Фернандо М. Зобель де Айала | |
---|---|
Родился | Фернандо Зобель и Монтохо. (1924-08-27) 27 августа 1924 г.. Эрмита, Манила, Филиппинские острова |
Умер | 2 июня 1984 (1984-06-02) (59 лет). Рим, Италия |
Гражданство | Филиппинец. Испанский |
Образование | Гарвардский университет |
Известный | Живопись |
Движение | Модернизм. Абстрактный экспрессионизм |
Фернандо Зобель де Аяла и Монтохо Торронтеги (27 августа 1924 г. - 2 июня 1984 г.), также известный как Фернандо М. Зобель, был испанским филиппинским художником, бизнесменом, коллекционером произведений искусства. и основатель музея.
Зобель родился в Эрмита, Манила на Филиппинах to Энрике Зобель де Аяла (1877–1943) и Фермина Монтохо и Торронтеги и был членом известной семьи Зобель де Аяла. Он был братом Якобо Зобеля (отец Энрике Дж. Зобеля ), Альфонсо (отец Хайме Зобеля де Аяла ) и Мерседес Зобель Макминг, всех детей его отца от его первого жена Консуэло Рохас де Аяла (умерла 25 сентября 1907 года в возрасте 30 лет). Он был племянником и тезкой Фернандо Антонио Зобеля де Аяла, старшего брата своего отца.
Его отец был покровителем Фернандо Аморсоло. В благодарность Аморсоло научит юного Фернандо основам искусства.
Зобель изучал медицину в Университете Санто-Томаса в Маниле. В 1942 году у него был дефект позвоночника, из-за которого он в том же году оказался прикованным к постели. Чтобы скоротать время, он занялся зарисовкой. Он учился в университете Санто-Томаса, а затем уехал в Гарвардский университет в 1946 году, чтобы получить степень по истории и литературе. Он получил высшее образование за три года и написал диссертацию по пьесе Федерико Гарсиа Лорки Любовь Дона Перлимплина и Белизы в саду.
Зобель начал рисовать без формального обучения в Гарварде. Осенью 1946 года он познакомился с Джимом Пфойфером и его женой Reed Champion Pfeufer. Рид была художницей, которая была слабо связана с Бостонской школой, и она стала наставником молодого художника. Зобель получил высшее образование в 1949 году со степенью с отличием. После получения степени бакалавра он ненадолго вернулся в Гарвард, чтобы изучать право, а затем работал куратором в Библиотеке Хоутона. Картины Зобеля этой эпохи были репрезентативными и часто имели карикатурный характер.
Зобель вернулся на Филиппины и подружился с современными филиппинскими художниками-модернистами. Таким образом, он собирал модернистские работы и устраивал для них выставки, чтобы их можно было показать и привлечь к себе внимание, поскольку модернистское искусство в значительной степени недооценивалось. Его первая персональная выставка прошла в Филиппинской художественной галерее в 1953 году. В 1954 году он уехал из Манилы на шесть месяцев, устроил выставку в галерее Swetzoff в Бостоне и поступил в Школу дизайна Род-Айленда где он увидел выставку Марка Ротко. Картины Ротко произвели впечатление на Зобеля, что повысило его интерес к абстрактной живописи. Вернувшись в Манилу, Зобель начал интересоваться китайским и японским искусством и до 1960 года занимался каллиграфией. В это время он поступил на факультет. из Университета Атенео де Манила, а затем получил почетную докторскую степень и стал почетным директором Художественной галереи Атенео за вклад в образование и покровительство искусства. Чтобы сделать себе имя художника, работающего на полную ставку, он позже ушел со своей должности в Ayala Corporation и переехал в Испанию.
Зобель наиболее известен своей первой серией картин под названием Саэтас. Названные в честь литургической песни, исполняемой в Страстной неделе в Испании, они были разработаны по большей части на Филиппинах. Зобель столкнулся с технической проблемой, как добиться линий, которые требовались его теме, строк, которые, по его собственным словам, были «длинными, точными и контролируемыми». Отличительной чертой этой серии было использование художником хирургического шприца для удаления тонких линий краски. После Saetas Зобель начал серию под названием Serie Negra или Series in Black под влиянием китайской каллиграфии. Серия Негра была начата в 1959 году в Мадриде и продолжалась четыре года.
Он основал Museo de Arte Abstracto Español в Casa Colgadas в городе Куэнка, Испания в 1963 году. Музей был расширен в 1978 году, а в 1980 году Зобель передал свою коллекцию Фонду Хуана Марча, который затем включил ее в свою коллекцию.
Зобель был наставником и коллекционером, который помогал в карьере испанских художников-модернистов, в том числе Антонио Лоренцо, Эусебио Семпере, Мартина Чирино Лопеса, Антонио Саура и многих других. В конце 1960-х - начале 1970-х Зобель работал над серией картин под названием «Диалоги», которые представляли собой его абстрактные вариации картин, которыми он восхищался в музеях. Он также написал серию картин, вдохновленных рекой Хукар в Куэнке. После перенесенного инсульта, из-за которого он был слегка ослаблен, он создал серию под названием «Лас Ориллас», которая развивает тему рек.
В 1983 году король Испании Хуан Карлос наградил Зобеля Медалью Оро аль Мерито ан лас Беллас Артес.
Зобель умер от сердечного приступа в Риме, Италия, 2 июня 1984 года.
В 2003 году ретроспективная передвижная выставка в честь Зобеля была проведена в Куэнке и Севилья. 21 мая 2006 года он был посмертно награжден Президентской медалью за заслуги президентом Филиппин Глорией Макапагал-Арройо за вклад в искусство.
24 мая 2008 года работа Зобеля под названием Noche Clara была продана на Christie's в Гонконге за PHP 6 миллионов, что сделало ее одной из самых дорогие филиппинские произведения современного искусства, когда-либо проданные на аукционах.
В 2010-х годах произведения Зобеля достигли рекордных цен на аукционах с ростом филиппинского рынка искусства. В 2015 году «Сидящий человек» («Ничто III»), работа Зобеля начала 1953 года, ранее входившая в коллекцию, и Джима и Рида Пфеуфер была продана на аукционе Leon Gallery в Маниле за рекордную 30,368 миллиона филиппинских песо. Впоследствии этот рекорд был побит работой 1959 года под названием Saeta 52 (Pared Madrileña) из серии Saeta, проданной за 35,040 миллионов песо на аукционе Leon Gallery в Маниле 8 сентября 2018 года.
30 ноября 2019 года работа Зобеля 1962 года под названием Perales de Tajuña была продана в Leon Gallery Fine Art and Antiques в Маниле за рекордную сумму 35,040 миллионов песо.