Культ личности

редактировать
Идолизация лидера Советский плакат с изображением Сталина, Советский Азербайджан, 1938

A культ личности, или культ лидера, возникает, когда режим страны или, реже, отдельного человека, использует приемы СМИ, пропаганда, большая ложь, спектакль, искусство, патриотизм, и организованные правительством демонстрации и митинги с целью создания идеализированный, героический и достойный поклонения образ лидера, часто выражающийся в беспрекословной лести и похвале. Культ личности подобен апофеозу, за исключением того, что он устанавливается современными методами социальной инженерии, обычно государством или партией в однопартийных государствах и государства с доминирующей партией. Его часто можно увидеть в тоталитарных или авторитарных странах.

Этот термин стал широко известен в 1956 году в секретной речи Никиты Хрущева О культе личности и его последствиях, произнесенной в последний день 20-й съезд Коммунистической партии Советского Союза. В своей речи Хрущев, который был первым секретарем Коммунистической партии - по сути, лидером страны, - подверг критике ликование и идеализацию Иосифа Сталина и, косвенно, его современник-коммунист Мао Цзэдун, как противоречащий марксистской доктрине. Позднее речь была обнародована и была частью процесса «десталинизации » в Советском Союзе.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Характеристики
  • 3 Роль СМИ
  • 4 Цель
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Предпосылки

Август из Прима Порта, I век н.э.

Имперский культ Древнего Рима отождествлял императоров и некоторых членов их семей с санкционированной Богом властью (auctoritas ) Римского государства. На протяжении всей истории монархи и другие главы государств часто пользовались огромным почтением и вменялись сверхчеловеческими качествами. Согласно принципу божественного права королей, например, в средневековой Европе правители занимали свои должности по воле Бога. Древний Египет, Императорская Япония, Инки, Ацтеки, Тибет, Сиам (ныне Таиланд ) и Римская империя особенно известны тем, что они переопределяли монархов как «богов-королей».

Распространение демократических и светских идей в Европе и Северной Америке в XVIII и XIX веках затрудняло сохранение этой ауры монархам. Однако последующее развитие средств массовой информации, таких как радио, позволило политическим лидерам как никогда раньше проецировать позитивный имидж о себе в массы. Именно из-за этих обстоятельств в ХХ веке возникли самые громкие культы личности. Часто эти культы являются формой политической религии, и они могут иметь некоторые общие черты с другими видами культов, особенно когда они все еще формируются [необходима цитата].

Термин «культ личности», вероятно, появился в английском языке примерно в 1800–1850 годах, наряду с употреблением во французском и немецком языках. Вначале он не имел политической коннотации, а был тесно связан с романтическим «культом гения». Политическое употребление этой фразы впервые появилось в письме Карла Маркса немецкому политическому деятелю Вильгельму Блосу 10 ноября 1877 г.:

Никого из нас не волнует ни капли популярности. Приведу одно доказательство: таково было мое отвращение к культу личности [ориг. Personenkultus], что во времена Интернационала, когда меня преследовали многочисленные попытки [...] воздать мне публичную честь, я никогда не позволял ни одному из них войти в сферу публичности [...]

Характеристики

Статуя Хо Ши Мина перед зданием мэрии Хошимина (ранее известного как Сайгон) во Вьетнаме

Существуют разные мнения о том, что представляет собой культ личности в лидер. Историк Ян Плампер писал, что современные культы личности обладают пятью характеристиками, которые отличают их от «своих предшественников»: культы светские и «укоренены в народном суверенитете»; все их объекты - мужчины; они нацелены на все население, а не только на зажиточные или только на правящий класс; они используют СМИ; и они существуют там, где средства массовой информации можно контролировать в достаточной степени, чтобы воспрепятствовать внедрению «конкурирующих культов».

В своей статье 2013 года «Что такое характер и почему он действительно имеет значение», Томас А. Райт утверждает, "Феномен культа личности относится к идеализированному, даже богоподобному, публичному образу человека, сознательно сформированному и сформированному посредством постоянной пропаганды и освещения в СМИ. В результате человек может манипулировать другими, полностью опираясь на влияние публичной личности.... культ личностной перспективы фокусируется на зачастую поверхностных внешних образах, которые многие общественные деятели культивируют для создания идеализированного и героического образа ».

Адриан Теодор Попан определяет культ личности как« количественно преувеличенный и качественный » экстравагантная публичная демонстрация похвалы вождю ». Он также выделяет три причинных «необходимых, но недостаточных» структурных условия и цепочку событий, зависящих от пути, которые вместе ведут к формированию культа: особая комбинация патримониализма и клиентелизма, отсутствие инакомыслия и систематическая фальсификация, пронизывающая культуру общества ».

Роль средств массовой информации

Средства массовой информации сыграли важную роль в формировании культа личности национальных лидеров.

Томас А. Райт в 2013 году сообщил, что «Становится очевидным, что харизматический лидер, особенно в политике, все чаще становится продуктом СМИ и саморазоблачения». И, обращаясь к СМИ в Соединенных Штатах, Роберт Н. Белла добавляет: «Трудно определить, в какой степени СМИ отражают культ личности в американской политике и в какой степени они его создали. Несомненно, они это сделали. не создавали его в одиночку, но точно так же они внесли свой вклад в это. В любом случае, в американской политике доминируют личности политических лидеров, что редко встречается в современном мире... в персонализированной политике последних лет ' харизма лидера может быть почти полностью результатом воздействия средств массовой информации ».

Цель

Статуя Мао Цзэдуна в Китае

Часто один лидер становился связанных с этой революционной трансформацией, и к ним стали относиться как к доброжелательному «проводнику» нации, без которого трансформация к лучшему будущему не могла произойти. В основном это было оправданием культов личности, возникших в тоталитарных обществах, таких как культы Адольфа Гитлера, Иосифа Сталина и Мао Цзэдуна. Восхищение Мао Цзэдуном осталось широко распространенным в Китае. В декабре 2013 года опрос Global Times показал, что более 85% китайцев считают, что достижения Мао перевешивают его ошибки. Ян Плампер утверждает, что в то время как Наполеон III внес некоторые новшества, именно Бенито Муссолини в Италии в 1920-х годах создал модель диктатора как культовой фигуры, которой подражали Гитлер, Сталин и другие, используя пропагандистские возможности тоталитарного государства.

Пьер дю Буа утверждает, что культ Сталина был тщательно сконструирован, чтобы узаконить его правление. Было использовано много преднамеренных искажений и фальсификаций. Кремль отказал в доступе к архивным записям, которые могли раскрыть правду, а ключевые документы были уничтожены. Были изменены фотографии и изобретены документы. Люди, знавшие Сталина, были вынуждены предоставить «официальные» отчеты для удовлетворения идеологических требований культа, тем более что сам Сталин представил это в 1938 году в Кратком курсе истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), который стал официальной историей.

Историк Дэвид Л. Хоффманн утверждает: «Культ Сталина был центральным элементом сталинизма, и как таковой он был одним из наиболее характерные черты советской власти... Многие исследователи сталинизма называют культ неотъемлемой частью власти Сталина или свидетельством его мании величия ».

В Латинской Америке, Cas Мудде и Кристобаль Ровира Кальтвассер связывают «культ вождя» с концепцией каудильо, сильного лидера, «который обладает властью, независимой от постов и без каких-либо ограничений». Эти популисты силачи изображаются как «мужественные и потенциально агрессивные» и усиливают свой авторитет за счет культа личности. Мадде и Кальтвассер прослеживают связь с Хуаном Пероном из Аргентины.

В Соединенных Штатах Дональд Дж. Трамп считается культом -подобная фигура, приписываемая религиозной идеологической обработке и последовательной, удивительно эффективной пропагандистской кампании, которую ведут его союзники в Республиканской партии и СМИ.

См. Также

Ссылки

Примечания

Библиография

  • Плампер, Янв (2012) Культ Сталина: исследование в Алхимии Силы. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета ISBN 9780300169522

Дополнительная литература

  • Apor, Balázs; Behrends, Jan C.; Джонс, Полли; and Rees, E. A. (2004) ред. Культ лидера в коммунистических диктатурах: Сталин и Восточный блок. Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 1403934436.
  • Heller, Klaus and Plamper, Jan eds. (2004) Культы личности в сталинизме / Personenkulte im Stalinismus. Геттинген: VR Unipress. ISBN 3899711912.. 472 стр.
  • Коэн, Ив (2007). «Культ номер один в эпоху лидеров». Критика: Исследования в истории России и Евразии. 8 (3): 597–634. doi : 10.1353 / kri.2007.0032. Проверено 7 сентября 2018 г.
  • Гилл, Грэм (1984). «Культ личности, политическая культура и партийная структура». Исследования в области сравнительного коммунизма. 17 (2): 111–121.
  • Мелограни, Пьеро (1976). «Культ дуче в Италии Муссолини» (PDF). Журнал современной истории. 11 (4): 221–237. Проверено 7 сентября 2018 г.
  • Морган, Кевин (2017) Международный коммунизм и культ отдельных лидеров, трибунов и мучеников при Ленине и Сталине. Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 9781349953370
  • Палтиель, Джереми (1983). «Культ личности: некоторые сравнительные размышления о политической культуре при ленинских режимах». Исследования по сравнительному коммунизму ». 16 : 49–64.
  • Петроне, Карен (2004) «Культ личности» в издании Millar, J. R. Энциклопедия истории России, т.1, с. 348–350
  • поляк, Абель; Горак, Славомир (2015). «Сказка о двух президентах: культ личности и символическое государственное строительство в Туркменистане». Документы о национальностях. 43 (3): 457–478.
  • Ратленд, П. (2011) «Культ личности» i. Куриан, Г. Т. Эд, Энциклопедия политологии. Вашингтон. D.C.: CQ Press. v.1, p 365
  • Такер, Роберт К. (1979). «Возникновение культа личности Сталина» (PDF). Американский исторический обзор. 84 (2): 347–366. Проверено 7 сентября 2018 г.
  • Василев, Россен (2008) «Культ личности» в Дарти, W. A /, Jr. ed. Международная энциклопедия социальных наук.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-16 11:06:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте