Иван Мартин Жироус

редактировать
Иван Мартин Жироус
Иван Мартин Ироус, Острава, 11 декабря 2007 г. Иван Мартин Ироус, Острава, 11 декабря 2007 г.
Родился ( 1944-09-23)23 сентября 1944 г. Гумполец, протекторат Богемии и Моравии
Умер 9 ноября 2011 г. (2011-11-09)(67 лет) Прага, Чехия
Занятие поэт
Национальность Чехия
Жанр Поэзия

Иван Мартин Джироус (23 сентября 1944 - 9 ноября 2011) был чешским поэтом и диссидентом, наиболее известным как художественный руководитель чешской психоделической рок- группы The Plastic People of the Universe, а позже одной из ключевых фигур чешского андеграунда во время коммунистический режим. Он чаще известен как Магор, что можно примерно перевести как «придурок», «псих» или «дурак» (хотя это означает положительное название), прозвище, данное ему поэтом-экспериментатором Евгением Брикциусом  [ cs ].

По образованию искусствовед, но неспособный работать в этой области в Чехословакии при коммунистическом режиме, Джироус стал членом диссидентской субкультуры, и в период нормализации он был заключен в тюрьму пять раз за свою деятельность. Его особым вкладом в диссидентское движение была концепция «второй культуры», согласно которой простое самовыражение через запрещенную культурную и художественную деятельность в конечном итоге подорвало бы тоталитарную систему, концепция, тесно связанная с «жизнью правды» его друга Вацлава Гавела. », и « параллельный полис » Вацлава Бенды.

Джироус получил премию Ярослава Зейферта в 2006 году и премию Тома Стоппарда в 1985 году за стихотворение «Лебединая песня Магора» ( чешский язык : Magorovy labutí písně).

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Подземные мероприятия
  • 3 После 1989 года
  • 4 Личная жизнь
  • 5 Работ
    • 5.1 Особенности поэзии Магора
    • 5.2 Поэтические сборники (чешские названия)
    • 5.3 Детские работы
    • 5.4 Другие книги
    • 5.5 компакт-дисков
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
  • 8 Внешние ссылки
Ранние годы

Юрус родился в Гумполце в Высочине. Его мать была учительницей, а отец работал в налоговой. Он получил среднее образование в средней общеобразовательной и начальной школе доктора А. Грдлички в Гумполце (ныне гимназия доктора А. Грдлички).

Изначально Йироус хотел учиться в Школе кино и телевидения Академии исполнительских искусств в Праге (FAMU), но его двоюродный брат Иржи Падрта, редактор журнала Výtvarná práce, направил его в сторону истории искусства. В 1962 году Жироус сдал вступительные экзамены по истории искусства на философский факультет Карлова университета в Праге. Условием поступления для студентов в то время было завершение года работы в промышленности перед началом учебы; в случае с Джироусом он работал строителем и кочегаром. Ироус учился с 1963 по 1968 год. Темой его дипломной работы была визуальная поэзия в произведениях поэтов Иржи Коларжа и Анри Мишо. Его сестра Зара, которая была на два года старше его и вышла замуж за фотографа Яна Сагла  [ cs ], также увлекалась изобразительным искусством.

Подземная деятельность

В 1967 году Джироус познакомился с андерграундной группой The Primitives Group, а позже, в 1969 году, стал художественным руководителем и менеджером группы The Plastic People of the Universe (PPU). Его жена, Вера Йироусова, написала много ранних текстов группы. Из-за его оппозиции тоталитарному режиму своей страны Жироусу было запрещено публиковать свою литературу. Вместо этого ему приходилось работать ночным сторожем и садовником, чтобы не остаться без работы, что было наказуемым правонарушением.

Хироуса пять раз сажали в тюрьму за подпольную организацию и артистическую деятельность. Его часто предупреждали по пункту 202 - «нарушение спокойствия».

Впервые Хироус был заключен в тюрьму между 1973 и 1974 годами за инцидент в пабе с отставным майором службы безопасности. Ироус был осужден вместе с Евгением Брикциусом, Даничеком и Ярославом Коржаном. Спев песню «Отправьте русских убийц в ад, где они принадлежат» и обменявшись словами с майором, Жирус съел середину газеты « Руде право» и воскликнул: «Сегодня я ел Руде право, точно так же, как однажды мы сожрём большевиков. ". В июне 2011 года его приговор был отменен Верховным судом.

Самым влиятельным произведением Юрия были « Записки о третьем чешском музыкальном возрождении», которые он опубликовал в изгнании в 1975 году. Работа считалась политическим заявлением для неполитического чешского подполья и включала:

  1. Радикальный отказ от любых форм принуждения;
  2. Отказ от любой навязанной художественной программы;
  3. Подчеркнуть аутентичность в жизни и художественном творчестве;
  4. Решимость против тоталитарных структур.

По словам Джироуса, «цель андеграунда - создать альтернативную культуру. Культуру, которая будет независима от официальных каналов связи, социальной оценки и иерархии ценностей, навязанной истеблишментом. Культура, которая не может быть направлена ​​на уничтожение истеблишмент, поскольку это будет только на руку истеблишменту ".

Джироус составил антологию андеграундной поэзии под названием « Эгон Бонди» к 45-летию своих братьев и сестер-инвалидов. Он также организовал несколько «фестивалей независимой культуры»; первое имело место в Поступице в сентябре 1974 года, насильственно разогнанное полицией, за ним последовало другое в Бояновицах в 1976 году, что также стало запоздалым празднованием свадьбы Жироуса со второй женой Юлианой. В начале 1976 года Йирус был впервые представлен Вацлаву Гавелу через общего друга Франтишека Смейкала. Эти двое мужчин стали друзьями и союзниками, и Джироус несколько раз упоминается в письмах Гавела к Ольге.

16 марта 1976 года Жироус был снова арестован вместе с PPU и многими другими музыкантами. Весь процесс был широко разрекламирован режимом как средство устрашения от хулиганов и хулиганов; Чехословацкое телевидение выпустило о них документальный фильм под названием «Атака на культуру», а в эпизоде ​​телесериала « Тридцать дел майора Земана» под названием « Мимикрия» с Йиржи Лабусом в главной роли группа изображалась как наркоманы и террористы. Судебный процесс проходил 21-23 сентября 1976 года, и Jirous был осужден за «хулиганство при отягчающих обстоятельствах», вместе с музыкантом и пастором Сватоплук Karásek, Павел Zajicek группы DG 307, и Вратислава Brabenec из ППУ, и заключен в тюрьму во второй раз, на 18 мес. Суд стал причиной célèbre, и организованная оппозиция обвинениям впервые объединила изначально аполитичные подпольные группы и политических диссидентов во главе с Гавелом, что в конечном итоге привело к созданию Хартии 77. После освобождения из тюрьмы в 1977 году, Jirous подписал хартию, а также организовал третий «фестиваль независимой культуры», в Вацлав Гавел загородного дома «s в Hrádeček в Трутнове районе.

Будущие концерты могли проводиться только как частные мероприятия, поскольку публичные выступления PPU были запрещены. Через месяц после возвращения домой Йироус был снова приговорен к тюремному заключению после того, как он выступил на выставке Йиржи Лацины  [ cs ] о непреодолимой разнице между официальной и неофициальной культурой. Он отбывал этот срок с 1977 по 1978 год. В 1979 году он участвовал в создании самиздата « Вокно» и написал незаконченный труд «Правдивая история пластичных людей». Он также стал членом Комитета защиты несправедливо преследуемых (VONS).

Четвертый период тюремного заключения Джироуса был связан с его ролью в продюсировании, издании и распространении журнала Vokno вместе с Франтишеком Стареком  [ cs ], Михалом Хибеком, Миланом Фричем и Ярославом Чнапеком. Судебный процесс проходил в мае 1982 года в условиях строгой безопасности и на нем присутствовали специально отобранные люди, лояльные режиму. Постановление признало статьи из « Вокно» антиобщественными, с крайне неприличным содержанием и неуважением к обществу.

Между 1981 и 1985 годами Джироус снова находился в тюрьме, официально за нарушение общественного порядка, но также, согласно Amnesty International и VONS, за необоснованные обвинения в незаконном хранении марихуаны, якобы обнаруженной во время обыска в доме. В 1984 году Amnesty International назвала Хироуса заключенным месяца. Именно в это время он написал стихи, позже собранные как Лебединая песня Магора ( чешский язык : Magorovy labutí písně), за которые он позже получил премию Тома Стоппарда. В период с 1985 по 1987 год Джироус находился под наблюдением в рамках его предыдущих судимостей и должен был ежедневно докладывать в Управление общественной безопасности.

Его пятый срок был заключен в ответ на его подпись под петицией «Так дост», созданной в ответ на смерть диссидента Павла Вонки. Джироус был заключен в тюрьму за «нападение на государство и общественную организацию» вместе с Иржи Тихи и находился в тюрьме с 1988 года до 25 ноября 1989 года, когда президент республики отменил оставшуюся часть приговора.

После 1989 г.

После бархатной революции 1989 года Жирус стал членом чешского ПЕН-клуба. Он и Станислав Пенц  [ cs ] написали в Министерство внутренних дел в знак протеста против вмешательства полиции на CzechTek 2004. До своей смерти Йирус жил в Праге и в переоборудованном фермерском доме в Высочине, где ежегодно проводился музыкальный фестиваль Magorovo Vydří. революция до 2005 года. С 2006 года он проводится на Скалаковом Млин.

Хотя его друг Ярослав Эри Фрич описал его как «приверженца чистоты, нежности и справедливости», Джирус был вульгарным и агрессивным, часто намеренно, а иногда и физически агрессивным в пьяном виде.

Ироус скоропостижно скончался 9 ноября 2011 года. Его поминальная служба прошла 17 ноября 2011 года в церкви Святого Игнатия в Праге, службу провел епископ Вацлав Мали. Похоронен на местном кладбище в своем доме в Высочине.

Личная жизнь

Первой женой Ироуса была Вера Варжилова (1944–2011), поэт и историк искусства. В 1972 году у них родился сын Тобиаш, ныне актер, писатель и ди-джей. В свидетельстве о рождении Йироус указан как отец Тобиаса, но на самом деле биологическим отцом Тобиаса является философ Йиржи Немец.

В 1976 году Ироус женился во второй раз на художнице Юлиане Стрицковой (род. 1943), внучке Йозефа Флориана. У Ироуса и Юлианы было две дочери, Франтишка (1980 г.) и Марта (1981 г.). Джироус провел большую часть детства своих дочерей в тюрьме, но оставался в контакте со своей семьей. Брак распался вскоре после его освобождения. Его дочь Франтишка - писательница и председатель организации «Усадьба Магора», цель которой - превратить поместье Ироуса в Высочине в памятник поэтам. Марта продолжила отцовские стихи в сборнике « Прогулка с ангелом».

У Ироуса также был сын Даниэль (1992 г.р.) от переводчика Даниэлы Дегтевовой. Даниэль изучает архитектуру и живет в Праге.

Джироус состоял в отношениях с автором песен Дашей Воката с 1990-х годов до своей смерти в 2011 году.

Работает

Иван Мартин Жироус впервые начал публиковать художественную критику в 1960-х годах. Сначала он сосредоточился на зарубежном современном искусстве ( русский авангард, Лучио Фонтана, Энди Уорхол ), затем исследовал взаимосвязь между битовой музыкой и искусством, а позже специализировался на Кржижовницкой школе чистого юмора без шуток ( Надежда Плишкова, Карел Непраш и Ян Стеклик). Ироус интересовался также более древним искусством, например, скульптурами Вацлава Леви. Йирус работал с журналами, включая Ateliér, Divadlo («Театр»), Host do domu («Гостевой дом»), Sešity pro literaturu a diskusi («Блокноты для литературы и дискуссий»), Výtvarná práce («Визуальные произведения»), Výtvarné umění ( «Изобразительное искусство»), Výtvarný život («Визуальная жизнь»), международным периодическим изданиям Art Canada и Exile Testimony, а также самиздатскому изданию « Вокно.

Особенности поэзии Магора

  • Макаронический язык, перефразирование
  • Выражение
  • Несовершенные рифмы
  • Assonance
  • Акростих
  • Сарказм и ирония
  • Вульгаризм и католические элементы
  • Самовыражение, экзистенциальная глубина
  • Ищите себя и Бога
  • Духовность
  • Обращение к конкретным людям, обращение к другим авторам
  • «Я не считаю себя поэтом, я знаю, что люблю стихи»

Поэтические сборники (чешские названия)

  • Magorův ranní zpěv, самиздат 1975 - полное собрание его первых стихотворений
  • Магорова крабичка, самиздат 1979 г.
  • Mládí nevykouřené, samizdat 1975, 1979 и 1980 - во всех трех его первых поэтических сборниках очевидно влияние Эгона Бонди.
  • Магорово бораго, самиздат 1981 г.
  • Magorova mystická růže, самиздат 1981 г.
  • Magorovy labutí písně, самиздат 1985, Лондон 1989 - Этот сборник возник, когда Жирус находился в тюрьме, и был тайно вывезен для публикации. Поскольку он не мог писать в тюрьме, вместо этого Джироусу пришлось запоминать всю свою работу. Коллекция включает в себя ряд современных культурных и общественных деятелей, что означает, что она может служить «поэтическим словарем» представителей инакомыслия того периода. Эта коллекция получила премию Тома Стоппарда.
  • Ochranný dohled, самиздат 1985 - по тематике Magorovy labutí písně
  • Магорови птицы, 1987
  • Магорова сумма, 1998 г.
  • Магорова ванитас, 1999 г.
  • Ubíječ labutí, 2001 г.
  • Rattus norvegicus, 2004 г.
  • Попельнице живота, 2004 г.
  • Окуже, 2008 г.
  • Рок крысы, 2008 г.
  • Loža, 2013
  • Магорув ночь зпев, 2013

Детские работы

  • Magor dětem, (1982-1986) самиздат 1986 - стихи и сказки, написанные в письмах дочери из тюрьмы.

Другие книги

  • Magorův zápisník, 1999, сборник культурных текстов и очерков, написанных в период с 1965 по 1990 год.
  • Magorovy dopisy, 2006, письма, написанные между 1973 и 1985 его женами Вере и Юлиане из различных чешских тюрем.
  • Humpolecký Magor, 2007, сборник воспоминаний его одноклассников и учителей из Гумполца, которые объединены с некоторыми неопубликованными работами Юрия.

Компакт-диски

  • Оркестр Агон и Иван М. Жироус - Магорова Сумма, 2009, Партизанские пластинки, прочитанные Иваном М. Жироусом.
  • Иван Мартин Йироус - Правдивый пршибег Пластические люди, 2009, прочитано Иваном М. Йироусом, олдржихским кайзером.
  • Иван Мартин Йироус - Магоровы лаборатории, 2011, Партизанские записи, прочитал Иван М. Ироус.
  • Иван Мартин Ироус - Магоровые птицы и дальние поездки, 2012, Партизанские записи, прочитал Иван М. Ироус.
использованная литература
Библиография
  • Зантовский, Михаил (2014). Гавел: Жизнь. Лондон: Атлантические книги. ISBN   9780857898524.
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-04-16 10:09:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте