Марио Кастельнуово-Тедеско (3 апреля 1895 - 16 марта 1968) был итальянским композитором, пианистом и писателем. Он был известен как один из выдающихся гитарных композиторов двадцатого века, написавший почти сотню композиций для этого инструмента. В 1939 году он иммигрировал в Соединенные Штаты и в течение следующих пятнадцати лет стал композитором для « Метро-Голдвин-Майер», снявшего около 200 голливудских фильмов. Он также написал концерты для Яши Хейфеца и Грегора Пятигорского.
Он родился во Флоренции и происходил из известной банковской семьи, которая жила в Тоскане, особенно в Сиене, до второй половины XIX века, после изгнания евреев из Испании в 1492 году. Его отцом были Амедео и его старшие братья Уго ( 1890 г.р., юрист) и Гвидо (1891 г.р., инженер). Кастельнуово-Тедеско впервые познакомился с фортепиано его матерью, Ноэми Сенигалья, и он написал свои первые произведения, когда ему было всего девять лет. После получения степени по классу фортепиано в 1914 году у Эдгардо Дель Валье де Пас (1861–1920), известного композитора и пианиста, ученика Бениамино Чези, он начал изучать композицию у известного итальянского композитора Ильдебрандо Пиццетти и получил диплом по композиции в 1918 году. Вскоре он привлек внимание композитора и пианиста Альфредо Казелла, который включил в свой репертуар произведения молодого Кастельнуово-Тедеско. Каселла также обеспечил включение сочинений Кастельнуово в репертуар Societa Nazionale di Musica (позднее « Корпорационе делле нуове музыки» ), что сделало его известным по всей Европе как одного из многообещающих молодых композиторов Италии. Его произведения были включены в первый фестиваль Международного общества современной музыки, проходивший в Зальцбурге, Австрия, в 1922 году.
В 1926 году Кастельнуово-Тедеско представил свою первую оперу «Мандрагола» по пьесе Никколо Макиавелли. Это была первая из его многочисленных работ, вдохновленных великой литературой и включающая интерпретации произведений Эсхила, Вергилия, Джона Китса, Уильяма Вордсворта, Уолта Уитмена, Мигеля де Сервантеса, Федерико Гарсиа Лорки и особенно Уильяма Шекспира. Еще одним важным источником вдохновения для него было его еврейское наследие, прежде всего Библия и еврейская литургия. Его скрипичный концерт № 2 (1931 г.), написанный по просьбе Яши Хейфеца, также был выражением его гордости за свое еврейское происхождение или, как он это описал, «великолепием прошлых дней» перед лицом растущих антипатий. -Семитизм, охвативший большую часть Европы.
На фестивале Международного общества современной музыки 1932 года, проходившем в Венеции, Кастельнуово-Тедеско впервые встретился с испанским гитаристом Андресом Сеговиа. Встреча вдохновила Кастельнуово-Тедеско написать для гитары, начиная с его Variazioni attreversso i secoli (Variations à travers les siècles), соч. 71 (1932 г.), а затем его Концерт для гитары № 1 (1939 г.). Всего он написал почти сотню композиций для этого инструмента, что принесло ему репутацию одного из ведущих композиторов для гитары в ХХ веке. Некоторые из них были написаны и посвящены Сеговии, который был энтузиастом своего стиля.
Еще до того, как итальянское правительство обнародовало итальянские расовые законы в конце 1938 года, Кастельнуово-Тедеско запретили пользоваться радио, а выступления его произведений были отменены. Однако новые расовые законы убедили его, что он должен покинуть Италию. Он написал Артуро Тосканини, бывшему музыкальному директору театра Ла Скала, и скрипачу Яше Хейфецу, объясняя свое положение, и оба ответили поддержкой. Как гражданин США, Хейфец начал оформлять документы, чтобы спонсировать Кастельнуово-Тедеско в качестве иммигранта в Соединенных Штатах. Кастельнуово-Тедеско покинул Италию в 1939 году, незадолго до начала Второй мировой войны.
Он написал свой Концерт для виолончели фа мажор, соч. 72, для Грегора Пятигорского. Премьера состоялась с посвящением под руководством Артуро Тосканини в Нью-Йорке в 1935 году. Для Пятигорского он также написал Токкату (1935) и пьесу под названием « Поздравительная открытка», соч. 170/3, по написанию имени Пятигорского.
Как и многие художники, бежавшие от фашизма, Кастельнуово-Тедеско оказался в Голливуде, где с помощью Яши Хейфеца заключил контракт с Metro-Goldwyn-Mayer в качестве композитора для фильмов. В течение следующих пятнадцати лет он работал над саундтреками к 200 фильмам там и на других крупных киностудиях. Рита Хейворт наняла его для написания музыки к фильму «Любовь Кармен» (1948), спродюсированному Хейворт для ее Beckworth Productions и выпущенным Columbia Pictures.
Как учитель, Кастельнуово-Тедеско оказал значительное влияние на других крупных композиторов фильмов, включая Генри Манчини, Нельсона Риддла, Германа Штейна и Андре Превена. Джерри Голдсмит, Марти Пэйч и Джон Уильямс были его учениками, как и Скотт Брэдли, который учился с ним в частном порядке, пока оба работали в MGM. Он также поддерживал тесные контакты с композитором фильма Робертом Страсбургом. Его отношение к Голливуду было неоднозначным: позже в жизни он преуменьшал влияние, которое он оказал на его собственные работы, но он также считал, что это, по сути, американская форма искусства, так же как опера была европейской.
В 1946 году он стал гражданином США, но оставался очень близко к Италии, которую часто посещал. В 1958 году он выиграл Concorso Campari с оперой «Венецианский купец», которая впервые была исполнена в 1961 году в Maggio Musicale Fiorentino под управлением Джанандреа Гаваззени.
В 1962 году он написал Les Guitares bien tempérées для двух гитар, набор из 24 прелюдий и фуг во всех 24 мажорных и минорных тональностях для дуэтов-гитаристов Александра Лагойи и Иды Прести. Это было вдохновлено «Хорошо темперированным клавиром » Иоганна Себастьяна Баха, композитора Кастельнуово-Тедеско.
В Соединенных Штатах Кастельнуово-Тедеско также сочинил новые оперы и произведения, основанные на американской поэзии, еврейской литургии и Библии. Он умер в Беверли-Хиллз, Калифорния, в 1968 году в возрасте 72 лет. Он похоронен на кладбище Westwood Village Memorial Park Cemetery.
В Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, округ Колумбия, находится Коллекция Марио Кастельнуово-Тедеско, собрание рукописей композитора, подаренных его семьей в 2000 году. Каталог доступен в Интернете.
Его сыном был психиатр Пьетро Кастельнуово-Тедеско.
Автобиография Кастельнуово-Тедеско « Жизнь в музыке: книга воспоминаний», написанная незадолго до его смерти, была опубликована спустя десятилетия:
Другие произведения композитора каталогизированы.
Архивы на | ||||
---|---|---|---|---|
| ||||
Как использовать архивные материалы |