Адиабена. | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
c.164 г. до н.э.– ок. 379 г. н.э. | |||||||||||
Адиабенское царство в ок. 37 г. н.э. в наибольшей степени, во время правления Изата II | |||||||||||
Статус | Вассал Парфянской империи ( 145 г. до н.э. – 224 г. н.э.). Вассал Сасанидской империи (224–379) | ||||||||||
Столица | Арбела | ||||||||||
Общие языки | Классический сирийский | ||||||||||
Религия | Ашуризм, иудаизм, зороастризм, христианство, манихейство | ||||||||||
правительство | монархия | ||||||||||
король | |||||||||||
• около 15 г. н.э. | Изатес I | ||||||||||
• 20-е годы? - c. 36 | Монобаз I | ||||||||||
• c. 36 - с. 55/59 | Изатес II | ||||||||||
• ок. 55/59 - конец 60-х / середина 70-х. - - - - - - - - - - - - | Монобаз II | ||||||||||
•? - 116 | Мехараспес | ||||||||||
Историческая эпоха | Античность | ||||||||||
• Основание | c.164 г. до н.э. | ||||||||||
• Преобразование в Сасанидскую провинцию | c.379 г. н.э. | ||||||||||
|
Адиабена (из древнегреческого Ἀδιαβηνή, Адиабена, сама происходит от классического сирийского : ܚܕܝܐܒ, Ay'aḇ или ay'aḇ, среднеперсидский : Nodshēragān, армянский : Նոր Շիրական, Nor Shirakan) было древним царством в северной Месопотамии, что соответствует северо-западной части древней Ассирии. Размер королевства со временем менялся; Первоначально охватывая территорию между реками Заб, он в конечном итоге получил контроль над Ниневией, и начиная с правления Монобазоса I (конец 1-го века до н.э.), Гордиен стал адиабенской зависимостью. Он достиг своего апогея при Изате II, которому парфянский царь Артабан II (rпожаловал округ Нисибис. 12–40) в качестве награды за помощь парфянину в возвращении его престола. Восточные границы Адиабены останавливались в горах Загрос, прилегающих к региону Мидии. Арбела служила столицей Адиабены.
Образование царства неясно. Первый случай зарегистрированного адиабенского правителя относится к 69 году до нашей эры, когда неназванный царь Адиабены участвовал в битве при Тигранокерте как союзник армянского царя Тиграна Великого (r. 95–55 до н. Э.). Однако чеканка монеты подразумевает создание царства в Адиабене около 164 г. до н.э. после распада греческого Селевкидов правления на Ближнем Востоке. Адиабена была завоевана парфянским царем Митридатом I (r. 171–132 до н.э.) ок. 145–141 до н.э., и по крайней мере с момента правления Митридата II служил неотъемлемой частью Парфянского царства.
Адиабенские правители обратились в иудаизм из язычество в I веке нашей эры. Королева Елена Адиабенская (известная в еврейских источниках как Хелени Ха-Малка) переехала в Иерусалим, где построила дворцы для себя и своих сыновей Изатес бар Монобаз и Монобаз II в северной части города Давида, к югу от Храмовой горы, и помог евреям в их войне с Римом. Согласно Талмуду, и Елена, и Монобаз пожертвовали большие средства на Иерусалимский храм. После 115 г. н.э. в Адиабене нет исторических следов еврейской королевской семьи.
Парфяне были свергнуты Сасанидской империей в 224 году, которая ко времени Шапура I (r. 240–270) установили свое правление в Адиабене. Ардашир II - последняя фигура, зарегистрированная как король Адиабены, что подразумевает, что царство существовало после его правления в ок. 379 преобразована в провинцию (шахр), управляемую некоролевским делегатом (марзбан или шахраб ) сасанидского царя.
Адиабена занимала район в Срединной Империи между Верхним Забом (Лик) и Нижним Забом (Капрус), хотя Аммиан говорит о Ниневии, Ecbatana и Gaugamela, также принадлежащие ему. К концу I века н.э. его границы простирались до Нисибиса. В талмудических писаниях это имя встречается как חדייב, חדייף и הדייב. Его главным городом был Арбела (Арба-илу), где была школа, или соседний город, под которым более поздние арабы также называли Арбела.
В Киддушин 72a Библейский Хабор отождествляется с Адиабеном, но в Иерушалми Мегиллах i. 71b с Рифатом. В Таргуме до Иеремии ли. 27, Арарат, Минни и Ашкеназ перефразированы Корду, Хармини и Хадаябом, т.е. Кордуэн, Армения и Адиабена; в то время как в Иезекииль xxvii. 23 Харран и Эдем интерпретируются переводчиком арамейского как «Харван, Нисибис и Адиабене».
В адиабене было смешанное население, в то время как сирийский язык преобладал на ассирийцах. Согласно Плинию, четыре племени населяли область Адиабены: Оронт, аланы, азоны и силики. Отчет Иосифа 'иудейских древностей показывает, что в царстве было значительное еврейское население. Сложное смешение культур можно увидеть в истории мученической смерти Махануша, известного иранского зороастрийца, принявшего христианство. Позднее Адиабена стала архиепископством с резиденцией митрополита в Арбеле.
Основываясь на именах адиабенских правителей, Эрнст Герцфельд предположил сакское / скифское происхождение царского дома королевства; однако более поздний прогресс в иранских лингвистических исследованиях показал, что эти имена были обычными западно-средними иранскими именами. Было высказано предположение, что королевский дом Адиабены, спасаясь от вторжения Траяна, основал более позднюю династию Аматуни, правившую территорией между озерами Урмия и Ван.
Адиабене. был районом в Месопотамии между верхним и нижним Забом и был частью Неоассирийской империи и населен ассирийцами даже после падения Ниневии. Он был составной частью Ахеменидов Ассирии (Атура ) и Сасанидов Ассирии (Ассуристана ). Позже этот регион стал частью римской провинции Ассирия после вторжения Траяна в 116 году.
Согласно Патрисии Крон и Майклу Куку, когда центр Ассирия снова была в центре внимания в раннем христианстве (в парфянскую эпоху и примерно через шесть веков после падения Ассирийской империи), «это было с ассирийским, а не персидским, не говоря уже о греческом, самоидентификации: храм Ашура был восстановлен, город был восстановлен, и ассирийское государство-преемник вернулось в форме царства-клиента Адиабене ». Еврейский историк Флавий Иосиф Флавий утверждает, что жители Адиабены были ассирийцами.
(Дальнейшую историю см. Эрбиль ; ассирийский народ, Римская империя, Ирак ).
В древние времена Адиабена была неотъемлемой частью Ассирии.
при Ахеменидах Персидские цари, Адиабена, кажется, какое-то время была вассальным государством Персидской империи. Иногда трон Адиабены удерживался членом дома Ахеменидов; Ардашир III (царь с 628 по 630 г. н.э.), прежде чем он вступил на престол Персии, имел титул «царь Хадьяба». Десять тысяч, армия греков наемников, отступили через Адиабену на своем марше к Черному морю после битвы. Кунакси.
Согласно еврейской традиции, Елена, царица Адиабены, обратилась в иудаизм из язычества в I веке. Царица Елена Адиабенская (известная в еврейских источниках как Хелени Ха-Малка) переехала в Иерусалим, где построила дворцы для себя и своих сыновей, Изатес бар Монобаз и Монобаз II в северной части города Давида, к югу от Храмовой горы и помогал евреям в их войне с Римом. Саркофаг царицы Елены был обнаружен в 1863 году. Считается, что пара надписей на саркофаге «цаддан малка» и «цадда малката» относится к провизии (цеда на иврите), которую Елена поставляла беднякам Иерусалима и евреям. королевство в целом. По словам Иосифа Флавия «царица обратилась в иудаизм вместе со своим сыном Монобазом II под влиянием двух евреев. Согласно другой традиции, она встретила в Адиабене еврейского торговца ювелирными изделиями по имени Ханания или Элиэзер, который рассказал ей о людях. Израиля и убедил ее присоединиться к ним. Все исторические следы еврейской королевской семьи в Адиабне закончились примерно в 115 г. н.э., но эти истории оказали огромное влияние на раввинскую литературу и Талмуд. Номинально зороастрийцы, жители Адиабне были терпимы к иудаизму и позволили установить еврейских общин там, евреи Эдессы, Нисибиса и Адиабены отплатили им тем, что стали одними из самых яростных противников Траяна. В конце II века христианство быстро распространилось среди зороастрийцев и тех, кто ранее исповедовал иудаизм. Когда христианство стало официальной религией римлян империи при Константине, положение адиабенских христиан естественно усугубилось, так как они рассматривались как потенциально разочарованные он ревностно зороастрийских сасанидов.
Маленькое королевство могло иметь ряд местных правителей, номинально вассалов македонцев, Селевкидов и позднее Армянские (при Тигране Великом ) империи.
Позже она стала одним из клиентских королевств Парфянской империи. В течение 1 века до н. Э. И 1 века нашей эры он приобрел известность при череде царей, происходящих от Монобаза I и его сына Изата I. Известно, что Монобаз I был в союзе с королем Харацена, при дворе которого какое-то время жил его сын Изат II бар Монобаз и чья дочь Симахо вышла замуж за Изата, а также правители других небольших королевств на периферии партианской сферы влияния.
Главный противник Траян в Месопотамии в 115 году был последним королем независимой Адиабены, Мехараспес. Он имел общее дело с (Маннусом) из Сингара (Сингара). Траян вторгся в Адиабену и сделал ее частью римской провинции Ассирии ; при Адриане в 117 г., однако, Рим отказался от Ассирии, Месопотамии и Армении.
Летом 195 Септимий Северус снова воевал в Месопотамии, и в 196 году три дивизии римской армии напали на Адиабену. Согласно Диону Кассию, Каракалла взял Арбелу в 216 году и обыскал там все могилы, желая выяснить, были ли там похоронены цари Аршакидов. Многие древние царские гробницы были разрушены.
Несмотря на свержение парфян Сасанидами в 224 году н. Э., Феодальные династии оставались верными парфянам и сопротивлялись продвижению Сасанидов в Адиабене и Атропатене. Из-за этого и религиозных различий Адиабена никогда не считалась неотъемлемой частью Ирана, хотя Сасаниды контролировали его в течение нескольких столетий.
После того, как Римская империя постепенно сделала христианство своей официальной религией в течение четвертого века, жители Адиабены, которые в основном были ассирийскими христианами, встали на сторону христианского Рима, а не зороастрийцы сасаниды. Византийская империя послала армии в регион во время византийско-сасанидских войн, но это никак не повлияло на территориальные границы. Адиабена оставалась провинцией Сасанидской империи до завоевания Персии мусульманами.
. В сасанидский период регион был записан как Нод-Ардадхшираган или Нод-Ардашираган.
Все даты приблизительны.
Между V и XIV веками Адиабена была столичной провинцией Ассирийской церкви Востока. В «Хрониках Эрбиля», предполагаемой истории христианства в Адиабене во времена парфян и сасанидов, перечислены некоторые ранние епископы Эрбиля. Подлинность Хроник Эрбиля была поставлена под сомнение, и ученые по-прежнему расходятся во мнениях относительно того, насколько достоверны ее свидетельства. Некоторые епископы в следующем списке засвидетельствованы из других источников, но о ранних епископах, вероятно, ходят легенды.
false.CS1 maint: ref = harv (ссылка )