HMS Lutine (1779)

редактировать

Фрегат, похожий на HMS Lutine A Фрегат типа Magicienne
История
Flag of French-Navy-Revolution.svg Франция
Имя :Lutine
Имя :Лютин - женская форма Лютина.
Заказано :23 октября 1778 г.
Строитель:верфь Тулона
Заложен:март 1779 г.
Спущен на воду:11 сентября 1779 г.
Введен в эксплуатацию:ноябрь 1779 г.
В плену:Август 1793 г.
Великобритания
Имя :HMS Lutine
Приобретено:Август 1793 г.
Судьба:Разбитый 9 октября 1799 г.
Общие характеристики
Класс и тип:Magicienne-class фрегат
Водоизмещение:
  • 600 тонн (французское)
  • 1000 тонн (французское) при полной загрузке
Длина:44,2 м (145 футов)
Ширина:11,2 м (37 футов)
Осадка:5,2 м (17 футов) (22 французских футов )
Парусный план:Судно с полным такелажем
Вооружение:

Лютин был фрегатом WH ich служил как в французском флоте, так и в королевском флоте. Он был спущен на воду французами в 1779 году. Корабль перешел под британский контроль в 1793 году и был принят на вооружение как HMS Lutine . Он затонул среди Западно-Фризских островов во время шторма в 1799 году.

Он был построен как французский фрегат Магического класса с 32 орудиями., и был спущен на воду в Тулоне в 1779 году. Во время Французской революции Лютин попал под контроль французских роялистов. 18 декабря 1793 года он был одним из шестнадцати кораблей, переданных британскому флоту в конце осады Тулона, чтобы предотвратить его захват французскими республиканцами. В 1795 году он был перестроен англичанами в пятый фрегат с 38 орудиями. После этого она служила в Северном море, где участвовала в блокаде Амстердама.

Лютин затонул во время шторма в Влиланд в Западно-Фризские острова 9 октября 1799 года, когда везли большую партию золота. Перемещение песчаных отмелей сорвало попытки спасения, и большая часть груза так и не была возвращена. Ллойд из Лондона сохранила свой утилизированный колокол - Лютинский колокол, который теперь используется в церемониальных целях в их штаб-квартире в Лондоне.

Содержание
  • 1 Французская карьера
  • 2 Британская карьера
  • 3 Наследие
    • 3.1 Место крушения
    • 3.2 Золото
    • 3.3 Первые попытки спасения 1799-1938
    • 3.4 Закон Ллойда 1871 г.
    • 3.5 Лютинский колокол
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания, цитаты и ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Французская карьера

В 1780 году Лютин находился под властью Камбрея, и зашел в порты Фойлери, Смирны и Мальты, прежде чем вернуться в Тулон, сопровождая конвой. Позднее, чем через год, она была под началом Гарнье де Сен-Антонена, выполняя миссии в Восточном Средиземноморье.

Аттическая погребальная стела, привезенная из Афин Лютиным в рамках Флотта, музея Гренобля, инв. 376.

В 1781 году она была под командованием Флотта, также сопровождала конвои в Восточном Средиземноморье и заходила в Марсель, Мальту, Смирну и Фойлери. В Афинах Флотту подарили старинный барельеф, о котором он доложил военно-морскому министру Кастри. С 13 июля 1782 года по 16 июля 1783 года он продолжал те же миссии под.

С началом Войны Первой Коалиции, Lutine был повторно введен в эксплуатацию в качестве бомбардировщика в 1792 году.

Британская карьера

27 сентября 1793 года роялисты в Тулоне сдали город, военно-морские верфи, арсенал и французский средиземноморский флот британскому флоту под командованием вице-адмирала Лорд Худ. Французские корабли включали:

... семнадцать линейных кораблей (один 120, один 80 и пятнадцать 74), пять фрегатов и одиннадцать корветов. На разных стадиях переоборудования в Новом бассейне находились четыре линейных корабля (один 120, один 80 и два 74-х) и фрегат. В основном в Старом бассейне и, по большей части, ожидая среднего или крупного ремонта, находились восемь линейных кораблей (один 80-й и семь 74-х), пять фрегатов и два корвета.

Лютин был одним из кораблей из Старого. Бассейн. Во время осады Тулона британцы превратили Лютина в бомбардировочное судно, которое стреляло из минометов по осаждающим французским артиллерийским батареям, находившимся под командованием Наполеона Бонапарта. Когда они покинули Тулон 19 декабря, англичане взяли с собой Лютина.

Корабль был отправлен в Портсмут в декабре 1793 года для переоборудования и введен в эксплуатацию как HMS Lutine.

Потеря Лютина произошла во время Второй коалиции в Французских революционных войнах, в которых англо-русская армия высадилась в Батавской республике (ныне Нидерланды ), которые были оккупированы французами с 1795 г. (французы захватили голландский флот в предыдущем году в кавалерийской атаке над замороженными польдерами.) Адмирал Дункан сильно разбил голландский флот в 1797 году в битве при Кампердауне и оставшуюся часть голландский флот был захвачен 30 августа 1799 г. герцогом Йоркским.

. В этот период Лютин служил в качестве эскорта, проводя транспорты на мелководье вокруг Северной Голландии и обратно.

В октябре 1799 г. она работала в перевозке слитков и монет на сумму около 1,2 миллиона фунтов стерлингов (стоимость эквивалентна 119 миллионам фунтов стерлингов в 2020 году) из Ярмута в Куксхафен для обеспечения гамбургских банков с фонды для предотвращения краха фондового рынка и, возможно, для оплаты войск в Северной Голландии. Вечером 9 октября 1799 года во время сильного северо-западного штормового ветра судно под капитаном Ланселотом Скайнером, сделав неожиданную свободу действий, было увлечено приливным потоком впадает в Ваддензее, на песчаную отмель в Вли у острова Терсхеллинг, на Западно-Фризских островах. Там она стала полной потерей. Все, кроме одного, из примерно 240 пассажиров и членов экипажа погибли в море.

HMS Lutine в беде

Капитан Портлок, командир британской эскадры в Влиланд, сообщил о потере, написав в Адмиралтейство в Лондоне 10 октября:

Сэр, с огромной болью я должен сообщить вам печальную судьбу HMS Lutine, корабль которого направился к внешнему берегу пролива Флай [англ. Перевод на английский язык острова Вли] в ночь на 9-е инст. в сильном порыве ветра с северо-северо-запада, и я очень боюсь, что вся команда, за исключением одного человека, который был спасен во время крушения, погиб. Этот человек, когда его взяли, был почти измотан. В настоящее время он неплохо поправился и рассказывает, что «Лютин» покинул Ярмут-роуд утром 9-го числа. направлялся в Тексель, и что у нее на борту было значительное количество денег.

Сильный ветер с северо-северо-запада и приближающийся подветренный прилив сделали невозможным для Schowts [вероятно, Schuits, местные рыболовные суда] или других лодок, чтобы выйти на помощь ей ​​до рассвета утром, и в то время не было видно ничего, кроме частей затонувшего корабля.

Я приложу все усилия, чтобы спасти все, что смогу, от крушения, но, судя по ситуации, в которой она лежит, я боюсь, что мало что будет извлечено.

Три офицера, включая капитана Скайнера, очевидно, были похоронены на кладбище Влиланда, и еще около двухсот человек были похоронены в братской могиле возле Брандарис маяка в Терсхеллинге. На этих могилах нет никаких памятников.

Капитан Ланселот Скайнер приехал из Истона на холме, недалеко от Стэмфорда, Англия, где его отец много лет был ректором. Мемориальные доски на бывшем доме приходского священника (известном как Дом Лютинов) и в церкви посвящены этому и капитану Скиннеру.

Отсутствие золота спровоцировало кризис, который оно было предназначено предотвратить. 132>

Наследие

Место крушения

Место крушения, Вли, было известно своим сильным течением и опасностью штормов, заставляющих корабли на берег. Район состоит из песчаных отмелей и отмелей, которые постоянно меняются течениями, и через них проходят каналы: в 1666 году, во время Второй англо-голландской войны, адмиралу Холмсу удалось проникнуть через них. косяки и старт Holmes's Bonfire, удивив голландцев, считавших косяки непроходимыми. Глубина воды также постоянно меняется, и это вызывает большие трудности при попытках спасения.

Лютин потерпел крушение в мелком проливе под названием Эйзергат, который теперь полностью исчез, между островами Влиланд и Терсхеллинг. Сразу после того, как Лютин затонул, затонувший корабль начал заиливаться, что привело к прекращению попыток его спасения к 1804 году. Случайно в 1857 году было обнаружено, что затонувший корабль снова был обнаружен, но снова накрыт в 1859 году. Обломки, вероятно, были частично обнаружены между 1915 и 1916 г., хотя из-за Первой мировой войны.

попытки спасти золото не предпринимались,

Золото было застраховано Lloyd's of London, которая полностью оплатила претензию. Таким образом, андеррайтеры владели золотом на правах отказа и позже санкционировали попытки спасти его. Однако из-за состояния войны голландцы также претендовали на него как на военный приз..

Капитан Портлок получил указание от Адмиралтейства 29 октября 1799 г. попытаться вернуть груз. в пользу лиц, которым он принадлежит; Ллойд также послал агентов осмотреть обломки. Комитет общественной собственности Голландии поручил местным получателям обломков доложить о затонувшем корабле, а Ф.П. Роббе, получатель на Терсхеллинге, был уполномочен в декабре 1799 года начать спасательные операции. Все три стороны обратили внимание на сложность спасения из-за неблагоприятного положения затонувшего судна и позднего времени года. В этот момент обломки находились на глубине примерно 7,5 метров (25 футов) воды.

В 1821 году, преемник Роббе на посту Управляющего в Терсхеллинге, Пьер Эшаузье успешно подал ходатайство королю Вильгельму I и королевским указом получил исключительное право

попытаться спасти груз с корабля. Английский фрегат Lutine, который затонул между Терршеллингом и Влиландом в 1799 году, шел из Лондона и направлялся в Гамбург, и имел на борту очень значительный капитал, состоящий из золота и серебра, а также тысяч Испанские монеты, общая сумма которых, как считается, составляет 20 миллионов голландских гульденов.

Взамен государство получит половину всех возвращенных средств. Таким образом, Эшаузье и его наследники стали владельцами затонувшего корабля по королевскому указу и, таким образом, известны как «Декретальные спасатели».

Попытки Эшаузье побудили Ллойда обратиться к британскому правительству, чтобы защитить свои права на крушение. В 1823 году король Вильгельм своим последующим указом пересмотрел первоначальный указ: все, что «было зарезервировано за государством из груза вышеупомянутого фрегата», было передано королю Великобритании в качестве знака ». наших дружеских чувств по отношению к Королевству Великобритания, и ни в коем случае не из убежденности в праве Англии на любую часть вышеупомянутого груза ". Впоследствии эта доля была возвращена Ллойду.

Золото, по-видимому, хранилось в хлипких бочках, связанных слабыми железными обручами, а серебро - в бочках с деревянными обручами. В течение года после крушения эти бочки в значительной степени распались, и море начало рассеиваться и накрывать место крушения.

Записи Ллойда были уничтожены пожаром в 1838 году, и фактическое количество потерянного золота теперь составляет неизвестно. В 1858 году Ллойд оценил общую стоимость в 1,2 миллиона фунтов стерлингов, состоящих из серебра и золота. Несмотря на расширенные операции, более 80% еще предстоит спасти. В неподтвержденном газетном сообщении 1869 года говорилось о находившихся на борту драгоценностях голландской короны.

Первые попытки спасения 1799-1938

1799-1801: Отчет 1876 года сообщает, что рыбаки - с разрешения Голландское правительство в обмен на две трети извлеченного утиля - за полтора года до 1801 года - восстановило 80 000 фунтов слитков, состоящих из 58 золотых слитков; 35 слитков серебра; 42 000 испанского серебра пистолетов ; 212 полупистолей, 179 испанских золотых пистолетов; с меньшим количеством четвертины; восьмой и шестнадцатый пистоли. В отчете за 1911 год сообщается, что, помимо перечисленных выше золота, серебра и пистолетов, было обнаружено 41 697, а не 42 000 испанских серебряных пистолетов; 81 двойной Луи д'Ор ; 138 холостых гиней Луи д'Ора и 4 английских гинеи ориентировочной стоимостью 83 000 фунтов стерлингов фунтов стерлингов. Две трети доли голландского правительства были переработаны в голландских гульденов на сумму 56 000 фунтов стерлингов. В Англию была отправлена ​​пачка серебряных ложек с подписью «W.S», принадлежащая капитану Лютина; Точно так же найденный меч был идентифицирован как принадлежащий лейтенанту Чарльзу Густину Офрере.

В августе 1800 года Роббе обнаружил бочку из семи золотых слитков, весом 37 кг (82 фунта) и небольшой сундук, в котором находилось 4 606 испанских пиастры. В течение 4–5 сентября были извлечены две небольшие бочки, одна с запеченным дном, в результате чего было получено двенадцать золотых слитков. Были и другие, более мелкие, восстановительные работы, сделавшие этот год самой успешной из всех попыток спасения; однако расходы на спасение были все же на 3 241 гульден больше, чем возмещение.

В 1801 году, хотя и были восстановлены, условия были неблагоприятными, и затонувшие корабли уже были заилены. К 1804 году Роббе сообщил: что часть обломков, в которой обычно находят драгоценные металлы, теперь покрыта большим куском борта корабля (который ранее находили висящим более или менее под углом), тем самым препятствуя спасательным работам, которые в противном случае были бы возможны. Похоже, что попытки спасения были прекращены.

В 1814 году Пьеру Эшаузье было выделено 300 гульденов на спасение голландским королем, и он вернул «8 Людовика д'Ора и 7 испанских пиастров, выловленных из обломков« Лютина ».

В 1821 году Эшаузье создал синдикат с намерением использовать водолазный колокол, укомплектованный амфибией англичан. Однако г. Ренни, инженер умер в том же году; в 1822 году водолазный колокол прибыл в конце июня, но операции были сорваны из-за плохой погоды и заиления затонувшего судна; на этом этапе место крушения находилось на глубине 1 метра (3 фута 3 дюйма) под песком. Хотя попытки спасения продолжались до 1829 года, мало что было сделано, и водолазный колокол был продан голландскому флоту. В 1835 году песчаная отмель, покрывающая Лютин, сузилась и двинулась на юг, при этом глубина воды составила 9–10 метров (30–33 футов), и были предприняты отдельные попытки спастись. Дальнейшие попытки привлечь капитал были в основном безуспешными.

В 1857 году случайно было обнаружено, что «прямо через песчаную отмель Гоудплаат образовался канал, ведущий над обломками корабля, так что последнее не просто очистилось от песка, но и углубилось еще глубже. канал [...] носа и кормы, а также палубы и борта полностью отошли, оставив только киль с кильсоном над ним и некоторыми прикрепленными к нему нервюрами ». Немедленно возобновились восстановительные работы, теперь с использованием водолазов в шлемах (helmduikers) и ныряльщиков с колоколами (klokduikers), последние использовали колокол, названный Hollandsche Duiker («голландский водолаз»). Однако большое количество неавторизованных спасателей также проявили интерес, что побудило голландское правительство разместить канонерскую лодку в этом районе. В течение сезона было возвращено около 20 000 гульденов.

Сезон 1858 г. был затруднен плохой погодой, но принес 32 золотых и 66 серебряных слитков. Колокол этого корабля был также обнаружен в этом году (см. Ниже). В 1859 году стало очевидно, что сокровища хранились у кормы корабля и что корма лежала на боку, правым бортом вверх, а левый борт утопал в песке. Однако в этой области было всего 4 золотых слитка, 1 серебряный слиток и более 3500 пиастров. К 1860 году глубина крушения достигла 14 метров (46 футов), и количество утилизируемых материалов уменьшалось. Тем не менее, за четыре года было получено полмиллиона гульденов: 41 золотой слиток, 64 серебряных слитка и 15 350 различных монет, а прибыль синдиката составила 136%; попытки были окончательно прекращены в 1863 году, когда затонувший корабль снова залился илом.

Сообщается, что после 1860–1889 попыток спасти было найдено 11 164 монеты на сумму 4600 долларов.

В 1867 году изобретатель Виллем Хендрик тер Меулен предложил использовать «zandboor» («песчаный бур»), устройство, которое нагнетает воду на песчаное морское дно, чтобы расчистить путь для водолаза в шлеме, и подписал трехлетний контракт, впоследствии продленный еще на три. лет, а затем еще двадцать лет. Планировалось, что когда глубина воды достигнет 7 метров (23 фута), машина будет использоваться для выкапывания песка на такой же глубине на место крушения. Тер Мёлен купил 50-сильный двигатель со стальным корпусом и крыльчатым колесом. паровой буксир, Антагонист. Двигатель был модифицирован таким образом, что его можно было отсоединить от крыльчатых колес и использовать для привода центробежного «водоворотного» насоса. Насос был способен перекачивать воду со скоростью 21,5 кубических метров в минуту (760 кубических футов / мин), но тесты показали, что 1,5 кубических метров в минуту (53 кубических футов / мин) было достаточно, а для «zandboor» потребовалось всего лишь пара минут, чтобы добраться до места крушения. Также было обнаружено, что песок не разрушался после того, как дайвер спустился через просверленное отверстие в полость, вырытую машиной.

К сожалению, затонувший корабль оставался сильно заиленным, а глубина воды варьировалась от 2 метров (6 футов 7 дюймов) (в 1873 году) до минимума в 5 метров (16 футов) (в 1868 году). и снова в 1884 г.). Однако тер Мейлен отвечал за восстановление ориентиров, использованных для выполнения транзитов места крушения, и за установление его положения : 53 ° 20′35 ″ N 5 °. 01'34 ″ E / 53,34306 ° N 5,02611 ° E / 53,34306; 5,02611 Координаты : 53 ° 20'35 ″ N 5 ° 01'34 ″ E / 53,34306 ° N 5,02611 ° E / 53,34306; 5.02611.

В 1886 году пушка была спасена и подарена Ллойдом королеве Виктории : теперь она выставлена ​​в Виндзорском замке. Другой был предложен City of London Corporation и выставлен в Guildhall, Лондон. Последняя пушка была передана спортивному клубу Ллойда в Эссексе. Другие экспонаты находятся в Стеделийкском музее Амстердама, и по крайней мере четыре находятся в Терсхеллинге. Было обнаружено несколько монет и небольших реликвий на сумму 700 фунтов стерлингов.

В 1891 году было найдено несколько небольших монет

В 1896 году пушка была подарена королеве Вильгельмине.

В 1898 году было извлечено двести фунтов древесины, из которой был изготовлен стул для лондонского Ллойда.

В 1911 году была организована Спасательная компания для спасения указанного сокровища. Сообщается, что в 1912 году в ходе этих усилий были обнаружены серебряные монеты, пушка, ядра, картечь и якорь, но не сокровища.

В 1913 году две беседки якоря, каждый из которых находился на носу корабля, весом 3900 кг (8600 фунтов) были извлечены и выставлены на обозрение в Амстердаме. Компания Lloyd's рассмотрела возможность установки якорей в качестве памятника за Королевской биржей вместо статуи сэру Роберту Пилу, но это не было выполнено, и были поставлены только деревянные ложи., отмеченные Лютином, были отправлены Ллойду.

Сообщается, что начало Первой мировой войны предотвратило еще одну попытку спасти.

В 1933 году была предпринята попытка спасти сокровище, но она была остановлена, когда прозвенел колокол. разрушен морской миной Первой мировой войны.

В 1934 году была предпринята попытка спасти заявленное сокровище.

В 1938 году была предпринята попытка спасти указанное сокровище. Был найден только один золотой слиток.

Закон Ллойда 1871 года

Краткая история потерь и попыток спасения дается в преамбуле к Закону Ллойда 1871 :

И в то время как примерно в 1799 году военное судно Королевского флота, названное Lutine, потерпело крушение на побережье Голландии со значительным количеством денег на борту, застрахованным страховщиками Lloyd's, входившими в Общество и другие, а также Голландия, находившаяся в то время в состоянии войны с этой страной, судно и груз были захвачены, а через несколько лет король Нидерландов уполномочил некоторых гробовщиков предпринять дальнейшие попытки спасти груз на условиях (среди прочего), которые они должны оплатить все расходы, и что половина всех, которые должны быть взысканы, должна принадлежать им, а другая половина должна перейти к правительству Нидерландов, и впоследствии король Нидерландов уступил королю Георгу Четвертому от имени Общества Ллойда, доля в грузе, ch был зарезервирован для правительства Нидерландов:

И хотя время от времени проводились операции по спасению от крушения Lutine, и возвращалась часть суммы, составлявшая около двадцати -пять тысяч фунтов, в силу вышеупомянутой уступки, находится под стражей или под контролем Комитета по управлению делами Ллойда: [...]

И поскольку целесообразно, чтобы операции по спасению от крушения Лютина, и это положение должно быть сделано для использования от этого имени, насколько это может быть необходимо, денег, которые могут быть получены в дальнейшем от этих операций, и для использования в общественных или других целях вышеупомянутую сумму в двадцать пять тысяч фунтов и невостребованные остатки денег, которые будут получены в дальнейшем, как указано выше [...]

Право собственности на оставшееся, несоленое, золото передается в половину долей между «декретальными спасателями» и Общество Ллойда, собственность Ллойда после ng регулируется в соответствии с положениями Закона Ллойда 1871 года, §35:

Спасательные операции, связанные с крушениями Лютина Общество может время от времени совершать или присоединяться к совершению всех таких законных действий, которые они считают целесообразными с целью для дальнейшего спасения от крушения Лютина, и удерживать, получать и использовать для этой цели столько денег, которые должны быть получены посредством спасения от них, сколько они время от времени считают нужным, и чистые деньги, полученные таким образом, и указанная сумма в двадцать пять тысяч фунтов будет применяться для целей, связанных с судоходством или морским страхованием, в соответствии со схемой, которая будет подготовлена ​​Обществом и подтверждена Приказом Ее Величества в Совете по рекомендации Совета Торговля после или при условии такого публичного уведомления заявителей о любой части вышеупомянутых денег, которое должно поступить, и такое расследование претензий, и любое такое запрещение претензий, которые не были предъявлены или не доказаны, и такое сохранение прав (если таковые имеются), как считает Совет по торговле.

Лути ne Bell

Внутренний снимок трибуны Lloyd's и Lutine Bell

Корабельный колокол (выгравировано "ST. JEAN - 1779 ") был обнаружен 17 июля 1858 года. Колокол был обнаружен запутанным в цепях, первоначально идущих от судового штурвала к рулю, и первоначально оставался в этом состоянии до будучи отделенным и повторно подвешенным на трибуне зала андеррайтинга в Lloyd's. Он весит 48 килограммов (106 фунтов) и 46 сантиметров (18 дюймов) в диаметре. загадка, почему название на колоколе не соответствует названию корабля. В колокол традиционно били, когда приходили новости о просроченном судне - один раз в случае потери корабля (т.е. плохие новости), и дважды - в случае его возвращения (т.е. хорошие Звонок прозвучал, чтобы остановить транзакцию, в то время как все брокеры и андеррайтеры были осведомлены о новостях одновременно. Это было связано с тем, что часто перестраховывалось просроченное судно (чтобы андеррайтер мог закрыть свои книги по более старому бизнесу), поэтому сделать последнюю информацию о корабле очень важной для частично размещенной договор перестрахования. В колоколе треснул, и традиционная практика звонков новостей прекратилась: последний раз в него звонили, чтобы сообщить о потерянном корабле, в 1979 году, а последний раз в него звонили, чтобы возвещать о возвращении просроченного корабля, в 1989 году.

Во время Второй мировой войны нацистский радиопропагандист лорд Хау-Хоу утверждал, что в колокол постоянно звонили из-за потерь кораблей союзников во время битвы за Атлантику. Фактически, звонок прозвенел один раз во время войны, когда Бисмарк был потоплен.

Звонит, когда член королевской семьи умирает, и его услышали после смерть Дианы, принцессы Уэльской и королевы Елизаветы, королевы-матери. В настоящее время в него звонят в церемониальных целях в ознаменование стихийных бедствий, таких как 11 сентября, азиатское цунами и бомбардировки Лондона, и всегда звонят по телефону. начало и конец двухминутного молчания в День перемирия.

Звонок висел в четырех последовательных кабинетах андеррайтинга Ллойда:

  • Королевская биржа 1859-1928;
  • Ллойда здание на Лиденхолл-стрит 1928-1958;
  • первая штаб-квартира Ллойда на Лайм-стрит 1958-1986;
  • нынешнее здание Ллойда на Лайм-стрит с 1986 года.

Также есть стул и стол в «Ллойд», сделанные из руля фрегата. Руль был спасен 18 сентября 1858 года. Эта мебель ранее находилась в письменной комнате Ллойда и использовалась председателем Lloyd's на годовом общем собрании членов, но теперь хранится в Старой библиотеке Здание Ллойда.

См. Также
Примечания, цитаты и ссылки

Примечания

Цитаты

Ссылки

Внешние ссылки

Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-22 09:15:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте