Византийское право

редактировать

Византийское право было по существу продолжением римского права с усилением христианского оказывать влияние. Большинство источников определяют византийское право как римские правовые традиции, начиная с правления Юстиниана I в 6 веке и заканчивая падением Константинополя в 15 веке.

Хотя во время и после европейского Возрождения западная правовая практика находилась под сильным влиянием Кодекса Юстиниана (Corpus Juris Civilis) и римского права в классические времена, тем не менее византийское право оказали существенное влияние на западные традиции в Средние века и позже.

Самым важным произведением византийского права была Эклога, изданная Львом III, первый крупный римско-византийский правовой кодекс, изданный на греческом, а не на латыни. Вскоре после этого был принят Закон о фермерах, регулирующий правовые нормы за пределами городов. В то время как Эклога пользовалась влиянием во всем Средиземноморье (и в Европе) из-за важности Константинополя как торгового центра, Закон о фермерах оказал существенное влияние на славянские правовые традиции, в том числе русские.

Содержание
  • 1 Влияния и источники
  • 2 Ранневизантийский период
    • 2.1 Codex Theodosianus
    • 2.2 Corpus Iuris Civilis
  • 3 Средневизантийский период
    • 3.1 Ecloga
    • 3.2 Фермерские законы
    • 3.3 Морские законы
    • 3.4 Церковный закон
      • 3.4.1 Редакции
  • 4 Поздневизантийский закон
  • 5 Юридическая школа Константинополя
  • 6 Наследие
  • 7 Примечания
  • 8 Источники
  • 9 Внешние ссылки
Влияния и источники

Византия унаследовала свои основные политические, культурные и социальные институты от Рима. Точно так же римское право составляло основу византийской правовой системы. На протяжении многих столетий две великие кодификации римского права, осуществленные Феодосием II и Юстинианом соответственно, были краеугольными камнями византийского законодательства. Конечно, с годами эти римские коды были адаптированы к текущим обстоятельствам, а затем заменены новыми кодификациями, написанными на греческом языке. Однако влияние римского права сохранялось, и это очевидно в кодификациях, таких как Basilika, который был основан на Corpus Juris Civilis. В 11 веке Майкл Пселл гордится тем, что знаком с римским правовым наследием («Ἰταλῶν σοφία»).

В соответствии с позднеримской правовой традицией, основным источником права (fons legum) в Византии остались постановления императоров. Последние инициировали некоторые важные кодификации римского права, но они также выпустили свои собственные «новые законы», Романы («Новеллы», «Νεαραὶ»). В ранневизантийскую (позднеримскую) эпоху законодательные интересы императоров усилились, и теперь законы регулировали основные аспекты общественной, частной, экономической и социальной жизни. Например, Константин I был первым, кто урегулировал развод, а Феодосий I вмешался в вопросы веры, наложив особую версию Символа веры. С Диоклетиана до Феодосия I, то есть примерно за 100 лет было издано более 2000 законов. Только Юстиниан издал около 600 законов. Постепенно законодательный энтузиазм утих, но все же некоторые законы более поздних императоров, такие как «Романы» Льва VI, имеют особое значение. Обычай продолжал играть ограниченную роль в качестве вторичного источника права, но письменное законодательство имело приоритет.

Ранневизантийский период

Не существует окончательно установленной даты, когда византийский период римского история начинается. В IV, V и VI веках Империя не раз разделялась и объединялась административно. Но именно в этот период был основан Константинополь, и Восток обрел свою идентичность в административном отношении; таким образом, его часто считают ранневизантийским периодом. Однако, несмотря на это, правовые изменения в этот период обычно считаются частью римского права, в отличие от византийского права, отчасти потому, что юридические документы в этот период все еще писались на латыни. Эти события, тем не менее, были ключевыми шагами в формировании византийского права.

Codex Theodosianus

В 438 году император Феодосий опубликовал Codex Theodosianus, который состоял из 16 книг, содержащих все действующие законы времен Константина I до тех пор.

Corpus Iuris Civilis

Вскоре после своего вступления на престол в 527 г. Юстиниан назначил комиссию для сбора и кодификации существующего римского права. Вторая комиссия, возглавляемая юристом Трибонианом, была назначена в 530 г. для отбора материалов, имеющих постоянную ценность, из работ юристов, редактирования их и систематизации в 50 книг. В 533 г. эта комиссия подготовила Дайджест.

. Хотя право, практикуемое в Риме, выросло как разновидность прецедентного права, это не было "римским правом", известным в Средневековье или в современном мире. Теперь римское право утверждает, что оно основано на абстрактных принципах справедливости, которые были превращены в действительные нормы права законодательной властью императора или римского народа. Эти идеи были переданы в средние века в великой кодификации римского права, проведенной императором Юстинианом. Corpus Iuris Civilis был издан на латыни в трех частях: Институты, Дайджест (Pandects) и Кодекс (Codex). Это был последний крупный юридический документ, написанный на латыни.

Самая распространенная в мире правовая система, гражданское право, основана на Корпусе (например, в большинстве стран Европы, Азии, Южной Америки и Африки, а также в смешанные юрисдикции Южной Африки, Шотландии, Квебека, Филиппин и Луизианы ).

Средневизантийский период

После правления Юстиниана Империя вступила в период быстрого упадка, что частично привело к арабским завоеваниям, которые еще больше ослабили Империю. Знание латыни, которое было в упадке после падения Запада, практически исчезло, сделав многие старые правовые кодексы практически недоступными. Эти события способствовали резкому ослаблению правовых стандартов в Империи и существенному падению стандартов юридической науки. Юридическая практика станет гораздо более прагматичной, и, по мере того, как знание латыни в Империи будет уменьшаться, прямое использование «Corpus Juris Civilis» Юстиниана будет отказано в пользу резюме, комментариев и новых компиляций, написанных на Греческий.

Эклога

Изменения во внутренней жизни империи, произошедшие в годы, последовавшие за публикацией кодекса Юстиниана, потребовали пересмотра законодательства, чтобы соответствовать требованиям времени. Он был введен в рамках реформ Льва III Исавра (первого Исаврийского императора), а также внес изменения в действующие законы. В 726 году он выпустил «Эклогу», на которой было его имя, а также имя его сына Константина. «Эклога», относящаяся как к гражданскому, так и к уголовному законодательству, представляет собой, как было заявлено в названии, «исправление (законодательства Юстиниана) в сторону более благотворительной версии». Состав редакционного комитета неизвестен, но его основная задача заключалась в том, чтобы, с одной стороны, изменить эти распоряжения, чтобы они не соответствовали текущим временам, а, с другой стороны, не дать судьям брать деньги за свои действия и помогите им правильно решать дела.

На расположение «Эклоги» повлиял христианский дух, а также общее право, которое защищало и поддерживало институт брака и обеспечивало равенство всех граждан перед законом.. С другой стороны, были введены наказания в виде ампутации и слепоты, что отражало византийскую концепцию этого периода перемен. С помощью своей «Эклоги» Лев также обратился к судьям, приглашая их «ни бедных не презирать, ни несправедливых оставлять без контроля». Кроме того, пытаясь предотвратить взяточничество при исполнении своих обязанностей, он сделал их оплату местной и подлежащей уплате из императорской казны. «Эклога» составляла основной справочник отправления правосудия до времен македонских императоров, который также предполагал законодательную деятельность, а позже оказал влияние на церковное право Русской Православной Церкви. Ранее исследователи приписывали юридические сборники «Закон фермера», «Родосское морское право» и «Военные законы» Льву III Исавру.

Структура акта оригинальна и не заимствована ни из каких других источников., учитывая, что Леон не хотел доводить до конца реформу законодательства. Похоже, что его целью было просто изменить правовую традицию Юстиниана в наиболее важных сегментах юридической жизни, при этом адаптируя ее к потребностям и действиям Средневековья. Его нужно было отличать от оригинальной модели. Среди наиболее важных отклонений от римского права Юстиниана - отказ от согласия при торговле товарами. Для существования контракта необходимо было либо передать товар покупателю, либо уплатить цену продавцу. Пока обе стороны завершат свои части, контракт недействителен, даже если в качестве элемента проверки указан авансовый платеж. Patria potestas теряет свою власть под влиянием эллинистических и канонических законов, а права женщин и детей возрастают. Но Эклога вносит еще большие и противоречивые изменения в уголовное право, о чем свидетельствует частое применение физических наказаний, не типичных для закона Юстиниана.

Законы фермера

За исключением нескольких городов, и особенно Константинополя, где также были развиты другие виды городской экономической деятельности, византийское общество оставалось в его центре. сельскохозяйственный. Важным источником в области права, который особенно характерно отражает внутреннюю жизнь византийских деревень в средневизантийскую эпоху (VII - конец XII века), является Nomos Georgikos, также известный как Lex Rustica или Закон фермера. Благодаря своей важности Закон о фермере вызвал интерес исследователей с самого начала. С тех пор это один из самых обсуждаемых текстов, касающихся внутренней истории Византии. Было высказано предположение, что из-за основных влияний, вызванных притоком славян в Империю в то время, когда был установлен Закон о фермерах, славянские традиции фактически оказали важное влияние на Закон фермера, как с точки зрения того, почему он был разработан. и его содержание.

Это частное собрание, постоянно пополняющееся, и относится к конкретным случаям, имеющим отношение к сельской собственности в рамках византийской сельской «общины». Как очевидно из положений «Закона», крестьяне были организованы в «общины» и несли коллективную ответственность за уплату общего налога, за который «община» была обязана платить, а также суммы, соответствующие должникам членов общества. сообщество. Что касается хронологии его написания, поскольку сам текст не имеет определенной даты, он помещен где-то между второй половиной VI века и серединой XIV века. С самого начала он был признан очень важным юридическим справочником и оказал большое влияние на многие законы славянских стран и особенно Сербии, Болгарии и России.

Морское право

Проблемы датирования, аналогичные проблемам «Закона о фермерах», представляют собой кодекс равного характера, «Морское право Родоса» (Nomos Rhodion Nautikos). Написанный, вероятно, между 600 и 800 годами, этот сборник правил морского права разделен на три части. Первая часть относится к ратификации «Морского закона» римскими императорами. Второй определяет участие экипажа в морской прибыли и правилах, действующих на судне, а третий и самый большой относится к морскому праву, например, к распределению ответственности в случае кражи или повреждения груза или судна. «Морской закон» был включен в Базилику Льва VI Мудрого как дополнение к книге 53.

Церковный закон

В соответствии с моделью светского юридические ассоциации, каноны церковных соборов касались церковных вопросов и регулировали поведение духовенства, а также светского в вопросах веры. «In Trullo» или «Пятый-Шестой Собор», известный своими канонами, был созван в годы Юстиниана II (691–692) и занимался исключительно вопросами дисциплины. Целью синода было заполнить пробелы, оставленные в каноническом праве предыдущими Пятым (553 г.) и Шестым Вселенскими соборами.

Этот сборник канонов был разделен на четыре части:

а) каноны, подтверждающие доктринальные решения первых шести Вселенских соборов вместе с учениями Отцов Церкви.

б) Каноны, определяющие обязанности служебного духовенства.

в) Каноны, относящиеся к монахам.

г) Каноны, относящиеся к светскому. Влияние этих канонов сохранилось и в будущем, и они были подробно аннотированы Вальсамоном, Зонарасом и Аристеносом, тремя великими церковными юристами XII века.

Издания

Были также другие древние церковные порядки, которые больше не сохранились в Греческий. Позже появились более научные коллекции, в том числе:

Все эти книги были позже составлены Афонским преподобный Никодим Святитель и лег в основу современного православного закона, его Педалион.

Поздневизантийский закон

Следующие юридические тексты были подготовлены в более поздней Византии:

  • Прохирон Василия Македонского, ок. 870 или 872, что отменяет некоторые части Эклоги и восстанавливает законы Юстиниана, а также эллинизирующие тайные латинские выражения.
  • Epanagoge (repetita proelectio judic), также от Василия Македонского вместе со своими сыновьями, второе издание Прохирона, ок. 879–886
  • Eisagoge of Photios, включающая новый закон, c. 880
  • Basilicae (repurgatio veterum legum) или Базилики Льва Философа вместе с его братом Александром и Константином VII, гр. 900 или 906–11, в котором делается попытка синтезировать комментарии и толкования законов Юстиниана VI века по заголовкам и устранить противоречия. К XI веку базилики заменили законы Юстиниана в качестве основного источника римского права.
  • The Synopsis (Basilicorum) maior, сокращенная версия Basilika конца IX века
  • The Epitome Legum, позже известный как Epitome ad Prochiron mutata, синтез Юстиниана и Epanagoge, c. 920–1
  • Epanagoge aucta, переработка эпанагоги 9 века с. XI век.
  • Prochiron aucta, переработка Прохирона IX века с ок. 13 век.
  • Hexabiblos, сборник 14-го века вышеупомянутых книг, составленный Константином Харменопулосом, судьей в Салониках
  • Hexabiblos aucta, конец XIV века пересмотр работы Харменопулоса Иоаннесом Холоболосом

Другие юристы (в том числе по крайней мере один император) подготовили частные собрания дел и комментариев, но они не составляли свод законов, используемых юристами в целом. Считается, что 113 романов Льва Мудрого попадают в эту категорию.

Локин утверждает, что, хотя более поздние юридические тексты имели тенденцию перестраивать или объяснять работу Юстиниана 6-го века, а не создавать новый закон, они действительно изменяли место власти закона (законодательная сила) от Императора до Бога. В трудах Юстиниана Закон Моисея и власть Бога поддерживают императора и являются консультативными, но не умаляют его абсолютную власть. Этот процесс уже начался в Эклоге, в которой говорится, что закон дан Богом через Исаии 8:20, и впервые явным образом разъясняется в Прохироне. Однако в этот период произошла «законодательная ползучесть», когда редактирование старых законов и прецедентного права привело к появлению новых действующих законов, хотя явно не упоминаемых как таковые.

Юридическая школа Константинополя

Самым известным центром юридического образования в Византии была Юридическая школа Константинополя. Основанный в 425 году, он был закрыт в 717 году, когда Константинополь был осажден Омейядами, и вновь открылся только в 866 году. Затем он, вероятно, оставался открытым до разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году.

Наследие

В период раннего средневековья римское / византийское право играл важную роль во всем Средиземноморском регионе и большей части Европы из-за экономического и военного значения Империи.

Книга сиро-римского права, сирийский перевод греческого оригинала V века, оказала большое влияние на восточные христианские общины после первых мусульманских завоеваний. Он был основан на римском прецедентном праве и имперских статутах востока империи.

После исламских завоеваний Восточного Средиземноморья исламские халифаты постепенно кодифицировали свои правовые системы, используя римское / византийское право в качестве важной модели. Фактически было высказано предположение, что именно публикация Эклоги послужила толчком к первой крупной кодификации исламского имперского права.

Славянские правовые традиции, включая страны от Болгарии до России, на них существенно повлиял Закон о фермерах. В меньшей степени Эклога и другие византийские кодексы также повлияли на эти области. В XVIII и XIX веках, по мере расширения контактов России с Западом, Кодекс Юстиниана начал изучаться, что привело к этому влиянию.

В Западной Европе после падения Римской империи влияние римского / византийского права стало более косвенным, хотя и всегда значительным на протяжении большей части средневековья. В период европейского Возрождения западные ученые приняли Кодекс Юстиниана как основу для юриспруденции, избегая многих более поздних правовых разработок Византийской империи, таких как Эклога. На это в значительной степени повлиял раскол Церкви между Востоком и Западом (римско-католический vs. восточно-православный ). На Западе считалось, что римское право, записанное на латыни, было истинно римским, тогда как более поздние законы, написанные на греческом языке, были отличными и чуждыми.

Примечания
Источники
  • Кэмерон, Аверил (2009). Византийцы (на греческом). Перевод Гиоргоса Цимаса. Афины: Издания Psychogios. ISBN 978-960-453-529-3.
  • Читвуд, Захари (2017). Византийская правовая культура и римская правовая традиция, 867–1056. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Fine, John V. A., Jr. (1991) [1983]. Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого до конца двенадцатого века. Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08149-7.
  • Фёген, Мари Терес (1994). «Законодательство в Византии: политический и бюрократический прием». В Laiou, Angeliki E. (ред.). Закон и общество в Византии. Думбартон-Окс. ISBN 0-88402-222-6.
  • Хамфрис, М. Т. Г. (2015). Закон, власть и имперская идеология в эпоху иконоборчества, ок. 680–850. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Йокиш, Бенджамин (2007). Исламский имперский закон: проект кодификации Харун-ар-Рашида. Walter de Gruyter GmbH. ISBN 9783110924343.
  • Моррис, Розмари (1992). «Урегулирование споров в византийских провинциях в X веке». В Дэвис, Венди; Fouracre, Поль (ред.). Урегулирование споров в раннесредневековой Европе. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-42895-5.
  • Мусуракис, Джордж (2003). Исторический и институциональный контекст римского права. Издательство Ashgate. ISBN 0-7546-2108-1.
  • Столте, Бернард (2018). «Византийское право: закон Нового Рима», в Оксфордском справочнике европейской истории права, ред. Хейкки Пихлаямяки, Маркус Д. Дуббер и Марк Годфри. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. С. 229–248.
  • Troianos, Spyros (2012). «Византийское каноническое право до 1100 года». У Вильфрида Хартмана; Кеннет Пеннингтон (ред.). История византийского и восточного канонического права до 1500 года. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. С. 115–169. ISBN 9780813216799. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Troianos, Spyros (2012). «Византийский канонический закон с XII по Пятнадцатое столетие ". В Уилфрид Хартманн; Кеннет Пеннингтон (ред.). История византийского и восточного канонического права до 1500 года. Вашингтон, округ Колумбия: The Catholic University of America Press. стр. 170–213. ISBN 9780813216799. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Wagschal, David (2015). Закон и законность на греческом Востоке: византийская каноническая традиция, 381 –883. Oxford: Oxford University Press.
Переводы
  • Кодекс Юстиниана: новый аннотированный перевод с параллельным латинским и греческим текстом. Аннотированный и переведенный Фредом Х. Блюмом. Отредактированный Брюсом В. Фрайером. : Cambridge University Press, 2016.
  • Дайджест Юстиниана, переработанное издание. Отредактировано Аланом Уотсоном. 2 тома. Филадельфия: University of Pennsylvania Press, 1998.
  • Романы Юстиниана: A Полный аннотированный английский перевод. Tran запланировано Дэвидом Миллером. Отредактированный Питером Саррисом. Кембридж: Cambridge University Press, 2018.
  • Сиро-римский свод законов: сирийский текст недавно обнаруженных рукописей, сопровождаемый факсимильным изданием и снабженный введением и переводом. Отредактировал и перевел Артур Выхубус. 2 тт. Стокгольм: ETSE, 1982–3.
  • Ecloga: das Gesetzbuch Leons III. унд Константиноса V. Отредактировал и перевел Людвиг Бургманн. Франкфурт: Löwenklau-Gesellschaft, 1983.
  • Родосское морское право. Отредактировано и переведено Уолтером Эшбернером. Оксфорд: Clarendon Press, 1909; перепечатка: Aalen: Scientia Verlag, 1976.
  • Eisagoge = La «Introducción al derecho (Eisagoge)» del patriarca Focio. Отредактировано и переведено Хуаном Сигнесом Кодоньером и Франсиско Хавьером Андресом Сантосом. Мадрид: Consejo Superior de Investigaciones Científicas, 2007.
  • Basilika = Basilicorum libri LX. Под редакцией Х. Дж. Шельтема и Н. ван дер Валь. 17 томов. Гронинген: J.B. Wolters, 1953–88.
  • Nomos Stratiotikos = Le leggi penali militari dell’impero bizantino nell’alto Medioevo. Отредактировал и перевел Пьетро Верри. Рим: Scuola ufficiali carabinieri, 1978.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-13 07:39:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте