Жан (Жеан) Тителуз (ок. 1562/63 - 24 октября 1633), французский католический священник, композитор, поэт и органист начала барокко. Он был каноником и органистом Руанского собора. Его стиль прочно укоренился в вокальной традиции эпохи Возрождения и, как таковой, был далек от отчетливо французского стиля органной музыки, который развивался в середине 17 века. Однако его гимны и настройки Magnificat являются самыми ранними из известных опубликованных французских сборников органов, и он считается первым композитором французской органной школы.
В исследовании 1930 года Амеде Гастуэ предположил, что фамилия Тителуз может иметь английское или ирландское происхождение (более конкретно, производное от «Title-House»), но недавно эта теория была опровергнута, и "Тителуз" теперь связан с "de Toulouse ". Тителуз родился в Сен-Омере в 1562/3 г. (точная дата его рождения неизвестна) и получил там образование; к 1585 году он стал священником и служил органистом собора Сен-Омер. Позже в том же году он переехал в Руан и в 1588 году стал органистом Руанского собора. Его работа не ограничивалась Руаном: он также выступал в качестве консультанта по органам и помогал с установкой и ремонтом важных инструментов в различных городах.
В 1600 году Тителуз пригласил известного франко-фламандского строителя органов Креспина Карлье в Руан для работы над органом собора. Результат этого сотрудничества был назван современными критиками лучшим органом Франции. Этот инструмент и более поздние работы Карлье во Франции определили французский классический орган. Тителуз иногда сотрудничал с Карлье на различных инструментах. В 1604 году Тителуз стал гражданином Франции (в то время Сен-Омер, где родился Тителуз, был частью Испанских Нидерландов ). В 1610 г. он был назначен одним из каноников Руанского собора . В 1613 году он получил свою первую награду от литературного общества Руана, Académie des Palinods, за свои стихи.
В 1623 году был опубликован сборник органа Тителуза Hymnes de l'Eglise. настройки различных протестов гимнов, которые будут использоваться во время литургии. В том же году из-за проблем со здоровьем Тителуз частично ушел с должности органиста (хотя занимал эту должность до самой смерти). В 1626 году он опубликовал вторую коллекцию органов, Le Magnificat, которая содержала восемь опций Magnificat. В 1630 году он получил еще одну награду от Академии Палинод и стал «Принцем Палинод». Он умер три года спустя.
Тителуз был другом Марина Мерсенна, известного французского теоретика музыки, математика, философа и теолог. Семь писем сохранились из их переписки 1622–1633 годов. Тителуз дал Мерсенну совет по поводу L'Harmonie Universelle, изданной с 1634 по 1637 год. Хотя строгий полифонический стиль музыки Тителуза вскоре исчез из французской органной музыки, его влияние все еще ощущалось в течение некоторого времени после его смерти; например, парижский композитор и органист Николя Жиго включил фугу à la maniere de Titelouze (буквально «в стиле Тителуза») в свою «Livre de musique pour l'orgue» 1685 года. Примерно триста лет спустя композитор вдохновил на создание одного из органных произведений Марселя Дюпре, Le Tombeau de Titelouze, op. 38 (1942).
Сохранившаяся продукция Тителуза состоит из двух сборников. органных пьес. Это первые изданные сборники органной музыки во Франции 17 века. Первый, Hymnes de l'Église pour toucher sur l'orgue, avec les fugues et recherches sur leur plain-chant (1623, 2-е издание в 1624 г.), содержит 12 гимнов :
Каждый гимн начинается стихом с непрерывным cantus firmus : мелодия гимна звучит длинными нотами в одном из голосов, обычно басовом, в то время как другие голоса обеспечивают контрапунктное аккомпанемент. Другие версии используются в этой форме лишь изредка. Чаще используется практика мотета XVI века: мелодия гимна либо переходит с одного голоса на другой, с имитационными вставками между стихами или без них, либо обрабатывается имитационно на протяжении всего произведения. В трех стихах (Veni Creator 3, Ave maris stella 3 и Conditor 2) мелодия в одном голосе сопровождается двумя голосами, образующими канон, в двух (Ave maris stella 4 и Annue Christe 3) один из голосов обеспечивает точку педали. В большинстве стихов контрапункты мелодии гимна состоят из имитации или предварительного подражания, и чаще всего они являются производными от мелодии гимна. Все пьесы четырехголосны, кроме канонических стихов, в которых используется только три.
Второй сборник, Le Magnificat ou Cantique de la Vierge pour toucher sur l'orgue suivant les huit ton de l'Église, опубликованный в 1626 году, содержит восемь настроек Magnificat во всех восьми церковных режимах. В каждой настройке есть семь стихов, представляющих нечетные стихи песни с двумя настройками Deposuit Potentes:
В предисловии Тителуз объясняет, что эта структура делает эти Magnificat настройки, используемые для Benedictus. За исключением вступительных, все стихи фугальные. Большинство из них имеют два основных момента имитации: первый завершается посредником каденцией моды, и поэтому, пишет Тителуз, органист может сократить любой стих во время службы, заменив эту каденцию с одним на финальном. Большинство сюжетов фуги происходит от песнопения; в сборнике много двойных фуг и инверсионных фуг. Во всем сборнике использована четырехголосная полифония. Музыка гораздо более дальновидна, чем в Гимнах (см. Пример 2, где можно найти отрывок из одной из инверсионных фуг).
Пример 2 . Бары 10–13 второй настройки потенциалов Deposuit от Magnificat primi toni. В этой инверсионной фуге (тема выделена оттенками синего), как и в большей части остальной части сборника, музыкальный язык Тителуза более прогрессивен, чем в любом из гимнов 1624 года.Хотя французские органы уже имели красочные сольные остановки в то время Тителуз ими не пользовался. Согласно предисловиям к обоим сборникам, он был озабочен тем, чтобы на своих произведениях было легче играть и играть только руками. Titelouze даже предлагает в предисловии к Hymnes изменить музыку, если ее слишком сложно воспроизвести.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Жаном Тителузом. |