Генрих Грюбер

редактировать
Немецкий реформатский теолог

.

Провост. Генрих Грюбер
Бронцекопф фон Генрих Грюбер 01.jpg Бюст на Генрих-Грюбер-Платц, Берлин
Родился(1891-06-24) 24 июня 1891. Штольберг, Пруссия, Германия
Умер29 ноября 1975 (1975-11-29) (в возрасте 84). Западный Берлин, Германия
ГражданствоНемецкое
Alma materБонн, Берлин и Утрехт
Профессиятеолог, пастор противник нацизма, лидер организаций помощи преследуемым нацистами и оставшимся в живых
Годы активной деятельности1920–1940 (затем заключен в тюрьму в Дахау ). 1943-1975
Супруг (ы)Маргарет Витс (1899-1986)
Дети3
РелигияРеформатская
ЦерковьЦерковь Старопрусской унии (до 1948 г.). Церковь в Берлине-Бранденбурге
Рукоположен1920
Служили конгрегацииБракель, Каульсдорф, Св. Марии в Берлине
ОфисыEKD - полномочные представители при кабинете ГДР (1949-1958). Проректор церкви Святой Марии, Берлин ( 1945-1961)
ТитулДрес. h.c.

Генрих Грюбер (немецкий: (Об этом звуке слушайте ); 24 июня 1891 г. - 29 ноября 1975 г.) был реформатским теологом, противником нацизма и пацифистом.

Содержание
  • 1 Жизнь
    • 1.1 До 1933 года
    • 1.2 Во время правления нацистов
    • 1.3 После Второй мировой войны
  • 2 Семья
  • 3 Почести и награды
  • 4 Примечания
  • 5 Источники
Жизнь

До 1933 года

Генрих Грюбер родился 24 июня 1891 года в Штольберге в прусской Рейнской провинции (ныне часть Северный Рейн-Вестфалия ). Его родителями были учитель Эрнст Грюбер и Альвине Грюбер, урожденная Клевен из Гульпен, жившие в протестантской диаспоре среди другого преимущественно католического населения.

После окончания в 1910 г. гимназии в Эшвайлер, Грюбер изучал философию, историю и теологию в Рейнском университете имени Фредерика Уильяма в Бонн и Берлинский университет имени Фредерика Вильяма между 1910 и 1913 годами. В Берлине он решил стать пастором. В 1913 и 1914 годах Грюбер получил стипендию Rijksuniversiteit Utrecht, прерванный его первым государственным экзаменом по теологии в начале 1914 года и первым религиозным назначением в [de ] в качестве викария. из евангелической церкви Старопрусского союза, протестантской церкви, объединяющей конгрегации лютеранского, реформатского и объединенного протестантского мировоззрения.

В 1915 году Грюбер был призван в армию и сражался в Первая мировая война до 1918 года. В начале 1918 года он начал образование в качестве военного капеллана, а в середине 1918 года он сдал второй государственный экзамен по теологии и был принят в проповедник семинария (Domkandidatenstift) при берлинской Высшей приходской и коллегиальной церкви. Его обучал придворный проповедник Бруно Деринг. В 1920 году он был назначен пастором в Берлине и начал свое первое служение в [de ], Дортмунд. В июне 1923 г. французские оккупационные силы вызвали изгнание Грюбера из их оккупированной Рурской области. Находясь в ссылке в Берлине, Грюбер участвовал в программе помощи Рейн-Рур (Rhein-Ruhr-Hilfe), собирая пожертвования для бедных, обнищавших в результате оккупации Рейнской области и Рурской области. После своего возвращения в ноябре 1923 года он возобновил свою пастырскую деятельность в Бракеле, перейдя в 1925 году на Düsselthaler Anstalten, диакональную благотворительную организацию внутренней миссии Внутренней миссии.

Между 1926 годом. а в 1933 году Грюбер возглавлял диаконскую благотворительную организацию Stephanus-Stiftung Waldhof, молодежный образовательный институт (Jugendbildungsanstalt) в Темплине. В 1927 году Грюбер параллельно создал церковную добровольную трудовую службу для безработных в Укермарке.

Во время нацистского правления

В июне 1933 года он ушел из трудовой службы после слияния нацистского правительства. различные добровольные трудовые службы в обязательный Reichsarbeitsdienst. Таким образом, вызвав подозрения нацистов, в августе того же года Грюбер был уволен с поста главы молодежной службы Вальдхофа. Уже тогда Грюбер присоединился к оппозиционному нацистам Чрезвычайному соглашению пасторов (нем. Pfarrernotbund).

2 февраля 1934 года пресвитерию (Domkirchenkollegium) Берлинской верховной приходской и коллегиальной церкви назначил реформатов Грюбера новым пастором конгрегации Каулсдорф, поскольку эта церковь имела ius patronatus, дав своему пресвитерию совет за Церковь Иисуса в Каульсдорфе. Пресвитерия Каульсдорфа, в которой доминировали немецкие христиане, категорически отвергала Грюбера как противника их Движения за веру. Но церковная провинциальная консистория Бранденбурга (компетентная бюрократия в рамках старой прусской церкви) настояла на его назначении по решению пресвитерии Верховного прихода и коллегиальной церкви. Должность старопрусского пастора включала в себя функцию главы пресвитерии Каульсдорфа. Таким образом, конфликты были неизбежны. Немец христианские пресвитеры Kaulsdorf постоянно обличал Gruber в церковной бюрократии за критику Людвиг Мюллер, тогда старый прусский региональный епископ (немецкий: Landesbischof ), а лидер нацистской партии локальной группы осудил его в гестапо за критику нацистских законов о стерилизации (см. нацистскую евгенику ) и за милосердие и сочувствие к евреям.

Вступив в должность, Грюбер построил организовал конгрегацию Исповедующей церкви в церкви Иисуса, собрав несколько прихожан, выступающих против нацистского вмешательства и фальсификации протестантизма, ранее неспособных объединиться в группу в Каулсдорфе. Поскольку официально назначенный пастор Грюбер проводил регулярные службы в церкви Иисуса, проповедуя против культа личности Гитлера, сокрушительного вооружения Германии и антисемитизма.

, однако, другие события, такие как Поскольку сбор денег для целей Исповедующей церкви, собрания ее сторонников или выборы их братского совета, параллельно с пресвитерией в Германии, где доминируют христиане, были запрещены в качестве мероприятий, открытых для публики, но только членам Церкви с карточками противников Исповедующей церкви были разрешены. Грюбер нес - из-за своего цвета так называемую - Красную карточку № 4, выданную 22 декабря 1934 г. конгрегацией Каульсдорфа.

Информация о назначении Грюбера распространилась среди приверженцев Исповедующей церкви в соседнем собрания, входящие в состав компетентного деканата Берлинской земли I, такие как [de ], [de ], Blumberg, Fredersdorf bei Berlin, [de ], [de ], Церковь Табор (Hohenschönhausen), [de ], [de ], [de ], [ de ], [de ], Neuenhagen bei Berlin, Petershagen bei Berlin или [de ] в основном без поддержки местного пастора. Они начали ездить на воскресные службы в Церковь Иисуса. Грюбер поощрял их основывать свои собственные исповеднические общины и посещал, например, формальное основание исповедующей общины Фридрихсфельде 1 февраля 1935 года.

Грюбер председательствовал на Исповедническом синоде благочиния Берлинской земли I, который состоял из исповедующих синодалов соответствующих конгрегаций 3 марта 1935 года и параллельно с официальным синодом деканата преобладают немецкие христиане. Исповедующиеся прихожане в общине Каульсдорфа стали для Грюбера большой поддержкой. Он также обеспечил исповедующихся пасторов, которые будут действовать вместо него, если он не сможет сам проводить служение. В августе 1935 года вместо него проповедовал его коллега пастор Нойман из Кёпеник, критикуя антисемитскую политику немецкого правительства, которая принесла ему осуждение пресвитерией Каульсдорфа.

По этому поводу ремилитаризации Рейнской области в 1936 году Адольф Гитлер неконституционно и произвольно издал указ о переизбрании нацистской марионетки Рейхстаг на 29 марта, что было Вербное воскресенье традиционный день протестантские общины отмечали конфирмации конфирландов, которые достигли духовной зрелости. Компромат [де ], возглавлявший протестантские региональные церковные органы в Германии (1935–1937), расценил это как недружественный акт против протестантизма, но, тем не менее, повиновался и попытался задержать подтверждения, запросить отпуск для подтверждения работника на обязательный сельскохозяйственный сезон Deutsche Arbeitsfront (DAF), который начнется в следующий понедельник. DAF отказался.

Второй предварительный церковный руководитель (нем. Zweite Vorläufige Kirchenleitung) Исповедующей немецкой евангелической церкви, параллельно с официальными органами, придерживался мнения, что подтверждения не следует откладывать. Поскольку отцы, являющиеся государственными чиновниками и / или нацистскими партизанами с карточками, получили приказ организовать и провести голосование в качестве судьи на выборах и с родственниками, путешествующими по всей Германии для участия в подтверждениях своих родственников или крестников, Нацисты опасались низкой явки на выборах. Это сделало подтверждение традиционной даты политическим вопросом.

Таким образом, лишь немногие пасторы в конце концов не пошли на компромисс, но Грюбер был одним из немногих (например, один из 13 в Берлине), кто проводил религиозные конфирмации как обычно, даже несмотря на то, что нацистское правительство объявило это не обошлось бы без последствий. Немецкие христианские пресвитеры снова осудили Грюбера за его противоположные взгляды в [de ] и гестапо. Лидер местной партии НСДАП (Ortsgruppenleiter) угрожал Грюберу отправить его в концлагерь. В 1936 году берлинская община голландских реформатских экспатриантов избрала Грюбера своим пастором, которым он оставался до своего ареста в 1940 году.

В основном нацистский антисемитизм считал еврейство группой людей, связанных близкой, так называемой кровью. (генетические) связи, чтобы образовать единое целое, к которому нельзя было присоединиться или отделиться. Было заявлено, что влияние евреев пагубно сказывается на Германии, устраняя их дискриминацию и преследования. Чтобы избавиться от этого, нужно было доказать свою принадлежность к группе так называемой арийской расы. Парадоксально было то, что никогда генетические тесты или внешние якобы расовые особенности в физиономии человека не определяли его принадлежность, хотя нацисты много болтали о физиогномике, но решали только записи религиозной принадлежности бабушки и дедушки. Однако, хотя раньше дедушки и бабушки по-прежнему могли выбирать свою религию, их внуки в нацистскую эпоху в обязательном порядке относились к евреям, если трое или четверо бабушек и дедушек были зачислены членами еврейской общины.

Эта нацистская категоризация евреев, конечно же, включала в основном евреев еврейского происхождения, но также и многих неевреев еврейского происхождения, таких как католики, нерелигиозные и протестанты, у которых случайно были бабушки и дедушки, принадлежащие - согласно записям - еврейской общине. В то время как еврейские общины в Германии пытались - хотя им и не позволяли - помогать своим преследуемым членам, протестантские церковные органы игнорировали своих прихожан, которые были классифицированы как евреи (согласно Нюрнбергским законам ), и несколько менее преследуемых Мишлинге частично еврейского происхождения.

31 января 1936 года в Лондоне была учреждена Международная церковная комиссия по оказанию помощи немецким беженцам, но ее фактически предполагаемый немецкий аналог так и не появился. Итак, епископ Джордж Белл нанял свою невестку Лору Ливингстон, чтобы она руководила офисом международной комиссии по оказанию помощи в Берлине. Неудача Исповедующей церкви была очевидна, хотя 70–80% немцев-христиан еврейского происхождения были протестантами.

Именно Грюбер и некоторые энтузиасты начали новую работу в 1936 году. Они вынудили Исповедующая руку церкви, которая в 1938 году поддержала новую организацию, названную гестапо [de ], но после ее официального признания Центр помощи протестантским неарийцам. Сотрудники бюро Грюбера оказывали пастырскую помощь неарийцам и помогали им эмигрировать. Вскоре более 30 человек работали в бюро Grüber, тесно сотрудничая с другими организациями в Германии и за рубежом.

Поскольку возможности эмиграции для евреев были сильно ограничены, даже свободные народы, образующие традиционные места иммиграции, закрыли свои ворота, пастырская забота была приоритетом. Бюро также оказывало незаконную помощь преследуемым людям, в том числе поддельные паспорта, лекарства и продукты питания для заключенных концлагерей. Шурин Грюбера, Эрнст Хельмут Виц, был главой районного производителя Vereinigte Glanzstoff-Fabriken и оказывал финансовую поддержку Грюберу в работе бюро.

В В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года нацистское правительство организовало ноябрьский погром, часто именуемое Хрустальной ночью. Хорошо организованные нацистские отряды убили несколько сотен, 1200 евреев-берлинцев были депортированы в концлагерь Заксенхаузен. Многие мужчины скрывались от ареста и также появлялись в доме Грюбера в приходском доме церкви Иисуса. Он организовал их укрытие в коттеджах в дельных клубах своего прихода.

Нацисты отпускали арестованных сокамерников только в том случае, если они немедленно эмигрируют. Таким образом, получение визы стало основной целью и проблемой бюро Грюбера. Грюберу было разрешено несколько раз поехать в Нидерланды и Великобританию, чтобы убедить местные власти предоставить визу для преследуемых из Германии. Таким образом, Грюбер едва ли находил время, чтобы служить своим настоящим пастором в Каульсдорфе.

С сентября 1939 г. Бюро Грюбера было вынуждено подчиняться надзору Адольфу Эйхману. Эйхман спросил Грюбера на собрании по поводу еврейской эмиграции, почему Грюбер, не имея еврейской семьи и не имея возможности получить какую-либо благодарность, действительно помогает евреям. Грюбер ответил, потому что Добрый Самаритянин сделал это, и мой Господь сказал мне сделать это.

К осени 1939 года нависла новая степень преследований. Нацистские власти начали депортировать австрийцев-евреев и австрийцев-неевреев еврейского происхождения в оккупированную Германией Польшу. 13 февраля 1940 года та же участь постигла 1200 евреев-немцев и немцев-неевреев еврейского происхождения из области Штеттин, которые были депортированы в Люблин. Грюбер узнал об этом от вермахта в Люблине и затем протестовал против всех вышестоящих начальников, вплоть до тогдашнего прусского министра-президента Германа Геринга, который на время запретил дальнейшие депортации из Пруссии. быть. Гестапо предупредило Грюбера никогда больше не принимать вечеринку для депортированных. Депортированным не разрешили вернуться.

22–23 октября 6500 евреев-немцев и немцев-неевреев еврейского происхождения из Бадена и Пфальца были депортированы в Гурс, Франция, оккупированная немцами. Теперь Грюбер получил паспорт с помощью Дитриха Бонхёффера зятя Ганса фон Донаньи из абвера, чтобы навестить депортированных в ГУРС (концлагерь). Но перед тем, как покинуть гестапо, 19 декабря арестовал Грюбера и через два дня депортировал его в концлагерь Заксенхаузен, а в сентябре 1941 года в концлагерь Дахау, став сокамерником с номером 27832. Его заместитель [de ] пришлось передать Бюро.

18 декабря 1942 года жене Грюбера Маргарет, все еще жившей в доме приходского священника общины Каульсдорф, удалось получить разрешение посетителю выступить с ним в сопровождении их старшего сына Ханса-Рольфа в течение 30 минут в Дахау, споря. что он, будучи мужем и, следовательно, в соответствии с искаженными нацистскими представлениями о семейных ценностях принимающей решение стороной в семье, должен будет решать важные финансовые вопросы, по которым он должен будет проинструктировать оставшегося старшего, хотя и несовершеннолетнего, мужчину. член семьи. Грюбер пережил Дахау и установил хорошие отношения со многими другими заключенными, в том числе коммунистами. В конце концов, он был освобожден из-за международных усилий и неоднократного вмешательства Витса в его семью в Каулсдорфе 23 июня 1943 года, после того как он подписал свой запрет на помощь преследуемым. Он не мог возобновить свои спасательные работы.

Затем Грюбер возобновил свою должность пастора Каульсдорфа и Исповедующей церкви в благочинии Берлинской земли I. Он сообщил в исповедующих общинах благочиния правду в концентрационных лагерях, таких как Дахау и Заксенхаузен. 22 апреля 1945 г. во время вторжения Красной Армии в окрестности Каулсдорфа Грюбер собрал неустрашимых Каулсдорферов, чтобы они пошли за ним с белыми флагами в направлении советских солдат, чтобы избежать дальнейшего кровопролития. Советские войска назначили его старостой района Каульсдорф.

После Второй мировой войны

В массовых изнасилованиях девушек и женщин советскими солдатами в последующие недели и месяцев Грюбер организовал, чтобы скрыть девушек и женщин. В 1945 году Каульсдорф оказался частью советского Восточного сектора Берлина.

Грюбер вновь открыл свое бюро, теперь обслуживающее выживших, возвращающихся из концлагерей, в Берлине [де ] в Америке. Сектор Берлина. Отто Дибелиус, который принял на себя послевоенное руководство старопрусским маршем церковной провинции Бранденбург, назначил Грюбера одним из противостоящих нацистам пасторов для создания новых руководящих органов.

18 мая 1945 г. временный городской совет Берлина, вновь созданный советскими оккупационными властями, назначил Грюбера советником по церковным делам. Это принесло ему двуязычный русско-немецкий сертификат, выданный 21 мая, чтобы избавить его от обычного грабежа мотоциклов советскими солдатами, чтобы он мог вообще передвигаться по городу, когда вся транспортная система была разрушена, и освобождение от налога. от комендантского часа, действующего для немцев, выпущенного 9 июля. 15 июля 1945 года Дибелиус назначил Грюбера проректором Св. Марии и Св. Николая в Берлине и облечил его 8 августа на церемонию в Св. Церковь Святой Марии, только частично очищенная от завалов. Таким образом его время в качестве пастора в Каульсдорфе закончилось.

В 1946 году Грюбер подготовил и стал в 1947 году одним из соучредителей Союза преследователей нацистского режима, в советах которого он сотрудничал до 1948 года. Организация Грюбера по оказанию помощи выживших, сегодня это диаконическая благотворительная организация, позже нашла новое помещение в районе Западного Берлина Целендорф, поэтому Грюберы переехали туда в 1949 году.

Генрих Грюбер на ХДС 7-й партийный съезд в Веймаре, 23 сентября 1954 г.

Благодаря его контактам из Дахау с коммунистами, в 1949 г. Евангелическая церковь в Германии, зонтик региональных церквей, назначила Грюбера своим его полномочный представитель при Совете министров ГДР, где он мог - по крайней мере до некоторой степени - смягчить многие из постоянно усиливающихся антиклерикальных мер коммунистического режима, которые должны быть установлены на Востоке, пока коммунистические правители Германской Демократической Республики (ГДР) окончательно не сбросили его в мае 1958 года.

В 1 959 Евангелический центр помощи бывшим расово преследуемым открыл современный дом для престарелых, ранее преследуемых, названный Heinrich-Grüber-Haus, заменив старый дом с той же целью с тем же названием. В июне 1961 года Грюбер дал показания во время процесса над Эйхманом в Иерусалиме, будучи единственным немецким свидетелем обвинения нееврейского происхождения. С 1964 года Восточная Германия отказала Грюберу во въезде в Восточный Берлин или ГДР.

Генрих Грюбер умер 29 ноября 1975 года в Западном Берлине.

Семья

27 мая 1920 года Грюбер и Маргарет Витс (1899-1986) поженились. У них было трое детей: врач Ингеборг Грюбер (1921-2000), пастор Эрнст-Хартмут Грюбер (1924-1997) и юрист Ханс-Рольф Грюбер (1925-2015).

Почести и награды
Мемориальная доска в Иерусалимском лесу, посвященная Грюберу, ниже памятных знаков Моше Шапира и Джорджа М. Лидера
Примечания
Источники
  • СМИ с Генрихом Грюбером на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-05-23 05:17:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте