Елена Адиабенская | |
---|---|
Царица Адиабены и Эдессы | |
Саркофаг Елены, Музей Израиля | |
Умер | 50–56 гг. Н.э. |
Погребение | Иерусалим |
Супруги | Монобаз I и Абгар V |
Выпуск | Изатес бар Монобаз и Монобаз II |
Елена Адиабенская (Иврит : הלני מלכת חדייב) (ум. Приблизительно 50–56 гг. Н. Э.) Была королевой Адиабены (современный Эрбиль, Иракский Курдистан ) и Эдесса (современный Урфа, Турция ) как сестра-жена Монобаза I, а позже главная жена Абгар V, король Осроена. Вместе со своим мужем, Монобазом I, она была матерью Изатеса II и Монобаза II. Елена обратилась в иудаизм примерно в 30 году нашей эры. Согласно Иосифу, Елена была дочерью царя Изата, а по словам Иосифа Флавия и Моисея из Хорены, она была главной женой Авгара V, царя Эдесса.
То, что известно о Елене, основано на писаниях Иосифа Флавия, Моисея Хоренского, Киракоса Ганджакетса и Талмуда. Иосиф, хотя и моложе, был почти современником Елены, жившей в Иерусалиме в то время, когда она жила и была там похоронена, и он написал существенные части своей работы, опираясь на собственные знания. Самые ранние части Талмуда, хотя и основаны на более старых источниках, были собраны и отредактированы примерно с 200 года.
Елена Адиабенская была известна своей щедростью; во время голода в Иерусалиме в 45–46 гг. н. э. она послала в Александрию за кукурузой (зерном) и на Кипр за сушеным инжиром за распределение среди пострадавших от голода. Однако в Талмуде (Бава Батра 11а) это делается заслугой Монобаза I ; и хотя Брюлл считает ссылку на Монобаз указанием на династию, все же Раши придерживается более простого объяснения - что имеется в виду сам Монобаз. Талмуд говорит также о важных подарках, которые царица преподнесла Храму в Иерусалиме. «Елена сделала золотой подсвечник над дверью Храма», к которому добавлено утверждение, что когда восходило солнце, его лучи отражались от подсвечника, и все знали, что пришло время читать Шма ». Она также сделала золотую пластину, на которой был написан отрывок из Пятикнижия, который раввин прочитал, когда к нему предстала жена, подозреваемая в неверности. В Иерусалимском Талмуде трактат Йома III. 8 подсвечник и тарелка перепутаны.
Строгость, с которой она соблюдала еврейский закон, отражена в Талмуде:
«Раввин Иуда сказал:« сукка [воздвигнута для Праздник кущей ] царицы Елены в Лидде был выше двадцати эллей. Раввины входили и выходили и не делали никаких замечаний по этому поводу ». Елена переехала в Иерусалим, где она похоронена в пирамидальной гробнице, которую она построила при жизни, в трех стадиях к северу от Иерусалима. Катакомбы известны как «Гробницы королей ». Здесь был обнаружен саркофаг с двумя надписями, погребальная эпиграмма гласит: Аддан Малката (Пальмирена : צדן תא ) и Шаддах Малкатах (арамейский : צדה מלכתה ), интерпретируемая учеными как означающая: «Наша любовница, королева». Саркофаг был обнаружен Луи Фелисьеном де Солси в девятнадцатом веке и позже доставлен во Францию. Считается, что это дворец королевы Елены из Адиабены.
Считается, что королевский дворец королевы Елены был обнаружен археологом Дороном Бен-Ами во время раскопок в Городе Давида в 2007 году. По словам Иосифа Флавия, дворец был построен (иначе неизвестным) «Грапте, родственницей» Изата. Это было монументальное здание, расположенное в Городе Давида к югу от Храмовой горы, и было разрушено римлянами в 70 г. н.э. Руины содержали поддающиеся датировке монеты, каменные сосуды и глиняную посуду, а также остатки древних фресок. В подвальном этаже находилась миква (ритуальная ванна).
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Готтейл, Ричард; Селигсон, М. (1901–1906). «Елена». В Зингер Исидор ; и другие. (ред.). Еврейская энциклопедия. Нью-Йорк: Funk Wagnalls., где цитируется: