальный заказ на 300 машин. После стандартизации 1 июня 1944 года T71 получил обозначение 90 mm Gun Motor Carriage M36.

Производство
Производство M36, M36B1 и M36B2
Месяц M36 M36B1 M36B2
Апрель 1944 г. 25
Май 1944 г. 100
Июнь 1944 г. 120
Июль 1944 г. 155
Август 1944 г. 100
Октябрь 1944 г. 75 50
Ноябрь 1944 г. 290 93
Декабрь 1944 г. 348 44 год
Май 1945 г. 10 50
Послевоенный 190 674
Общий 1,413 187 724

После июля 1943 года накладные части брони на корпусе M10A1 были удалены, так как комплекты брони никогда не производились. Это означало, что у некоторых M36 были избыточные бобышки, а у других - нет. M36 первоначально сохранил опору орудия "стремени" M10A1 на задней части корпуса; экипажи были недовольны отсутствием надлежащего фиксатора хода для 90-мм орудия, и многие импровизировали свои собственные замки хода, снятые с танков. Поскольку массивный дульный выстрел из 90-мм орудия закрыл обзор экипажа и снизил темп стрельбы, на все машины после первых 600, начиная с начала ноября 1944 года, был установлен дульный тормоз с двумя перегородками. примерно в это же время в кормовую часть корпуса добавили орудие калибра 90 мм. Само орудие также было модифицировано с улучшенным уравновешиванием и более мощным подъемным механизмом.

Поскольку первоначальный контракт был на 300 машин, Fisher Tank Arsenal от General Motors произвел в январе 1944 года последние 300 истребителей танков M10A1 без башен для немедленной переоборудования в M36. Это преобразование длилось с апреля по июль 1944 года. Позже контракт был увеличен до 500 машин, поскольку было решено, что существующие M10A1 также должны были быть преобразованы в M36. Позже 15 мая 1944 года это требование было увеличено до 600 машин. Поскольку выяснилось, что истребитель танков M10 боролся с немецкими танками, такими как « Пантера» и особенно « Тигр», во время кампании в Нормандии, контракт был увеличен до 1400 машин 29 июля., 1944. Это вызвало проблемы, так как только 913 из 1413 M10A1, которые были построены, могли быть реквизированы из учебных подразделений. Из-за отсутствия корпусов M10A1 было решено завершить начальный производственный цикл установкой турелей M36 на корпуса M4A3 Sherman с необходимыми внутренними изменениями. С октября по декабрь 1944 года производилось 187 90-мм орудийных мотолазов M36B1. С июня по декабрь 1944 года компания Massey-Harris переоборудовала 500 M10A1 в M36. С октября по декабрь 1944 года компания American Locomotive Company переоборудовала 413 M10A1 в M36. Армия сократила цель с 1400 машин на 1944 год до 1342 машины. Еще 350 конверсий были запланированы на 1945 год; это число было увеличено до 584. Последняя партия из 200 M10A1 была переработана на Монреальском локомотивном заводе в мае 1945 года.

В конечном итоге поставки M10A1 закончились, поэтому в январе 1945 года было решено, что корпуса M10 будут использоваться для всех дальнейших переоборудования. Американская локомотивная компания переоборудовала 672 корпуса M10 в 90-мм Gun Motor Carriage M36B2, начиная с мая 1945 года. Еще одна партия из 52 M36B2 была завершена на Монреальском локомотивном заводе в мае 1945 года.

Боевое применение
90-мм GMC M36 во время битвы при Арденнах в январе 1945 года.

Первые 40 M36 не попали за границу до сентября 1944 года и вступили в бой в октябре 1944 года. Первая и Девятая армии США использовали M36 для перевооружения истребительных батальонов танков, приданных бронетанковым дивизиям. 703-й батальон истребителей танков начал переоснащение 30 сентября 1944 года. Третья армия США использовала их для перевооружения буксируемых батальонов. 610-й батальон истребителей танков (буксируемый) начал переподготовку 25 сентября 1944 года. Первый дивизион истребителей танков, который фактически получил М36 в начале сентября, 776-й, в то время находился транзитом из Италии и не использовал их в бою до октября 1944 года. М36 понравился экипажам, будучи одной из немногих боевых бронированных машин, доступных американским войскам, которые могли уничтожать тяжелые немецкие танки на расстоянии. Капрал Энтони Пинто из 1-го взвода роты А 814-го батальона истребителей танков подбил « Пантеру» на расстоянии 4200 ярдов (3800 метров). Другой 814-й стрелок, лейтенант Альфред Роуз, убил «Пантеру» с расстояния 4600 ярдов (4200 метров), максимальной дальности оптического прицела. Тем не менее, лобовая пластина Panther толщиной от 82 до 85 мм могла отражать некоторые выстрелы из 90-мм орудия всего на 150 ярдов (137 метров), а лобовая броня Tiger II толщиной 150 мм могла быть пробита только несколькими труднодоступными объектами. места. К концу 1944 года на М36 переоборудовали семь дивизионов истребителей танков. К концу войны M36 в основном заменил M10.

После Второй мировой войны M36 использовался в Корейской войне. Он мог уничтожить любую ББМ советского производства, развернутую на этом театре военных действий. Одна из послевоенных модификаций заключалась в добавлении пулемета с шаровой установкой на стороне штурмана, как и во многих других боевых бронированных машинах того времени. Из-за нехватки танков M26 и M46 M36 стал одной из предпочтительных бронемашин для переброски MAP (Military Assistance Program). Южнокорейские танковые батальоны были оснащены 110 M36 (вместе с небольшим количеством истребителей танков M10) во время Корейской войны.

M36 также экспортировались после Второй мировой войны в различные страны. Он использовался французской армией во время Первой войны в Индокитае, был поставлен как часть военной помощи США Пакистану в 1950-х годах и участвовал в индо-пакистанской войне 1965 года. Одним из получателей была Югославия, которая получила 399. Двигатель был позже заменен дизельным двигателем советского производства мощностью 500 л.с., который использовался в основных боевых танках Т-55. Югославские M36 участвовали в войне за независимость Хорватии (1991–1995), но сразу после войны были сняты с вооружения хорватских вооруженных сил. М36 также использовались сербскими войсками в Боснии и Хорватии, и они использовались во время войны в Косово в качестве приманки для авиаударов НАТО.

Армия Китайской Республики приобрела восемь бывших французских экземпляров в 1955 году и разместила их на островной группе Цзиньмэнь, где они считались более маневренными, чем более крупные M48A3 и более поздние ОБТ CM11 / 12, но при этом были более мощными, чем легкие танки M24 и M41. По состоянию на апрель 2001 г. по крайней мере двое все еще находились на вооружении в поселке Лиюй.

Броня

В американской доктрине истребителей танков особое внимание уделялось скорости и мощи орудия, а не броне. Поскольку M10 и M36 не были специально построенными истребителями танков (они базировались на шасси танков), они были не такими быстрыми, как того требовали истребители танков. Генерал Эндрю Брюс раскритиковал M36 за то, что он слишком медленный. Конфигурация бронирования M36 была идентична M10A1, за исключением башни. Толщина брони M36 составляла от 0,375 до 5,0 дюйма (от 9,5 до 127,0 мм).

Корпус

Нижняя часть корпуса имела броню по бортам и корме толщиной 1 дюйм (25 мм). Закругленная литая крышка трансмиссии имела толщину 2 дюйма (51 мм). Как и у M10, у M36 не хватало дополнительной панели пола толщиной 0,5 дюйма (13 мм) под местами водителя и помощника водителя, которые обеспечивали им дополнительную защиту от мин. Пластина гласиса имела толщину 1,5 дюйма (38 мм), наклонена под углом 55 градусов от вертикали и имела восемь больших выступов на ней для прикрепления накладных броневых пластин. Борта и корма верхнего корпуса имели толщину 0,75 дюйма (19 мм) и наклонены под углом 38 градусов от вертикали. В зависимости от периода производства его родительского M10, каждая сторона верхней части корпуса M36 была простой или могла быть украшена 12 накладками на броню. Задний верхний лист корпуса использовался для хранения первых инструментов машины; топор 5 фунтов (2,3 кг), лом 5 футов (1,5 м), рукоять и голова для мотыги и двусторонняя кувалда 10 фунтов (4,5 кг). Там же хранился ключ для натяжения гусеницы. В результате там не было никаких боссов с аппликациями брони. Борта и корма верхнего корпуса имели угловые надставки или накладки на верхнюю гусеницу. Эти удлинители часто мешали установке удлиненных концевых соединителей утконоса, используемых для уменьшения давления на грунт на мягком грунте, и часто удалялись вместе с передними крыльями специалистами по техническому обслуживанию. Толщина листа крыши корпуса варьировалась от 0,75 дюйма (19 мм) над местами водителя и помощника водителя и башенным кольцом до 0,5 дюйма (13 мм) над моторным отсеком.

M36B1 имел конфигурацию брони корпуса позднего выпуска танка M4A3 Sherman.

Турель

Борта закругленной башни M36 имели толщину 1,25 дюйма (32 мм) и были изготовлены из катаных броневых листов. К задней части башни был приварен массивный полый литой противовес для уравновешивания тяжелой пушки. Толщина верха составляла от 0,38 до 1 дюйма (от 9,7 до 25,4 мм), а по сторонам - 1,25 дюйма (32 мм). Задняя часть была толщиной от 1,75 до 5 дюймов (от 44 до 127 мм). Закругленный литой щит орудия имел толщину 3 дюйма (76 мм).

Вооружение

Начальный

Истребитель танков M36 использовал шасси M10A1 (M36B1 использовал шасси M4A3 Sherman, а M36B2 использовал шасси M10) с большой башней с открытым верхом и 90-мм пушкой M3. Наводчик наводил орудие с помощью оптики M76F. 90-мм орудие M3 было стандартизированной версией экспериментального T7, производным от 90-мм орудия, разработанного как автомобильное противотанковое оружие. Боекомплект M36 нес 47 патронов, 11 из которых были уложены в полый противовес, а 36 снарядов - в спонсонах. Для боевого применения 90-мм пушка М3 могла вести огонь пятью типами боеприпасов:

  • M77 AP - Т выстрел
  • T33 AP-T выстрел
  • Снаряд M82 APC / HE -T
  • Снаряд M71 HE
  • T30E16 (M304) HVAP -T выстрел

Бронебойно-капсюльный выстрел M82 был основным снарядом для поражения вражеских танков. У него был большой взрывчатый наполнитель для увеличения урона после пробития. Он был способен пробивать 129 мм (5,1 дюйма) брони под углом 30 градусов от вертикали на расстоянии 500 ярдов (0,28 мили; 0,46 км) и 122 мм (4,8 дюйма) брони на расстоянии 1000 ярдов (0,57 мили; 0,91 км). Выстрел T30E16 HVAP был способен пробить броню толщиной 221 мм (8,7 дюйма) под углом 30 градусов от вертикали на расстоянии 500 ярдов (0,28 мили; 0,46 км) и броню 199 мм (7,8 дюйма) на расстоянии 1000 ярдов (0,57 мили; 0.91 км). У выстрела T30E16 HVAP были проблемы с сильно наклоненной лобовой пластиной немецкого танка Panther, поэтому выстрел T33 AP был разработан для решения этой проблемы. Выстрел T33 представлял собой обычную замену стандартному бронебойному выстрелу M77, который был подвергнут термообработке для повышения его твердости и снабжен баллистическим ветровым стеклом для улучшения характеристик сопротивления. T33 и T30E16 были выпущены в очень небольшом количестве к концу Второй мировой войны. Осколочно-фугасный снаряд M71 использовался для огня с закрытых позиций или поражения вражеской пехоты, противотанковых орудий, легкой техники и других слабых целей.

Вторичный

Истребитель танков M36 был оснащен одним пулеметом Browning M2HB калибра 0,50 (12,7 мм) для зенитного или противопехотного применения, а также боеприпасами на 1000 патронов. Из-за сложности стрельбы из пулемета.50 калибра непосредственно в лоб, цапфа часто перемещалась в переднюю часть башни, или пулемет Browning M1919A4 калибра.30 (7,62 мм) устанавливался там. M36B1 сохранил носовой пулемет танка M4A3 Sherman и имел к нему боекомплект 2000 патронов. У экипажа было личное оружие для самообороны.

Варианты
90-мм артиллерийский моторный лафет M36B2 на выставке в Военном музее южной Новой Англии в Данбери, штат Коннектикут.
  • 90 mm Gun Motor Carriage T71 (прототип): 90-мм орудийная башня на корпусе 3-inch Gun Motor Carriage M10A1. Башня переработана и стандартизирована как M36.
  • 90 mm Gun Motor Carriage M36: 90-мм орудийная башня на корпусе 3-inch Gun Motor Carriage M10A1
  • 90 mm Gun Motor Carriage M36B1: 90-мм орудийная башня на корпусе и шасси M4A3 Sherman.
  • 90 mm Gun Motor Carriage M36B2: 90-мм орудийная башня на корпусе 3-inch Gun Motor Carriage M10
Операторы

Бывшие операторы

Смотрите также
использованная литература
Источники
  • "M36 Соединенных Штатов, M36B1, M36B2 Tank Разрушители", мировой войны II Транспортные средства, танки, и самолеты, www.wwiivehicles.com, архивируются с оригинала на 2007-12-15, извлекаться 2009-06-15
  • [1] Стандартные военные автомобили. от 1 сен. 1943 г.
  • [2] TM9-745 90мм пушка двигателя каретки M36B2, 1945 в archive.org
  • [3] 90-мм артиллерийский лафет TM9-748 M36B1, 1945 г., на archive.org
  • 90-мм артиллерийский моторный лафет ТМ 9-758 Т71 (M36 GMC)
  • [4] TM 9-374 90MM Gun M3, установленный на боевых машинах на archive.org
  • Tankdestroyer.net (сайт информационного ресурса ПТ-САУ США)
  • Чемберлен, Питер; Эллис, Крис (1969), Британские и американские танки времен Второй мировой войны., Лондон: Cassell amp; Company
  • Грин, Майкл (2014), американские танки и ББМ времен Второй мировой войны, Oxford: Osprey Publishing
  • Меско, Джим (2003), Истребители танков США, Walk Around Number 5703., Carrollton: Squadron / Signal
  • Залога, Стивен (2002), Истребители танков M10 и M36 1942-1953, New Vanguard, Книга 57, Oxford: Osprey Publishing
  • Йиде, Гарри (2007), Убийцы танков: История американских истребителей танков Второй мировой войны., Дрексел Хилл: Каземат Паблишинг
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-12-31 10:25:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте