Выборы в Нидерландах проводятся на пяти территориальных уровнях власти: Европейский Союз, штат, двенадцать провинций, 25 водных советов и 355 муниципалитетов (а также три государственных органа в Карибских Нидерландах ). Помимо выборов, референдумы также проводились время от времени, но были исключены из закона в 2018 году. Последние результаты национальных выборов и обзор итоговых распределений мест и коалиций со времен Всемирного Война II показаны внизу этой страницы.
На национальном уровне законодательная власть передана Генеральным штатам (Staten-Generaal), который является двухпалатным. Палата представителей (Твид Камер) состоит из 150 членов, избираемых на четырехлетний срок пропорциональным представительством. Выборы также назначаются после роспуска Палаты представителей. Все выборы являются прямыми, за исключением Сената (Eerste Kamer), который состоит из 75 членов, избираемых на четырехлетний срок провинциальными советниками на основе пропорционального представительства в провинциальных советах. выборы.
В Нидерландах существует многопартийная система с многочисленными партиями, в которой обычно ни одна партия никогда не получает абсолютное большинство голосов (за исключением иногда очень небольших муниципалитеты, такие как Тубберген ), так что несколько партий должны сотрудничать для формирования коалиционного правительства. Обычно сюда входит партия, поддерживаемая множеством избирателей, за исключением трех, за исключением трех со времен Второй мировой войны, в 1971, 1977 и 1982 годах, когда Лейбористская партия (PvdA) была самой крупной партия, но не участвовала в коалиции.
Кандидаты на выборах в Палату представителей выбираются из партийных списков по системе пропорционального представительства по партийным спискам. Порог составляет 1/150 от общего количества действительных голосов.
Во время муниципальных выборов 2006 г. выборы были электронными по всей стране. В результате результаты были известны до конца дня, всего через два часа после закрытия избирательных участков. Однако на национальных выборах в ноябре того же года несколько избирательных участков решили вернуться к бумаге и красному карандашу из-за проблем с безопасностью машин для голосования. С тех пор большинство выборов проводились с использованием бумаги и карандаша.
Последними выборами были провинциальные выборы 20 марта 2019 года.
Максимальный срок полномочий в парламенте составляет пять лет, а выборы обычно проводятся примерно через четыре года после предыдущего. Очередные выборы, т.е. после того, как Палата представителей отбыла свой срок, состоятся в марте. Если муниципальные или провинциальные выборы уже проходят в марте того же года, парламентские выборы переносятся на май. Выборы запланированы на весну, чтобы гарантировать, что новый кабинет будет сформирован вовремя, чтобы представить свои планы в самый важный день в голландском парламенте, Приншесдаг. Если Палата представителей распускается из-за серьезного конфликта между Палатой представителей и кабинетом или внутри кабинета, внеочередные выборы проводятся как можно скорее, обычно после два месяца, чтобы дать партиям время на подготовку. Срок полномочий следующей палаты может быть сокращен или продлен почти на год, чтобы следующие нормальные выборы снова прошли в марте или мае.
Муниципальные и провинциальные выборы всегда проводятся каждые четыре года, в марте; муниципальные выборы всегда через два года после года, кратного четырем, а выборы в провинцию через год после муниципальных выборов. Муниципальные советы и Провинции штатов не могут быть распущены, поэтому досрочные выборы не проводятся. Исключение из четырехлетнего срока делается в случае слияния двух или более муниципалитетов и проведения новых выборов для объединенного муниципалитета.
Выборы в Сенат также проходят каждые четыре года, в мае после выборов в провинции. Сенат может быть распущен, и впоследствии будут проведены внеочередные выборы, но, поскольку провинция штатов остается прежней, это происходит редко. Сенат, избранный на внеочередных выборах, отсрочивает оставшийся срок полномочий своего предшественника.
Выборы обычно проводятся по средам, но правительство может принять решение изменить это время на вторник, четверг или пятницу, если для этого есть веские причины (например, когда день выборов совпадает с национальным праздником). Выборы в Европейский парламент всегда проходят в четверг.
Каждый гражданин Нидерландов, достигший 18-летнего возраста, имеет право голосовать (actief kiesrecht, или «активное избирательное право») или баллотироваться на выборах в качестве члена Палаты представителей (passief kiesrecht, или «пассивное избирательное право»). Заметным исключением являются муниципальные выборы, на которых могут быть избраны лица моложе 18 лет, хотя они не могут занимать свое место до достижения 18-летнего возраста. Кроме того, для участия в муниципальных выборах необязательно быть голландцем; Резиденты, являющиеся гражданами другой страны ЕС, также имеют право голоса, а также граждане других стран, прожившие (легально) в Нидерландах в течение пяти лет. Кто-то может быть лишен этих прав, если он психически неспособен сделать обоснованный выбор или потерял право голоса по приговору суда. За две недели до выборов все избиратели получают карточку, которая является доказательством того, что они имеют право голоса, и эту карточку необходимо передать на избирательном участке перед голосованием. Голосование не является обязательным. Обязательное голосование было введено вместе с всеобщим избирательным правом в 1917 году, но оно было отменено в 1967 году.
Нет необходимости или даже возможности специально регистрироваться в качестве избирателя для выборы в Нидерландах: каждый постоянный житель Нидерландов должен зарегистрироваться как таковой в муниципалитете, в котором он проживает, и эти данные (включая его национальность и дату рождения) являются основой для составления списка избирателей.
Голландские граждане, проживающие за границей (и отказавшиеся от регистрации в качестве резидента Нидерландов) , могут голосовать в Палате представителей и в Европейский парламент, но не на муниципальных или провинциальных выборах. Им действительно необходимо зарегистрироваться в качестве избирателя.
Палата представителей избирается с использованием открытых партийных списков системы пропорционального представительства.
На все выборы голосование организовано на базе муниципалитетов. В каждом муниципалитете есть несколько избирательных участков, обычно в общественных зданиях, таких как церкви, школы и, с недавних пор, железнодорожные станции. Существуют две разные системы: использование карточки с призывом к голосованию (oproepkaart) или пропуска для голосования (stempas). С помощью опроэпкарта избиратели могут голосовать, используя эту карту, только на ближайшем к ним избирательном участке или, в случае утери, своим удостоверением личности. С помощью стемпаса пользователи могут голосовать на любой станции в своем муниципалитете, но должны иметь при себе пропуск. Если он утерян, можно запросить замену, но только за несколько дней до выборов. Также можно запросить стемпас (другого типа) для голосования в другом муниципалитете.
По прибытии на участок для голосования избиратель передает свою карточку или передает одному из трех дежурных на участке для голосования, который проверяет карточку, аннулирует ее, выдает бюллетени для голосования избирателю и направляет его или ее в кабину для голосования.
Голландские граждане, проживающие за границей, могут голосовать, предварительно зарегистрировавшись, а затем используя голосование по почте. Результаты подсчитываются муниципалитетом Гааги и включаются в его собственные результаты. В 2006 году они могли голосовать через Интернет с помощью Интернет-избирательной системы Райнленда, но в 2008 году проблемы безопасности привели к принятию закона, запрещающего Интернет-голосование.
Голосование проводится одним из двух способов: отметка бюллетеня вручную красным карандашом или электронным способом с помощью машины для голосования . В 2005 году почти все муниципалитеты планировали отказаться от голосования по бумаге. Однако возникли серьезные сомнения в неприкосновенности используемых компьютеров от возможного фальсификации результатов голосования и электронного подслушивания. Это привело к запуску иностранных машин для голосования и повторному использованию красного карандаша в некоторых муниципалитетах в 2006 году, время от времени использовавшихся в качестве урн для голосования переделанными медицинскими отходами.
Что касается постов мэра и губернатора, Нидерланды - одна из немногих стран в Европе, где не проводятся выборы. Вместо этого они назначаются короной.
Опросы заканчиваются в 21:00, и голоса подсчитываются немедленно. Для общенациональных выборов первые результаты обычно появляются в течение первых пяти минут после закрытия избирательных участков (от муниципалитетов с наименьшим количеством жителей: Схирмонниког и Ренсвуде ). Окончательные результаты обычно известны около полуночи и полуофициально объявляются на следующее утро, после чего распределяются 150 мест. Однако пересчет в течение следующих дней иногда вызывает незначительные сдвиги в распределении мест.
Электорат в Нидерландах во время последних всеобщих выборов в 2017 году составлял 12 950 685 человек, из которых 82% проголосовали, что дало 10 563 456 голосов (из которых 10 516 041 действительный голос). При 150 местах это означает квоту в 70 107 голосов на одно место, так называемую квоту Hare. Поскольку избирательный порог равен квоте, это также количество голосов, необходимое для получения одного места в Палате представителей.
Однако способ распределения остаточных мест с использованием метода Д'Хондта, метода наивысшего среднего означает, что небольшие партии вряд ли получат остаточные место, в то время как более крупные группы имеют больше шансов получить одно или даже больше одного. Во-первых, количество мест всегда округляется в меньшую сторону, что означает, что всегда есть остаточные места, а партии, которые не достигли квоты, не получают мест (они не участвуют в следующем подсчете). Затем количество голосов делится на отведенные места плюс один. Сторона с наибольшим итоговым номером получает одно дополнительное место. Затем процесс повторяется, и сторона, получившая дополнительное место, снова участвует, хотя и с номером на единицу выше, потому что у нее есть дополнительное место (расчет остается таким же для других партий, у которых не было дополнительного места). Но позже эта партия может получить еще одно дополнительное место. А поскольку в Палате представителей много партий, это не маловероятно.
Например, в 2003 году (см. Таблицу здесь ) каждая из трех крупнейших партий получила по два из шести оставшихся мест, даже ВВД (150 * 0,179 = 26,85, но они получили 28 мест, что составляет 18,7% мест вместо 17,9%), тогда как Социалистическая партия не получила ни одного (150 * 0,063 = 9,45, но они получили только 9 мест, что составляет 6% мест вместо 6,3%).
Когда самая большая партия получает более 35% голосов и значительно превосходит следующую по величине партия, эта партия может даже получить до 3 или даже 4 остаточных мест. Однако этого не произошло. Процент голосов за самую большую партию обычно составляет около 30% и редко выходит далеко за рамки этого. Самый большой результат был на выборах 1989 года, когда Христианско-демократический призыв (ХДД) получил 35,3% голосов. Однако даже тогда CDA получила только два оставшихся места, потому что следующая по величине партия, Лейбористская партия (PvdA), получила 31,9% голосов. Самая большая разница между первой и второй партией была на выборах 2002 года, самых драматичных выборах в истории Нидерландов, когда особенно PvdA потеряла много голосов в пользу Pim Fortuyn List (LPF), которая стала второй по величине после CDA с 17,0% голосов. CDA, однако, получил только 27,9% голосов, и поэтому ему по-прежнему было предоставлено только два оставшихся места.
Исторически у партий была возможность сформировать избирательный альянс (lijstverbinding), и в этом случае они участвовали бы в приведенных выше расчетах как одна партия и, следовательно, увеличили бы свои шансы получить остаточные места. Распределение этих мест между партиями в рамках единой привязки, однако, было произведено с использованием метода наибольшего остатка, который более благоприятен для небольших партий, чем для более крупных, если имеется значительная разница в размерах. Но общее преимущество было наибольшим для небольших партий сопоставимого размера. В 2017 году была отменена возможность формирования обязательного лишения свободы.
После распределения мест между партиями кандидаты должны быть распределены по местам. Для проведения всеобщих выборов Нидерланды разделены на двадцать избирательных округов. Партии могут представлять разные списки в каждом районе. Теоретически партия может поместить разных кандидатов в каждый из 20 различных списков. Однако обычно, по крайней мере, кандидат, занявший первое место в списке, - это одно и то же лицо по всей стране. Довольно часто партии используют один и тот же список в каждом округе или меняют только пять последних кандидатов в каждом округе. Обычно эти пять кандидатов являются местными известными политиками, партии надеются получить за этих кандидатов дополнительные голоса. Однако из-за их низкой позиции в списке шансы на то, что эти местные кандидаты будут избраны, невелики.
Первым шагом в процессе распределения людей по местам является подсчет количества мест, которые получает каждый из различных списков партии, путем сложения количества голосов по каждому из разных списков вместе. Если партия использовала один и тот же список более чем в одном избирательном округе, эти списки рассматриваются как один список. Распределение мест по разным спискам осуществляется с помощью метода наибольшего остатка.
. На втором этапе вычисляется, какой кандидат получил самостоятельно больше голосов, чем 25% от избирательной квоты, путем суммирование всех голосов за конкретного кандидата в разных списках. Эти кандидаты объявляются избранными независимо от порядка в списке и получают одно из мест в списке, за которое они получили наибольшее количество голосов. Если в списке выбрано больше кандидатов, чем в списке было получено мест, кандидат с наименьшим общим количеством голосов переводится в список, в котором он показал второй лучший результат.
На третьем этапе оставшиеся места (если таковые имеются) распределяются между оставшимися кандидатами в зависимости от их порядка в списке. Когда кандидаты избираются более чем в одном списке таким образом, кандидат получает место в списке, в котором он или она получил наибольшее количество голосов. Это продолжается до тех пор, пока не будут назначены все места. Если один из этих избранных кандидатов позже решит покинуть парламент, его место переходит к следующему лицу в списке округа, который он «представляет».
Исключением из вышеперечисленного являются lijstduwer («распространители списков»), известные люди (бывшие политики, но также спортсмены), которые включены в список кандидатов, но будут не соглашаются на место, когда они набирают достаточно голосов для одного. Во время муниципальных выборов в 2006 году профессор Йооп ван Холстейн раскритиковал эту практику, заявив, что кто-то из списка кандидатов также должен быть серьезным кандидатом. Эту точку зрения разделяют и другие политологи, но в меньшей степени политики, которые говорят, что лидеры включены в список не для того, чтобы быть избранными, а для того, чтобы показать, что они поддерживают эту партию и что тот факт, что они находятся в конце списка, делает это. очевидно, что они не предназначены для получения места. Тем не менее писатель Рональд Гипхарт (1998) и фигурист Гильберт ван дер Дуим (1994) получили место в муниципальном совете, которое Гипхарт отказался заполнить. Профессор Руди Андевег говорит, что это близко к мошенничеству, потому что закон требует, чтобы кто-то из списка кандидатов письменно заявил о своем желании занять место.
Пример из муниципалитета Ауде Эйсселстрик. На выборах в городской совет 2010 года действовало 17 852 голоса. Партия ХДА набрала 4 440 голосов. Из тридцати кандидатов CDA в списке 22 получили по крайней мере один голос:
(Последнее число - это количество личных голосов.)
Поскольку общее количество голосов в муниципалитете составляет 17 852, а в совете 27 мест, 661 голос учитывается на одно место. Поскольку CDA имеет 4 440 голосов, он имеет право на семь мест.
Во-первых, необходимо проверить, у кого из кандидатов в CDA больше четверти kiesdeler. (661 разделенный на четыре дает 165 голосов.) Это верно для кандидатов под номерами 1, 3, 5, 4, 2 и 14 (в этом порядке). Эти шестеро избраны.
Во-вторых, оставшееся место в АКД (одно) отдается лицу, первому в списке. Поскольку кандидаты с номерами 1-5 уже имеют места, последнее место переходит к номерам 6.
С 1 июля 2015 года большинство законов может быть подвергнуто консультативному референдуму после их утверждения, после запрос 300 000 человек.
В принципе до этой даты в законе не было постоянного положения о референдуме. Однако с 2002 по 2005 год действовал Закон о временном референдуме, который позволял проводить необязательные референдумы, известные на голландском языке как Volksraadpleging («Народные консультации»), которые должны проводиться по законам, уже одобренным Палатой Представители. Референдум на основании этого закона не проводился.
Для проведения референдума 2005 года по Договору об учреждении Конституции Европы был временно принят другой закон. Этот референдум был первым общенациональным референдумом в Нидерландах с 1805 года референдумом в Батавской республике, и он явился результатом инициативного предложения парламентариев Фарах Карими (GroenLinks ), Ниско Даббельбоер (Лейбористская партия ) и Борис ван дер Хам (Демократы 66 ).
Выборы в водные советы имеют некоторое сходство с другими выборами, упомянутыми выше, но также имеют некоторые отличительные особенности. Подобно муниципальным выборам, существуют национальные партии и местные партии, а система партийных списков используется с пропорциональным представительством. Жители 18 лет и старше могут голосовать, а выборы проводятся каждые четыре года.
В отличие от других выборов, не все члены водного совета избираются жителями зоны водного совета. Члены каждого водного совета делятся на четыре категории: жители, сельское хозяйство, природа и торговля. На прямых выборах избираются только члены правления из категории жителей, члены из других категорий назначаются представляющими организациями, например торговые палаты коммерческой категории. С 2015 года жители голосуют лично, как и на других выборах, и они проводятся каждые четыре года в тот же день, что и выборы в провинции. До 2015 года голосование проводилось по почте в течение примерно двух недель.
Выборы в советы острова для особых муниципалитетов в Бонайре, Синт-Эстатиус и Саба проводятся одновременно с выборами в провинции; впервые в 2015 году.
Партия | Lijsttrekker | Голосов | % | +/− | Мест | +/− | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Народная партия за свободу и демократию | VVD | Марк Рютте | 2238351 | 21,3 | −5,3 | 33 | −8 | |
Партия свободы | PVV | Герт Вилдерс | 1,372,941 | 13,1 | +3,0 | 20 | +5 | |
Христианин Демократический призыв | CDA | Sybrand Buma | 1,301,796 | 12,4 | +3,9 | 19 | +6 | |
Демократы 66 | D66 | Александр Пехтольд | 1,285,819 | 12,2 | +4,2 | 19 | +7 | |
GroenLinks | GL | Джесси Клэйвер | 959,600 | 9,1 | + 6,8 | 14 | +10 | |
Социалистическая партия | SP | Эмиль Ремер | 955,633 | 9,1 | −0,6 | 14 | -1 | |
Лейбористская партия | PvdA | Лодевик Ашер | 599,699 | 5,7 | −19,1 | 9 | −29 | |
Христианский союз | CU | Герт-Ян Сегерс | 356271 | 3,4 | +0,3 | 5 | +0 | |
Вечеринка для животных | PvdD | Марианна Тим | 335 214 | 3,2 | +1,3 | 5 | +3 | |
50PLUS | 50+ | Хенк Крол | 327131 | 3,1 | +1,2 | 4 | +2 | |
Реформатская политическая партия | SGP | Кес ван дер Стаай | 218950 | 2,1 | +0,0 | 3 | +0 | |
Денк | DENK | Тунахан Кузу | 216 147 | 2,1 | Новый | 3 | +3 | |
Форум за демократию | FvD | Тьерри Боде | 187,162 | 1,8 | Новый | 2 | +2 | |
VoorNederland | VNL | Ян Роос | 38,209 | 0,4 | Новый | 0 | – | |
Пиратская партия | PP | Ансилла ван де Лест | 35,478 | 0,3 | +0,0 | 0 | – | |
Артикель 1 | A1 | Сильвана Саймонс | 28,700 | 0,3 | Новинка | 0 | – | |
Nieuwe Wegen | NiWe | Jacques Монаш | 14,362 | 0,1 | Новый | 0 | – | |
Партия предпринимателей | OP | Герой Бринкман | 12,570 | 0,1 | Новый | 0 | – | |
LidK | 6,858 | 0,1 | Новый | 0 | – | |||
NS | 6,025 | 0,1 | Новый | 0 | – | |||
DBB | 5,221 | 0,1 | Новый | 0 | – | |||
GeenPeil | GP | 4,945 | 0,0 | Новинка | 0 | – | ||
Джезус Лефт | JL | Флоренс ван дер Спек | 3,099 | 0,0 | Новинка | 0 | – | |
Свободно мыслящая партия | VP | Норберт Кляйн | 2,938 | 0,0 | Новая | 0 | – | |
Либертарианская партия | LP | 1,492 | 0,0 | +0.0 | 0 | – | ||
Party for Human and Spirit / Basic Income Party / | MenS - BIP | 726 | 0.0 | -0.2 | 0 | – | ||
SNL | 527 | 0,0 | Новый | 0 | – | |||
VDP | 177 | 0,0 | Новый | 0 | – | |||
Всего действительных голосов | 10,516,041 | 100 | 150 | |||||
Пустые голоса | 15,876 | 0,15 | ||||||
Недействительные голоса | 31,539 | 0,3 | ||||||
Всего | 10 563 456 | 100 | ||||||
Зарегистрированные избиратели и явка | 12 893 466 | 81,9 | +7,3 | |||||
Источник: Kiesraad |
Сенат избирается косвенно провинциальными советниками (которые сами избираются на прямых выборах) и - на Бонайре, Синт-Эстатиусе и Сабе - коллегиями выборщиков в Сенат. Он состоит из следующего:
Партии | Места 2019 | Места 2015 года | Места 2011 года | Места 2007 года | Сиденья 2003 года | Места 1999 года | Мест 1995 года | Мест 1991 года |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Форум за демократию (FvD) | 12 | |||||||
Народная партия за свободу и демократию (VVD) | 12 | 13 | 16 | 14 | 15 | 19 | 23 | 12 |
Христианско-демократический призыв (CDA) | 9 | 12 | 11 | 21 | 23 | 20 | 19 | 27 |
Демократы 66 ( D66) | 7 | 10 | 5 | 2 | 3 | 4 | 7 | 12 |
Партия свободы (PVV) | 5 | 9 | 10 | |||||
Социалистическая партия (SP) | 4 | 9 | 8 | 12 | 4 | 2 | 1 | |
Лейбористская партия ( PvdA) | 6 | 8 | 14 | 14 | 19 | 15 | 14 | 16 |
GreenLeft (GL) | 8 | 4 | 5 | 4 | 5 | 8 | 4 | 4 |
Христианский союз (CU) | 4 | 3 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 * | 2 * |
Партия животных (PvdD) | 3 | 2 | 1 | 1 | ||||
Политическая реформатская партия (SGP) | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
50PLUS (50+) | 2 | 2 | 1 | |||||
Независимая сенатская группа (OSF) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Список Пима Фортейна (LPF) | 1 | |||||||
Генеральный альянс пожилых людей (AOV) | 2 | |||||||
Всего | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 |
* Реформаторская политическая федерация (RPF) и Реформатская политическая лига (GPV)
| |||||||||||||
Списки | Голоса | % | Изменить | Места | Изменить | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Список | Английский перевод | Название списка (голландский) | Партия ЕС | Группа ЕП | |||||||||
список | Демократы 66 (D66) - ALDE | Democraten 66 (D66) - ALDE | ALDE | ALDE | 735,825 | 15,48 | 4,16 | 4/26 | 1 | ||||
список | CDA - Европейская народная партия | CDA - Europeanse Volkspartij | EPP | EPP | 721,766 | 15,18 | 4,87 | 5/26 | 0 | ||||
список | PVV (Партия за свободу) | PVV (Partij voor de Vrijheid) | нет | ENF | 633,114 | 13,32 | 3,65 | 4/26 | 1 | ||||
список | VVD | VVD | ALDE | ALDE | 571,176 | 12,02 | 0,63 | 3/26 | 0 | ||||
список | SP (Социалистическая партия) | SP (Социалистическая партия) | нет | EUL / NGL | 458 079 | 9,64 | 2,54 | 2/26 | 0 | ||||
список | PvdA / европейские социал-демократы | PvdA / европейские социал-демократы | PES | SD | 446763 | 9,40 | 2,65 | 3/26 | 0 | ||||
список | Christian Union-SGP | ChristenUnie – SGP | ECPM | ECR | 364 843 | 7,67 | 0,85 | 2/26 | 0 | ||||
список | GREENLEFT | GROENLINKS | EGP | Greens-EFA | 331,594 | 6,98 | 1.89 | 2/26 | 1 | ||||
list | Party for the Animals | Partij voor de Dieren | нет | EUL / NGL | 200,254 | 4.21 | 0,75 | 1/26 | 1 | ||||
список | 50PLUS | 50PLUS | нет | ALDE | 175,343 | 3,69 | новый | 0/26 | 0 | ||||
список | Пиратская партия | Пиратенпартий | PPEU | Greens-EFA | 40,216 | 0,85 | новый | 0/26 | 0 | ||||
список | Статья 50 | Artikel 50 | нет | 24,069 | 0,51 | новый | 0/26 | 0 | |||||
список | Партия против ЕС (ro) | Партия против ЕС (ro) | нет | 12,290 | 0,26 | новый | 0/26 | 0 | |||||
список | Зеленые | Де Гроенен | EGP | Зеленые- EFA | 10,883 | 0,23 | 0,04 | 0/26 | 0 | ||||
список | ЖИЗНЬ ИИСУСА | ИЕЗУС ЛЕФТ | нет | 9,507 | 0,20 | новый | 0/26 | 0 | |||||
список | ichooseforhonest.eu | ikkiesvooreerlijk.eu | нет | 6,796 | 0,14 | новый | 0/26 | 0 | |||||
список | Либерально-демократическая партия | Либерально-демократическая партия | нет | 6,349 | 0,13 | 0,11 | 0/26 | 0 | |||||
список | Фокус и простота | Aandacht en Eenvoud | нет | 3,174 | 0,07 | новый | 0/26 | 0 | |||||
список | IQ, Права-Обязательства-Сторона | IQ, d e Rechten-Plichten-Partij | нет | 1,705 | 0,04 | новый | 0/26 | 0 | |||||
Действительные голоса | 4,753,746 | 99,40 | 0,16 | ||||||||||
Пустые голоса | 16,786 | 0,35 | 0,13 | ||||||||||
Недействительные голоса | 11719 | 0,25 | 0,03 | ||||||||||
Всего | 4,782,251 | 100,00 | 26 | 0 | |||||||||
Электорат (правомочные избиратели) и явка избирателей | 12,815,496 | 37,32 | 0,57 | ||||||||||
Источник: |
.
Муниципальные выборы 2014 г. в Голландии были успешными для местных партий, которые увеличили свою долю до 30% голосов. Христианско-демократический призыв оставался крупнейшей партией в стране, набрав 14% голосов. D66 и SP также значительно выросли по сравнению с выборами 2010 года, получив 12% и 7% соответственно. ВВД, хотя и по-прежнему занимает третье место по стране, значительно проиграл по сравнению с выборами 2010 года, набрав 12% голосов. Однако бесспорным проигравшим на выборах стала PvdA, получившая 10% голосов и потерявшая большинство в Амстердаме.
Следующие выборы в Нидерланды планируются (в хронологическом порядке):
В следующих таблицах показаны общие результаты выборов и кабинеты в Нидерланды с Второй мировой войны. В таблице перечислены только партии, которые когда-либо получали места за этот период (количество участвующих партий во всеобщих выборах обычно составляет около 20).
Цифры показывают количество мест для каждой партии. Общее количество мест в парламенте составляет 150, поэтому для большинства коалиции необходимо не менее 76 мест.
В каждой таблице стороны разделены на три группы; партии, входившие в состав правительства, второстепенные партии и вымершие партии. Внутри каждой группы партии сгруппированы примерно по схеме левый - христианский - правый.
столбцы | |||
Выборы | Годы выборов (ссылки на соответствующие статьи) | ||
sc | «смена места»; количество мест, которые менялись между партиями. Числа в скобках предполагают, что объединяющиеся стороны будут такими же, как и новая партия | ||
Кабинет | Получившиеся шкафы (не обязательно в том же году) | ||
Срок | Продолжительность срока этого кабинета, в месяцах | ||
% | процент мест, занимаемых правительственными партиями. (Обратите внимание, что другие числа - это места, а не проценты.) | ||
ячейки | |||
жирный шрифт | партия в кабинете (правительстве) | ||
- | недостаточно голосов, чтобы получить место в парламенте | ||
партия не существует then or did not participate nationally | |||
no elections |
Party name abbreviations. GrL = GroenLinks (a merger of PPR, PSP, CPN and EVP). ChU = ChristenUnie (a merger of RPF and GVP)
Election | sc | Cabinet | Term. (months) | % | PvdA | D66 | CU | CDA | VVD | SP | GrL | DENK | PvdD | SGP | FvD | PVV | 50PLUS | CPN | PSP | PPR | EVP | DS70 | RPF | GPV | BP | LN | AOV | U55 | CP | CD | LPF | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2017 | ? | Rutte III | ? | 51 | 9 | 19 | 5 | 19 | 33 | 14 | 14 | 3 | 5 | 3 | 2 | 20 | 4 | ||||||||||||||||||
2012 | ? | Rutte II | ? | 53 | 38 | 12 | 5 | 13 | 41 | 15 | 4 | 2 | 3 | 15 | 2 | ||||||||||||||||||||
2010 | ? | Rutte I | ? | 35 | 30 | 10 | 5 | 21 | 31 | 15 | 10 | 2 | 2 | 24 | |||||||||||||||||||||
2006 | 30 | Balkenende IV | 44 | 53 | 33 | 3 | 6 | 41 | 22 | 25 | 7 | 2 | 2 | 9 | - | ||||||||||||||||||||
— | - | Balkenende III | 7 | 48 | 42 | 6 | 3 | 44 | 28 | 9 | 8 | 2 | 8 | ||||||||||||||||||||||
2003 | 24 | Balkenende II | 38 | 52 | 42 | 6 | 3 | 44 | 28 | 9 | 8 | 2 | 8 | ||||||||||||||||||||||
2002 | (36) | Balkenende I | 10 | 62 | 23 | 7 | 4 | 43 | 24 | 9 | 10 | 2 | << ChU | 2 | 26 | ||||||||||||||||||||
1998 | 25 | Kok II | 47 | 65 | 45 | 14 | 29 | 38 | 5 | 11 | 3 | 3 | 2 | ||||||||||||||||||||||
1994 | 34 | Kok I | 48 | 61 | 37 | 24 | 34 | 31 | 2 | 5 | 2 | 3 | 2 | 6 | 1 | 3 | |||||||||||||||||||
1989 | (8) | Lubbers III | 57 | 69 | 49 | 12 | 54 | 22 | - | 6 | 3 | << GrL | 1 | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||
1986 | 17 | Lubbers II | 40 | 54 | 52 | 9 | 54 | 27 | - | 3 | - | 1 | 2 | - | 1 | 1 | - | - | |||||||||||||||||
1982 | 15 | Lubbers I | 44 | 54 | 47 | 6 | 45 | 36 | - | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | - | 2 | 1 | 1 | |||||||||||||||||
— | - | van Agt III | 5 | 43 | 44 | 17 | 48 | 26 | - | 3 | 3 | 3 | 3 | - | 2 | 1 | |||||||||||||||||||
1981 | 14 | van Agt II | 8 | 73 | 44 | 17 | 48 | 26 | - | 3 | 3 | 3 | 3 | - | 2 | 1 | |||||||||||||||||||
1977 | (19) | Van Agt I | 45 | 51 | 53 | 8 | 49 | 28 | - | 3 | 2 | 1 | 3 | 1 | - | 1 | 1 |
In 1977, KVP, ARP and CHU merged into CDA.
DS'70 split off from PvdA. KNP is former Lijst Welter, which split off from KVP in 1948, but returned to that party in 1955. PvdV is the forerunner of VVD
Election | sc | Cabinet | Term. (months) | % | PvdA | DS70 | D66 | PPR | KVP | ARP | CHU | VVD | CPN | PSP | SGP | GPV | RKPN | BP | NMP | KNP | PvdV | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1972 | 20 | Den Uyl | 55 | 65 | 43 | 6 | 6 | 7 | 27 | 14 | 7 | 22 | 7 | 2 | 3 | 2 | 1 | 3 | - | |||||||
— | - | Biesheuvel II | 9 | 49 | 39 | 8 | 11 | 2 | 35 | 13 | 10 | 16 | 6 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | ||||||||
1971 | 19 | Biesheuvel I | 13 | 55 | 39 | 8 | 11 | 2 | 35 | 13 | 10 | 16 | 6 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | ||||||||
1967 | 15 | De Jong | 51 | 57 | 37 | 7 | 42 | 15 | 12 | 17 | 5 | 4 | 3 | 1 | 7 | |||||||||||
— | - | Zijlstra | 4 | 42 | 43 | 50 | 13 | 13 | 16 | 4 | 4 | 3 | 1 | 3 | ||||||||||||
— | - | Cals | 19 | 71 | 43 | 50 | 13 | 13 | 16 | 4 | 4 | 3 | 1 | 3 | ||||||||||||
1963 | 9 | Marijnen | 21 | 61 | 43 | 50 | 13 | 13 | 16 | 4 | 4 | 3 | 1 | 3 | ||||||||||||
1959 | 8 | De Quay | 50 | 50 | 48 | 49 | 14 | 12 | 19 | 3 | 2 | 3 | - | - | ||||||||||||
— | - | Beel II | 5 | 51 | 50 | 49 | 15 | 13 | 13 | 7 | 3 | - | ||||||||||||||
expansion from 100 to 150 seats | 85 | 50 | 49 | 15 | 13 | 13 | 7 | 3 | - | |||||||||||||||||
1956 | 7 | Drees IV | 26 | 85 | 34 | 33 | 10 | 8 | 9 | 4 | 2 | - | ||||||||||||||
1952 | 6 | Drees III | 49 | 81 | 30 | 30 | 12 | 9 | 9 | 6 | 2 | - | 2 | |||||||||||||
— | - | Drees II | 18 | 76 | 27 | 32 | 13 | 9 | 8 | 8 | 2 | - | 1 | |||||||||||||
1948 | (4) | Drees I | 31 | 76 | 27 | 32 | 13 | 9 | 8 | 8 | 2 | - | 1 | |||||||||||||
1946 | ? | Beel I | 25 | 61 | 29 | 32 | 13 | 8 | 10 | 2 | 6 | |||||||||||||||
— | ? | Schermerhorn-Drees | 13 | (no election - appointed by queen) | ||||||||||||||||||||||
1940–1945: War cabinets without elections |
minority caretaker cabinet. extra-parliamentary cabinet. minority cabinet
Wikimedia Commons has media related to Elections in the Netherlands. |