Церковь Иисуса (Берлин-Каульсдорф)

редактировать

Церковь Иисуса
Dorfkirche Kaulsdorf 05.jpg Вид с юга - со шпилем, восстановленным в 1999 году после разрушения во время войны в 1945 году
Религия
Принадлежность Объединенный Протестант, первоначально католик, с 1539 по лютеранский, с XIX века евангелический протестант.
ОкругШпренгель Берлин (регион), Кирхенкрайс Лихтенберг-Оберспре (благочиние)
ПровинцияЕвангелическая церковь Берлина-Бранденбурга-Силезии Верхняя Лужица
Год освящениянеизвестно
Местоположение
МестоположениеКаулсдорф, район Берлина
Географические координаты 52 ° 30′30 ″ N 13 ° 34′51 ″ E / 52,508218 ° N 13,580883 ° E / 52,508218; 13,580883 Координаты : 52 ° 30′30 ″ N 13 ° 34′51 ″ E / 52,508218 ° N 13,580883 ° E / 52,508218; 13.580883
Архитектура
Стиль Романский, более поздние расширения и ремонт
Завершено14 и 15 века
Материалы маленькие валуны, покрытая штукатуркой и кирпичом
Веб-сайт
Конгрегация Каулсдорф (на немецком языке)

Церковь Иисуса (Каулсдорф) (немецкий язык: Jesuskirche, в просторечии также Dorfkirche, деревенская церковь) - церковь Евангелическая Конгрегация Берлин-Каульсдорф, член сегодняшней протестантской зонтичной организации Евангелическая церковь Берлина-Бранденбурга-Силезии Верхняя Лужица (под этим названием с 2004 года). Здание церкви находится в Берлине, р-н Марцан-Хеллерсдорф, в местности Каулсдорф. Церковь была названа в честь Иисуса из Назарета. Приход общины включает территорию исторической деревни Каулсдорф, которая была включена в состав Берлина прусским Законом о Большом Берлине в 1920 году.

Содержание
  • 1 Как Римско-католический храм (до 1539 г.)
  • 2 Как лютеранское место отправления культа (с 1539 г.)
  • 3 Как место поклонения Прусского Союза (после 1817 г.)
  • 4 Под властью нацистов
  • 5 После войны
  • 6 Обстановка
  • 7 Достойные внимания прихожане
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки
Как римо-католическое место поклонения (до 1539 г.)

Каулсдорф (затем Колсторп в Бранденбургском электорате ) раньше был деревней земледельцев, и их взносы в первую очередь выплачивались братству Братьев Каланд в Бернау в Берлине, что задокументировано в донесении маркграфа Людовика I Бранденбургского от 1347 года, что представляет собой старейшее сохранившееся упоминание о Каульсдорфе. Церковь расположена посреди села грин, в церковном дворе, окруженном стеной из валунов. Церковь восходит к 14 веку; его апсида в романском стиле может быть сохранена от предыдущего здания (13 век). ориентированный неф построен из небольших валунов, облицованных гипсом. В 1412 г. приобрел поместное старшинство над частями Каульсдорфа. Таким образом, Правитель Собора Святого Петра имел ius patronatus над церковью и приходом в Каульсдорфе. Князь-курфюрст Иоахим II Гектор хотел увеличить число канонов в берлинской коллегиальной церкви Богоматери, Святого Креста, церкви св. Петр, Павел, Эразм и Николай. Поэтому он передислоцировал несколько церковных поместий, и таким образом в 1536 году Каулсдорф стал поместьем, принадлежащим каноническому закону Колледжу этой коллегиальной церкви, чтобы обеспечить доходы для трех дополнительных пребендари. Также ius patronatus был передан коллегиальной церкви.

Как лютеранское место поклонения (с 1539 г.)

В 1539 г. курфюрст Иоахим II Гектор перешел из католицизма в лютеранство, как раньше многие из его подданных сделанный. Таким образом, церковь Каулсдорфа стала лютеранской, как и большинство избирательных субъектов и все церкви в Бранденбургском электорате. Церковь Каулсдорфа теперь обслуживалась пасторами соседней деревни Бисдорф.

В 1608 году курфюрст Иоанн Сигизмунд преобразовал коллегиальную церковь в Высшую приходскую церковь Берлина, которая стала кальвинистской церковью в 1613 году, когда Иоанн Сигизмунд признал свое более раннее обращение из лютеранства в кальвинизм. Теперь кальвинистское духовенство стало покровителями лютеранской общины в Каулсдорфе, так как Иоанн Сигизмунд отказался от царской привилегии и потребовал обращения своих подданных (Cuius regio, eius Religio ). В ходе Тридцатилетней войны (1618–1648) шведские лютеранские войска под командованием Густава II Адольфа и католическая имперская армия под командованием Валленштейна разорили и разграбили Каульсдорф и его жители в 1638 году. Выжившие покинули опустошенное село, оставив церковь без прихожан. После успешного заселения деревни до 1652 года курфюрстами, церковная жизнь возродилась.

В 1715 году церковь отремонтировали и переделали. Неф был удлинен к востоку, окна изменили свою форму. Новый, более длинный неф получил плоский потолок над круглым выступом, на котором стояли бюсты ангелов (нем. Engelsflüchte (n)). С южной стороны к зданию была пристроена часовня, в которой сейчас находится система отопления.

Как храм Прусского Союза (после 1817 г.)

В 1817 г. под эгидой короля Фридрих Вильгельм III Прусский, лютеранская община Каулсдорфа, как и большинство прусских протестантских общин, присоединилась к общей зонтичной организации, которая тогда называлась Евангелической церковью в Пруссии (под этим названием с 1821 года), каждая община сохраняет свою прежнюю деноминацию или принимает новую объединенную деноминацию (Прусский Союз (Евангелическая христианская церковь) ). Каульсдорфская церковь, все еще подчиняющаяся ius patronatus Верховной приходской и коллегиальной церкви, придворной церкви короля, скорее всего, вскоре вступит в Прусский союз.

В 1874 году новая церковная конституция (Kirchenordnung ) Евангелической церкви предусматривала для всех приходов избрание пресвитеров и синодалов, таким образом создавая приходы как общины со статусом юридического лица. Однако здание церкви, включая расходы на его содержание, оставалось под ius patronatus, что позволяло покровителю, тогдашнему пресвитерию Высшей приходской и коллегиальной церкви (нем. Domkirchenkollegium), назначать пасторов в Каульсдорфе. В 1875 году фахверковая башня церкви уступила место новой пристройке из кирпичной кладки, прикрепленной к западу от церкви, включая башню церкви на квадратном плане. Конгрегация испытала резкий приток новых прихожан, переехавших в период урбанизации после 1900 года. В мае 1926 года Нацистская партия (НСДАП) основала местную группу (Ortsgruppe) в Каулсдорфе, которая стала первым пригородом города. Берлин, где партия могла основаться. Местная группа, в том числе во главе с Вильгельмом Кубе и Куртом Далуэге, стала ядром для большинства других местных групп в восточном пригороде Берлина.

При нацистском правлении

После преждевременного переизбрания пресвитеров и синодалов 23 июля 1933 года, которое Адольф Гитлер произвольно наложил на все протестантские церковные органы в Германии (см. Евангелическая церковь Старопрусского Союза ) нацистское партизанское протестантское так называемое Движение веры немецких христиан, основанное Кубе среди других, получило большинство в пресвитерия Конгрегации Каулсдорф, как и в большинстве конгрегаций Евангелической церкви Старопрусского Союза. С новым большинством на всех уровнях церковной организации немецкие христиане систематически пытались подчинить любую неподдельную форму протестантизма путем увольнения служащих церкви, придерживающихся другого мнения, блокирования церковной собственности для не нацистских протестантских групп и запрещения сборов для других целей, кроме официально утвержденные.

2 февраля 1934 г. пресвитерия Высшей приходской и коллегиальной церкви назначила реформированного Генриха Грюбера новым пастором общины Каулсдорф., так как эта церковь по-прежнему находилась под покровительством Каульсдорфской церкви. Грюбер, до того пастор диаконического фонда Stephanus-Stiftung Waldhof в Templin и известный как член нацистов, выступающих против Чрезвычайного пакта пасторов (нем. Pfarrernotbund), был категорически отвергнут немцами. Пресвитерия Каульсдорфа, в которой преобладают христиане. Но марш церковной провинции Бранденбурга консистория (компетентная бюрократия в старой прусской церкви) настаивал на его назначении по решению пресвитерии Верховного прихода и коллегиальной церкви. Офис пастора включал в себя функцию главы пресвитерии. Таким образом, конфликты были неизбежны. Немецкие христианские пресвитеры постоянно осуждали Грюбера в церковной бюрократии за критику Людвига Мюллера, тогдашнего старопрусского государственного епископа (нем. Landesbischof), а лидер местной группы нацистской партии осудил его в гестапо., за критику нацистских законов о стерилизации (см. Нацистская евгеника ) и за милосердие и сочувствие к евреям.

До назначения Грюбера несколько прихожан в Каульсдорфе выступали против нацистского вмешательства и фальсификация протестантизма не организовывалась как группа. Теперь Грюбер основал конгрегацию Исповедующей церкви в церкви Иисуса. Поскольку официально назначенный пастор Грюбер проводил регулярные службы в церкви Иисуса, проповедуя против культа личности Гитлера, вооружения Германии и антисемитизма.

Однако другие события, такие как поскольку сбор денег для целей Исповедующей церкви, собрания ее приверженцев или выборы их братского совета, параллельно с пресвитерией в Германии, где преобладают христиане, были запрещены в качестве мероприятий, открытых для публики, но допускались только члены с карточками. Грюбер имел так называемую Красную Карточку № 4, выданную 22 декабря 1934 г. исповедующей общиной Каульсдорфа. Информация о назначении Грюбера распространилась среди приверженцев Исповедующей церкви в соседних общинах, входящих в состав компетентного благочиния Berlin Land I, таких как Аренсфельде, Бисдорф, Блумберг, Фредерсдорф, Фридрихсфельде, Хайнерсдорф, Хоэншёнхаузен, Карлсхорст, Кляйнхорст. Шёнебек, Лихтенберг, Мальсдорф, Марцан, Нойенхаген, Петерсхаген или Вайсензее в основном без поддержки местного пастора. Они начали ездить на воскресные службы в Церковь Иисуса. Грюбер призывал их основывать свои собственные исповедующие общины и присутствовал, например, на официальном основании исповедующей общины Фридрихсфельде 1 февраля 1935 года. Грюбер председательствовал на Исповедническом синоде благочиния Берлинской земли I, состоящем из исповедующих синодалов соответствующих конгрегаций 3 февраля. Март 1935 г. Признанные прихожане в общине Каульсдорфа стали большой поддержкой для Грюбера. Он также обеспечил исповедующихся пасторов, которые будут действовать вместо него, если он не сможет сам проводить служение. В августе 1935 года вместо него проповедовал его коллега пастор Нойман из Кёпеник, критикуя антисемитскую политику немецкого правительства, за что пресвитерия осудила его.

Ремилитаризация Рейнской области в 1936 году Гитлер неконституционно и произвольно постановил переизбрать нацистскую марионетку Рейхстаг на 29 марта, что было Вербное воскресенье, традиционный день Протестантские общины праздновали конфирмации конфиркантов, которые достигли духовной зрелости. Сговорчивый Вильгельм Зеллнер, возглавлявший протестантские церковные органы в Германии (1935–1937), расценил это как недружественный акт против протестантизма, но, тем не менее, повиновался и попытался отложить подтверждение, попросив отгула для подтверждения и от обязательного Работники сельскохозяйственного сезона Deutsche Arbeitsfront (DAF) начинаются в следующий понедельник. DAF отказался.

Второй предварительный исполнитель (нем. Zweite Vorläufige Kirchenleitung) Исповедующей немецкой евангелической церкви придерживался мнения, что подтверждения не следует откладывать. Поскольку отцам, являющимся государственными служащими и / или носившими карточки нацистских партизан, было приказано организовать и провести голосование в качестве судей по выборам и с родственниками, путешествующими по всей Германии для участия в утверждении своих родственников или крестников, Нацисты опасались низкой явки на выборах. Это сделало подтверждение традиционной даты политическим вопросом. Таким образом, лишь немногие пасторы в конце концов не пошли на компромисс, но Грюбер был одним из немногих (например, один из 13 в Берлине), кто проводил конфирмацию как обычно, хотя нацистское правительство объявило, что это не останется без последствий. Немецкие христианские пресвитеры снова осудили Грюбера за его противоположную позицию на марше провинциальной консистории Бранденбурга и гестапо. Лидер местной партии НСДАП (Ortsgruppenleiter) пригрозил отправить Грубера в концлагерь. В 1936 году берлинская община голландских кальвинистов эмигрантов избрала Грюбера своим пастором, которым он оставался до своего ареста в 1940 году.

Основной нацистский антисемитизм рассматривал еврейство как группу людей, связанных тесные, так называемые генетические (кровные) связи, образующие единое целое, к которому невозможно присоединиться или отделиться. Было заявлено, что влияние евреев пагубно сказывается на Германии, чтобы оправдать дискриминацию и преследования евреев. Чтобы избавиться от этого, нужно было доказать свою принадлежность к группе так называемой арийской расы. Парадоксально, что генетические тесты или внешние расовые особенности никогда не определяли принадлежность человека, хотя нацисты много болтали о физиономии, но решали только записи религиозной принадлежности бабушки и дедушки. Однако, хотя раньше дедушки и бабушки по-прежнему могли выбирать свою религию, их внуки в нацистскую эпоху в обязательном порядке относились к категории евреев, если по крайней мере трое из четырех дедушек и бабушек были членами еврейской общины. Эта нацистская категоризация евреев, конечно же, включала в себя в основном евреев еврейского происхождения, но также и многих неевреев еврейского происхождения, таких как католики, нерелигиозные и протестанты, у которых, как известно, были бабушки и дедушки, принадлежащие - согласно записям - в еврейскую общину. В то время как еврейские общины в Германии пытались - хотя им и не разрешалось - помогать своим преследуемым членам, протестантские церковные органы не помогали своим прихожанам, которые были классифицированы как евреи (согласно Нюрнбергским законам ), и несколько меньше преследуемый Мишлинге частично еврейского происхождения.

31 января 1936 года в Лондоне была основана Международная церковная комиссия по оказанию помощи немецким беженцам, но ее немецкий аналог так и не появился. Итак, епископ Джордж Белл заставил свою невестку Лору Ливингстон руководить офисом международной комиссии по оказанию помощи в Берлине. Неудача Исповедующей церкви была очевидна, хотя 70–80% немцев-христиан еврейского происхождения были протестантами.

Именно Грюбер и некоторые энтузиасты начали новое усилие в 1936 году. Они вынудили Исповедующую церковь рука, которая в 1938 году поддержала новую организацию, названную Бюро гестапо Grüber (нем. : Büro Grüber ), но после ее официального признания Центр помощи евангельским неарийцам.

В ночь на 9 ноября 1938 года нацистское правительство организовало ноябрьский погром, который часто называют Хрустальной ночью. Хорошо организованные нацистские отряды убили несколько сотен, а 1200 евреев-берлинцев были депортированы в концлагерь Заксенхаузен. Многие мужчины скрылись из-за ареста, а также появились в доме Грюбера в приходском доме церкви Иисуса. Он организовал их укрытие в коттеджах в дельных клубах своего прихода.

Нацисты отпускали арестованных сокамерников только в том случае, если они немедленно эмигрировали. Таким образом, получение визы стало основной целью и проблемой бюро Грюбера. Грюберу разрешили несколько раз поехать в Нидерланды и Великобританию, чтобы убедить местные власти выдать визы тем, кто преследуется в Германии. Таким образом, Грюбер почти не находил времени, чтобы служить в своем нынешнем офисе пастора в Каульсдорфе.

С сентября 1939 года Бюро Грюбера перешло под наблюдение Адольфа Эйхмана. Эйхман спросил Грюбера на собрании по поводу еврейской эмиграции, почему Грюбер, не имея еврейской семьи и не имея возможности получить какую-либо благодарность, помогает евреям. Грюбер ответил, потому что Добрый Самаритянин сделал это, и мой Господь сказал мне сделать это.

К осени 1939 года нависла новая степень преследования. Нацистские власти начали депортировать австрийцев-евреев и австрийцев-неевреев еврейского происхождения в оккупированную Польшу. 13 февраля 1940 года та же участь постигла 1200 евреев-немцев и немцев-неевреев еврейского происхождения из Штеттина, которые были депортированы в Люблин. Грюбер узнал об этом от вермахта, командующего Люблином, а затем выразил протест всем вышестоящим начальникам, вплоть до тогдашнего прусского министра-президента Германа Геринга, который на время запретил дальнейшие депортации из Пруссии. быть. Гестапо предупредило Грюбера никогда больше не оказывать поддержку депортированным. Депортированным не разрешили вернуться.

22–23 октября 1940 года 6500 евреев-немцев и немцев-неевреев еврейского происхождения из Бадена и Пфальца были депортированы в Гурс, оккупировали Францию ​​. Теперь Грюбер получил паспорт с помощью Дитриха Бонхёффера зятя Ганса фон Донаньи из Абвера, чтобы навестить депортированных в ГУРС (концлагерь). Но перед тем, как покинуть гестапо, 19 декабря арестовал Грюбера и через два дня депортировал его в концлагерь Заксенхаузен, а в 1941 году в концлагерь Дахау, где он стал заключенным № 27832. На 18 декабря 1942 года жена Грюбера Маргарет, все еще живущие в доме приходского священника общины Каульсдорф, сумели получить разрешение посетителя, чтобы поговорить с ним в течение 30 минут в Дахау в сопровождении их старшего сына Ханса-Рольфа, утверждая, что он, будучи мужем и, следовательно, согласно искаженным нацистским В соответствии с представлениями о семейных ценностях сторона, принимающая решения в семье, должна будет решать важные финансовые вопросы, о которых он должен будет проинструктировать оставшегося старшего, хотя и несовершеннолетнего, члена семьи мужского пола. Грюбер пережил Дахау и установил хорошие отношения со многими другими заключенными, в том числе коммунистами. Он был освобожден из Дахау своей жене Маргарет, урожденной Витс, и их трем детям Ингеборг, Ханс-Рольф и Эрнст-Хартмут в Каульсдорфе 23 июня 1943 года, после того как он подписал соглашение о прекращении помощи преследуемым.

Затем Грюбер возобновил свою работу в качестве пастора Каульсдорфа и Исповедующей церкви в благочинии Берлинской земли I. Он сообщил в исповедующих общинах благочиния правду в концентрационных лагерях, таких как Дахау и Заксенхаузен. Церковь пережила Вторую мировую войну практически целой, но в конце войны шпиль был сбит артиллерийским огнем. 22 апреля 1945 г. во время вторжения Красной Армии в окрестности Каулсдорфа Грюбер собрал нескольких неустрашимых Каулсдорферов, чтобы следовать за ним с белыми флагами и маршировать в направлении советских солдат, чтобы избежать дальнейшего кровопролития.

После войны
Орган

В массовых изнасилованиях девушек и женщин советскими солдатами в последующие недели и месяцы Грюбер организовал, чтобы спрятать девушек и женщин. В 1945 году Каульсдорф оказался частью советского Восточного сектора Берлина.

Грюбер вновь открыл свое бюро, теперь обслуживая выживших, возвращающихся из концлагерей. Ф.К. Отто Дибелиус, который принял на себя послевоенное руководство церковной провинцией Бранденбург в рамках старой прусской церкви, назначил Грюбера одним из противостоящих нацистов пасторов для создания новых руководящих органов. Благодаря своим контактам из Дахау с коммунистами он мог - по крайней мере до некоторой степени - смягчить многие из постоянно усиливающихся антиклерикальных мер коммунистического режима, который должен был установиться на Востоке, пока коммунистические правители Германской Демократической Республики (ГДР) окончательно отказалась от него в мае 1958 года.

Алтарь

18 мая 1945 года временный городской совет Берлина, недавно созданный советскими оккупационными властями, назначил Грюбера советником по церковным делам. Это принесло ему двуязычный российско-немецкий сертификат, выданный 21 мая, чтобы избавить его от обычного грабежа велосипедов советскими солдатами, чтобы он мог перемещаться по городу с разрушенной транспортной системой, и освободило его от комендантского часа, действующего на Немцы, выпущены 9 июля. 15 июля 1945 года Дибелиус назначил Грюбера проректором церкви Святой Марии и Св. Николая в Берлине и облекла его 8 августа на церемонии в Св. Церковь Святой Марии, только частично очищенная от завалов. Таким образом его время в качестве пастора в Каульсдорфе закончилось. В 1946 году община заказала сооружение простой шатровой крыши, закрывающей пень башни. Организация Грюбера по оказанию помощи выжившим, называемая сегодня, нашла новое помещение в районе Западного Берлина Целендорф, поэтому Грюберы переехали туда в 1949 году.

С 1947 года община была членом общины. Евангелической церкви в Берлине-Бранденбурге. В 1999 году шпиль был реконструирован по оригинальному проекту. Сегодня в башне дома расположен небольшой музей.

Обстановка

Квадратная ризница, сооружение, отходящее от северного фасада церкви, содержит крест- ребристый сводчатый потолок с 15-го века. век. Внутри нефа находится барочная деревянная кафедра 1690 года с декоративным потолком кафедры. ретабль, созданный в 1656 году и отреставрированный в 1958 году, структурирован колоннами и бугристыми орнаментами (немецкий : Knorpelwerk ) по краям (Wangen) и окружающим портретом медальоны, на которых изображены Моисей и Иоанн Креститель.

Крестильная купель

Крестильная купель 1695 года состоит из чаши из песчаника, которую несет путто статуя. Прихожане до сих пор владеют одним из редких средневековых дубовых сундуков (начало 15 века), в котором когда-то хранились его драгоценные вещи.

Достойные внимания прихожане
Примечания
Ссылки
  • Дитер Винклер, Каульсдорф, aus seiner Geschichte, Bezirkschronik Berlin-Hellersdorf и Heimatverein Hellersdorf, Kaulsdorf, Mahlsdorf eV (ред.), Берлин: Kiekbusch, 1992, (Hellersdorfer Heimatbriefe; № 1). Нет ISBN
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-24 09:00:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте