Нормализация (Чехословакия)

редактировать

В истории Чехословакии, нормализация (Чешский : normalizace, словацкий : normalizácia) - это название, обычно данное в период после вторжения Варшавского договора в Чехословакию в августе 1968 года и до гласности эра либерализации, которая началась в Советском Союзе и соседних с ним странах в 1987 году. Она характеризовалась восстановлением условий, существовавших до Пражской весны периода реформ под руководством Первого секретаря Александра Дубчека Коммунистической партии Чехословакии (КСЧ) ранее в 1968 году и последующее сохранение нового статус-кво. Некоторые историки датируют период подписанием Московского протокола Дубчеком и другими заключенными в тюрьму чехословацкими лидерами 26 августа 1968 года, в то время как другие датируют его заменой Дубчека Густавом Гусаком 17 апреля 1969 г., после чего была принята официальная политика нормализации, именуемая гусакизмом. Политика закончилась либо смещением Гусака с поста лидера партии 17 декабря 1987 года, либо началом бархатной революции 17 ноября 1989 года, в результате которой все руководство Коммунистической партии в стране ушло в отставку. неделя и конец коммунистическому правлению в Чехословакии.

.

Содержание

  • 1 1969–1971 (Удаление реформ и реформаторов)
  • 2 1971–1987 (Сохранение статус-кво)
  • 3 человека
  • 4 Цели
  • 5 Реакция
  • 6 Неонормализация
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки

1969–1971 (Удаление реформ и реформаторов)

Когда Гусак сменил Дубчека на посту лидера КСЧ в апреле 1969 года, его режим быстро отреагировал на " нормализовать "политическую ситуацию в стране. Главными целями нормализации положения Гусака было восстановление твердого партийного правления и восстановление статуса Чехословакии как полноправного члена социалистического блока. Процесс нормализации включал пять взаимосвязанных шагов:

  • консолидировать руководство Гусака и отстранить реформаторов от руководящих должностей;
  • отменить или изменить законы, принятые движением за реформы;
  • восстановить централизованный контроль над экономика;
  • восстановить власть органов полиции; и
  • расширить связи Чехословакии с другими социалистическими странами.

В течение недели после прихода к власти Гусак начал укреплять свое лидерство, отдав приказ о широкомасштабных чистках реформистов, все еще занимающих ключевые позиции в средствах массовой информации, судебной системе, социальной и общественной жизни. массовые организации, нижние партийные органы и, наконец, высшие инстанции КСЧ. Осенью 1969 года 29 либералов в ЦК КЧС были заменены консерваторами. Среди изгнанных либералов был Дубчек, который был исключен из Президиума (в следующем году Дубчек был исключен из партии; впоследствии он стал второстепенным чиновником в Словакии, где он все еще жил в 1987 году). Гусак также укрепил свое лидерство, назначив потенциальных соперников на новые правительственные должности, созданные в результате принятия Конституционного закона 1968 года о Федерации (который создал Чешскую Социалистическую Республику и Словацкую Социалистическую Республику )..

После консолидации власти режим быстро перешел к осуществлению другой политики нормализации. В течение двух лет после вторжения новое руководство отменило некоторые реформистские законы (такие как Закон о Национальном фронте и Закон о прессе) и просто не соблюдало другие. Он вернул хозяйственные предприятия, получившие значительную независимость во время Пражской весны, к централизованному контролю через контракты, основанные на централизованном планировании и производственных квотах. Он восстановил жесткий контроль со стороны полиции, что нашло свое отражение в жестоком обращении с демонстрантами в первую годовщину августовской интервенции.

Наконец, Гусак стабилизировал отношения Чехословакии со своими союзниками, организовав частые внутриблочные обмены и визиты и перенаправив внешнеэкономические связи Чехословакии в сторону более тесного взаимодействия с социалистическими странами.

К маю 1971 года Гусак мог доложить делегатам, присутствовавшим на официально санкционированном Четырнадцатом съезде партии, что процесс нормализации завершился удовлетворительно и что Чехословакия готова перейти к более высоким формам социализма.

1971–1987 (Сохранение статус-кво)

Чехословаки в 1972 году.

Метод, которым управляли КСЧ при Гусаке, обычно характеризовался как «упорный террор». Это предполагало тщательное соблюдение политических целей Советского Союза и использование того, что считалось минимальным количеством репрессий внутри страны, необходимым для достижения этих целей и предотвращения возврата к реформизму в стиле Дубчека. В результате получился режим, который, хотя и не был полным возвратом к сталинизму, был далеко не либеральным.

Состав Президиума КЧС после 1971 года изменился очень мало. Шестнадцатый съезд партии в 1981 году переизбрал действующих членов Президиума и Секретариата и повысил статус одного кандидата в члены, Милоша Якеша, до полного состава. членство в Президиуме. Семнадцатый съезд партии в 1986 году сохранил действующий Секретариат и Президиум и добавил в Президиум трех новых кандидатов в члены. В марте 1987 года Йозеф Корчак вышел из состава Президиума и был заменен на Ладислав Адамец. Одновременно с этим секретарем ЦК был назначен член президиума Хоффман. В декабре 1987 года Гусак был вынужден уйти в отставку, а Якеш стал генеральным секретарем KSČ.

Народный контроль в эту эпоху ортодоксии поддерживался различными способами. Неоднократные аресты и тюремное заключение противников режима, таких как члены Хартии 77 и религиозные активисты, продолжались на протяжении 1970-х и в 1980-е годы. Также преобладали менее жесткие меры контроля, такие как наказание в виде потери работы, понижения в должности, отказа в приеме на работу, лишения возможности получения образования, жилищных ограничений и отказа в удовлетворении запросов на поездку. Уровень репрессий увеличивался с годами по мере того, как Хусак становился более консервативным, и в культурной сфере иногда приближался к уровням, наблюдаемым в Эрихе Хонеккере в Восточной Германии и даже Николае Чаушеску. Румыния.

Еще одним средством, с помощью которого режим Гусака сохранял контроль, было предложение значительной выгоды потребителя взамен потери личной свободы. Политика правительства в первой половине 1970-х годов привела к высокому экономическому росту и значительному увеличению личного потребления. Широкая доступность материальных благ успокаивала широкие слои населения и способствовала всеобщему принятию строгого политического контроля Гусака. Однако в конце 1970-х годов экономика Чехословакии начала стагнировать, и способность режима умиротворять население, предоставляя материальные блага, уменьшилась.

Хотя режиму Гусака удалось сохранить статус-кво в Чехословакии на протяжении почти двух десятилетий, 1980-е годы принесли внутреннее и внешнее давление в пользу реформ. На внутреннем рынке слабые экономические показатели не позволяли правительству производить товары, необходимые для удовлетворения потребительского спроса. Призыв к политическим изменениям продолжался со стороны активистов, представляющих, например, Римско-католическую церковь и движение Хартии 77. Внешне Чехословакия изо всех сил пыталась найти подходящий ответ на изменения, внесенные новым руководством в Москве под руководством Михаила Горбачева. начальная (1985-1987) реакция Чехословакии на реформистских тенденций в Советском Союзе сосредоточено на высказывая общественную поддержку новых программ Горбачева, а стойко избегать введения подобных программ в Чехословакии. В апреле 1987 года Гусак наконец объявил о нерешительной программе реформ, начавшейся в 1991 году, но было уже слишком поздно.

Лица

Замечательной чертой руководства КСЧ при Гусаке было отсутствие значительных кадровых изменений. Стабильность лидерства в конце 1970-х - первой половине 1980-х можно объяснить не единодушием в политических мнениях, а скорее практическим компромиссом между различными фракциями, борющимися за сохранение своих руководящих позиций. Таким образом, лидерство Хусака основывалось не на какой-либо способности, которая у него, возможно, была для сплочения общественного мнения, а, скорее, на его умении добиваться консенсуса, отвечающего обоюдным интересам коалиции партийных лидеров. После вторжения 1968 года Гусак успешно правил тем, что было по сути коалицией консервативных и жестких фракций в высшем партийном руководстве. (подробнее см. KSČ - История)

Цели

Официальными целями нормализации (в более узком смысле) были восстановление твердого правления KSČ и восстановление власти Чехословакии. положение в социалистическом блоке. Однако его результатом стала политическая среда, в которой главный упор делался на поддержание стабильного партийного руководства и строгий контроль над населением.

Реакция

Отсутствие народной поддержки руководства Гусака было неизбежной реакцией на репрессивную политику, введенную во время процесса нормализации. Первые попытки после вторжения поддержать дух Пражской весны были подавлены серией подрывных процессов в 1972 году, которые привели к тюремному заключению на срок от девяти месяцев до шести с половиной лет для лидеров оппозиции. Чехословацкие граждане старше пятнадцати лет должны были иметь при себе небольшую красную книгу удостоверений личности, содержащую массив информации о человеке и несколько страниц, на которых работодатели, работники здравоохранения и другие органы ставили штампы. Все граждане также имели постоянные дела в офисе местного районного комитета KSČ, еще одно - по месту работы, а другое - в Министерстве внутренних дел.

Наиболее распространенным отношением к политической деятельности после вторжения в Варшавский договор в 1968 году были апатия, пассивность и бегство от реальности. По большей части граждане Чехословакии в 1970-е гг. Отошли от общественной политической озабоченности в погоне за частными удовольствиями потребления. Люди искали материальные блага, которые оставались доступными в течение 1970-х годов, такие как новые автомобили, дома в деревне, бытовая техника, а также доступ к спортивным мероприятиям и развлечениям. Пока эти запросы потребителей удовлетворялись, население по большей части мирилось с застойным политическим климатом.

Еще одним признаком политического недомогания 1970-х годов стало появление различных форм антиобщественного поведения. Сообщается, что мелкие кражи и бессмысленное уничтожение государственной собственности были широко распространены. Алкоголизм, который уже встревожил чиновников, усилился; прогулы и снижение дисциплины работников сказывались на производительности; а эмиграция, высшее выражение отчуждения, в 1970-е годы превысила 100 000 человек.

Неонормализация

Чешские философы Вацлав Белоградский и используют термин «неонормализация» (neonormalizace) для этапа чешского общества в посткоммунистический период, который сравнивают с оцепенение и лицемерие 1970-х и 1980-х годов.

Белоградский в своей книге Společnost nevolnosti (Slon, 2007) называет «неонормализацией» направление с 1992 года, когда все альтернативные мнения вытесняются, культура смещается на помойку артистов, затем блокируется углубление демократии, общественное пространство кишит правой идеологией, а Чехия участвовала во всевозможных гнусных войнах.

Комарек, философ и биолог, с 2006 года во многих статьях популяризирует свое мнение о том, что на определенных этапах развития общества административно-формалистический аспект (или «сила посредственности») перевешивает здравый смысл, творчество. и полезность. Стремление к подчинению резко возрастает, и каждый вынужден «продавать свою душу», чтобы не отставать от социальных структур. Этот неонормалистический период в Чешской Республике начинается «после 20 лет свободы», то есть примерно в 2010 году, по мнению Комарека.

Этот термин обсуждается и используется многими другими авторами.

См. Также

Список литературы

Эта статья включает материалы, являющиеся общественным достоянием, с веб-сайта Библиотеки Конгресса США по изучению стран http://lcweb2.loc.gov/frd/cs/.

Последняя правка сделана 2021-05-31 12:39:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте