Проклятие Фауста | |
---|---|
Decca CD: 414 680 2 | |
Студийный альбом от Георга Шолти | |
Выпущен | 1982 |
Studio | Темпл Медина, Чикаго |
Жанр | Классика вокал |
Длина | 126: 55 |
Язык | Французский, Латинский и Адский |
Этикетка | Decca |
Продюсер | Джеймс Маллинсон |
Ла Damnation de Faust | |
Decca Opéra Rouge CD: 455 826 2 | |
Проклятие Фауста - 126-минутный студийный альбом légende dramatique Гектора Берлиоза в исполнении Хосе ван Дам, Малкольм Кинг, Кеннет Ригель, Фредерика фон Штаде и Чикагский симфонический оркестр и Хор под руководством из Георг Шолти. Он был выпущен в 1982 году.
Альбом был записан в цифровом виде в мае 1981 года в Темпл Медина, Чикаго.
Обложка, которая использовалась для изданий LP, кассет и компакт-дисков альбома, когда он был впервые выпущен, - это Faust and Méphistophélès автора Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (1798-1863), картина из коллекции Уоллеса, Лондон.
Алан Блит сделал рецензию на альбом на LP в Gramophone в мае 1982 года, сравнив его с более ранними записями «Проклятия Фауста», выполненными Колин Дэвис и Даниэль Баренбойм. Он писал, что «Маргарита» Фредерики фон Штаде была хорошо сформулирована и звучала правдоподобно юношеской, а ее «Roi de Thule» была сделана «просто [и] мило». В ее "D'amour l'ardente flame", однако, было "недостаток вокальной теплоты и тенденция к тому, чтобы звучать тонко воспитанные". Фон Штаде был лучше, чем Ивонн Минтон Баренбойма, которая пела неустойчивым тоном и отсутствовала эмоциональная вовлеченность. Но она была далеко превзойдена Дэвисом Джозефин Визи, которая лучше понимала берлиозский стиль и была «почти невыносимо трогательной».
В роли Фауста Кеннет Ригель был более успешен в своей игре, чем в его вокализме. Он был пылким в своем заклинании, заслуживающим доверия как человек на грани ада и убедительным в многогранном романтизме, стремительности и противоречивости Фауста. Но его «худощавый» голос был менее чем приятным, особенно в условиях стресса, и у него были грозные соперники в лице Дэвиса Николай Гедда и непринуждённом Пласидо Доминго Баренбойма. Самым впечатляющим из солистов Солти был Хосе ван Дам в роли Сатаны. Хотя его артикуляция была хуже, чем у Жюля Бастена для Дэвиса, у него был идеальный тембр для этой роли и он пел лучше, чем «натянутый» бельгийца или Баренбойма Дитрих Фишер-Диескау. Его Méphistophélès, властный или вкрадчивый, был убедительно убедителен. Хор Solti также был предпочтительнее своих конкурентов, значительно превосходя их. Он был «более точным в атаке, более ярким по тону, более артикулированным в его произношении, и он [характеризовал] крестьян, студентов, фоллетов и остальных с острым чутьем на соответствующий тембр». Однако Чикагский симфонический оркестр Шолти, хотя и не уступал Лондонскому симфоническому оркестру Дэвиса или Парижскому оркестру Баренбойма, явно не лучше их.
Три дирижера собственный вклад в их альбомы тоже было сложно оценить. Чтение Шолти было «откровенно оперным». Он торжествовал в воображении «пустой славы и... угрозы войны» в «Венгерском марше» и «лихорадки наиболее энергичных пассажей» в целом, и он был на одном уровне с Дэвисом в его ядовитом зловещем «Вызывании»., в травме романа Маргариты и в его «заботе о своеобразном тембре, который Берлиоз [извлеченный] из своей меди и ветра». В чем Дэвис преуспел с его особым пониманием музыкальной личности Берлиоза, так это в «юношеской, спортивной силе его ритмов» и в его оценке «электризирующей оригинальности концепции Берлиоза». Баренбойм соответствовал Дэвису в том чувстве тоски, которое он вызвал в начале второго акта, но, как и Шолти, был виноват в неразумных темпах.
Что касается инженерии, то случай для альбома Шолти был неотразимым.. «Задрани люки, - писал Блит, - отправь своих соседей в отпуск, а затем возьми эту новую версию Damnation, чтобы устроить вечер вашему Hi-Fi. Это запись поразительного диапазона и глубины». Пока он не услышал диски Солти, он никогда бы не подумал, что запись произведения может дать слушателям такое ошеломляющее ощущение, что они будут ощущать музыку Берлиоза, сидя в партере оркестра. В общем, коллективная сила солистов Дэвиса дала его альбому небольшое преимущество над интерпретацией Солти, но «чистое воздействие», «непосредственность и присутствие» развлекательной и вдохновляющей версии Солти были такими, что некоторые слушатели предпочли бы ее.
Картина Иоганна Генриха Вильгельма Тишбейна с изображением Гете во время его турне по ИталииДжон Роквелл сделал обзор альбома на LP в The New York Times 27 июня 1982 года. Фредерика фон Штаде, как он писал, была «сердцем» -маркинг "Маргарита. Голос Кеннета Ригеля иногда звучал неудобно, и его имя не привлекало коллекционеров так, как Николая Гедда или Пласидо Доминго. Но его «Фауст» должен был быть «спектаклем его жизни до сих пор - прямым, пылким, умным». Хосе ван Дам был «леденящим кровь богоподобным Мефистофелем». И хор, и оркестр были великолепны. Дирижерство Георга Шолти часто обвиняли в нескольких проступках - пренебрежении мелочами, неадекватном понимании архитектуры самых сложных произведений и некоторой степени анонимности. Но в данном случае ему нечего было бояться сравнений с Колином Дэвисом или Даниэлем Баренбоймом. Его обработка «тонких, эльфийских» частей Берлиоза была «замечательной», и он вложил в самые захватывающие отрывки альбома тевтонскую серьезность, подходящую для музыки, вдохновленной Гете. Качество звука Decca было великолепным.
J. Б. Стейн рецензировал альбом на LP в Gramophone в июле 1982 года. «Боюсь, что еще раз, - писал он, - я был глух к недостаткам Фредерики фон Штаде: частному, тревожному тону Баллады. и трагическая зрелость романа казалась мне очень красивой ». Кеннет Ригель был «очень встревоженным» Фаустом, чей голос не испугался проблем, связанных с возвышенной тесситурой роли, даже несмотря на то, что ее тон не обладал неотъемлемой красотой Пласидо Доминго. «Мефистофель» Хосе ван Дама тоже был великолепен, и Чикагский симфонический оркестр играл «просто великолепно». Дирижирование Георга Шолти было одинаково победоносным во всех эпизодах повествования Берлиоза. Эмоциональные отрывки были наделены «устойчивой глубиной переживания», торжественные моменты - глубиной, с которой редко можно было соперничать, а захватывающие сцены - «остротой ритма» и «удивительно напряженной жизненной силой». Альбом в целом был «огромным источником энергии».
Эрик Зальцман сделал рецензию на альбом на LP в Stereo Review в декабре 1982 года. Фредерика фон Штаде, по его словам, была «очень подавленной». в "Le roi de Thulé", но оживилась в ее последующем дуэте и романсе. Вокальные ограничения Кеннета Ригеля стало невозможно не заметить в один или два особенно сложных момента, но его портрет Фауста был «музыкальным и страстным и [достигшим] настоящей героико-трагической позицией». Хосе ван Дам был лучшим из солистов, исполнив прямолинейного Мефистофеля, который, как ни странно, сочувствовал ему. Все трое певцов плохо владели дикцией, вместо точного французского произносили «мучнистое бормотание». Но в целом альбом все же был не хуже даже лучших из своих предшественников. «Он потрескивает! Он намекает!... Он вспыхивает цветом и эмоциями.... У него озноб. Трепет. Ты будешь смеяться. Ты будешь плакать. Что за история!... Какая красота!... Что Музыка !! И он радовался "ослепительной, полноцветной цифровой записи, которая [улавливала] каждый трепет и холод до совершенства".
Часть фасада мавританского возрождения в Чикагском храмеДжеффри Хорн, эксперт по высокому качеству воспроизведения. Аудио, рецензировал альбом в Gramophone в апреле 1984 года. Коллекционеры пластинок ожидали исключительного качества звука от альбомов, записанных в Чикагском храме в Медине, писал он, и «Проклятие Фауста» Георга Шолти их не разочарует. Чикагский симфонический хор в частности, были записаны с точностью, которой можно было поразиться. Прослушивание альбома было очень похоже на работу в концертном зале. Альбомная версия Hungarian March, несомненно, будет использоваться в качестве демонстрационного трека розничными торговцами, желающими показать своим клиентам, что такое цифровая запись технология была способна на это.
Специалист по Берлиозу Джон Варрак в марте 1990 года рассмотрел альбом на компакт-диске в граммофоне, сравнив его с другими версиями, написанными Колином Дэвисом и сэром Джоном Элиотом Гардинером. «Маргарита» Фредерики фон Штаде, по его мнению, «немного оперный» по сравнению с Джозефин Визи Дэвиса. Кеннет Ригель был даже на расстоянии не менее досягаемости от Николая Гедды Дэвиса в роли Фауста. Однако Хосе ван Дам Георга Шолти был лучшим Мефистофелем, чем Жюль Бастен Дэвиса. Дирижирование Шолти было стимулирующим - он сделал «Венгерский марш» «навязчиво волнующим опытом», - но цена его множества острых ощущений заключалась в том, что «чудесное разнообразие настроения, темпа и цвета партитуры» не было исполнено так, как должно было быть.
Альбом был оценен Stereo Review как одна из лучших записей за месяц выпуска. Он был номинирован на премию Грэмми как лучший классический альбом 1982 года.
Гектор Берлиоз (1803-1869)
Проклятие. де Фауст (Париж, 1846), с текстом Берлиоза Алмира Гандоньера и Жерара де Нерваля, по Иоганну Вольфгангу фон Гете
Часть первая: Венгерские равнины
Сцена 1
Сцена 2
Сцена 3
Часть вторая: Северная Германия
Сцена 4
Сцена 5
Сцена 6
Сцена 7
Сцена 8
Часть третья: Комната Маргариты
Сцена 9
Сцена 10
Сцена 11
Сцена 12
Сцена 13
Сцена 14
Часть четвертая: Северная Германия, бездна и небеса Сцена 15
Сцена 16
Сцена 17
Сцена 18
Сцена 19
Сцена 20
В 1982 году Decca и Лондон выпустили альбом как тройной LP с буклетом текстов, переводов и примечаний (каталожные номера D259D3 в Европе и LDR 73007 в США). Decca также выпустила альбом на кассете (каталожный номер Decca K259K32).
В 1984 году Decca и Лондон выпустили отрывки из альбома на компакт-диске (каталожный номер Decca и London 410 181 2) с буклетом из 36 страниц. тексты и переводы. В 1986 году Decca и London выпустили весь альбом на компакт-диске (каталожный номер Decca and London 414 680 2) со 100-страничным буклетом, содержащим тексты, переводы и заметки Хью Макдональда. В 1996 году Лондон выпустил альбом на компакт-диске в Японии (каталожный номер London POCL 4123-4). В 1997 году Decca выпустила альбом на компакт-диске во Франции на своем лейбле Opéra Rouge (каталожный номер Decca 455 826 2).