Грегор Пятигорский | |
---|---|
Пятигорский в 1945 году | |
Родился | (1903-04-17) 17 апреля 1903 года. Екатеринослав, Россия |
Умер | 6 августа 1976 (1976-08-06) (73 года). Лос-Анджелес, Калифорния, United Штаты |
Национальность | Американец |
Род занятий | Виолончелист |
Супруг (а) | Жаклин де Ротшильд (m.1937) |
Дети | Джефта Пятигорски (р. 1937). Иорам Пятигорский (b.1940) |
Грегор Пятигорский (русский: Григо́рий Па́влович Пятиго́рский, Григорий Павлович Пятигорский; 17 апреля [OS 4 апреля] 1903 г. - 6 августа 1976 г.) был русским родившимся американцем виолончелистом.
Грегор Пятигорский родился в Екатеринославе (ныне Днепр в Украине ) в еврейская семья. В детстве отец обучал его игре на скрипке и фортепиано. Увидев и услышав виолончель, он решил стать виолончелистом и получил свою первую виолончель, когда ему было семь лет.
Он стал стипендиатом Московской консерватории, учился у Анатолия Брандукова и некоего Губарева. В то же время он зарабатывал деньги для своей семьи, играя в местных кафе.
Ему было 13 лет, когда произошла русская революция. Вскоре после этого он начал играть в. В 15 лет он был принят на работу главным виолончелистом Большого театра.
. Советские власти, в частности Анатолий Луначарский, не позволяли ему выезжать за границу для дальнейшего развития. учится, поэтому он пронес себя и свою виолончель в Польшу на поезде для скота с группой художников. Одна из женщин была тяжелым сопрано, которая, когда пограничники начали стрелять в них, схватила Пятигорского и его виолончель. Виолончель не сохранилась целой, но это была единственная жертва.
Сейчас ему 18, он недолго учился в Берлине и Лейпциге, с Хьюго Беккером и Юлиусом Кленгелем, играя в трио в русском кафе, чтобы заработать денег на еду. Среди посетителей кафе были Эмануэль Фейерманн и Вильгельм Фуртвенглер. Фуртвенглер услышал его и нанял в качестве главного виолончелиста Берлинской филармонии.
В 1929 году он впервые посетил Соединенные Штаты, играя с Филадельфийский оркестр под управлением Леопольда Стокски и Нью-Йоркская филармония под управлением Виллема Менгельберга. В Анн-Арбор, Мичиган в январе 1937 года он женился на Жаклин де Ротшильд, дочери Эдуарда Альфонса Джеймса де Ротшильда из богатых Банковская семья Ротшильдов во Франции. Той осенью, после возвращения в Францию , у них родился первый ребенок, Иефта. После нацистской оккупации во время Второй мировой войны семья бежала из страны обратно в Штаты и поселилась в Элизабеттауне в горах Адирондак, штат Нью-Йорк. Их сын, Джорам, родился в Элизабеттауне в 1940 году.
С 1941 по 1949 год он был главой отделения виолончели в Музыкальном институте Кертиса в Филадельфия, а также преподавал в Тэнглвуд, Бостонском университете и Университете Южной Калифорнии, где он оставался до своей смерти. В 1974 году ОСК учредила кафедру виолончели Пятигорского в честь Пятигорского.
Пятигорский участвовал в камерной группе с Артуром Рубинштейном (фортепиано ), Уильямом Примроузом (альт ) и Яша Хейфец (скрипка ). В некоторых кругах его называют «Трио на миллион долларов», Рубинштейн, Хейфец и Пятигорский сделали несколько записей для RCA Victor.
Он играл камерную музыку в частном порядке с Хейфецем, Владимиром Горовицем, Леонард Пеннарио и Натан Мильштейн. Пятигорский также выступал в Карнеги-холле с Горовицем и Мильштейном в 1930-е годы.
В 1965 году была опубликована его популярная автобиография «Виолончелист».
Грегор Пятигорский умер от рака легких в своем доме в Лос-Анджелесе, Калифорния в 1976 году. Он был похоронен в Кладбище Мемориального парка Вествуд-Виллидж в Лос-Анджелесе.
Инструмент
У него были две виолончели Страдивари, «Батта» и «Бодиот». С 1939 по 1951 год Пятигорскому также принадлежала знаменитая виолончель Доменико Монтаньяна 1739 года, известная как «Спящая красавица».
Внешний звук | |
---|---|
Вы можете услышать, как Грегор Пятигорский исполняет Антонина Дворака Концерт для виолончели с оркестром си минор соч. 104 с Юджином Орманди, дирижировавшим Филадельфийским оркестром в 1946 году Здесь, на archive.org |
Сообщалось, что великий педагог-скрипач Иван Галамян однажды охарактеризовал Пятигорского как величайшего струнного исполнителя всех времен. Он был необычайно драматичным игроком. Его ориентация как исполнителя заключалась в том, чтобы передать максимальную экспрессию, воплощенную в произведении. Он внес большую достоверность в свое понимание этого выражения. Он смог передать эту подлинность, потому что у него были обширные личные и профессиональные контакты со многими великими композиторами того времени.
Многие из этих композиторов написали для него пьесы, в том числе Сергей Прокофьев (Концерт для виолончели ), Пол Хиндемит (Концерт для виолончели), Марио Кастельнуово-Тедеско (Концерт для виолончели), Уильям Уолтон (Концерт для виолончели ), Вернон Дюк (Концерт для виолончели) и Игорь Стравинский (Пятигорский и Стравинский совместно работали над аранжировкой «Итальянской сюиты» Стравинского, взятой из Пульчинелла, для виолончели и фортепиано; Стравинский продемонстрировал необычный метод расчета 50-50 гонораров). На репетиции Рихарда Штрауса Дон Кихот, которую Пятигорский исполнил под дирижером композитора, после драматической медленной вариации ре минор Штраус объявил оркестру: «Теперь я» я слышал моего Дон Кихота таким, каким я его представлял ».
Пятигорский обладал великолепным звуком, характеризовавшимся характерным быстрым и интенсивным вибрато, и он умел с непревзойденной артикуляцией выполнять любые чрезвычайно сложные смычки, в том числе даунбоу стаккато которого другие струнные игроки не могли не трепетать. Свою пристрастие к драме он часто приписывал студенческим временам, когда согласился сыграть во время антрактов в сольных концертах великих русских бассо, Федора Шаляпина. Шаляпин, изображая свои драматические роли, такие как заглавная роль в Борис Годунов, не только пел, но и декламировал, почти крича. Встретив его однажды, молодой Пятигорский сказал ему: «Ты слишком много говоришь и мало поешь». Шаляпин ответил: «Ты слишком много поешь и мало говоришь». Пятигорский подумал об этом и с этого момента попытался включить драматизм и экспрессию, которые он слышал в пении Шаляпина, в свое собственное художественное выражение.
Пятигорский тоже был композитором. Его Вариации на тему Паганини (основанные на Каприсе № 24 ) были написаны в 1946 году для виолончели с оркестром и были оркестрованы его давним концертмейстером Ральфом Берковицем ; Позднее он был переписан для виолончели и фортепиано. В каждой из пятнадцати вариаций причудливо изображен один из коллег Пятигорского-музыканта. Денис Бротт, ученик Пятигорского, идентифицировал их как: Казальс, Хиндемит, Гарбоусова, Морини, Салмонд, Сигети, Менухин, Мильштейн, Крейслер, автопортрет самого Пятигорского, Кассадо, Эльман, Болоньини, Хейфец и Горовиц.
Пятигорский также любил играть в шахматы. Его жена, Жаклин Пятигорски, была сильным игроком, играла в нескольких женских чемпионатах США и представляла США на женской шахматной олимпиаде. В 1963 году Пятигорские организовали и профинансировали крупный международный турнир в Лос-Анджелесе, в котором победили Пол Керес и Тигран Петросян. Второй Кубок Пятигорского проходил в Санта-Монике в 1966 году, и его выиграл Борис Спасский.
СМИ, связанные с Грегором Пятигорским на Wikimedia Commons