Жак Аркадель (также Якоб Аркадель ; c.1507 - 14 октября 1568) был франко-фламандским композитором Возрождения, активный как в Италии, так и во Франции, в основном известный как композитор светской вокальной музыки. Хотя он также писал духовную вокальную музыку, он был одним из самых известных из первых композиторов мадригалов ; его первая книга мадригалов, опубликованная через десять лет после появления самых ранних образцов формы, была самым широко печатным собранием мадригалов за всю эпоху. Помимо работы мадригалиста и отличия его от других выдающихся ранних композиторов мадригалов - Филиппа Вердело и Костанцо Феста - он был столь же плодовит и искусен в сочинении chansons, особенно в конце своей карьеры, когда он жил в Париже.
Аркадельт был наиболее влиятельным участником ранней фазы мадригальной композиции, «классической» фазы; Именно благодаря публикациям Аркадельта, больше, чем публикаций любого другого композитора, мадригал стал известен за пределами Италии. Поздние композиторы считали стиль Аркадельта идеалом; более поздние оттиски его первой книги мадригалов часто использовались для обучения, причем оттиски выходили более чем через столетие после ее первоначальной публикации.
Хотя мало что известно о его ранней жизни, фламандский происхождение наряду с французским воспитанием было предположено на основании вариаций написания его имени, и первоначально он мог быть из окрестностей Льежа или Намюра в современной Бельгии. Он переехал в Италию молодым человеком и находился во Флоренции к концу 1520-х годов, поэтому имел возможность встретиться или поработать с Филиппом Вердело, который написал самые ранние названные мадригалы. В 1538 г. или непосредственно перед ним он переехал в Рим, где получил назначение в папский хор в базилике Святого Петра; многие композиторы из Нидерландов выступали там певцами на протяжении всей этой эпохи, и даже возможно, что он уехал в Рим, прежде чем приехать во Флоренцию. Еще в Риме, в январе 1539 года, он, вероятно, был включен в Юлианскую капеллу (в записях упоминается его имя как «Jacobus flandrus», что свидетельствует о фламандском происхождении, но нельзя сказать наверняка, если это запись упоминается в Arcadelt). Через несколько месяцев он стал членом Сикстинской капеллы, где был назначен «magister puerorum». В том же году вышло не менее четырех книг его мадригалов. Первый из этих сборников, Il primo libro di madrigali, выдержал 45 изданий, став самым широко переиздаваемым собранием мадригалов того времени.
Аркадель оставался в Риме в качестве певца и композитора в Сикстинской капелле до 1551 года. за исключением одного отпуска для посещения Франции в 1547 году. В этот период, вероятно, в начале 1542 года, он познакомился с Микеланджело, но его мадригалские настройки двух сонетов художника были восприняты безразлично; действительно, судя по письмам Микеланджело по этой теме, он, вероятно, считал себя немузыкальным и неспособным оценить работу Аркадельта. Микеланджело заплатил Аркадельту кусок атласа, пригодный для изготовления дублета.
Аркадельт написал более 200 мадригалов, прежде чем покинуть Италию в 1551 году, чтобы вернуться во Францию , где он провел остаток своей жизни. ; его многочисленные шансоны датируются этим и последующими годами. В 1557 году он опубликовал сборник мессов, посвященный своему новому нанимателю Шарлю де Гизу, кардиналу Лотарингии (Аркадель был у него мэтром капеллы, то есть хормейстером). В этой публикации он упоминается как член королевской часовни и, следовательно, должен был служить как Генриху II (умер в 1559 г.), так и Карлу IX на этом позднем этапе своей карьеры. В Париже он нанял издательство Ле Роя и Балларда, которое напечатало его многочисленные шансоны, мессы и мотеты так же, как венецианские печатники ранее печатали его мадригалы.
Франсуа Рабле увековечил Аркадель во введении к Книге IV. Гаргантюа и Пантагрюэль, где он включает музыканта между Клеманом Жанекеном и Клоденом де Сермиси в составе хора, исполняющего скверную песню, в которой Приап хвастается перед богами на горе Олимп своим методом использования молотка, чтобы лишить девственности новую невесту.
За свою долгую и продуктивную карьеру Аркадельт писал музыку как духовную, так и светскую, всю вокальную. Он оставил в общей сложности 24 мотета, 125 французских шансонов, примерно 250 мадригалов (около пятидесяти из которых имеют неопределенную атрибуцию), три мессы, а также настройки Плач Иеремии и Магнификат. Может быть еще 250 мадригалов от Arcadelt, которые анонимно сохранились в рукописных источниках. Влияние на его музыку варьировалось от шансона и полифонического стиля его северной родины, местной светской музыки Италии, такой как фроттола, и музыки, которую он слышал, когда служил в хоре Сикстинской капеллы. Из всех ранних мадригалистов он был, безусловно, самым универсальным по своим влияниям, а также по своей привлекательности; и его влияние на других было огромным. Аркадельт довел форму мадригала до ранней зрелости.
Несколько сотен мадригалов Аркадельта, сочиненных в течение как минимум двух десятилетий, обычно длились четыре голосов, хотя написал несколько для трех и горстку для пяти и шести голосов. Стилистически его мадригалы мелодичны и просты по структуре, поются и построены на четкой гармонической основе, обычно полностью диатонической. Музыка часто слоговая, и, хотя в ней иногда используются повторяющиеся фразы, почти всегда сквозная композиция (в отличие от современного шансона, который часто был строфическим). Arcadelt чередует гомофонические и полифонические фактуры «в состоянии хрупкого лабильного равновесия». Его мадригалы лучше всего представляют «классическую» фазу развития формы с их четким контуром, написанием из четырех частей, изысканностью и балансом; словесная живопись, хроматизм, орнамент, виртуозность, экспрессионизм и маньеризм мадригалистов более позднего века нигде не встречаются в Аркадельте.
Его музыка стала чрезвычайно популярной в Италии. и Франция на протяжении более ста лет, его первая книга мадригалов была переиздана пятьдесят восемь раз к 1654 году, а его музыка появилась в бесчисленных интабуляциях для таких инструментов, как лютня, гитара и виол. Дополнительные намеки на его популярность - это частота, с которой ему приписывали анонимные композиции, и появление его музыки на нескольких картинах музыкантов того времени. Вероятно, его популярность была обусловлена его даром улавливать итальянский дух и сочетать его с техническим совершенством франко-фламандской гармонии и полифонического стиля; кроме того, он писал запоминающиеся мелодии, которые было легко петь. В отличие от более поздних поколений композиторов мадригалов, Аркадельт не ожидал, что профессиональные певцы будут единственными потребителями его работ; любой, кто умел читать записи, мог петь его мадригалы.
Для своих текстов Аркадельт выбрал поэтов, начиная с Петрарки (и его постановка полной канцоны в виде набора из пяти взаимосвязанных мадригалов была предшественник моды на мадригальные циклы), Пьетро Бембо, Санназаро, флорентийцам Лоренцино де Медичи, Бенедетто Варчи, Филиппо Строцци и самому Микеланджело, другим, таким как Пьяченца, ныне малоизвестный писатель, входивший в число наиболее часто встречающихся поэтов ранних мадригалистов. Большая часть поэзии мадригалов Аркадельта осталась анонимной, так же как считается, что часть музыки Аркадельта сохранилась анонимно. Другой поэт, которого он поставил, был Джованни Гуидиччони, который написал слова к своему самому известному сочинению и одному из самых устойчивых за весь XVI век: четырехголосному мадригалу Il bianco e dolce cigno (Белый нежный лебедь). 134>
Этот мадригал был привлекательным на многих уровнях. Согласно Альфреду Эйнштейну в «Итальянском мадригале», «… он доволен простой, нежной декламацией текста, в зависимости от элементарной и магической силы музыки, гармонии, которая скрывает это стихотворение в плащ возвышенной и далекой сентиментальности. Здесь достигается идеал того, что время ожидало от dolcezza [сладости] и suavità [вежливости] музыки. Аркадель наделил эту композицию качеством, которое очень редко встречается в светских произведениях XVI века. музыка, а именно долговечность… »Фактура в основном гомофоническая, с оттенком fauxbourdon в гармонии; сюжет эротичен, с оргазмической «тысячей смертей», изображаемой восходящей четвертой фигурой в близкой имитации ; происходят короткие фрагменты словесной живописи, такие как использование сглаженной седьмой части на «пиангендо»; и музыкальные фразы перекрывают строки стиха, размывая формальное разделение строки. Этот прием известен в музыке, как и в поэзии, как enjambment.
Поскольку Аркадель жил как во Франции, так и во Франции, Италия, и оба места писали светскую музыку, его шансоны и мадригалы не неожиданно имеют некоторые общие черты. Шансон по своей природе был более устойчивой формой, часто строфической и с шаблонным повторением; мадригал же, напротив, обычно был сквозным. Поскольку Аркадельт заимствовал некоторые черты шансона, когда писал свои мадригалы, он писал некоторые из своих шансонов с мадригальскими чертами. Большинство его шансонов слоговое и простое, с короткими всплесками полифонического письма, иногда каноническим, и с частями, имитирующими нотный стиль мадригала - быстрые «черные ноты», производящие эффект скороговорки. Некоторые из его шансонов на самом деле были Contrafacta его мадригалов (та же музыка, напечатанная новыми словами на французском вместо итальянского). Редко в истории музыки мадригал и шансон были более похожими.
В дополнение к его многочисленным мадригалам и шансонам, Аркадельт произвел три мессы, 24 мотеты, настройки Magnificat, Lamentations of Jeremiah и некоторые священные шансоны - французский эквивалент madrigale spirituale. На массы влияют предыдущее поколение франко-фламандских композиторов, в частности Жан Мутон и Жоскен де Пре ; мотеты, избегающие плотной полифонии, любимой нидерландцами, более декламационны и ясны по текстуре, как и его светская музыка. Большую часть своей религиозной музыки, за исключением священных шансонов, он, вероятно, написал во время пребывания в папской капелле в Риме. Документы из архивов Сикстинской капеллы указывают на то, что хор пел свою музыку во время своего пребывания там.
Антуан Гардано стал основным итальянским издателем Arcadelt, хотя конкурирующим венецианским издательством Скотто также принес одну из своих мадригальных книг. Il bianco e dolce cigno Аркадельта открыла одну из книг Гардано; поскольку произведение уже приобрело огромную известность, оно было главным аргументом в пользу продажи. В Париже некоторые шансоны Аркадельта появились еще в 1540 году в публикациях Пьера Аттенана и Жака Модерна, так что они должны были быть написаны в Италии. После возвращения Аркадельта во Францию его шансоны, мессы и мотеты появлялись в изданиях типографии Ле Роя и Балларда на протяжении 1550-х и 1560-х годов, в то время как его музыка все еще печаталась в далекой Венеции.
Полное современное издание работ Аркадельта опубликовано в CMM, xxxi, 1–10 (десять томов), под редакцией. Первый том содержит статьи Аркадельта; его светские сочинения находятся в томах со второго по девятый, а его песнопения и другая духовная музыка - в десятом томе. Ниже приведен неполный список его работ. Обратите внимание, что нумерация осуществляется по количеству голосов: например, есть Il primo libro di madrigali (Первая книга Мадригалов) для четырех голосов и еще одна Primo libro di madrigali для трех.
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Жаком Аркадельтом. |