Ли-2 | |
---|---|
Ли-2 HA -LIX приземлился на аэродроме Ханвейде, Германия в 2011 году, в оригинальной ливрее MALÉV с августа 2008 года | |
Роль | Грузовой / пассажирский самолет общего назначения и легкий бомбардировщик |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | ГАЗ |
Введение | 1939 |
Основные пользователи | Советские ВВС. Аэрофлот |
Произведено | 1939-1952 |
Количество построенных | 6 157 (по последним исследованиям 4937) |
Разработано на базе | Douglas DC-3 |
Лисунов Ли-2 (по классификации НАТО: Cab ), первоначально обозначенный ПС-84, был лицензированной советской версией Дуглас DC-3. Выпускался Заводом №84 в Москва-Химки и после эвакуации в 1941 году на ТАПО в Ташкенте. Руководил проектом авиационный инженер Борис Павлович Лисунов.
Советский Союз получил свой первый DC-2 в 1935 году. Всего на 11 апреля 1936 года было заказано 18 самолетов DC-3, а Правительство СССР закупило 21 самолет DC-3 для эксплуатации Аэрофлотом перед Второй мировой войной. Лицензия на производство была предоставлена правительству СССР 15 июля 1936 года. Лисунов два года проработал в Douglas Aircraft Company, с ноября 1936 по апрель 1939 года, переводя проект. Одним из инженеров, сопровождавших его в Дуглас, был Владимир Михайлович Мясищев. Конструкторские работы и производство велось на Государственном авиационном заводе №84 в Химках (ныне пригород Москвы). Советский вариант получил обозначение ПС-84 - Пассажирский Самолет 84, пассажирский самолет 84 (т.е. произведен на ГАЗ / ГЗ №84).
Несмотря на первоначальное намерение внести в базовую конструкцию как можно меньше изменений, завод ГАЗ-84 должен был сделать около 1293 инженерных изменений в первоначальных чертежах Дугласа, включая конструкцию деталей, размеры, материалы и процессы, большая часть как часть метрики дизайна из США привычные единицы по советским стандартам - задача Владимира Мясищева непростая. Хорошо зарекомендовавшее себя КБ Швецова ОКБ-19, ответственное за большую часть советских проектов радиальных авиационных силовых установок воздушного охлаждения 1930-40-х годов, использовало свои Швецова АШ-62 Инфракрасные радиальные двигатели, советская разработка девятицилиндрового Wright R-1820 Cyclone 9, для двигателя ПС-84. Тот же Wright Aeronautical Radial Cyclone 9 также использовался в самых ранних версиях Douglas DST "Sleeper Transport" и первоначальных версиях с 21 пассажиром оригинального американского авиалайнера DC-3.
Советская стандартная практика проектирования обычно предусматривала полностью закрытые двигатели, чтобы выдерживать экстремальные температуры. Был внесен немного более короткий промежуток, но многие другие изменения были менее очевидны. Пассажирская дверь была перемещена на правую или правую сторону фюзеляжа, а грузовая дверь открывалась сверху слева или по левому борту вместо первоначальной пассажирской двери. Структурное усиление включало немного более тяжелую обшивку, потому что метрические толщиномеры не были точными эквивалентами листового металла из американского сплава. Стандартное советское метрическое оборудование было другим, и различные стальные подконструкции, такие как опоры двигателя и шасси, колеса и шины, также сильно отличались от оригинальной конструкции. Более поздние модификации позволили использовать лыжное шасси для работы в отдаленных и арктических регионах. Первые ПС-84 начали появляться на конвейере ГАЗ-84 к 1939 году.
К моменту вторжения Германии в СССР 22 июня 1941 года было построено 237 ПС-84. у ГАЗ-84, все в гражданской пассажирской комплектации. В ответ на вторжение Кремль привел в действие план по перемещению большей части промышленных мощностей Советского Союза на восток, при этом производство Ли-2 будет остановлено на ГАЗ-33 в Ташкенте, сейчас столица Узбекистана. После грандиозной борьбы к январю 1942 года завод снова произвел ПС-84.
ГАЗ-124 в Казани также построил десять самолетов до начала Великой Отечественной войны и 353 литиевых. 2Т строились ГАЗ-126 в Комсомольске-на-Амуре в период с 1946 по 1950 годы, до этого завод перешел на производство МиГ-15.
Некоторые военные версии Ли-2 также имел бомбодержатели и спинную башню, в отличие от военного C-47 DC-3.
До Второй мировой войны ПС-84 летал с Аэрофлотом в основном в качестве пассажирского транспорта. Когда Германия напала на Советский Союз в 1941 году, многие из ПС-84 были приняты на вооружение и переименованы в Лисунов Ли-2 в 1942 году. Военные модели были оснащены калибром 7,62 мм (0,30 дюйма) ШКАС, а позже с 12,7-мм (0,50 дюйма) крупнокалиберным пулеметом УБК. Самолеты использовались для перевозки, партизанского снабжения, бомбардировок, а также в качестве санитарных. Версия, обозначенная Ли-2ВВ (Vojenny Variant = военный вариант), имела измененную носовую часть для дополнительного оборонительного вооружения и могла нести под крыльями до четырех 250-кг (551 фунт) бомб. Бомбы меньшего размера могли перевозиться внутри фюзеляжа и выбрасываться экипажем из грузового люка.
В период с 1940 по 1954 год было выпущено 4937 самолетов всех вариантов Ли-2, и до 1960-х годов они широко использовались в Восточной Европе. Последние использовавшиеся выжившие были отмечены в Китае и Вьетнаме в 1980-х годах. Было много версий, включая авиалайнер, грузовой, военно-транспортный, разведывательный, аэрофотосъемочный, парашютный, бомбардировочный и высотный. В Польше они были приспособлены для опрыскивания сельскохозяйственных культур от вредителей леса. Ли-2 также широко использовался в ВВС Китая в 1940-х и 1950-х годах.
Лисунов Ли-2 эксплуатировали несколько авиакомпаний, в том числе Аэрофлот, CAAK, CSA, LOT, MALÉV, Polar Aviation, TABSO и Tarom.
В Европе существует только один Li-2, восстановленный до летной годности. Зарегистрированный в Венгрии HA-LIX был построен в 1949 году на заводе планеров № 84 (ГАЗ-84) в Ташкенте под серийным номером 18433209 и эксплуатировался МАЛЕВ до 1964 года. Он был вывезен в музей в 1974 году как учебно-тренировочный самолет с парашютом.. После полной реконструкции, завершившейся в 2001 году, он совершает обзорные экскурсии и регулярно участвует в авиашоу. Он управляется фондом Goldtimer Foundation, базирующимся в аэропорту Будаёрс, Будапешт, Венгрия. Известно, что ВВС Северной Кореи до сих пор используют некоторое количество Li-2 в качестве транспортных средств, хотя они, возможно, были выведены из эксплуатации, несмотря на их продолжающееся присутствие на некоторых авиабазах.
Всего было импортировано 41 самолет Ли-2 для военного и гражданского использования; последний Ли-2 ушел в отставку в 1986 году.
Данные с самолетов Советского Союза : энциклопедия советской авиации с 1917 г.
Общие характеристики
Технические характеристики
Вооружение .
Родственная разработка
Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Лисунов Ли-2. |
.