Янош Старкер | |
---|---|
Янош Старкер в 2009 году | |
Родился | ( 1924-07-05)5 июля 1924 г. Будапешт, Венгрия |
Умер | 28 апреля 2013 г. (2013-04-28)(88 лет) Блумингтон, Индиана, США |
Занятие | Виолончелист |
Старкер ( / s т ɑːr к ər / ; венгерский: [ʃtɒrkɛr], 5 июля 1924 - 28 апреля 2013) был венгерско-американский виолончелист. С 1958 года до своей смерти он преподавал в Музыкальной школе Джейкобса при Университете Индианы, где получил звание заслуженного профессора. Старкер считается одним из величайших виолончелистов всех времен.
Старкер родился в Будапеште у отца польского происхождения и матери, иммигрировавшей из Российской империи, обе еврейки. Два его старших брата были скрипачами, а молодому Яношу (названному в честь больницы Szent János kórház [букв. Больница Св. Иоанна ], в которой он родился) подарили виолончель до его шестого дня рождения. Вундеркинд, Старкер впервые выступил на публике в возрасте шести и семи лет. Он поступил в Музыкальную академию Ференца Листа в Будапеште, чтобы учиться у Адольфа Шиффера, и дебютировал там в 11 лет. Старкер начал обучать других детей в возрасте восьми лет, а к 12 годам у него было пять учеников. Старкер причислял к числу своих сильнейших сторонников Лео Вайнера, композитора, преподававшего камерную музыку. Золтан Кодай, Бела Барток и Эрнё Донаньи также были членами факультета Академии Листа. В своей автобиографии Старкер написал, что в 13 лет он сыграл Концертстак Донаньи для виолончели для композитора (который тогда был директором Академии), который аккомпанировал ему за фортепиано.
Старкер дебютировал в профессиональной карьере в 14 лет, сыграв концерт Дворжака с предварительным уведомлением за три часа, когда первоначально запланированный солист не смог играть. Он покинул Академию Листа в 1939 году и большую часть войны провел в Будапеште. Из-за своей молодости Старкер избежал трагической судьбы своих старших братьев, которые были вынуждены работать и в конечном итоге были убиты нацистами. Тем не менее Старкер провел три месяца в нацистском лагере для интернированных.
После войны Старкер стал главным виолончелистом Будапештской оперы и Будапештского филармонического оркестра. Старкер покинул Венгрию в 1946 году.
Он дал успешный концерт в Вене, затем остался там готовиться к Женевскому конкурсу виолончелистов. На соревнованиях, прошедших в октябре 1946 года, он получил бронзовую медаль.
После соревнований в Женеве Старкер в течение года работал над своей техникой в Париже. «Я играл как слепой», - сказал он. «Что происходит с птицей, которая летает и не умеет летать? Вот что происходит с вундеркиндами». В конце года в Париже он сделал свою первую запись Сонаты Кодали си минор для виолончели соло. Запись принесла ему Grand Prix du Disque. Затем он сделал еще три записи этой работы.
Старкер эмигрировал в Соединенные Штаты в 1948 году, чтобы стать главным виолончелистом Далласского симфонического оркестра под управлением Антала Дорати. В 1949 году он переехал в Нью-Йорк, чтобы стать главным виолончелистом Метрополитен-опера под управлением Фрица Райнера. Именно в Нью-Йорке Старкер сделал первую запись Сюит Баха для виолончели.
В 1953 году Старкер стал главным виолончелистом Чикагского симфонического оркестра, когда музыкальным руководителем стал Фриц Райнер. В 1958 году Старкер переехал в Блумингтон, штат Индиана, где поселился на всю оставшуюся жизнь. В музыкальной школе Джейкобса Университета Индианы он стал профессором и возобновил сольную карьеру.
Старкер сделал более 150 записей. Он записал сольные сюиты для виолончели Баха пять раз, последний раз для RCA Victor Red Seal в 1997 году, за которую он получил премию Грэмми. Он также был номинирован на премию Грэмми за запись произведений Дэвида Поппера в 1989 году. Для него написали концерты Дэвид Бейкер, Антал Дорати, Бернхард Хайден, Жан Мартинон, Миклош Рожа и Роберт Старер. Он дважды записал Konzertstück для виолончели с оркестром Эрне Донаньи, произведение, которое он сыграл с композитором в возрасте 13 лет: сначала в 1956/57 году с оркестром филармонии под руководством Вальтера Засскинда и композитором, который присутствовал на всех сессиях ( композитор был «рассержен» тем, что продюсер Уолтер Легге настоял на том, чтобы вырезать «оркестр tutti в начале третьей части»); и, во-вторых, без сокращений, с Симфоническим оркестром Сиэтла под управлением Джерарда Шварца в 1990 году.
С 1950 по 1965 год Старкер играл и записывал на Lord Aylesford Stradivarius, самом большом инструменте, созданном Антонио Страдивари. В 1965 году Старкер приобрел виолончель Маттео Гоффриллера, предположительно сделанную в Венеции в 1705 году; известная ранее как виолончель «Айвор Джеймс Гоффриллер», Старкер переименовал ее в соответствии с сертификатом виолончели «Звезда».
Многие документальные фильмы, статьи в журналах и газетные статьи признают виртуозность Яноша Старкера. Он опубликовал множество книг и партитур через Peer International, Schirmer и International Music. Его автобиография «Мир музыки со слов Старкера» была опубликована в 2004 году издательством Indiana University Press.
Стиль игры Старкера был напряженным и требовал большого технического мастерства. По словам некоторых его учеников, его техника вращалась вокруг длинных нот легато с очень небольшим шумом смещения левой руки, что приводило к плавным чистым тонам, «каждая нота звучала как драгоценный камень». Сам Старкер описал свой звук как «сосредоточенный» и «сфокусированный». Он был известен своей способностью производить чрезвычайно широкий диапазон звуков и оттенков тона. Он избегал широкого вибрато, которое предпочитали некоторые из его сверстников, которое он рассматривал как прикрытие для плохой интонации, и был известен своим патрицианским сценическим присутствием, предпочитая позволять музыке делать эмоции. Он процитировал своего давнего друга и коллегу Дьердя Себока, который сказал: «Создавайте волнение. Не волнуйтесь».
Старкер всю жизнь курил и вырабатывал по шестьдесят сигарет в день. Еще он пил много шотландского виски. Однажды он отказался дать концерт в Колумбии, штат Южная Каролина, который он должен был играть, потому что ему не разрешили курить его «предконцертную сигарету» за кулисами.