Йоханнес Мартини (ок. 1440 - конец 1497 или начало 1498) был франко-фламандским композитором эпохи Возрождения.
Он родился в Брабанте около 1440 года, но информации о его ранних этапах жизни скудно. Вероятно, он получил свое раннее образование во Фландрии, как и большинство композиторов его поколения. Незадолго до 1473 года он стал ассоциироваться с герцогской капеллой в Ферраре, Италия, где Эрколе I д'Эсте пытался построить музыкальное заведение со стороны некоторые из других аристократических центров Италии.
Он был членом знаменитой Миланской часовни семьи Сфорца в июле 1474 года вместе с Лойсет Компер, Гаспаром. ван Вербеке и некоторые другие композиторы из Северной Европы, которые были частью первой волны франко-фламандского влияния в Италии. В ноябре он вернулся в Феррару. Что побудило его уехать и вернуться, неизвестно, но, поскольку миланская часовня была тогда самой известной в Европе, возможно, он отправился исследовать конкуренцию на своего работодателя, а также улучшить свое пение и композиционные навыки. Однако он должен был вернуться в Милан, поскольку он числится вместе с Жаном Жапаром, Колине де Ланнуа и Компером, чтобы получить безопасный пропуск для выезда из Милана 6 февраля 1477 года. после убийства в 1476 году герцога Галеаццо Мария Сфорца.
Мартини был хорошо вознагражден своим работодателем, получая не только необычайно высокую зарплату за свое положение в часовне, но и свой собственный дом в Ферраре.
В 1486 году он отправился в Венгрию в составе группы из Феррары, участвовавшей в установке д'Эсте в качестве архиепископа из Эстергома, а в 1487 и 1488 годах он совершил две отдельные поездки в Рим, чтобы договориться о бенефисах, данных ему герцогом Эрколе.
Мартини написал мессы, мотеты, псалмы, гимны и некоторые светские песни, в том числе шансоны. Его стиль консервативен, иногда он отсылает к музыке бургундской школы, особенно в массах. Некоторое стилистическое сходство с Obrecht предполагает, что эти двое могли знать друг друга или, по крайней мере, Мартини мог видеть музыку Обрехта. Обрехт был гостем в Ферраре в 1487 году, и его музыка, как известно, распространялась в Италии в начале 1480-х годов.
Некоторые из самых ранних примеров перефразирования массы принадлежат Мартини. Его Missa domenicalis и Missa ferialis, которые были ориентировочно датированы не ранее 1470-ми годами, используют технику перефразирования в тенорном голосе - обычном голосе для передачи cantus firmus - но также включают тот же мелодический материал в другие голоса в начале точек имитации. Техника перефразирования должна была стать одним из преобладающих методов массовой композиции в начале 16 века.
В дополнение к его в основном консервативному выводу масс, он является первым композитором, который, как известно, установил псалмы для пения двух хоров. антифонно. Этот стиль, прославившийся в Венеции под руководством Адриана Уилларта семьдесят лет спустя, кажется, не имел тогда никакого влияния: тем не менее, это было поразительное нововведение.
Его светская музыка написана на французском и итальянском.