Saab 90 Scandia | |
---|---|
Saab Scandia SAS в лондонском аэропорту (Хитроу) в мае 1953 г. | |
Роль | Авиалайнер |
Производитель | Saab |
Первый полет | 16 ноября 1946 г. |
Введение | 1950 |
Статус | Не работает, один сохранено |
Основные пользователи | VASP. ABA, SAS |
Произведено | 1946–1954 |
Количество созданных | 18 |
Saab 90 Scandia был гражданским пассажирским самолетом, произведенным Svenska Aeroplan Aktiebolaget (SAAB ), в Линчёпинге, Швеция. В 1944 году, когда стало ясно, что боевые действия в Европе (Вторая мировая война ) скоро закончится, SAAB осознала, что компании необходимо диверсифицироваться от чисто военных усилий, чтобы выжить. Поэтому совет директоров решил реализовать план по производству двухмоторного пассажирского самолета малой и средней дальности в качестве преемника Douglas DC-3. (Это был тот же коммерческий стимул, который привел к производству автомобилей, с Ursaab и последующими Saab 92 легковыми автомобилями.)
Дизайн 90 Scandia был очень похож на DC-3. Наиболее отчетливо видна разница в том, что 90 был трехколесным шасси в то время как DC-3 был хвостовым колесом. Scandia также имела совершенно иную форму вертикального стабилизатора и множество более тонких отличий. 90-м приходилось конкурировать с множеством излишков DC-3, доступных на рынке одновременно, что затрудняло продажи.
Разработка началась в феврале 1944 г. Уточнена взлетная масса около 11 600 кг, дальность полета около 1000 км. Прототип Saab 90 (Scandia) впервые поднялся в воздух в ноябре 1946 года. Он был способен разместить от 24 до 32 пассажиров с возможностью движения на низкой скорости. Он должен был быть оснащен двигателями Pratt Whitney R-2000 . У него было одно переднее колесо и полностью убирающееся шасси. ABA Swedish Airlines, предшественник SAS, заказала 11 экземпляров. Сертификат типа был выдан в июне 1950 года. Поставка началась в октябре 1950 года, но после испытаний спецификация была изменена на Pratt Whitney R-2180-E Twin Wasp E. Две бразильских авиакомпании (VASP и) также заказали в общей сложности шесть самолетов. Впоследствии прототип был преобразован в роскошный частный представительский самолет для бразильского промышленника Олаво Фонтуры.
Проект Scandia был начат в 1944 году из-за предполагаемой потребности (после Второй мировой войны) в самолете, перевозящем 25–30 пассажиров на расстояние до 1000 км.
Основными задачами проектирования были: безопасность; два двигателя; долгая жизнь; хозяйственная операция.
Крыло было профилировано с использованием профилей NACA для обеспечения хороших характеристик сваливания. Была выбрана конструкция с низким крылом, поскольку она обеспечивала:
Крыло было построено из трех частей. Центральная секция с опорами двигателя, а также левая и правая секции, которые были прикреплены болтами к центральной секции, находились сразу за гондолами двигателей.
Диаметр фюзеляжа был выбран из расчета на четыре сиденья в каждом ряду. Эта конфигурация давала возможность разместить 32 пассажира. Также была предложена конфигурация с более широкими и удобными сиденьями, по три сиденья в каждом ряду, с возможностью перевозки 24 пассажиров. Прототип (90.001) был оборудован двигателями Pratt Whitney Twin Wasp R2000 мощностью 1450 л.с. (1080 кВт) (на серийной версии изменено на 1,650 л.с. (1230 кВт) PW Twin Wasp R2180).
Весь самолет был построен из металла, за исключением рулей, которые представляли собой обтянутые тканью металлические конструкции.
Прототип (SE-BCA) совершил свой первый полет 16 ноября 1946 года. Пилотом был Клас Смит. Первый полет длился 20 минут. Самолет обладал исключительно хорошими тихоходными характеристиками с полной управляемостью до 110–115 км / ч. Срыв был медленным, и ему предшествовали вибрации. Кроме того, оказалось, что самолет легко маневрирует с выключенным одним двигателем, чего в то время обычно не было в случае двухмоторных самолетов. К сожалению, гармония руля направления была неудовлетворительной, с высокими усилиями управления в некоторых ситуациях. Установка двигателя также нуждалась в переработке.
Прототип налетал в общей сложности 154 часа до зимы 1947/48 года, когда он был припаркован в ангаре для доработки. Двигатели были подняты для увеличения зазора между лопастями гребного винта и землей. Обставлена кабина, в которой ранее находилось только испытательное оборудование. 7 февраля 1948 года прототип снова поднялся в воздух и начал второй этап испытаний. Второй этап состоял в основном из тестов производительности. После 700 часов тестовых полетов было решено внести следующие изменения в серийные самолеты:
В 1947 году прототип быстро посетил Данию, Нидерланды, Бельгию и Швейцарию. В мае 1948 года он совершил однодневную поездку из Линчёпинга в Ньюкасл через Осло. Во время этих полетов прототип имел на борту только испытательное оборудование. Никаких реальных демонстрационных полетов с потенциальными клиентами не проводилось. По этой причине было решено совершить настоящий демонстрационный тур по Европе теперь, когда кабина была должным образом оборудована.
Прототип отправился 9 августа 1948 года. После посещения 11 европейских стран, SE-BCA вернулся в Линчёпинг 11 ноября 1948 года. Первая остановка была в Стокгольме. Затем в следующем порядке он посетил Норвегию (Осло), Ирландию (Дублин), Великобританию (Прествик, Гатвик, Джерси), Данию (Копенгаген), Бельгию (Брюссель), Нидерланды (Амстердам), Швейцарию (Женева, Цюрих), Португалия (Лиссабон, Порту), Испания (Мадрид), Франция (Париж) и, наконец, Финляндия. Общий налет составил 113 часов при 123 взлетах и общей дальности 37 200 км. Перевезено 1200 пассажиров. В Нидерландах на самолете летал принц Нидерландов Бернхард.
В каждом городе Скандия приветствовалась соответствующими авиакомпаниями и местной прессой, но никаких заказов не последовало. Многие авиакомпании также посетили Линчёпинг для более пристального изучения и демонстрации в 1948–49. Некоторые из них - DNL, Fred Olsen, DDL, Aero Oy, Swissair, FAMA, Aerol, Argentinas, KLM, Air Service, Sabena и Garuda.
Второй промо-тур начался 16 августа 1949 года. С шестью дополнительными топливными баками, каждый по 400 литров, SE-BCA начал тур по трем континентам. Это также был последний раз, когда его видели в Швеции.
Первая поездка была в Париж, где были сняты лишние топливные баки. 23 августа SE-BCA прибыл в Аддис-Абебу (Эфиопия). На следующий день император Хайле Селассие отправился в демонстрационный тур. В этом туре присутствовал также Карл Густав фон Розен, который в то время был советником ВВС Эфиопии. В этом туре также были посещены Афины, Каир, Асмэра, Порт-Судан и Луксор. В этом туре самолет без проблем выдерживал температуру 50 ° C. Когда самолет вернулся в Париж, дополнительные топливные баки были переустановлены.
4 сентября SE-BCA покинул Париж и отправился на базу Pratt Whitney в Хартфорде, штат Коннектикут. Поездка с остановками в Прествике, Исландии и Гренландии заняла три дня. В Хартфорде были сняты лишние топливные баки и переоборудован интерьер. Затем последовала обширная демонстрационная программа по всем США. Среди посещенных городов были Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго, Майами, Лос-Анджелес и Хьюстон. В Лос-Анджелесе Ховард Хьюз летал на Scandia и высоко оценил дизайн. 14 октября «Скандия» вернулась в Хартфорд.
Первые серийные Scandia были поставлены в 1950 году. В период с октября 1950 г. по октябрь 1954 г. компания SAS получила восемь самолетов. Первоначально компания SAS выполняла полеты в Скандинавии. Регулярные рейсы Scandias выполнялись также в европейские города, включая Амстердам, Брюссель и лондонский аэропорт (Хитроу) в период с 1951 по 1955 год.
VASP эксплуатировала свой парк новых и бывших SAS Scandias на внутрибразильских регулярных рейсах с октября. 1950 и конец 1966.
ВВС Швеции предъявляли жесткие и настойчивые требования к заводу SAAB в отношении истребителя Saab 29, что положило конец Проект Scandia в Швеции, остаточное производство осуществляет Fokker, в Нидерландах.
Всего было изготовлено только 18 экземпляров. В 1957 году весь флот SAS был приобретен VASP.
Планировалась большая версия с герметичной кабиной под названием 90B, но так и не была произведена.
Последний полет с 90 Scandia состоялся 22 июля 1969 года. Единственная уцелевшая Scandia - это 16-я построенная, бывшая VASP PP-SQR, которая в ухудшающемся состоянии хранится в музее по адресу Bebedouro в штате Сан-Паулу, Бразилия.
Три VASP Scandia были потеряны в результате катастроф со смертельным исходом, еще два были списаны в результате несмертельных катастроф.
Только Остается одна 90 Scandia, PP-SQR. Он стоит на открытом воздухе в Museu de Armas, Veículos e Máquinas Eduardo André Matarazzo в Бебедуро, Бразилия. Говорят, что он полный, но в очень плохом состоянии. Saab попытался купить самолет в честь своего 50-летнего юбилея в 1987 году, но владелец попросил цену, которую Saab сочла необоснованно высокой.
Данные с семнадцати по тридцать девять,
Общие характеристики
Рабочие характеристики
Самолет сравнимой роли, конфигурации и эпохи
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Saab Scandia. |