Хасдай ибн Шапрут

редактировать
Хаэн Памятник Хасдаю ибн Шапруту в Хаэн, Испания

Хасдай (Абу Юсуф бен Ицхак бен Эзра) ибн Шапрут (иврит : חסדאי אבן רוט; арабский : حسداي بن بروط, Абу Юсуф ибн Шапрут) родился около 915 года в Хаэн, Испания ; умер около 970 г. в Кордова, Андалусия, был еврейским ученым, врачом, дипломатом и покровителем науки.

Его отец, Исаак бен Эзра, был богатым и образованным евреем из Хаэна. Хасдай в молодости приобрел глубокие знания иврита, арабского и латыни, причем последний из названных языков был в то время известен только высшему духовенству Испания. Он также изучал медицину и, как говорят, открыл панацею, названную Аль-Фарук. Назначенный врачом халифа Абд-ар-Рахмана III (912-961), он благодаря своим привлекательным манерам, знаниям, характеру и необыкновенным способностям завоевал доверие своего хозяина до такой степени, что стал халифом. доверенное лицо и верный советник. Не имея титула визиря, он на самом деле был министром иностранных дел; он также контролировал таможню и судовые сборы в порту Кордовы. Хасдай заключил союзы, заключенные халифом с иностранными державами, и принял послов, посланных последним в Кордову. В 949 г. Константин VII послал посольство, чтобы сформировать дипломатический союз между находящейся в тяжелом положении Византийской империей и могущественным правителем Испании. Среди подарков, привезенных посольством, был великолепный кодекс работы Педания Диоскорида по ботанике, высоко оцененный арабскими врачами и естествоиспытателями. Хасдай с помощью ученого греческого монаха по имени Николас перевел его на арабский язык, что сделало его общим достоянием арабов и средневековой Европы.

Содержание
  • 1 Как служитель
  • 2 Еврейская деятельность
  • 3 Личная жизнь
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Библиография Еврейской энциклопедии
Как министр

Хасдай оказал важные услуги халифу, обращаясь с посольством во главе с Иоанном из Горца, отправленным в Кордову в 956 году Отто I. Халиф, опасаясь, что письмо германского императора может содержать уничижительные по отношению к исламу материалы, поручил Хасдаю начать переговоры с посланниками. Хасдай, который вскоре понял, что письмо не может быть доставлено халифу в его нынешнем виде, убедил послов послать за другим письмом, которое не должно содержать никаких возражений. Иоанн из Горца сказал, что «никогда не видел человека с таким тонким интеллектом, как еврей Хасдеу».

Хасдай добился большого дипломатического триумфа во время трудностей, возникших между королевствами Леона и Наварра, когда амбициозная королева Тода Памплонская обратилась за помощью к Абд ар-Рахману в восстановлении ее низложенного внука, Санчо I Леона. Хасдай был отправлен ко двору Наварры; и ему удалось после долгой борьбы убедить королеву отправиться в Кордову с ее сыном и внуком, чтобы пасть ниц перед халифом, ее давним врагом, и умолять его о помощи (958). Гордый наваррец позволил Хасдаю убедить себя - как выразился еврейский поэт того времени - «очарованием его слов, силой его мудрости, силой его хитрости и его тысячей уловок».

Хасдай сохранил свое высокое положение при сыне и преемнике Абд ар-Рахмана, аль-Хакаме II, который даже превзошел своего отца в своей любви к науке.

Еврейская деятельность

Хасдай был очень активен в интересах своих единоверцев и еврейской науки. Якобы, когда он услышал, что в Средней Азии существует еврейское государство с еврейским правителем, он пожелал вступить в переписку с этим монархом; и когда сообщение о существовании хазарского государства было подтверждено двумя евреями, Мар Саулом и Мар Иосифом, которые прибыли в свите посольства хорватского короля в Кордову Хасдай доверил им письмо, написанное на хорошем иврите, адресованное еврейскому царю, в котором он изложил свое положение в западном государстве, описал географическое положение Андалусии и ее отношения с зарубежными странами и попросил предоставить подробную информацию. что касается хазар, их происхождения, их политической и военной организации и т. д. (см. также Хазарская переписка.) Историк Шауль Штампфер поставил под сомнение подлинность письма, которое, как утверждается, было получено от хазарского царя, ссылаясь на многочисленные языковые и географические странности на фоне расцвета псевдоисториографических текстов и подделок в средневековой Испании.

Хасдай послал письмо императрице Елене Византийской, в котором он призывал к свободе вероисповедания для народа Евреи Византии. Он указал на свои теплые отношения с мусульманским халифом в Кордове, а также на свое доброжелательное отношение к христианам Испании.

Хасдай послал богатые подарки ешиве суры . 2>и в Вавилонии, и переписывался с Досой, сыном Саадиа Гаона. Он также сыграл важную роль в переносе центра еврейских богословских исследований из Вавилонии в Испанию, назначив Моисея бен Ханоха, который застрял в Кордове, директором школы, и тем самым отделил Иудаизм от его зависимости от Востока, к великой радости халифа, как говорит Авраам ибн Дауд (Сефер ха-Каббала, стр. 68). Ибн Аби Усайбиа пишет о нем: «Хасдай бен Исаак был среди выдающихся еврейских ученых, сведущих в своем законе. Он открыл своим единоверцам в Андалусии врата знания религиозного закона, хронологии. и т. д. До него им приходилось обращаться к евреям Багдада по юридическим вопросам, а также по вопросам, касающимся календаря и дат фестивалей »(изд. Мюллер, II, 50).

Хасдай знаменует начало расцвета андалузской еврейской культуры, подъема поэзии и изучения грамматики иврита среди испанских евреев. Сам будучи ученым, он поощрял стипендию среди своих единоверцев, покупая книги на иврите, которые он импортировал с Востока, и поддерживая еврейских ученых, которых он собирал вокруг себя. Среди последних были Менахем бен Сарук из Тортоса, протеже отца Хасдая, и Дунаш бен Лабрат, оба из которых адресовали стихи своему покровителю. Дунаш, однако, настроил Хасдая против Менахема до такой степени, что Хасдай стал причиной жестокого обращения с Менахемом.

Личная жизнь

Нет никаких свидетельств того, что у Шапрута была жена. Семья, происходящая из Турции и носящая фамилию Чипрут, утверждает, что происходит от Хасдая. Кроме того, несколько семей по всей еврейской диаспоре несут вариации имени хасдай, которые возникли при переезде из одной страны в другую [например: Хаздай, Хаздай, Хасдай, Хазбай]

см. Также
Примечания
Ссылки

Библиография еврейской энциклопедии

Последняя правка сделана 2021-05-23 03:00:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте