Дора Сток

редактировать
Дора Сток, автопортрет, в Kügelgenhaus, Дрезден

Дора (Дорис, Доротея) Сток (6 марта 1760 - 30 марта 1832) был немецким художником 18-19 веков, специализировавшимся на портретной живописи. Она находилась в центре высоко культурного дома, в котором гостями было множество художников, музыкантов и писателей; среди ее друзей и знакомых были некоторые из самых выдающихся личностей ее времени, в том числе Гете, Шиллер и Моцарт.

Содержание
  • 1 Жизнь
    • 1.1 Детство
    • 1.2 Гете
    • 1.3 Обучение
    • 1.4 Любовная жизнь
    • 1.5 Сток и Кёрнерс
    • 1.6 Отношения с Шиллером
    • 1.7 Творческая жизнь
    • 1.8 Позже
  • 2 Моцарт портрет
    • 2.1 История портрета
    • 2.2 Анекдот Сток из Моцарта
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
Жизнь

Детство

Она родилась в Нюрнберг граверу по меди Иоганну Михаэлю Штоку (1737–1773). В 1756 году Сток женился на вдове на пять лет старше его - Марии Элен Энднер, урожденной Швабе (1733–1782), у которой уже был сын Георг Густав от предыдущего брака. Дора была первым из двух выживших детей, рожденных от этого брака; два года спустя родилась ее младшая сестра Анна Мария Якобина, которую звали Минна (11 марта 1762 - 1843 гг.).

Когда Доре было пять лет, ее отец устроился на должность в Лейпциге, работая гравером и иллюстратором в типографии и издательстве Breitkopf, и его семья несколько месяцев спустя последовал за ним в Лейпциг. Семья Сток была небогатой. Они жили в мансардных комнатах пятого этажа в здании, нижние этажи которого занимали типографии Breitkopf. Отец работал в гостиной, где было хорошее оконное освещение, в окружении своей семьи.

Как это было принято для детей того времени (особенно девочек), Дора не ходила в школу; однако местный священник обучил ее основным навыкам чтения и арифметики, а мать научила ее музыке; в их доме было скромное пианино. Богатая семья Брейткопф также часто приглашала ее в свой дом, где она играла с детьми, получившими более серьезное образование.

Гете

Начиная с шести лет Доре ее дом очень часто посещали Иоганн Вольфганг фон Гете, который в конечном итоге стал выдающимся деятелем немецкой литературы, но в то время был 16-летним юристом, изучавшим юриспруденцию в университете. Гете записался с отцом Доры на уроки рисования и гравюры.

Молодой Гете обучал Дору театру и вел домашние представления, в которых Дора принимала участие. Однако в целом его присутствие в доме Сток было разрушительным и расстраивающим. В одном типичном эпизоде ​​на Рождество Гете уговорил семейную собаку съесть леденец Христос. Гете также требовал, чтобы Дора и Минна служили в качестве наблюдателей всякий раз, когда он развлекал женскую компанию, и (к заботе семьи) он вывел отца выпить в Ауэрбах Келлер, сцена, позже увековеченная в Фауст.

Гете встречал взрослых Дору и Минну в последующие годы несколько раз и оставался с ними в дружеских отношениях. Однако она так и не написала его портрет.

Обучение

Подросток Гете дал отцу Доры совет о том, как вырастить своих дочерей: «[обучите их] ничему, кроме искусства ведения домашнего хозяйства, пусть они будут хорошими поварами, это будет лучше для их будущих мужей ». Однако ее отец не имел таких намерений, и Дора усердно училась искусству рисования и гравюры на его верстаке; очевидно, она была его звездной ученицей. Позже Дора училась у Адама Фридриха Эзера и (возможно) Антона Граффа, обоих художников. После смерти отца в 1773 году Дора смогла сохранить семью на плаву вместе со своим старшим сводным братом, продолжив деловые отношения семьи с Брайткопфом.

Любовная жизнь

В позднем подростковом возрасте у нее было два жениха, от обоих она отказалась. В 1780 году в возрасте 20 лет обручился с 16-летним будущим писателем Людвигом Фердинандом Хубером. Поскольку у Хубера не было средств прокормить семью, помолвка была очень долгой. В 1788 году Хубер уехал на дипломатическую должность в Майнц ; однако вместо того, чтобы сделать брак возможным, это привело к его расторжению: Хубер завязал отношения с Терезой Форстер, брошенной женой Георга Форстера, о которых Дора узнала только в 1792. После этого события, которое Сигель характеризует как разрушительное, Дора больше не планировала выходить замуж и оставалась одинокой на всю оставшуюся жизнь.

Минна Кёрнер, изображенная ее сестрой Дорой. В Körnermuseum в Дрездене.

Шток и Кёрнеры

На протяжении всей своей жизни Дора была очень близка со своей младшей сестрой Минной. Минна была помолвлена ​​с Кристианом Готфридом Кёрнером вскоре после того, как он получил университетскую степень. Минна и Кёрнер не смогли пожениться из-за упорных возражений состоятельного отца Кёрнера, который не мог вынести мысли о том, что его сын Готфрид женится на «девушке лавочника».

В 1785 году отец Кёрнера умер. оставив сыну солидное наследство. Это позволило Готфриду и Минне пожениться. Они сделали это 7 августа и переехали в Дрезден, где Кёрнер ранее занимал младшую юридическую должность (со временем он дослужился до старшего звания, консисториального советника). После их медового месяца Дора переехала к ним, заняла небольшую спальню и установила свой рисовальный аппарат в общей гостиной.

Готфрид, Минна и Дора вскоре превратили свой дом в важный культурный центр. Роберт Риггс пишет:

Дом Кёрнеров в Дрездене... превратился в литературный и музыкальный салон. Читались пьесы и эссе; исполнялась сингшпиль и камерная музыка; читались лекции по искусству. Среди гостей и участников были Иоганн Готфрид фон Гердер, Гете Вильгельм фон Гумбольдт, братья Шлегели, Людвиг Тик, Новалис и музыканты Иоганн Науман, Иоганн Хиллер, Карл Целтер, Моцарт и Вебер.

У Кёрнеров было двое детей, переживших младенчество. У обоих была короткая, но успешная жизнь: Эмма Кёрнер (1788–1815), которая стала искусным художником, и Теодор Кёрнер (1791–1813), который стал известным солдатом. поэт. Дора помогала воспитывать и обучать обоих детей и рисовала их портреты.

Портрет Фридриха Шиллера со стороны Стокса 1787 года

Отношения с Шиллером

Начиная с 1784 года Дора, Хубер, Минна и Кёрнер подружились с ними. поэт Фридрих Шиллер. Дружба началась с идеи Доры, отправившей анонимный пакет символических подарков (вклад Доры был миниатюрным портретом каждого из четырех). Этот жест очень воодушевил Шиллера, подняв ему настроение в трудный ранний период его карьеры. В 1785 году он посетил группу и провел с ними отпуск в Лошвице, сельской деревне недалеко от Дрездена, в конце концов прожив два года в доме Кёрнеров и оставшись другом на всю жизнь. Дора написала три портрета Шиллера.

В доме Кёрнеров Готфрид построил небольшой театр для семейных театральных постановок, которые, по словам Сигеля, были достаточно хороши, чтобы привлечь внимание профессиональных театральных деятелей. Поскольку Шиллер был близким другом, этот театр служил местом для (частных) премьер ряда его еще не опубликованных пьес; Сигел отмечает, что Теодор Кёрнер был первым, кто сыграл роль Вильгельма Телля, а сама Сток была первой Жанной д'Арк (в Орлеанской деве ). Сток также был «режиссером, постановщиком и детским тренером».

Художественная жизнь

Искусство Доры Сток почти полностью состояло из портретов. Биограф Стока Линда Сигел подробно описывает и оценивает эти картины; в общих чертах она оценивает их как глубоко продуманные работы, отличающиеся честностью и реалистичностью и не всегда лестные для их сюжетов. Анонимный рецензент книги Сигела говорит о Сток, что она «отшатывалась от тщеславия или преувеличения, ценностей, которые очевидны в ее чрезвычайно компетентных и жестоко честных портретах».

Посмертный портрет Доры Сток (1815 г.) ее племянника Теодор Кёрнер. Он изображен в своей форме Freikorps, стоящей под дубом.

Сток работал с тремя любимыми медиа: пастелью, маслом и сильверпойнтом. Она была одаренным переписчиком и, по словам Зигеля, «не могла угнаться за количеством запросов на копии работ в Дрезденской картинной галерее».

Она была членом Дрезденской академии искусств. ; ее работы выставлялись здесь пять раз в течение 1800–1813 гг.

Дальнейшая жизнь

Годы 1813–1815 гг. были тяжелыми и трагическими для Сток. В Дрездене царил хаос с заключительных этапов наполеоновских войн, когда дома (включая дом Кёрнеров) были захвачены французскими солдатами и погибло множество мирных жителей. Племянник Стока Теодор, который вызвался в Freikorps для борьбы с Наполеоном, погиб в бою (1813 г.); и племянница Эмма умерла от непродолжительной болезни два года спустя, оставив Кёрнеров бездетными. Сток, которая была для детей своей сестры как вторая мать, была в таком же опустошенном состоянии, как Минна и Готфрид. Наконец, Готфрид вступил в конфликт с Фридрихом Августом, правителем Саксонии, и потерял работу.

В 1815 году все трое переехали в Берлин, где Готфрид нашел должность государственного служащего, и там она провела остаток своей жизни. Она перестала рисовать и рисовать примерно после 1821 года из-за болезни.

Портрет Моцарта

Вероятно, самый известный из портретов Стокса - это изображение Вольфганга Амадея Моцарта. Это может быть последний портрет Моцарта, сделанный с натуры, и он широко воспроизводится.

Портрет Моцарта Доры Сток 1789 года

В апреле 1789 года, когда она создавала этот портрет, Дора Сток жила в Дрездене с Минной и Готфридом, все еще воображая себя помолвкой с далеким Хубером. В это время Моцарт проезжал по городу и давал концерты в рамках путешествия по Берлину, которое он совершил весной 1789 года. 16 или 17 апреля 1789 года Моцарт нанес общественный визит в дом Кёрнеров. Сток воспользовался случаем, чтобы нарисовать портрет Моцарта в silverpoint на доске из слоновой кости, показанной здесь.

Очевидно, в то время сильверпоинт не был широко распространен; Возможно, Дора научилась этому медиуму у своего отца.

Портрет довольно маленький: 7,6 на 6,0 см.

История портрета

, одноразового владельца картины, указывает, что портрет хранился Фридрихом Кёрнером (которого он не называет) в течение примерно 50 лет после его создания. Дальнейшую его историю рассказала немецкая газета Die Welt: «Картина перешла от Кёрнеров к дирижеру Карлу Эккерту ; позже ею владел Генри Хинрихсен, владелец CF Peters музыкальное издательство Лейпцига. Он был убит в Освенциме в 1942 году. Его наследники подарили картину семье Розенталей в благодарность за их помощь ».

Альби Розенталь умер в 2004 году. В конце 2005 года его наследники продали картину Моцартеум в Зальцбурге за 250 000 британских фунтов. Он очень хрупкий и хранится в музейных подвалах; представлена ​​только точная копия.

Анекдот Сток из Моцарта

Спустя некоторое время после ее смерти Густав Партей опубликовал книгу под названием Jugenderinnerungen («Воспоминания юности», 1871). Он рассказал историю о визите Моцарта, которую Дора Сток рассказывала ему при жизни:

Сам Моцарт во время своего недолгого пребывания в Дрездене почти ежедневно посещал дом Кёрнерсов. Для очаровательной и остроумной Дорис он был весь в огне и со своей южногерманской живостью сказал ей самые наивные комплименты. Обычно он приходил незадолго до обеда и, вылив поток галантных фраз, садился импровизировать на фортепиано. В соседней комнате тем временем накрывали стол и подавали суп, и слуга объявил, что обед подан. Но кто мог оторваться, когда Моцарт импровизировал! Супу дали остыть, а жареному - подгореть, просто для того, чтобы мы могли продолжать слушать волшебный звук, который мастер, полностью поглощенный тем, что он делает, и не подозревая об остальном мире, издавал из инструмента. Но в конце концов устаешь даже от самых высоких удовольствий, когда желудок дает знать о своих требованиях. После того как суп несколько раз остыл, пока играл Моцарт, его на короткое время взяли на себя. «Моцарт, - сказала Дорис, нежно кладя белоснежную руку ему на плечо, - Моцарт, мы идем обедать; ты хочешь поесть с нами?» Но именно Моцарт так и не явился; он играл спокойно. Таким образом, у нас часто было редчайшее моцартовское музыкальное сопровождение к нашей трапезе, - завершила Дорис свое повествование, и когда мы встали из-за стола, мы обнаружили, что он все еще сидит за клавишами. раз, когда Моцарт посещал дом Кёрнеров. Дом находился на улице в Дрездене, теперь называемой Körnergasse.

Notes
  1. ^Siegel 1993, p. 1
  2. ^ Сигел 1993, гл. 1
  3. ^Цитируется по Siegel 1993, 5; первоначально из Бидермана, Goethes Gespräche ("Беседы Гете"
  4. ^Сигель, Глава 1
  5. ^Сигель 1993, 27
  6. ^Обсуждение и некоторые письма Стокса того времени см. Siegel 1993, 39–43
  7. ^ Siegel 1993, глава 2
  8. ^Siegel 1993, 13
  9. ^Siegel 1993, 18
  10. ^Это были Август Вильгельм Шлегель и Карл Вильгельм Фридрих Шлегель.
  11. ^Риггс (1997, 600)
  12. ^Иоганн Эдвард, первенец (24 июля 1786 г.) умер в семь месяцев; Siegel 1993, 23.
  13. ^Siegel 1993, 14–15
  14. ^Siegel 1993, 22. Можно отметить, что 1785 это дата знаменитой Оды радости ; время, проведенное с его новыми друзьями, действительно, согласно сохранившейся переписке, было радостным временем для поэта.
  15. ^Siegel 1993, 49
  16. ^ Anonymous (1999)
  17. ^Сигел 1993, 8
  18. ^Сигел, глава 10
  19. ^Письмо того времени, описывающее семью погибшего, см. В Siegel (1993, 108).
  20. ^Siegel 1993, 108
  21. ^Первичный источник этого раздел: Deutsch 1965
  22. ^Speyer 1916
  23. ^Rosenthal 1995
  24. ^См. Также Siegel (1993, 31)
  25. ^Выпуск от 4 ноября 2005 г.; загружено с сайта https://www.welt.de/print-welt/article175400/Wirklich_echter_Amadeus.html 10 декабря 2007 г. Немецкий оригинал: "Die Zeichnung ging von den Körners an den Dirigenten Carl Eckert, dann besaß sie" Анри Хинрихсен, der Eigentümer des Leipziger CF Peters Musikverlags. Er wurde 1942 в Освенциме, Эрмордет. Seine Erben schenkten es als Dank für ihre Hilfe der Familie Rosenthal ".
  26. ^http://www.beethoven-haus-bonn.de/sixcms/detail.php/40623/aktuelles_detail_en
  27. ^Выпуск от 4 ноября 2005 г.; загружено с https://www.welt.de/print-welt/article175400/Wirklich_echter_Amadeus.html 10 декабря 2007 г.
  28. ^Моцарт был из Зальцбурга, теперь часть Австрия. В то время Зальцбург был квазинезависимой страной, одним из сотен небольших государств, которые в то время назывались «Германией».
  29. ^Из Deutsch (1965, 568–569). Немецкий оригинал можно найти в Burmeister.
  30. ^Источник для этого раздела: Deutsch 1965
Ссылки

Основная биография Доры Сток на английском языке - это Siegel (1993), цитируется ниже. Это основной источник данной статьи.

  • Аноним (1999) Рецензия на Дору Сток, портретистку кружка Кёрнера в Вене. Журнал женского искусства, Vol. 20, № 1. (Весна - Лето), с. 67. Доступно на JSTOR.
  • Бурмейстер, Клаус (2006) "Besuch aus Wien: Моцарт в Дрездене während seiner Reise über Prag und Leipzig nach Berlin", Philharmonische Blätter, Dresdner Philharmonie, выпуск за январь – март. На немецком языке.
  • Deutsch, Отто Эрих (1965) Моцарт: документальная биография. Стэнфорд, Калифорния: Stanford University Press.
  • Немецкая Википедия, статья «Дора Сток». На странице de: Dora Stock.
  • Роберт Риггс (1997) «'О представлении характера в музыке': Эстетика инструментальной музыки Кристиана Готфрида Кёрнера», The Musical Quarterly vol. 81, No. 4. (Winter, 1997), стр. 599–631.
  • Розенталь, Альби (1995) «Веселый сток», письмо редактору, The Musical Times, Vol. 136, No. 1833, (ноябрь), стр. 572. Доступно на JSTOR.
  • Сигель, Линда (1993) Дора Сток, портретист кружка Кёрнера в Дрездене (1785–1815). Льюистон, Нью-Йорк: E. Mellen Press.
  • Шпейер, Эдвард (1916) «Моцарт в Национальной галерее», журнал для знатоков Burlington, Vol. 28, № 156. (март), стр. 216–217 + 220–222. Доступно в JSTOR.
Последняя правка сделана 2021-05-17 13:18:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте