Бернхард Хайден (р. Франкфурт-на-Майне, 24 августа 1910 г.; ум. Блумингтон, Индиана, апрель 30, 2000) был немецким и американским композитором и учителем музыки, который учился и находился под сильным влиянием Пола Хиндемита. Бернхард Хайден, сын Эрнста Леви и Марты (Хайден-Хеймер) изначально назывался Бернхардом Леви, но позже он изменил свое имя.
Хайден родился в Франкфурте-на-Майне в Германии и быстро заинтересовался музыкой, сочиняя свои первые произведения, когда ему было шесть лет. Когда он начал формальные уроки музыки, он изучил теорию музыки в дополнение к трем инструментам: фортепиано, кларнету и скрипке. Хайден поступил в Hochschule für Musik в Берлине в 1929 году в возрасте девятнадцати лет и изучал композицию у Пауля Хиндемита, ведущего немецкого композитора своего времени. Последний год в Hochschule принес ему премию Мендельсона в области композиции.
В 1934 году Хайден женился на Коле де Йончере, бывшей ученице Высшей школы, которая училась в его классе, и в 1935 году они эмигрировали в Детройт, чтобы покинуть нацистскую Германию. Хайден восемь лет преподавал в Музыкальной школе Центра искусств; во время своей педагогической карьеры он дирижировал Детройтским камерным оркестром, а также давал концерты на фортепиано, клавесине и камерной музыке. После натурализации в качестве гражданина Соединенных Штатов в 1941 году он поступил в армию в 1943 году, чтобы стать помощником капельмейстера 445-го армейского военного оркестра, для которого он сделал более 100 договоренностей. После окончания Второй мировой войны Хайден поступил в Корнельский университет и двумя годами позже получил степень магистра искусств. Затем он присоединился к персоналу музыкальной школы Университета Индианы, где до 1974 года занимал должность заведующего кафедрой композиции. Он продолжал сочинять музыку до своей смерти в возрасте 89 лет в 2000 году.
Другой композитор Николас Слонимский описывает музыку Хайдена как «неоклассическую по своей формальной структуре и сильно полифоническую по фактуре; она также отличается безупречным формальным балансом и эффективными инструментами ". Большая часть музыки Хайдена написана либо для духовых, либо для струнных камерных групп, либо для сольных инструментов с фортепиано, хотя он также написал две симфонии, оперу («Темный город»), балет («Мечтатели на слабой проволоке». "), а также вокал и музыкальное сопровождение для поэзии и нескольких пьес Шекспира.
Среди его известных учеников Дональд Эрб и Фредерик А. Фокс. См.: Список учеников музыки по учителю: G to J # Бернхард Хайден.