Экаяна (традиционный китайский : 一 乘; пиньинь : Ичэн; Японский : い ち じ ょ う; Корейский : 일승) - санскритское слово, которое может означать «один путь» или «одно транспортное средство». Он используется как в Упанишадах, так и в сутрах Махаяны.
В Брихадараньяка-упанишаде «экаяна» приобрела особое значение как метафора духовного путешествия.. Фраза vedānāṃ vāk ekayānam приблизительно переводится как «единственное предназначение Вед - это дух слова».
Сутры Экаяны, оказывающие наибольшее влияние, являются Сутра Лотоса, Сутра Шрималадеви, Ратнаготравибхага и Татхагатагарбха-сутры, которые также включают Татхагатагарбха-сутра >, Махаяна Махапаринирвана Сутра и Ангулималия Сутра. Сутры с аналогичными учениями включают Ланкаватара-сутру и Аватамсака-сутру. Лотосовая сутра заявляет, что «три колесницы Шраваки (ученик), Пратьекабудда (Одинокий Будда) и Бодхисаттва на самом деле являются всего лишь тремя подходящими приспособлениями (упаячаушалья ) для привлечения существ к единой колеснице будды, с помощью которой они все становятся буддами ».
В то время как буддизм« одной колесницы »пришел в упадок в Индии вместе с В остальном буддизме это стало ключевым аспектом аккультурации и принятия буддизма в Китае. Китайская ассимиляция буддизма столкнулась в огромном разнообразии буддийских текстов с проблемой сортировки в них для определения сути буддийского учения.
Эта проблема была решена китайскими буддийскими учителями, приняв одну или несколько из Экаяна-сутр как центральную для понимания разнообразия буддизма. доктрины и практики Тяньтай (яп. Тэндай ) и Хуайен (яп. Кэгон ) буддистов секты смогли представить синтез разнообразия буддизма, понятного и приемлемого китайскому мировоззрению.
Чань-буддизм уникальным образом повлиял на этот синтез, сосредоточив внимание на практике медитации, как преподается в Ланкаватара-сутре, как на основном методе личного осознания учений экаяны, в то же время время признать трансцендентный и религиозный аспекты, представленные Аватамсакой и Сутрами Лотоса, соответственно. Индийский буддийский монах Бодхидхарма (ок. 5-6 вв.), Который считается основателем чань-буддизма, как говорят, принес в Китай "школу Экаяна южной Индии" и передал ее вместе с Ланкаватара-сутра своему главному ученику, Дазу Хуйке (487-593), известному как Второй предок-основатель линии Чань.
Гуйфэн Цзунми (780-841) был аккредитованным мастером как Чань, так и Хуаянь. В своем трактате «Дебаты об изначальной личности» (кит. : 原人 論) он недвусмысленно определяет учение экаяны как наиболее глубокий тип духовного осознания и приравнивает его к прямому осознанию собственной природы:
Само учение Будды идет от поверхностного к глубокому. В общих чертах можно выделить пять классов: 1. Учения людей и небесных существ. 2. Учение о малой колеснице (хинаяна). 3. Учение Великой колесницы (Махаяна) о характеристиках Дхармы (дхармалакшана). 4. Учение Великой колесницы разрушающим характеристикам. 5. Учение единой колесницы (экаяна) о проявлении природы ».
Таким образом, по словам Зонгми, который был учителем линии как Хуаяна, так и Чана, он четко отличал экаяну от махаяны и учения махаяны от Йогачара (его Махаяна класс 3) и Мадхьямака (его четвертый класс Махаяны) были затмины более глубоким учением Экаяны о «проявлении природы».