Francesco Corteccia (27 июля 1502 г. - 7 июня 1571 г.) был итальянским композитором, органистом и педагогом Возрождения. Он был не только одним из самых известных из ранних композиторов мадригалов, и важным итальянским композитором в период господства композиторов из Низких стран, но и самый выдающийся музыкант Флоренции в течение нескольких десятилетий во время правления Козимо I Медичи.
Он родился во Флоренции. К 1515 году он был певчим и был зачислен в соборную школу; примерно в это время он, вероятно, изучал орган у Бартоломео дельи Органи, а композицию - у Бернардо Пизано. 22 октября 1527 года он стал капелланом в баптистерии, а в 1531 году косвенно поступил на работу к Медичи как капеллан и органист в церкви Сан-Лоренцо, семейной церкви Медичи. С 1535 по 1539 год он был органистом в Сан-Лоренцо, а с 1540 до своей смерти был маэстро ди капелла при дворе герцога Флорентийского Козимо I Медичи.
За время своего долгого пребывания в должности маэстро ди капелла у Медичи он постепенно поднялся в должности и известности во Флоренции. В часовне он был последовательно капелланом, внештатным каноником и каноником; кроме того, он занимал вспомогательные должности, такие как камергер и архивист. В 1560-х годах его сменил Алессандро Стриджио в качестве композитора большинства роскошных музыкальных постановок двора Медичи, но он сохранил за собой должность маэстро ди капелла. Кортеччиа умерла во Флоренции в 1571 году, в начале периода музыкального упадка при дворе Медичи.
Двор Медичи был одним из самых богатых в Европе, и флорентийская семья остро осознавала их статус и престиж, о чем свидетельствуют художественные творения. они вдохновляли, заказывали или покупали. Кортеччиа служил Медичи большую часть своей жизни и помог создать некоторые из самых сложных развлечений Медичи. Более поздние композиторы Медичи, такие как Алессандро Стриджио, продолжали в том же духе, создавая одни из самых крупных и экстравагантных полифонических композиций за всю эпоху.
Кортеччиа написал большую часть своей музыки. относительно рано в своей карьере; его производство достигло пика в начале 1540-х годов. Его музыка одновременно священна и светская, и большая ее часть, что необычно для композитора до рождения оперы, специально для сцены. Он также был нетипичным среди первого поколения композиторов мадригалов тем, что у него было полное опубликованное собрание его музыки, посвященное только ему: его Первая книга мадригалов для четырех голосов, опубликованная в Венеции в 1544 году. его мадригалы отличаются от обычной вокальной музыки того времени тем, что имеют специально обозначенный инструментальный аккомпанемент, созданный для театральных мероприятий.
Духовная музыка Кортеччи включает в себя настройки Плач Иеремии (утерян), гимнов и многих песнопений. Хотя он написал большую часть этой музыки в начале своей карьеры, основная ее часть не была опубликована до 1570 и 1571 годов, в Венеции, возможно, из-за нехватки издательских возможностей во Флоренции до этого времени. Кортеччиа написал письмо о посвящении нескольких томов мотетов, в котором указал, что работал над ними и совершенствовал их в течение 30 лет. Многие из внесенных им изменений соответствовали литургическим реформам Трентского собора.
. Настройки гимна в основном в респонсорном формате, то есть стих поется на plainchant, следующий в полифонии, а затем формула повторяется. Corteccia изменяет текстуру полифонических разделов от строгой имитации до свободного контрапункта, со случайными гомофоническими интермедиями, обеспечивая разнообразие.
Как придворный композитор Козимо Медичи, Кортеччиа был обязан писать музыку, часто intermediatei, для различных роскошных придворных развлечений и зрелищ, которые часто включали свадьбы. Промежуточные исполнялись в перерывах между актами пьес, причем наиболее сложными из них были те, которые исполнялись для государственных мероприятий. Часто эти интермедии состояли из групп мадригалов, связанных с предметом пьесы; в том, что они поставлены, поются и являются частью драматической постановки, они рассматриваются как один из предшественников оперы. Одним из таких посредников Кортеччи был набор из семи мадригалов, которые он написал для свадьбы в июне 1539 года герцога Козимо с Элеонорой ди Толедо, описания которых сохранились до наших дней. Эти мадригалы, написанные для пьесы Антонио Ланди «Коммодо», исполнялись в костюмах, певцы играли нимф, пастухов, русалок, морских нимф и морских чудовищ (три нимфы играли на флейтах; морские чудовища - на лютнях).. Все выступление было тщательно оркестровано, певцы по-разному сопровождались клавесином, соловьиной остановкой на органе, бас-виолой, корнетом, рупорами, флейтами, скрипкой, виолончелью и квартетом тромбонов; во время финала 20 вакханок, в основном пьяных и состоящих из дам и сатиров, должны были выйти на сцену, петь и играть на дудочке, таборе, скрипке, арфе, корнетах, крохорнах и тамбурине, а выступление завершилось входом и песней персонификации ночи в сопровождении четырех тромбонов. Примечательны мадригалы и тем, что четыре из них, каждый чередующийся, были первыми в нотном не стиле рапид.
Спектакль 1539 года был одним из многих, но подробное описание сохранилось. Он также написал, например, набор из пяти мадригалов с четырьмя голосами, которые будут исполняться между актами русской комедии Il furto в 1544 году. Многие из его мадригалов утеряны, но еще один сохранившийся набор, датированный 1565 годом, был написан в сотрудничестве с Алессандро Стриджио. В этом наборе каждый композитор внес три мадригала; Опять же, это была свадьба Медичи, и, как и предыдущая, она была предназначена для представления между актами пьесы Д'Амбры.
Многие из его опубликованных мадригалов, для четырех-шести голосов, не содержат никаких намеков в партитуре экстравагантности своих оригинальных премьер. Они полны текстурного контраста, как и положено их драматическому происхождению. Его более ранние работы показывают влияние фроттолы, и часто его стиль имитирует стиль Аркадельта. Мадригалы, которые он писал для свадеб Медичи, часто написаны в нотном нере, то есть в стиле «черной ноты»: прерывистые ритмы, быстрые значения нот, внезапные фактурные контрасты; кроме того, они обычно предназначались для инструментального аккомпанемента, и поэтому часто выделяются партии сопрано и баса. В этом они предвещают развитие монодии флорентийской камерой в конце века.