Янош Старкер

редактировать
Родная форма этого личного имени - Старкер Янош. В этой статье используется западный порядок имен при упоминании людей.
Янош Старкер
Янош Старкер.jpg Янош Старкер в 2009 году
Родился ( 1924-07-05)5 июля 1924 г. Будапешт, Венгрия
Умер 28 апреля 2013 г. (2013-04-28)(88 лет) Блумингтон, Индиана, США
Занятие Виолончелист

Старкер ( / s т ɑːr к ər / ; венгерский:  [ʃtɒrkɛr], 5 июля 1924 - 28 апреля 2013) был венгерско-американский виолончелист. С 1958 года до своей смерти он преподавал в Музыкальной школе Джейкобса при Университете Индианы, где получил звание заслуженного профессора. Старкер считается одним из величайших виолончелистов всех времен.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Биография
    • 1.1 Вундеркинд
    • 1.2 Профессиональная карьера
  • 2 Записанный репертуар
  • 3 виолончели
  • 4 Обзоры и опубликованные работы
  • 5 Стиль игры
  • 6 личных привычек
  • 7 Библиография
  • 8 ссылки
  • 9 Дальнейшее чтение
  • 10 Внешние ссылки
биография

Вундеркинд

Старкер родился в Будапеште у отца польского происхождения и матери, иммигрировавшей из Российской империи, обе еврейки. Два его старших брата были скрипачами, а молодому Яношу (названному в честь больницы Szent János kórház [букв. Больница Св. Иоанна ], в которой он родился) подарили виолончель до его шестого дня рождения. Вундеркинд, Старкер впервые выступил на публике в возрасте шести и семи лет. Он поступил в Музыкальную академию Ференца Листа в Будапеште, чтобы учиться у Адольфа Шиффера, и дебютировал там в 11 лет. Старкер начал обучать других детей в возрасте восьми лет, а к 12 годам у него было пять учеников. Старкер причислял к числу своих сильнейших сторонников Лео Вайнера, композитора, преподававшего камерную музыку. Золтан Кодай, Бела Барток и Эрнё Донаньи также были членами факультета Академии Листа. В своей автобиографии Старкер написал, что в 13 лет он сыграл Концертстак Донаньи для виолончели для композитора (который тогда был директором Академии), который аккомпанировал ему за фортепиано.

Старкер дебютировал в профессиональной карьере в 14 лет, сыграв концерт Дворжака с предварительным уведомлением за три часа, когда первоначально запланированный солист не смог играть. Он покинул Академию Листа в 1939 году и большую часть войны провел в Будапеште. Из-за своей молодости Старкер избежал трагической судьбы своих старших братьев, которые были вынуждены работать и в конечном итоге были убиты нацистами. Тем не менее Старкер провел три месяца в нацистском лагере для интернированных.

Профессиональная карьера

Старкер (справа) в 1995 году

После войны Старкер стал главным виолончелистом Будапештской оперы и Будапештского филармонического оркестра. Старкер покинул Венгрию в 1946 году.

Он дал успешный концерт в Вене, затем остался там готовиться к Женевскому конкурсу виолончелистов. На соревнованиях, прошедших в октябре 1946 года, он получил бронзовую медаль.

После соревнований в Женеве Старкер в течение года работал над своей техникой в ​​Париже. «Я играл как слепой», - сказал он. «Что происходит с птицей, которая летает и не умеет летать? Вот что происходит с вундеркиндами». В конце года в Париже он сделал свою первую запись Сонаты Кодали си минор для виолончели соло. Запись принесла ему Grand Prix du Disque. Затем он сделал еще три записи этой работы.

Старкер эмигрировал в Соединенные Штаты в 1948 году, чтобы стать главным виолончелистом Далласского симфонического оркестра под управлением Антала Дорати. В 1949 году он переехал в Нью-Йорк, чтобы стать главным виолончелистом Метрополитен-опера под управлением Фрица Райнера. Именно в Нью-Йорке Старкер сделал первую запись Сюит Баха для виолончели.

В 1953 году Старкер стал главным виолончелистом Чикагского симфонического оркестра, когда музыкальным руководителем стал Фриц Райнер. В 1958 году Старкер переехал в Блумингтон, штат Индиана, где поселился на всю оставшуюся жизнь. В музыкальной школе Джейкобса Университета Индианы он стал профессором и возобновил сольную карьеру.

Записанный репертуар

Старкер сделал более 150 записей. Он записал сольные сюиты для виолончели Баха пять раз, последний раз для RCA Victor Red Seal в 1997 году, за которую он получил премию Грэмми. Он также был номинирован на премию Грэмми за запись произведений Дэвида Поппера в 1989 году. Для него написали концерты Дэвид Бейкер, Антал Дорати, Бернхард Хайден, Жан Мартинон, Миклош Рожа и Роберт Старер. Он дважды записал Konzertstück для виолончели с оркестром Эрне Донаньи, произведение, которое он сыграл с композитором в возрасте 13 лет: сначала в 1956/57 году с оркестром филармонии под руководством Вальтера Засскинда и композитором, который присутствовал на всех сессиях ( композитор был «рассержен» тем, что продюсер Уолтер Легге настоял на том, чтобы вырезать «оркестр tutti в начале третьей части»); и, во-вторых, без сокращений, с Симфоническим оркестром Сиэтла под управлением Джерарда Шварца в 1990 году.

Виолончели

С 1950 по 1965 год Старкер играл и записывал на Lord Aylesford Stradivarius, самом большом инструменте, созданном Антонио Страдивари. В 1965 году Старкер приобрел виолончель Маттео Гоффриллера, предположительно сделанную в Венеции в 1705 году; известная ранее как виолончель «Айвор Джеймс Гоффриллер», Старкер переименовал ее в соответствии с сертификатом виолончели «Звезда».

Обзоры и опубликованные работы

Многие документальные фильмы, статьи в журналах и газетные статьи признают виртуозность Яноша Старкера. Он опубликовал множество книг и партитур через Peer International, Schirmer и International Music. Его автобиография «Мир музыки со слов Старкера» была опубликована в 2004 году издательством Indiana University Press.

Стиль игры

Стиль игры Старкера был напряженным и требовал большого технического мастерства. По словам некоторых его учеников, его техника вращалась вокруг длинных нот легато с очень небольшим шумом смещения левой руки, что приводило к плавным чистым тонам, «каждая нота звучала как драгоценный камень». Сам Старкер описал свой звук как «сосредоточенный» и «сфокусированный». Он был известен своей способностью производить чрезвычайно широкий диапазон звуков и оттенков тона. Он избегал широкого вибрато, которое предпочитали некоторые из его сверстников, которое он рассматривал как прикрытие для плохой интонации, и был известен своим патрицианским сценическим присутствием, предпочитая позволять музыке делать эмоции. Он процитировал своего давнего друга и коллегу Дьердя Себока, который сказал: «Создавайте волнение. Не волнуйтесь».

Личные привычки

Старкер всю жизнь курил и вырабатывал по шестьдесят сигарет в день. Еще он пил много шотландского виски. Однажды он отказался дать концерт в Колумбии, штат Южная Каролина, который он должен был играть, потому что ему не разрешили курить его «предконцертную сигарету» за кулисами.

Библиография
использованная литература
дальнейшее чтение
  • Мир музыки по словам Старкера, Яноса Старкера, Блумингтона и Индианаполиса, Indiana University Press (2004). ISBN   0-253-34452-2.
  • Перекличка Благословенных. Текст Яноша Старкера. Рисунки Хорхе Сикре., Occidental Press, Вашингтон, округ Колумбия (1985). ISBN   0-911050-60-4.
  • Фон Будапешт и Блумингтон. Янош Старкер унд умирают виолончельные традиции виолончели., Анна Далос, Мелинда Берлас, Янош Старкер, Янош Брейер и Питер Б. Якоби, Kronberg Academy Verlag, Kronberg / Taunus (1999). (на немецком и английском языках) ISBN   3-934395-00-7
  • Янош Старкер. «Король виолончелистов». Создание художника, Джойс Гитинг, издательство Chamber Music Plus, Лос-Анджелес (2008). ISBN   978-0-9754734-0-5.
  • Художники как профессора. Беседы с музыкантами, художниками, скульпторами, Моррисом Рисенхувером и Робертом Т. Бэкберном, стр. 171–185 - это интервью с Яношом Старкером. Урбана, Университет штата Иллинойс Press (1976). ISBN   0-252-00574-0.
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-04-13 01:52:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте